Юный краевед
рабочая программа по окружающему миру

Давлетбаева Светлана Нуриевна

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved.docx46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Представленная программа кружка «Школа юного краеведа» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся 3–4 классов.

В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. Также недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения среды из-за его его воздействия.

В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

Ц е л ь   п р о г р а м м ы:

Углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.

З а д а ч и   п р о г р а м м ы:

1. Расширение знаний учащихся об окружающем мире.

2. Формирование простейших экологических понятий и навыков у учащихся.

3. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

4. Формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

5. Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Методические занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, учебные спектакли, сценки, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа в живом уголке природы.

Занятия в кружке чередуются с посещением музеев города и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, различных природных комплексах, на учебной экологической тропе, разработанной на территории школьного двора.

Важную роль играют посещения библиотек, высших учебных заведений города, встречи с учеными и специалистами.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал.

Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.

Ц е л ь  1-го  г о д а  о б у ч е н и я:

Формировать интерес к изучению природы родного края.

З а д а ч и  1-го  г о д а  о б у ч е н и я:

1. Расширить знания учащихся об окружающем мире.

2. Сформировать первичные навыки правильного поведения в природе.

3. Сформировать умение постановки простейших опытов и обработки полученных результатов.

4. Учить проводить наблюдения за объектами природы.

С о д е р ж а н и е   п р о г р а м м ы  1-го  г о д а  о б у ч е н и я:

Программа 1-го года обучения включает в себя учебный курс, состоящий из 6 разделов:

1. Растительный мир. Растения родного края.

2. Мир насекомых. Насекомые родного края.

3. Обитатели вод – рыбы. Рыбы, обитающие в реках своей области.

4. Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края.

5. Звери, обитающие на территории своей области.

6. Охрана природы родного края.

П р и м е р н ы й   п л а н   м е р о п р и я т и й:

Программа 1-го года обучения рассчитана на 144 учебных часа: из них теоретические занятия – 56 часов; практические занятия – 88 часов.

Занятия кружка могут проводиться 4 раза в неделю по одному учебному часу или 2 раза в неделю по два часа (по мере необходимости).

Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Ф о р м ы  к о н т р о л я   п р о м е ж у т о ч н ы х   р е з у л ь т а т о в:

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

– тестирование;

– творческие задания;

– викторины;

– конкурсы;

– олимпиады;

– интеллектуальные игры;

– выставки творческих работ учащихся.

У с л о в и я   р е а л и з а ц и и   п р о г р а м м ы:

Программа будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал.

П о  о к о н ч а н и и   1-го  г о д а   о б у ч е н и я  обучающиеся должны з н а т ь:

– смену времен года как смену условий существования организмов;

– значение живых организмов в природе и жизни человека;

– особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня);

– представителей животного и растительного мира родного края;

– содержание Красной  книги России и своей области;

– формы охраны природы.

П о   о к о н ч а н и и   1-го  г о д а   о б у ч е н и я обучающиеся должны у м е т ь:

– вести простейшие наблюдения в природе;

– ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;

– самостоятельно работать с дополнительной литературой;

– устно описывать объекты природы;

– называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области;

– изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;

– соблюдать правила поведения в природе.

ПРОГРАММА 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умения правильно вести себя в природе, умения выявлять признаки растительного мира; знакомство с видовым составом растений своей области и растениями, занесенными в Красную книгу.

Содержание: Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, практикум, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев.

Основные понятия: Растения; дикорастущие и культурные растения; плод, типы плодов; растения-сорняки; комнатные и лекарственные растения; краснокнижные растения.

Раздел 2

МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ СВОЕЙ ОБЛАСТИ

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые своей области.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, практикум, выполнение творческих заданий, работа с наглядными материалами и литературой, наблюдения в природе, экскурсии, работа с энтомологическими коллекциями.

Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые.

Раздел 3

ОБИТАТЕЛИ ВОД. РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В РЕКАХ ОБЛАСТИ

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять виды рыб; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своей области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства своей области. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, выполнение творческих заданий, работа с наглядными пособиями, экскурсии, познавательные игры.

Основные понятия: Позвоночные животные. Рыбы. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Аквариумное рыболовство.

Раздел 4

ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование умений определять группы птиц; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседа, работа с наглядным материалом и литературой, выполнение творческих заданий, экскурсии, наблюдения в природе и в уголке живой природы.

Основные понятия: Птицы. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Хищники. Дикие и домашние птицы. Краснокнижные виды птиц.

Раздел 5

ЖИВОТНЫЙ МИР. ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ
НА ТЕРРИТОРИИ
 СВОЕЙ ОБЛАСТИ

Цели и задачи: усвоение основных понятий; формирование представления о природных сообществах; формирование умений выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных; формирование умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своей области. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.

Формы занятий: Аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры, наблюдения в уголке живой природы, экскурсии.

Основные понятия: Животные. Дикие животные. Домашние животные. Хищники. Животные-вредители.

Раздел 6

ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование знаний законов об охране природы; формирование представления об охраняемых территориях России и своей области.

Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.

Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.

Содержание: Закон об охране природы в России. Красная книга России и своей области. Охраняемые территории родного края.

Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, выполнение творческих заданий, экскурсии.

