Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для образовательных учреждений по окружающему миру (автор программы А.А. Плешаков – М, Просвещение, 2019).
Программа рассчитана на 68 часов учебного времени (из расчёта 2 учебных часа в неделю).
Главная цель:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Курс окружающего мира направлен на решение следующих задач:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Метапредметные результаты:
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки учащихся
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программно-методическое обеспечение
1. УМК
- учебник
Плешаков А. А. Окружающий мир.4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2019г.
- тетрадь
Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019г.
- Окружающий мир. 4 класс. КИМ – М. ВАКО, 2019г.
Учебно-методическая литература для педагога:
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс / Н.Ю. Васильева.- М.: ВАКО, 2019г. – 384 с.
- Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.М. Белянкова, А.Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 2019г.
Электронные ресурсы
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- сайт образовательной программы «Школа России»: school-russia.prosv.ru
- Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/
- Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику.
- В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
Электронные пособия:
1. электронное приложение к учебнику Плешакова А. А.Окружающий мир. 4 класс.
2. сайт http://catalog.iot.ru,
http://www.1september.ru/
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&c id=277
3. Материально-техническое обеспечение:
1. комплект учебно-наглядных пособий
2. компьютер с лицензионным программным обеспечением;
3. принтер;
Учебно – тематический план (136 часов)
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Часы аудиторных занятий | Часы вне аудиторных занятий |
1 | Земля и человечество | 9 ч | 9 ч | - |
2 | Природа России | 10 ч. | 10 ч. | - |
3 | Родной край-часть большой страны. | 15ч | 15ч | - |
4 | Страницы Всемирной истории | 5ч | 5ч | - |
5 | Страницы истории России | 20 ч | 20 ч | - |
6 | Современная Россия | 9 ч | 9 ч | - |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Решаемые проблемы | Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) | ||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные. | Личностные результаты | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
«Земля и человечество» -9 ч | ||||||||||
1 | Мир глазами астронома | 1 | Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. | Астрономия, астроном. | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Оценивать жизненные ситуации. Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | |||
2 | Планеты солнечной системы. | 1 | Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года | Планеты солнечной системы | Умение работать с готовыми моделями (глобусом и картой) создавать несложные модели. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Оценивать жизненные ситуации | |||
3 | Звездное небо – Великая книга | 1 | Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопление звёзд в созвездии Тельца | Созвездия | Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К.Доносить свою позицию до других. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Оценивать жизненные ситуации | |||
4 | Мир глазами географа. | 1 | Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса | Географ География Глобус Экватор Географическая карта | Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
5 | Мир глазами историка | 1 | Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории | Археология История | Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
6 | Когда и где? | 1 | Понятие о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта | Историческая карта Век, столетие, Летосчисление | Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | |||
7 | Мир глазами эколога | 1 | Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения . международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь | Эколог экология | Человек - часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. Установка на безопасный здоровый образ жизни. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | |||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | Понятие о всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга | Объекты всемирного наследия, Красная книга | Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Установка на безопасный здоровый образ жизни. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить .Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | |||
9 | Презентация проектов | 1 | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | проект | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | ||||
«Природа России» - 10 ч. | ||||||||||
10 | Равнины и горы России | 1 | Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России. | Равнины, горы | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий | Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Оценивать жизненные ситуации | |||
11 | Моря , озёра и реки России | 1 | Водоёмы, их разнообразие, использование человеком | Моря , озёра и реки | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий). | Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | Осознание себя членом общества и государства чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Оценивать жизненные ситуации | |||
12 | Природные зоны России | 1 | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе | Природные зоны | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. | Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Осознание себя членом общества и государства чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Оценивать жизненные ситуации | |||
13 | Зона арктических пустынь | 1 | Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование | Зона арктических пустынь | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. | Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
14 | Тундра | 1 | Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека | Тундра | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. | Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
15 | Леса России | 1 | Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир. | Тайга Смешанный лес Широколиственный лес | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. | Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
16 | Лес и человек | 1 | Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным | Фитонциды | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К. Пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
17 | Зона степей | 1 | Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы. | Зона степей | Знать общие условия, необходимые для жизни живых Организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей. | Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
18 | Пустыни | 1 | Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир. | Пустыни | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить Примеры представителей разных групп растений и животных пустыни. | Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
19 | У Чёрного моря | 1 | Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей. | Природная зона субтропиков | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить Примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья. | Р.Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. П.Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
«Родной край-часть большой страны»-15ч | ||||||||||
20 | Наш край | 1 | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Карта родного края | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе. | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам. | |||
21 | Поверхность нашего края | 1 | Представление о поверхности родного края; работа с картой | Рельеф Равнина Гора Холм Овраг Балка Террикон | Показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей | |||
22 | Водные богатства нашего края | 1 | Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана | Водоёмы | Показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки. | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. | |||
23 | Наши подземные богатства | 1 | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Полезные ископаемые | Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях | |||
24 | Земля – кормилица | 1 | Различные виды почв и их состав . Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов | Полезные ископаемые Плодородие | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы(цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
25 | Жизнь леса | 1 | Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов | Природное сообщество Ярусность леса Лесная подстилка | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | |||
26 | Жизнь луга | 1 | Представления о луге, как природном сообществе | Луг | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | ||||
