Юный краевед
рабочая программа по окружающему миру
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kraeved.docx | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Представленная программа кружка «Школа юного краеведа» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся 3–4 классов.
В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его его воздействия.
В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Ц е л ь п р о г р а м м ы:
Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.
З а д а ч и п р о г р а м м ы:
1. Расширение знаний учащихся об окружающем мире.
2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.
3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.
Занятия в кружке чередуются с посещением музеев города и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной экологической тропе, разработанной на территории школьного двора.
Важную роль играют посещения библиотек, высших учебных заведений города, встречи с учеными и специалистами.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.
Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.
Ц е л ь 1-го г о д а о б у ч е н и я:
Формировать интерес к изучению природы родного края.
З а д а ч и 1-го г о д а о б у ч е н и я:
1. Расширить знания учащихся об окружающем мире.
2. Сформировать первичные навыки правильного поведения в природе.
3. Сформировать умение постановки простейших опытов и обработки полученных результатов.
4. Учить проводить наблюдения за объектами природы.
С о д е р ж а н и е п р о г р а м м ы 1-го г о д а о б у ч е н и я:
Программа 1-го года обучения включает в себя учебный курс, состоящий из 6 разделов:
1. Растительный мир. Растения родного края.
2. Мир насекомых. Насекомые родного края.
3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках своей области.
4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.
5. Звери, обитающие на территории своей области.
6. Охрана природы родного края.
П р и м е р н ы й п л а н м е р о п р и я т и й:
Программа 1-го года обучения рассчитана на 144 учебных часа: из них теоретические занятия – 56 часов; практические занятия – 88 часов.
Занятия кружка могут проводиться 4 раза в неделю по одному учебному часу или 2 раза в неделю по два часа (по мере необходимости).
Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально.
Ф о р м ы к о н т р о л я п р о м е ж у т о ч н ы х р е з у л ь т а т о в:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
– тестирование;
– творческие задания;
– викторины;
– конкурсы;
– олимпиады;
– интеллектуальные игры;
– выставки творческих работ учащихся.
У с л о в и я р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы:
Программа будет успешно реализована, если:
– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
– будет использоваться разнообразный дидактический материал.
П о о к о н ч а н и и 1-го г о д а о б у ч е н и я обучающиеся должны з н а т ь:
– смену времен года как смену условий существования организмов;
– значение живых организмов в природе и жизни человека;
– особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня);
– представителей животного и растительного мира родного края;
– содержание Красной книги России и своей области;
– формы охраны природы.
П о о к о н ч а н и и 1-го г о д а о б у ч е н и я обучающиеся должны у м е т ь:
– вести простейшие наблюдения в природе;
– ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
– самостоятельно работать с дополнительной литературой;
– устно описывать объекты природы;
– называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области;
– изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
– соблюдать правила поведения в природе.
ПРОГРАММА 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области и растениями, занесенными в Красную книгу.
Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.
Основные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; комнатные и лекарственные растения; краснокнижные растения.
Раздел 2
МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ СВОЕЙ ОБЛАСТИ
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые своей области.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с энтомологическими коллекциями.
Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые.
Раздел 3
ОБИТАТЕЛИ ВОД. РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ ОБЛАСТИ
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства своей области. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.
Основные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство.
Раздел 4
ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии, наблюдения в природе и в уголке живой природы.
Основные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц.
Раздел 5
ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ
НА ТЕРРИТОРИИ СВОЕЙ ОБЛАСТИ
Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.
Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своей области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.
Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии.
Основные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные-вредители.
Раздел 6
ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.
Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.
Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.
Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.
Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.
Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности | 1 | – | 1 |
Растительный мир. (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений.) Растения своей области | 1 | 1 | 2 |
Экскурсия «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространений) | 1 | 2 | 3 |
Посещение областной станции юннатов | – | 2 | 2 |
Разноцветные плоды растений | 1 | 1 | 2 |
Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев | 1 | 3 | 4 |
Кустарники. Их роль для человека | 1 | 1 | 2 |
Травы. Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев (или на основе собранного материала) | 1 | 2 | 3 |
Растения-сорняки и вредители здоровья человека | 1 | 1 | 2 |
Осенний бал (праздник) | – | 2 | 2 |
Комнатные растения. Разведение. Уход за ними | 1 | 2 | 3 |
Зеленый мир вокруг нас (викторина) | – | 2 | 2 |
9 | 19 | 28 |
Раздел 2
МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ СВОЕЙ ОБЛАСТИ
Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
Насекомые (виды, места обитания) | 2 | 1 | 3 |
«Мал золотник – да дорог». (Какую пользу приносят насекомые.) | 1 | 1 | 2 |
Насекомые-вредители | 1 | 1 | 2 |
Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми | 1 | 1 | 2 |
Где и как зимуют насекомые | 1 | 1 | 2 |
Насекомые, обитатели своей области. Работа с энтомологической коллекцией | 1 | 3 | 4 |
Экскурсия в краеведческий музей | – | 2 | 2 |
Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями | 2 | 1 | 3 |
«Кто важнее? (Викторина-игра «спор насекомых».) | – | 2 | 2 |
9 | 13 | 22 |
Раздел 3
ОБИТАТЕЛИ ВОД. РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В ОБЛАСТИ
Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
Рыбы. Общие признаки позвоночных животных | 2 | 1 | 3 |
Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб | 1 | 2 | 3 |
Промысловые рыбы. Рациональное их использование | 1 | 1 | 2 |
Рыбы, обитающие в реках области | 2 | 2 | 4 |
Экскурсия в зоологический музей | – | 2 | 2 |
Прудовые хозяйства области | 1 | 1 | 2 |
Аквариумное рыболовство. Разведение рыб в аквариумах | 1 | 2 | 3 |
Охрана рыбных богатств | 1 | 1 | 2 |
Викторина «Золотая рыбка» | – | 2 | 2 |
9 | 14 | 23 |
Раздел 4
ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
РОДНОГО КРАЯ
Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
Обитатели воздушного пространства (виды, места обитания) | 1 | 1 | 2 |
Следы птиц (Экскурсия.) | – | 2 | 2 |
Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? | 1 | 1 | 2 |
Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц | 1 | 2 | 3 |
Птицы обитатели своей области | 1 | 2 | 3 |
Водоплавающие птицы | 1 | 1 | 2 |
Хищники | 1 | 1 | 2 |
Птицы леса | 1 | 1 | 2 |
Птицы открытых воздушных пространств | 1 | 1 | 2 |
Птицы своей области, занесенные в Красную книгу | 2 | – | 2 |
Экскурсия в краеведческий и зоологический музеи | – | 2 | 2 |
«Птичка-невеличка». (Викторина.) | – | 1 | 1 |
Охрана и привлечение птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек | 1 | 2 | 3 |
Игра «Птичий час» | – | 1 | 1 |
11 | 18 | 29 |
Раздел 5
ЖИВОТНЫЙ МИР.
ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СВОЕЙ ОБЛАСТИ
Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
Животный мир. (Общие понятия: рыбы, птицы, звери, насекомые.) | 2 | 1 | 3 |
Дикие и домашние животные. Составление портрета животного | 1 | 2 | 3 |
Как готовятся к зиме дикие и домашние животные? | 2 | – | 2 |
«Мой друг» (Праздник домашних животных.) | – | 3 | 3 |
Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами | 2 | 1 | 3 |
Звери, обитающие на территории области | 2 | 2 | 4 |
«В мире животных». (Викторина.) | – | 2 | 2 |
Экскурсия в краеведческий или зоологический музей | – | 3 | 3 |
Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека | 2 | – | 2 |
Краснокнижные виды | 1 | 1 | 2 |
12 | 15 | 27 |
Раздел 6
ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ
Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
Вводное занятие. Охраняемые территории | 2 | – | 2 |
Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России. Экскурсия-знакомство с памятниками природы родного края | 3 | 5 | 8 |
Ознакомление с растительным и животным миром родного края | 2 | – | 2 |
Ознакомление с природой ближайшего окружения | – | 3 | 3 |
7 | 8 | 15 |
СПИСОК ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ КУРСУ
(1-й год обучения)
– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
– карточки-задания для усвоения нового материала;
– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
– викторины по каждому изучаемому разделу;
– кроссворды по каждому изучаемому разделу;
– тесты по каждому изучаемому разделу;
– загадки по каждому изучаемому разделу;
– загадки-акростихи;
– загадки с подсказкой;
– загадки-обманки;
– рассказы-загадки;
– метаграммы, анаграммы;
– биологические задачи;
– экологические игры, сказки, ситуации;
– рабочие альбомы.
