Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во 2 классе во 2 классе "В..В.Бианки "Сова". Невидимые нити в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Данный интегрированный урок помогает детям увидеть неразрывную связь между объектами природы, а также между природой и человеком, дети учатся делать экологические прогнозы и искать грамотный подход к решению экологических проблем.
Нна данном уроке формируется умение отличать научный текст от художественного , видеть структуру текста, выделять главные мысли, делить текст на части, редактировать, проводить наблюдения и выделять речевые особенности авторского текста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во 2 классе по произведению В.Бианки Сова (УМК «Школа России»)
| |
Тема | Невидимые нити в природе. (По произведению В. Бианки. «Сова».) |
Педагогическая цель | познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать неразрывную связь человека и природы; формировать представление об особом виде литературных сказок – сказки-несказки, расширять словарный запас учащихся, совершенствовать технику чтения; 2) развивать речь, мышление, наблюдательность, речевой слух ; 3) воспитывать интерес к творчеству В.В.Бианки; любовь и бережное отношение к природе. |
Тип урока | изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Провести сравнительный анализ научного и художественного текстов; учиться видеть структуру текста, выделять главные мысли текста, делить его на части, редактировать, проводить наблюдения и выделять речевые особенности . научиться видеть взаимосвязь между объектами природы, неразрывную связь между природой и человеком, делать экологические прогнозы,искать грамотный подход к решению экологических проблем |
Личностные результаты | Формирование наблюдательности, бережного отношения к природе, развитие интереса к творчеству писателя. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные - самостоятельно формулировать цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верный ответ от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи; ориентироваться втексте; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные - слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: участвовать в продуктивном диалоге; применять правила делового сотрудничества; |
Основное содержание темы, понятия и термины | Сказка-несказка, основная мысль произведения, анализ произведения. Невидимые нити в природе. |
Методы, формы работы | Фронтальная, индивидуальная формы работы на уроке, работа в парах, словесный, наглядный, практический методы. |
Образовательные ресурсы | м/м презентация, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение 2 класс, 1 часть., схемы, научные тексты, раздаточный материал |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока, цель | Форма, методы и приемы работы. | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организация начала урока. Цель: Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная форма работы, словесный метод. 1.Эмоциональный настрой на урок 2.Формирование познавательной мотивации. | - Начнем интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. Предлагаю вам посмотреть фрагмент красивого фильма, в сопровождении музыки Р. Штрауса «Рождение дня» | Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок. | Приветствовать учителя, гостей Воспринимать | Личностные – создание положитльного настроя на работу на уроке. |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. индивидуальная. | _Как здорово познавать мир шаг за шагом. Какие органы чувств помогают нам познавать мир? (Игра «Черный ящик») | Отгадывают какие предметы находятся в ящике, опираясь на органы чувств. | Регулятивные: применять установленные правила. | |
Создание проблемной ситуации. Постановка цели урока учащимися. | Фронтальная, индивидуальная, в парах. | .- Перед вами сельский житель, старик, в окружении птиц. Что вы можете сказать? Какая птица кажется вам лишней? -Предлагаю вам попробовать себя в роли дизайнеров и изготовить макет коробки для молока. -А вот моя коробочка. Почему вы в недоумении? Снова эта самая птица не дает нам покоя? -Предлагаю поразмышлять сегодня на уроке, нужна ли человеку сова. Какая связь между совой. коровой и человеком? | Актуализирует знания учащихся по произведению. Оценивает работу. | Отвечают на вопросы | Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование. |
III. Работа с научными текстами. Цель:учиться отличать особенности научного и художественного текстов, находить в тексте новое для себя. | Поисковый метод 1.Самостоятельная работа с текстом. | -Предлагаю вам самостоятельно добыть интересную информацию о совах. Для этого вы вооружитесь текстовыделителеми. Наша работа называется «Чтение с пометками». Если вы будете обнаруживать новую информацию, выделяйте её. По окончании чтения у вас будет возможность поделиться тем, что вас удивило.
