Методическая разработка урока по окружающему миру "Что значит деньги"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма проведения урока: комбинированный урок
Место урока в изучаемой теме:
Данный урок является восьмым по теме «Чему учит экономика». Связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся знакомились с понятиями «экономика», «потребности», «услуги».
Цель урока: формирование представления о деньгах и их роли в экономике.
Решаемые учебные задачи:
- Организовать деятельность обучающихся, направленную на формирование представления о деньгах, как средстве приобретения товаров и осуществления платежа;
- создать условия для знакомства с новыми понятиями «бартер», «купля – продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами;
- совершенствовать умение различать современные российские денежные единицы и денежные единицы некоторых стран;
- способствовать развитию навыка выделять и называть части монеты;
- содействовать воспитанию интереса к изучаемому материалу, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
- Познакомятся со способами обмена товаров и услуг;
- узнают, что такое деньги, научатся понимать роль денег
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- Бартер, купля-продажа, деньги, цена, заработная плата, монеты, банкноты, сбережения, аверс, реверс, легенда, номинал, гурт, нумизматы.
Используемые на уроке средства ИКТ: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, карточки для работы в парах и индивидуальной работы.
Урок был построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения. Так как любой процесс познания должен начинаться с мотивации, побуждающей учащихся к вступлению в деятельность, поэтому каждый этап урока был продуман с учетом различных приемов активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Контроль за усвоением знаний и умений учащихся осуществлялся в следующих формах: вербальный – на протяжении фронтального опроса и выполнения практической работы; зрительный – просмотр выполнения задания. Оценка деятельности учащихся осуществлялась по завершению выполнения ими практического задания.
Для решения задач урока была выбрана рациональная структура, которая была логичной, последовательной. Главным был не переход от одной структурной единицы к другой, а смена видов деятельности.
Данный урок построен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 3 класса. Ребята этого класса активны, работоспособны, могут выполнять творческие задания. Предложенные задания на уроке были ориентированы на развитие интеллектуальных возможностей учеников. Особое внимание необходимо было уделить индивидуальной работе учащихся при работе с учебником.
Практические задания, смена видов деятельности, психологический комфорт – все это обеспечивало высокую работоспособность учащихся в течение всего урока. Мотивация учащихся поддерживалась и развивалась за счет интересного учащимся тематического содержания урока, атмосферы непринужденности, работы в парах, слушания сообщений одноклассников. Ученики были активны и вместе с тем дисциплинированны.
Рациональность использования времени на уроке и предупреждение перегрузки обеспечивались формой и структурой урока.
Основная цель и задачи урока были достигнуты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.53 МБ |
Дидактические материалы | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Соедините линиями, какие потребности удовлетворяют группы слов: (Работа в парах)
А. Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки тепло.
Б. Книга, школа, библиотека, институт жажда.
В. Прививка, таблетки, градусник, бинт сон
Д. Сок, вода, чай образование
Е. Кровать, подушка, одеяло здоровье.
Ж. Печь, камин, батарея, костер информация
К. Газеты, книги, радио, телевизор пища.
Кроссворд «Деньги» (в презентации)
1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. (Труд)
2. Распространенное природное богатство, твердое полезное ископаемое, используемое в строительстве, из особого его вида производят стекло. (Песок)
3. Продукт растениеводства, прядильная культура, из которой производят ткани. (Лён)
4. Молотком шахтёр стучит,
Камень чёрный добывает.
Он потом в печи горит
Дом зимой наш согревает (Уголь)
5. Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей. (Услуга)
6. Прочная горная порода, используемая в строительстве. (Гранит)
Сказочная викторина «Какой обмен совершается?» (работа в парах)
"Сказка о петушке и бобовом зернышке".
"Сенокосы, сенокосы! Дайте сена, сено нести корове, корова даст молока, молоко нести к девкам, девки дадут ниток, нитки к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку" ___________
Сказочная викторина «Какой обмен совершается?» (работа в парах)
"Сказка о мужике-бедняке".
"Возьму этого зайца, да продам за четыре алтына, на те деньги куплю свинушку, она принесет мне двенадцать поросят, поросятки вырастут, принесут еще по двенадцать, я всех приколю, мясо продам, а на денежки дом куплю…" ___________________
Сказочная викторина «Какой обмен совершается?» (работа в парах)
«Муха – Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
Пошла Муха на базар
И купила самовар:_________________
Сказочная викторина «Какой обмен совершается?» (работа в парах)
«По щучьему велению»
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... _______________
Сказочная викторина «Какой обмен совершается?» (работа в парах)
«Гуси – Лебеди»
– Речка–матушка, спрячь меня!
– Съешь моего киселя!
Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”._____________
Доклады подготовленных учеников:
1 уч –ся
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы. Одними из первых денег были раковина каури – моллюсков, добывались в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин. Деньгами служили также шкурки зверей, пищевая соль и даже сушёная рыба.
2 уч: Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам было опасно и неудобно возить деньги (разбойники и грабители легко его находили). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали бумажные расписки.
3 Уч. Первые бумажные деньги появились в Китае в 9 веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было написано, какому количеству, хранящемуся в банке золоту они равны.
Легкие и удобные бумажные деньги быстро завоевали популярность. Но затем у людей возникла новая проблема: появились излишки денег и люди не знали где их хранить. Тогда люди решили построить склад для лишних денег — тихий, уютный и безопасный. Но чтобы не путать его с другими складами решили назвать его ………...
4 уч.Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно ценились куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли «рубль» (от слова «рубить»). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.
Заполни пропуски: (самостоятельная работа)
1. ______________ - особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
2. Есть два способа обмена товарами: ______________и _________________.
3. Стоимость товара указывает ___________________________.
4. В качестве оплаты за работу получают _____________________________.
5. Часть денег откладывают на будущее – это _______________________.
6. Половина серебряного слитка – гривны – это ____________, а монеты, на которых изображён всадник с копьём - _________________________.
7. Людей, которые коллекционируют и изучают монеты, называют_______.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"
Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...
Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.
Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...
Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"
Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...
Методическая разработка урока по окружающему миру , 3 класс. "Что такое деньги".
Урок : «Окружающий мир", 3 класс. ...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Побываем в гостях..." А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс.
На уроке третьеклассники знакомятся с видовым разнообразием жилищ, возводимыми народами России в разные времена....