Рекомендуемая литература для учителя
(1-й год обучения)
1. Акимушкин, И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.
2. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967.
3. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Колос, 1984.
4. Бутурлин, С. А. Что и как наблюдать из жизни птиц. – М.: Учпедгиз, 1948.
5. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Художественная литература, 1995.
6. Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к урокам. – Волгоград: Учитель, 2003.
7. Кубанцев, Б. С. Животный мир Волгоградской области. – Волгоград, 1982.
8. Кубанцев, Б. С. Птицы северных районов Нижнего Поволжья. – Волгоград, 1982.
9. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. – Волгоград, 1992.
10. Руднянская, Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Весна. – Волгоград: Учитель, 2005.
11. Руднянская, Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Осень. – Волгоград: Учитель, 2003.
12. Шорыгина, Т. А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000.
Рекомендуемая литература для учащихся
(1-й год обучения)
1. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.
2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.
3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
4. Жукова, Т. И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969.
5. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.
ПРОГРАММА 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Ц е л ь 2-го г о д а о б у ч е н и я:
Формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
З а д а ч и 2-го г о д а о б у ч е н и я:
1. Формирование простейших экологических понятий у учащихся.
2. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
П р и м е р н ы й п л а н м е р о п р и я т и й:
Программа 2-го года обучения рассчитана на 144 учебных часа: из них теоретические занятия – 42 часа, практические занятия – 102 часа.
Занятия кружка проходят 4 раза в неделю по 1 учебному часу или 2 раза в неделю по 2 часа (по мере необходимости).
Занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам, а также индивидуально.
Ф о р м ы к о н т р о л я промежуточных и конечных результатов:
– тестирование;
– творческие задания;
– викторины;
– конкурсы;
– олимпиады;
– выставки творческих работ учащихся.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если:
– будет пройден весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
– будет использоваться разнообразный дидактический материал.
По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны знать:
– основные среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная);
– природные ресурсы своей области и пути их применения;
– причины техногенных аварий.
СПИСОК ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ КУРСУ
(2-й год обучения)
– Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
– карточки-задания для усвоения нового материала;
– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
– викторины по каждому изучаемому разделу;
– кроссворды по каждому изучаемому разделу;
– тесты по каждому изучаемому разделу;
– загадки по каждому изучаемому разделу;
– загадки-акростихи;
– загадки с подсказкой;
– загадки-обманки;
– рассказы-загадки;
– метаграммы, анаграммы;
– биологические задачи;
– экологические игры, сказки, ситуации;
– рабочие альбомы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы | Количество часов | Всего часов | |
теория | практика | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Среды жизни. Что это такое? | 3 | 1 | 4 |
Особь. Популяция. Экологическая ниша | 2 | 1 | 3 |
Сообщество. Экосистема | 2 | 1 | 3 |
Пищевая цепь. Спасем Землю! (Яд в пищевой цепи.) | 2 | 2 | 4 |
Борьба за выживание. Защитная окраска | 2 | 3 | 5 |
Биосфера. Жизненные силы биосферы (воздух, земля, вода) | 3 | – | 3 |
Что такое климат? Спасем Землю! Загрязнение атмосферы | 2 | 1 | 3 |
Проблема стихийных природных явлений (землетрясение, смерч, оползень, наводнения, засуха) | 2 | 1 | 3 |
Природные зоны своей области (лесостепь, степь, полупустыня) | 3 | 3 | 6 |
Экскурсии в краеведческий музей | – | 3 | 3 |
Природные ресурсы нашей области (нефть, газ, поваренная соль, стройматериалы) | 2 | 2 | 4 |
