Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во 2 классе во 2 классе "В..В.Бианки "Сова". Невидимые нити в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кухина Галина Викторовна

Данный интегрированный урок помогает детям увидеть неразрывную связь между объектами природы, а также между природой и человеком, дети учатся делать экологические прогнозы и искать грамотный подход к решению экологических проблем.

  Нна данном уроке формируется умение отличать научный текст от художественного , видеть структуру текста, выделять главные мысли, делить текст на части, редактировать, проводить наблюдения и выделять речевые особенности авторского текста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во   2  классе  по произведению В.Бианки Сова (УМК «Школа России»)

 

Тема

Невидимые нити в природе. (По произведению В. Бианки.  «Сова».)

Педагогическая цель

познакомить с содержанием сказки В.В.Бианки «Сова», показать

неразрывную связь человека и природы; формировать

представление об особом виде литературных сказок – сказки-несказки, расширять

словарный запас учащихся, совершенствовать технику

чтения;

2) развивать речь, мышление, наблюдательность, речевой слух ;

3) воспитывать интерес к творчеству В.В.Бианки; любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока

изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Провести сравнительный анализ научного и художественного текстов; учиться видеть структуру текста, выделять главные мысли текста, делить его на части, редактировать,  проводить наблюдения и выделять речевые особенности . научиться видеть взаимосвязь между объектами природы, неразрывную связь между природой и человеком, делать экологические прогнозы,искать грамотный подход к решению экологических проблем

Личностные результаты

Формирование наблюдательности, бережного отношения к природе, развитие интереса к творчеству писателя.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные -  самостоятельно формулировать цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верный ответ от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи; ориентироваться втексте;  ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;  проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные -  слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: участвовать в продуктивном диалоге; применять правила делового сотрудничества;

Основное содержание темы, понятия и термины

Сказка-несказка, основная мысль произведения, анализ произведения. Невидимые нити в природе.

Методы, формы работы

Фронтальная, индивидуальная формы работы на уроке, работа в парах, словесный, наглядный, практический методы.

Образовательные ресурсы

м/м презентация,  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение 2 класс, 1 часть., схемы, научные тексты, раздаточный материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока, цель

Форма, методы и приемы работы.

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организация начала урока.

Цель: Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная форма работы, словесный метод.

1.Эмоциональный настрой на урок

2.Формирование познавательной мотивации.

- Начнем интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.

Предлагаю вам посмотреть фрагмент красивого фильма, в сопровождении музыки Р. Штрауса «Рождение дня»

Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

Приветствовать учителя, гостей Воспринимать
на слух речь педагога, заряжаться настроением от музыки великого композитора и картин природы.

Личностные – создание положитльного настроя на работу на уроке.

II. Актуализация знаний

Фронтальная.

индивидуальная.

_Как здорово познавать мир шаг за шагом. Какие органы чувств помогают нам познавать мир? (Игра «Черный ящик»)

Отгадывают какие предметы находятся в ящике, опираясь на органы чувств.

Регулятивные: применять установленные правила.

Создание проблемной ситуации. Постановка цели урока учащимися.

Фронтальная, индивидуальная, в парах.

.-  Перед вами сельский житель, старик, в окружении птиц. Что вы можете сказать? Какая птица кажется вам лишней?

-Предлагаю вам попробовать себя в роли дизайнеров и изготовить макет коробки для молока.

-А вот моя коробочка. Почему вы в недоумении? Снова эта самая птица не дает нам покоя?

-Предлагаю поразмышлять сегодня на уроке, нужна ли человеку сова. Какая связь между совой. коровой и человеком?

Актуализирует знания учащихся по произведению. Оценивает работу.

Отвечают на вопросы

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование.

III. Работа с научными текстами. Цель:учиться отличать особенности научного и художественного текстов, находить в тексте новое для себя.

Поисковый метод

1.Самостоятельная работа с текстом.

-Предлагаю вам самостоятельно добыть интересную информацию о совах. Для этого вы вооружитесь текстовыделителеми. Наша работа называется «Чтение с пометками». Если вы будете обнаруживать новую информацию, выделяйте её. По окончании чтения у вас будет возможность поделиться тем, что вас удивило.

 

 Коллективное обсуждение собранной информации

Создает благоприятные условия для успешной работы учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Работают по заданному плану

Познавательные: поиск и  выделение необходимой информации. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и обсужденииинформации

IV. Повторение пройденного о творчестве В. Бианки.

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала,

глубины его понимания.

Фронтальная

Словесный, наглядный

-Я произнесу фразы из некоторых произведений. Догадайтесь кто герой, что за произведение и кто автор.

(фото Бианки, выставка книг)

Использует словесный метод для обсуждения учащимися ранее изученного творчества  автора

Отвечают на вопросы учителя

Познавтельные: структурирование знаний.

