Открытый урок по литературному чтению по теме: «Люблю природу русскую.Осень»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Санарова Любовь Игнатьевна

Открытый урок по литературному чтению по теме: «Люблю природу русскую.Осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_lyublyu_prirodu_russkuyu.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта обобщающегося урока литературного чтения во 2 классе «Люблю природу русскую. Осень»

Цели деятельности учителя

Создать условия для обобщения и систематизации знаний по разделу; развивать  устную  речь, творчество ,наблюдательность, умение сравнивать, воспитывать  художественно-эстетический вкус любовь к чтению, природе, родному краю.

Тип урока

Обобщение изученного материала.

Планируемые результаты(предметные)

Предметные: Научатся обобщать знания по разделу; читать наизусть произведения; участвовать в обсуждениях. Получат возможность научиться: оценивать свои достижения; создавать с помощью слов картины; отвечать на вопросы.

Метапредметные действия

Познавательные: уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем различного характера.

Регулятивные: уметь планировать и организовать свою деятельность ; определять качество, уровень и результаты  своей деятельности; самостоятельно организовать рабочее место.

Коммуникативные: уметь работать в паре, в группе(распределять обязанности, выслушивать товарища, отстаивать свое мнение); осуществлять взаимопомощь, контроль по заданию; вступать в диалог, в обсуждение ,выражать свои мысли; слушать собеседника.

Личностные: оценивать достижения; любовь к чтению, природе, родному краю.

Формы и методы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Словесный, наглядный, практический, метод контроля.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, учебник.

Наглядно-демонстрационный материал

Карточки с заданиями, рисунки осени, выставка поделок об осени, репродукция картины И.И.Левитана, кластер писателей и поэтов, презентация к уроку, дары осени: фрукты, овощи.

Этапы урока

                            Деятельность учителя

     Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

 Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

I. Органи-зационный

момент

Эмоционально-психологическая готовность к уроку.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования.

-Сегодня к нам пришли  на урок гости, а когда гости-мы всегда радуемся.

-Давайте будем дружить друг с другом, пожелаем успехов и хорошего настроения.

                       Мы пришли сюда учиться.

                       Не лениться, а трудиться.

                       Работаем старательно,

                       Слушаем внимательно.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная.

Регулятивные: контролируют свои действия.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность, проявляют желание учиться.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество учеников с учителем, умеют слушать и понимать учителя.

II.Самоопределение деятель-ности.

Прогнозирование урока.

-Сегодня мы завершаем работу над произведениями раздела.

-А как называется этот большой раздел?

(Люблю природу русскую).

-Отгадайте загадку.

Дни стали короче,            Кто скажет,

Длиннее стали ночи,        Кто знает,

                              Когда это бывает? (Осенью).(Слайд).(Приложение 1).

-Сегодня в гости к нам пришла Осень

Ведь именно ей были посвящены  стихотворения и рассказы этого раздела..-

-Она желает с вами  попутешествовать по всему разделу.

-Осень любит ягоды, грибочки, яблочки, листочки.

-Кто хорошо будет работать, того наградит своими дарами.

-Сейчас откройте учебники на странице  66 по79.-Посмотрите еще раз ,что изучали.

-Чем будем сегодня  заниматься на уроке?

(Все повторим, что мы изучали и знаем по данному разделу).

-Какие цели поставим на уроке?

(Обобщим знания, вспомним писателей ,поэтов и их произведения.

Будем развивать:

 речь, память, творчество фантазию, любовь к чтению, любовь к природе, пополнять словарный запас  ученика).

-Сейчас составим алгоритм действия .(Понять. Уметь. Знать. Обобщать).

Учитель контролирует правильное выполнение алгоритма.

Урок  «Обобщение»

Дает нам понять,

Что мы умеем,

И что должны знать.

-Мы будем путешествовать по станциям. Каждая станция имеет свое название.

Принимают участие в диалоге с учителем.

Предполагают цели урока.

Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя.

Фронтальная.

Игровой момент- (картинка «Осень»).

Регулятивные:  сохраняют и принимают учебную задачу,

ведут контроль своей деятельности и деятельности партнеров,

при необходимости корректируют ее.

Коммуникативные:  участвуют в диалоге,

умеют слушать и слышать,

обосновывают свою точку зрения.

Личностные: приобретают положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; имеют желания учиться.

Познавательные: отвечают на вопросы, строят логические умозаключения.

Речевая разминка

-Итак, первая станция, ребята, какая?

( «Разминка»).

Под ногами листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат

Шурм,  Шуршиха и шуршонок-

Папа, мама и ребенок. (Слайд).     (Приложение 2).

Работа над четким проговариванием:

Громкое чтение

Чтение четкое и быстрое.