Коллективное обсуждение собранной информации | Создает благоприятные условия для успешной работы учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Работают по заданному плану | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и обсужденииинформации |
IV. Повторение пройденного о творчестве В. Бианки. Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | Фронтальная Словесный, наглядный | -Я произнесу фразы из некоторых произведений. Догадайтесь кто герой, что за произведение и кто автор. (фото Бианки, выставка книг) | Использует словесный метод для обсуждения учащимися ранее изученного творчества автора | Отвечают на вопросы учителя | Познавтельные: структурирование знаний. |
V.Изучение нового материала. Знакомство с текстом. | Использование информационно-коммуникативных технологий | -Послушайте аудиосказку В.Бианки «Сова» в исполнении Литвинова. Читаем вместе с ним по учебнику.
| Организовывает чтение нового произведения | Внимательно слушают, читают. | |
VI. Анализ текста. Деление на части. Озаглавливание. | Исследовательский метод работы с текстом, фронтальная работа , работа в парах. | Беседа по содержанию. Учитель: Как обратилась Сова к Старику? Дети: «Здорово, друг!» Учитель: А что ответил Старик? Дети: «Какой я тебе друг!» Учитель: Как разговаривал Старик с Совой? Дети: Невежливо, даже грубо. Учитель: Давайте попробуем передать голосом правильную интонацию в разговоре Старика с Совой. | Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | ||
Учитель: Почему мыши так расхрабрились? Дети: Потому что Сова на них не охотилась, сидела в дупле. Учитель: Прочитайте, как Сова предупреждала Старика о возможной беде? Прислушался ли Старик к совету Совы? Дети: Нет, не прислушался. Учитель: Как ответ Старика характеризует его? Дети: Старик легкомысленный, ненаблюдательный Учитель: Почему клевер не стал родиться на лугу? Дети: Потому что шмели перестали его опылять. Учитель: Что стало с коровой? Дети: Она стала худой. Учитель: Прочитайте, о чём предупреждала Сова. Изменилось ли поведение Старика? Дети: Да, он призадумался, замолчал. Учитель: Как дальше изменилось поведение Старика? Дети: Старик стал браниться. Учитель: Прочитайте, что произошло в результате ссоры Старика с Совой? Кто заметил, что это? Дети: Невидимые нити. Учитель: Что произошло с невидимыми нитями в природе? Дети: Они были нарушены. Учитель: Что понял Старик? Дети: Природа – единое целое. Нельзя нарушать невидимые нити природы, иначе это может привести к экологической катастрофе. Учитель:Найдите в текстепословицу, в которой содержится основная мысль Дети: Дружно не грузно, а врозь, хоть брось. Учитель: Как вы её понимаете? Дети: Дружить не тяжело, а без друга плохо. Учитель: Чему учит эта сказка? Дети: Чтобы во всем был порядок ,нужно, чтобы каждый занимался своим делом и уважительно относился к окружающим. Словарная работа с текстом. -Попробуем разделить текст на части и озаглавить их. (Коллективная работа) -Основная часть самая большая и заслуживает более подробного деления. Восстановим ход событий и озаглавим каждый кусочек. Работа в парах. Предлагаю вам попробовать себя в роли редакторов. Перед вами вторая часть текста, разрезанная на части. Соедините части текста в правильном порядке. (Коллективная проверка) | Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. | ||||
Работа в парах | -А теперь предлагаю вам попробовать себя в роли экологов. -Кто такие экологи? -А знакомо ли вам слово прогноз? -Предлагаю составить экологический прогноз»Если исчезнут совы» (Дети составляют цепочки «Невидимые нити») У доски все персонажи сказки передают друг другу клубочек. Нити натягиваются, образую звезду. Сове предлагается отпустить из рук свою нить. Звездочка безжизненно падает. | Озвучивает проблему, ставит задачу перед учениками. | Обсуждают проблему в парах. Создают экологические цепочки. | Коммуникативные – учатся работать в паре, вырабатывают умение договариваться и слушать собеседника. | |
V. Закрепление изученного материала Цель: обеспечение в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Фронтальная, парная. | -Давайте же сделаем вывод. Вспомните начало урока. Вы назвали сову лишней целых 2 раза! Ваше мнение изменилось? | Проводит обобщающую беседу по всему пройденному материалу. | Отвечают на вопросы, тем самым закрепляют знания полученные на уроке. | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Фронтальная. Словесный. 2. Подведение итога. 3. Оценивание работы на уроке 4. Домашнее задание | - Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке. - С каким его произведением познакомились? - Какой главный вывод помог нам сделать В.Бианки? Написать письмо от деда сове и от совы деду (по вариантам) | . | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | ||
VI. Рефлексия Цель: оценить уровень осмысления собственной деятельности | Фронтальная, Словесный. 1. Оценка достижений | -Вы прекрасно потрудились пусть подарком для каждого из вас будет сова-символ мудрости. | Объясняет, что уч-ся должны сделать. | Оценивают свои знания | Личностные: - адекватно оценивать себя и воспринимать оценку учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме: Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.
Конспект урока в 4 классе...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...