27 | Жизнь в пресных водоёмах | 1 | Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма | Водоём Растения водоёма Животные водоёма Цепи питания | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | ||||
28 29 30 | Природные сообщества родного края (Экскурсии) | 3 | Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Экскурсия | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае. | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | |||
31 | Растениеводство в нашем крае | 1 | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Полеводство Овощеводство Цветоводство Плодоводство Сорта культурных растений | Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов. | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
32 | Животноводство в нашем крае | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Скотоводство Коневодство Кролиководство Птицеводство Рыболовство Пчеловодство Свиноводство | Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов. | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
33 | Презентация проектов | 1 | Обобщение и проверка знаний учащихся. | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |||||
34 | Обобщающий урок по разделам. | 1 | Обобщить знания учащихся. | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Р.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. | ||||
«Страницы Всемирной истории» -5 ч | ||||||||||
35 | Начало истории человечества | 1 | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Первобытные люди Дриопитек Археология Геродот | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту Времени. | Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания. К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. | Древний Египет Древний Рим Древняя Греция | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Средневековье Христианство Ислам Буддизм Правила этикета | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия | Новое время | Знать выдающихся людей новейшего времени. | Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Выдающиеся люди разных эпох. Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия | Новейшее время | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач. | Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
40 | Презентация проектов | 1 | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Новейшее время | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Р.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П.Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Оценивать жизненные ситуации. | |||
«Страницы истории России» - 20 ч | ||||||||||
41 | Жизнь древних славян | 1 | Представление о жизни древних славян. | Поляне Дреговичи Словене Древляне Северяне Родимичи Волыняне Вятичи Уличи Кривичи | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Оценивать жизненные ситуации | |||
42 | Во времена Древней Руси | 1 | Представление о Древней Руси, русских князьях | Древняя Русь | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Оценивать жизненные ситуации | |||
43 | Страна городов | 1 | Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде | Древний Киев Древний Новгород Юрий Долгорукий Ярослав Мудрый Вещий Олег Рюрик | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
44 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; | Летопись Кирилл Мефодий Глаголица Кириллица азбука | Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
45 | Трудные времена на русской земле | 1 | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Монголо-татары Александр Невский | Показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской Битвы. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека | |||
46 | Русь расправляет крылья | 1 | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. | Иван Калита Шапка Мономаха | Показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской Битвы. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей | |||
47 | Куликовская битва | 1 | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. | Куликовская битва Дмитрий Донской | Показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской Битвы. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
48 | Иван III (Третий) | 1 | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. | Иван Третий Московский Кремль | Показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской Битвы. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю | |||
49 | Мастера печатных дел | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | Первопечатник Апостол книгопечатание | Использовать полученные знания. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю. Осознание своей этнической принадлежности. | |||
50 | Патриоты России | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | Патриот Патриотизм Народное ополчение | Использовать полученные знания. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю. | |||
51 | Пётр Великий | 1 | Времена правления Петра 1, его реформах. Выдающиеся люди разных эпох. | Пётр Великий | Использовать полученные знания. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю. | |||
52 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | Михаил Васильевич Ломоносов | Использовать полученные знания. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину. Осознание своей этнической принадлежности. | |||
53 | Екатерина Великая | 1 | Россия во времена правления Екатерины 2 | Екатерина Великая | Использовать полученные знания. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю. | |||
54 | Отечественная война 1812 года | 1 | Представление о войне 1812 года. | Отечественная война | Работать с исторической картой. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
55 | Страницы истории XIХ века | 1 | Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени | Реформа | Показывать на карте границы России, некоторые города России. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
56 | Россия вступает в 20 век | 1 | Важнейшие события в России в начале 20 века | Первая мировая война | Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
57 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы | Индустриализация Коллективизация Репрессии | Описывать исторические события в начале XX века в России. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | |||
58 | Великая война и великая Победа | 1 | Великая Отечественная война и её герои | Великая отечественная война | Описывать исторические события, пользуясь исторической картой. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей | |||
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Космос Биография Ю.А.Гагарина | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей | |||
60 | Презентация проектов | 1 | Выдающиеся люди разных эпох. | Космос | Слушать учителя принимать участие в диалоге. Строить сообщения в устной и письменной форме. | Р.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
«Современная Россия» - 9 ч | ||||||||||
61 | Основной закон России и права человека | 1 | Конституция Права человека Декларация прав ООН Федерация | Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России; К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||
62 | Мы – граждане России | 1 | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | Президент Законы Государственная дума Совет Федерации | Описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России; К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | |||
63 | Славные символы России | 1 | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Государственные символы Флаг Герб Гимн | Описывать историю создания гимна, герба, флага. | Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России; К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю. | |||
64 | Такие разные праздники | 1 | Праздники России, их различие и особенности. Охрана памятников истории и культуры. | Семейные, Народные, Государственные, Профессиональные- праздники | Описывать государственные праздники, традиции народов России. | Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России; К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю. | |||
65 66 | Путешествие по России | 2 | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. | Дальний Восток Сибирь Урал Русский Север | Показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране. | Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России; К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
67 | Презентация проектов | 1 | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Дальний Восток Сибирь Урал Русский Север | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России; К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | |||
68 | Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам | 1 | Обобщить знания учащихся. | Семейные, Народные, Государственные, Профессиональные- праздники | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Р.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П.приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; приводить примеры народов России; К.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...