-Сначала  читаем все вместе громко, а потом быстро и четко.

-Что такое «Листопад»?

(Это биологический процесс  сбрасывания листвы растениями осенью).

-Молодцы!                                          (Приложение3).

Выражают эмоциональную оценку.

Учатся правильному чтению скороговорки.

Коллективное чтение и оценивание деятельности учеников.

Выполняют задания, знакомятся с новым словом -«Листопад».

Фронтальная.

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией;

Ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно исполняют его

В решении учебной задачи.

Коммуникативные: выражают свои мысли с полным содержанием информации,

с достаточной полнотой и точностью

формулируют  и аргументируют свое мнение, и позицию.;

III. Работа по теме урока

-На какой станции побывали?

(На станции «Разминка»).

-Что проговаривали?

(Скороговорку).

-Какое новое слово узнали?(Листопад).    –Молодцы!

-Следующая станция «Угадай-ка!»

-Я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы назовите фамилии авторов.

-Слушайте очень внимательно.

  Осень наступила,          И глядят уныло

 Высохли цветы,             Голые кусты.

-Кто написал стихотворение?

(А.Плещеев).      (Слайд).-Молодцы!

 Увела  меня дорожка                    Я не малое лукошко,

 От крылечка в лес густой.                 А корзинку взял с собой.                          -Кто написал это стихотворение?

.(В.Берестов).(Слайд).                                                      

Осень. Обсыпается  весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются ,там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

-Кто написал это стихотворение, ребята?

                             (А.Толстой).(Слайд).-Молодцы!

    Опустел скворечник-                       Листьям на деревьях

Улетели птицы,                                 Тоже не сидится.

-А, кто написал это произведение?

(И. Токмакова). (Слайд). (Приложение 4).

-Ребята ,назовите  писателей и поэтов, которых мы

вспомнили:

А.Плещеев, В.Берестов ,А.Толстой, И.Токмакова.

-На какой станции мы останавливались?

(На станции «Угадай-ка!»

Молодцы!

Слушают учителя

. Принимают коллективное участие  в данном задании.

Отвечают на вопросы.

Ученики получают за хорошие ответы дары осени.

Фронтальная

Познавательные: внимательно слушают сообщения,

извлечение информации из текстов,

осознанное построение речевого высказывания, строят  правильные ответы.

Регулятивные: осуществляют контроль и оценивание своей деятельности.

Личностные: Развивается самостоятельность, внимание.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя.

Коммуникативные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух,

правильно строят ответы,

прислушиваются к мнению других.

IV.Работа в паре

-Наше путешествие продолжается.

-Мы приближаемся к станции  «Парная».

-На каждой парте лежат карточки с заданием.

-Нужно соединить название произведений с фамилиями авторов.

-Ребята, как нужно работать в паре?

(внимательно  читать задание,  слушать и помогать друг другу).

(Слайд).                                                    (Приложение5).

-Сейчас проверим, как вы выполнили свою работу

(Слайд).  

 -Какое задание выполняли в паре?

(Соединяли фамилии авторов с названиями рассказов и стихотворений).

-На какой станции присутствовали?

(Станция «Парная»).

-Какие, ребята, вы молодцы!

-Вы очень хорошо помогали друг другу.

Выполняют задание,

соединяют линиями фамилии авторов с названиями произведений.

отвечают на вопросы,

дается оценка своей деятельности.

Работа в паре.

Познавательные: осознанно читают задание; внимательно слушают сообщение; осуществляют смысловое чтение;

структурирование знаний;

извлечение необходимой информации;

Коммуникативные: умеют слушать друг друга,

строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: участвуют в обсуждении,

дают  и обосновывают нравственную оценку.

V.Физкультминутка.

-Осень любит, когда собирают урожай, поэтому она желает начать путешествие к следующей станции.

-Следующая станция называется «Отдыхай-ка!»

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся на дорожку.

-Молодцы! Хорошо отдохнули.           (Приложение 6).

Выполняют движения согласно инструкции.

Фронтальная.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

VI.Продолжение работы по теме.

Загадки.

-Продолжаем свое путешествие по станциям.

Станция «Загадай-ка».

-Ребята, вы любите загадки? (Да!).

-Я вам загадаю их, а вы отгадаете.

Стоит Антошка

На одной ножке, сам маленький, а шляпа большая.(Гриб).

Весной  одевается,                      Серебряные нити

Осенью раздевается.(Лес).         Сшивают землю и небо.(Дождь).

Тучи нагоняетПо свету рыщет,

Воет, задувает.                      Поет, да свищет.(Ветер).

-Очень хорошо знаете загадки. Молодцы!                     (Приложение7).

Слушают учителя.

Демонстрируют свои знания.