V.Изучение нового материала. Знакомство с текстом.

Использование информационно-коммуникативных технологий

-Послушайте аудиосказку В.Бианки «Сова» в исполнении Литвинова. Читаем вместе с ним по учебнику.

             

Организовывает чтение нового произведения

Внимательно слушают, читают.

VI. Анализ текста. Деление на части. Озаглавливание.

Исследовательский метод работы с текстом, фронтальная работа , работа в парах.

           Беседа по содержанию.

Учитель: Как обратилась Сова к Старику?

Дети: «Здорово, друг!»

Учитель: А что ответил Старик?

Дети: «Какой я тебе друг!»

Учитель: Как разговаривал Старик с Совой?

Дети: Невежливо, даже грубо.

Учитель: Давайте попробуем передать голосом правильную интонацию в разговоре Старика с Совой.

Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Учитель: Почему мыши так расхрабрились?

Дети: Потому что Сова на них не охотилась, сидела в дупле.

Учитель: Прочитайте, как Сова предупреждала Старика о возможной беде?

Прислушался ли Старик к совету Совы?

Дети: Нет, не прислушался.

Учитель: Как ответ Старика характеризует его?

Дети: Старик легкомысленный, ненаблюдательный

Учитель: Почему клевер не стал родиться на лугу?

Дети: Потому что шмели перестали его опылять.

Учитель: Что стало с коровой?

Дети: Она стала худой.

Учитель: Прочитайте, о чём предупреждала Сова.

Изменилось ли поведение Старика?

Дети: Да, он призадумался, замолчал.

Учитель: Как дальше изменилось поведение Старика?

Дети: Старик стал браниться.

Учитель: Прочитайте, что произошло в результате ссоры Старика с Совой? Кто заметил, что это?

Дети: Невидимые нити.

Учитель: Что произошло с невидимыми нитями в природе?

Дети: Они были нарушены.

Учитель: Что понял Старик?

Дети: Природа – единое целое. Нельзя нарушать невидимые нити природы, иначе это может привести к экологической катастрофе.

Учитель:Найдите в текстепословицу, в которой содержится основная мысль

Дети: Дружно не грузно, а врозь, хоть брось.

Учитель: Как вы её понимаете?

Дети: Дружить не тяжело, а без друга плохо.

Учитель: Чему учит эта сказка?

Дети:  Чтобы во всем был порядок ,нужно, чтобы каждый занимался своим делом и уважительно относился к окружающим.

                   Словарная работа с текстом.  

-Попробуем разделить текст на части и озаглавить их. (Коллективная работа)

-Основная часть самая большая и заслуживает более подробного деления. Восстановим ход событий и озаглавим каждый кусочек.

                       Работа в парах.

Предлагаю вам попробовать себя в роли редакторов. Перед вами вторая часть текста, разрезанная на части. Соедините части текста в правильном порядке. (Коллективная проверка)

Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.

Работа в парах

-А теперь предлагаю вам попробовать себя в роли экологов.

-Кто такие экологи?

-А знакомо ли вам слово прогноз?

-Предлагаю составить экологический прогноз»Если исчезнут совы»

(Дети составляют цепочки «Невидимые нити»)

       У доски все персонажи сказки передают друг другу клубочек. Нити натягиваются, образую звезду. Сове предлагается отпустить из рук свою нить. Звездочка безжизненно падает.

Озвучивает проблему, ставит задачу перед учениками.

 Обсуждают проблему в парах. Создают экологические цепочки.

Коммуникативные – учатся работать в паре, вырабатывают умение договариваться и слушать собеседника.

V. Закрепление изученного материала

Цель: обеспечение в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Фронтальная,

парная.

-Давайте же сделаем вывод. Вспомните начало урока. Вы назвали сову лишней целых 2 раза! Ваше мнение изменилось?

Проводит обобщающую беседу по всему пройденному материалу.

Отвечают на вопросы, тем самым закрепляют знания полученные на уроке.

Регулятивные:

 выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Фронтальная.

Словесный.

2. Подведение итога.

3. Оценивание работы на уроке

4. Домашнее задание

 - Скажите,  о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке.

 - С каким его произведением познакомились?

- Какой главный вывод помог нам сделать В.Бианки?

Написать письмо от деда сове и от совы деду (по вариантам)

.

Коммуникативные:

-

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

VI. Рефлексия

Цель: оценить уровень

осмысления

 собственной

деятельности

Фронтальная,

Словесный.

1. Оценка достижений

-Вы прекрасно потрудились пусть подарком для каждого из вас будет сова-символ мудрости.

Объясняет, что уч-ся должны сделать.

Оценивают свои знания

Личностные: - адекватно оценивать себя и воспринимать оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме:  Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...