Леса родного края. Загрязнение почвы. Акция «Посади дерево» (озеленение школьной территории; двора, улиц, района, уход за парками) | 3 | 5 | 8 |
Реки своей области. Акция «Спасем Землю!» (Загрязнения водоемов.) | 3 | 2 | 5 |
Ядовитые стоки. Угроза питьевой воде. Акция «Очистим водоёмы. Расчистка родников. Охрана малых рек» | 3 | 3 | 6 |
«Живительные источники» и их охрана. (Ергенинский, Горная Поляна, Дубовский, Себряковский.) | 3 | 4 | 7 |
Природа – наш дом. «Спасем Землю!» (проблема бытовых отходов) | 1 | 2 | 3 |
Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности» | – | 3 | 3 |
Проблемы техногенных аварий. (Выбросы химических заводов, гибель космических кораблей, затонувшие корабли, взрывы на АЭС.) | 2 | 1 | 3 |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Что можешь сделать ты? 10 заповедей экологии | 2 | 4 | 6 |
Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды области | 2 | 4 | 6 |
Создание экологической карты своего микрорайона | – | 4 | 4 |
Создание уголка природы | – | 10 | 10 |
Изготовление поделок из бросового материала «В мире нет вещей не нужных» | – | 10 | 10 |
Мероприятия, проводимые в течение года: выпуск стенгазет, «молний» на экологическую тему: 16 сентября – День борьбы за защиту озонового слоя. | |||
4 октября – День защиты животных. 14 октября – День борьбы по уменьшению опасности стихийных бедствий. 29 октября – День биологического разнообразия. 22 марта – День воды. 1 апреля – День птиц. 7 апреля – День здоровья. 22 апреля – День Земли | – | 16 | 16 |
Создание агитбригады, работающей по экологической тематике и проведение викторин, устного журнала «Природоград», лекториев в начальных классах | – | 16 | 16 |
42 | 102 | 144 |
СПИСОК ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ КУРСУ
(2-й год обучения)
– Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
– карточки-задания для усвоения нового материала;
– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
– викторины по каждому изучаемому разделу;
– кроссворды по каждому изучаемому разделу;
– тесты по каждому изучаемому разделу;
– загадки по каждому изучаемому разделу;
– загадки-акростихи;
– загадки с подсказкой;
– загадки-обманки;
– рассказы-загадки;
– метаграммы, анаграммы;
– биологические задачи;
– экологические игры, сказки, ситуации;
– рабочие альбомы.
Рекомендуемая литература для учителя
(2-й год обучения)
1. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. – М.: Колос, 1984.
2. Брылеев, В. А. Памятники природы Волгоградской области. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987.
3. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
4. Борейко, В. Е. Экологическая этика. – М: Изд-во МНЭПУ, 2002.
5. Замятин, С. Экология и культура // Новый мир.– 1992. – № 9–13.
6. Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.
Рекомендуемая литература для учащихся
(2-й год обучения)
1. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
2. Воржба, В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6–12 лет. – М.: АСТ-Пресс, 1994.
3. Дитрих, А. Почемучка. Экологическая тревога. – М.: Педагогика-пресс, 1997.
4. Мереминский, А. Фенологические и экологические рассказы-загадки // Начальная школа .– 1992. – № 4.
5. Пашканга, К. В. Охрана природы (для учащихся). – М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
кружок "Юный краевед"
Авторская программа дополнительного образования детей по туристско-краеведческой работе...
Авторская программа "Школа юного краеведа"
Воспитание у детей чувтсва любви и уважения к родному краю, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой Родине....
Игра "Юные краеведы", 4 класс.
На уроках кубановедения можно провести познавательную игру на знание истории, географии и народных традиций Краснодарского края....
Занятие кружка "Юный краевед". Тема" Формы хранения и изучения исторических ценностей"
Технологическая карта занятия. Содержание занятия....
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...
Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников
В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...