Дают точные ответы.

Фронтальная.

Познавательные: осуществляют смысловое чтение;

работу с информацией,

выполнение логических  операций (анализ, синтез).

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Регулятивные: осуществляют волевуюсаморегуляцию в ситуации затруднения.

1. Работа в группах.

2. Работа со стихами

-Следующая станция «Лесная».

-Нужно поработать в группах. По картине Исаака  Ильича Левитана, великого художника, нужно составить текст.

Необходимо внимательно рассмотреть картину «Золотая осень».

-Какие правила должны соблюдать, когда работаете в группах?

(Внимательно рассмотреть картину, обсудить, помогать,общаться).

-Вы составили текст по картине «Золотая осень».- Молодцы!(Слайд)

                                                               (Приложение8).

Учитель задает вопросы.

-Какое время года изображено на картине?       ( Осень),

-По каким признакам определили, что это осень?

(Холодно, птицы улетают, деревья голые, лужи, дождь, серые тучи, мало солнца, листья пожелтели).

-Сейчас составим кластер–признаки осени.(Слайд).

 -Но несмотря на это, мы любим осень.

-Чем занимались на станции «Лесная»?

(Составляли текст по картине И.И.Левитана).

–Молодцы!

-Мы, приближаемся к последней станции «Стихотворная».

-Гостья Осень желает прослушать стихотворения, которые посвящены ей.

-Как нужно относиться к природе?

-Охранять природу, значить охранять свою Родину!

-А, как называется наша Родина, где мы живем?

-Расскажите, ребята, какая природа  в Туве?

(Республика Тыва).

Тува моя!                                      

Тува моя нежность,                      

Тува моя вечность,  

Тува моя любовь,        

                     

Счастливая природа, где луга,

Рассвет в тайге,

Где иней и роса.

Озера, степи, звери и  леса

С красою исключительного рода.  

(Приложение 9)  

                 

Учатся внимательно рассматривать картину  Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», коллективная работа ,слушают ответы друг друга, не перебивают, вежливо высказывают свою точку зрения, составляют текст по картине.

Ребята сами выбирают стихи наизусть.

Групповая.

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний,

Овладевают умениями работать по картине.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, способны адекватно рассуждать.

Коммуникативные: умеют грамотно передавать устный текст.

Регулятивные: осуществляют контроль своей деятельности.

Личностные: осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к процессу учения.

VII. Рефлексия Итоги урока.

-Назовите фамилии авторов, которые писали о прекрасном времени года осень? (А.Плещеев, И.Бунин, С.Есенин, И.Токмакова, М. Пришвин, К.Бальмонт).

-Сейчас составим кластер великих русских писателей и поэтов, которые посветили свои стихи и рассказы осени, и название   их произведений.                     (Приложение 10).

-Молодцы!

-Посмотрите на алгоритм действия урока.

Понять.

Уметь-что умеем делать?(Читать, рассказывать, составлять).

Знать-что мы знаем?(Писателей и поэтов, название стихотворений, загадки ,рассказывать наизусть стихи).

-Значит мы обобщили знания и достигли цели?(Да).

-Что развивали?

(Память, внимание, речь, творчество, фантазию, любовь к чтению, любовь к природе)

-Что особенно вам понравилось на уроке?

-Кто доволен своей работой?

-Ребята нарисовали рисунки и сделали поделки  и посвятили их Осени

-Посмотрите, какая красота, выполненная ребятами!

-Осени понравились ваши работы. Молодцы!      (Приложение 12).

Осень наградила ребят своими осенними дарами.

-Поднимите руки, кто получил  их?

-Молодцы!

Ответы на вопросы учителя.

Оценивание работ. Каждый участник поднимает: листики, ягодки, яблочки, грибочки за хорошую работу.

Фронтальная работа.

Коммуникативные: умеют грамотно выражать свои мысли.

Познавательные: ориентируются в системе знаний-отличают новое от  уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к процессу учения.

VIII.Домашняя работа.

-Составьте  загадку об осени и запишите в тетрадь.

Запись д/з.

Индивидуальная.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Люблю природу русскую. Весна".

Конспект урока на тему: "Люблю природу русскую. Весна."...

Тест по литературному чтению во 2 классе на тему: "Люблю природу русскую. Осень"

2 варианта теста по литературному чтению во 2 классе для повторения темы "Люблю природу русскую. Осень"...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему : "Люблю природу русскую. Весна"

Конспект урока по литературному чтению "Люблю природу русскую. Весна"...

тест по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую.Осень" 2 класс "Школа России"

Материал содержит тест по разделу "Люблю природу русскую.Осень"...

Тест по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую. Осень"

Тест по разделу "Люблю природу русскую. Осень"...