Основные понятия: Закон об охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России и своей области.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности

1

1

Растительный мир. (Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений.) Растения своей области

1

1

2

Экскурсия «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространений)

1

2

3

Посещение областной станции юннатов

2

2

Разноцветные плоды растений

1

1

2

Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев

1

3

4

Кустарники. Их роль для человека

1

1

2

Травы. Лекарственные растения: сбор и оформление гербариев (или на основе собранного материала)

1

2

3

Растения-сорняки и вредители здоровья человека

1

1

2

Осенний бал (праздник)

2

2

Комнатные растения. Разведение. Уход

за ними

1

2

3

Зеленый мир вокруг нас (викторина)

2

2

9

19

28

Раздел 2

МИР НАСЕКОМЫХ. НАСЕКОМЫЕ СВОЕЙ ОБЛАСТИ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Насекомые (виды, места обитания)

2

1

3

«Мал золотник – да дорог». (Какую пользу приносят насекомые.)

1

1

2

Насекомые-вредители

1

1

2

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми

1

1

2

Где и как зимуют насекомые

1

1

2

Насекомые, обитатели своей области. Работа с энтомологической коллекцией

1

3

4

Экскурсия в краеведческий музей

2

2

Охрана полезных насекомых, борьба

с вредителями

2

1

3

«Кто важнее? (Викторина-игра «спор насекомых».)

2

2

9

13

22

Раздел 3

ОБИТАТЕЛИ ВОД. РЫБЫ, ОБИТАЮЩИЕ В ОБЛАСТИ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Рыбы. Общие признаки позвоночных животных

2

1

3

Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Наблюдение за поведением рыб

1

2

3

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

1

2

Рыбы, обитающие в реках области

2

2

4

Экскурсия в зоологический музей

2

2

Прудовые хозяйства области

1

1

2

Аквариумное рыболовство. Разведение рыб

в аквариумах

1

2

3

Охрана рыбных богатств

1

1

2

Викторина «Золотая рыбка»

2

2

9

14

23

Раздел 4

ОБИТАТЕЛИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
РОДНОГО КРАЯ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Обитатели воздушного пространства (виды, места обитания)

1

1

2

Следы птиц (Экскурсия.)

2

2

Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?

1

1

2

Птицы кочующие, оседлые, перелетные. Составление портрета птиц

1

2

3

Птицы обитатели своей области

1

2

3

Водоплавающие птицы

1

1

2

Хищники

1

1

2

Птицы леса

1

1

2

Птицы открытых воздушных пространств

1

1

2

Птицы своей области, занесенные в Красную книгу

2

2

Экскурсия в краеведческий и зоологический музеи

2

2

«Птичка-невеличка». (Викторина.)

1

1

Охрана и привлечение птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек

1

2

3

Игра «Птичий час»

1

1

11

18

29

Раздел 5

ЖИВОТНЫЙ МИР.

ЗВЕРИ, ОБИТАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СВОЕЙ ОБЛАСТИ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Животный мир. (Общие понятия: рыбы, птицы, звери, насекомые.)

2

1

3

Дикие и домашние животные. Составление портрета животного

1

2

3

Как готовятся к зиме дикие и домашние животные?

2

2

«Мой друг» (Праздник домашних животных.)

3

3

Враги моего жилья (крысы, мыши). Борьба с грызунами

2

1

3

Звери, обитающие на территории области

2

2

4

«В мире животных». (Викторина.)

2

2

Экскурсия в краеведческий или зоологический музей

3

3

Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека

2

2

Краснокнижные виды

1

1

2

12

15

27

Раздел 6

ОХРАНА ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ

Название темы

Количество часов

Всего часов

теория

практика

Вводное занятие. Охраняемые территории

2

2

Заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки России. Экскурсия-знакомство с памятниками природы родного края

3

5

8

Ознакомление с растительным и животным миром родного края

2

2

Ознакомление с природой ближайшего окружения

3

3

7

8

15

СПИСОК ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ КУРСУ
(1-
й год обучения)

– карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

– карточки-задания для усвоения нового материала;

– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

– викторины по каждому изучаемому разделу;

– кроссворды по каждому изучаемому разделу;

– тесты по каждому изучаемому разделу;

– загадки по каждому изучаемому разделу;

– загадки-акростихи;

– загадки с подсказкой;

– загадки-обманки;

– рассказы-загадки;

– метаграммы, анаграммы;

– биологические задачи;

– экологические игры, сказки, ситуации;

– рабочие альбомы.

Рекомендуемая литература для учителя

(1-й год обучения)

1. Акимушкин, И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.

2. Акимушкин, И. И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1967.

3. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Колос, 1984.

4. Бутурлин, С. А. Что и как наблюдать из жизни птиц. – М.: Учпедгиз, 1948.

5. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Художественная литература, 1995.

6. Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к урокам. – Волгоград: Учитель, 2003.

7. Кубанцев, Б. С. Животный мир Волгоградской области. – Волгоград, 1982.

8. Кубанцев, Б. С. Птицы северных районов Нижнего Поволжья. – Волгоград, 1982.

9. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. – Волгоград, 1992.

10. Руднянская, Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Весна. – Волгоград: Учитель, 2005.

11. Руднянская, Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Осень. – Волгоград: Учитель, 2003.

12. Шорыгина, Т. А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000.

Рекомендуемая литература для учащихся

(1-й год обучения)

1. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.

2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.

3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

4. Жукова, Т. И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969.

5. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.

ПРОГРАММА 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Ц е л ь  2-го  г о д а  о б у ч е н и я:

Формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

З а д а ч и   2-го  г о д а   о б у ч е н и я:

1. Формирование простейших экологических понятий у учащихся.

2. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

П р и м е р н ы й   п л а н   м е р о п р и я т и й:

Программа 2-го года обучения рассчитана на 144 учебных часа: из них теоретические занятия – 42 часа, практические занятия – 102 часа.

Занятия кружка проходят 4 раза в неделю по 1 учебному часу или 2 раза в неделю по 2 часа (по мере необходимости).

Занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам, а также индивидуально.

Ф о р м ы   к о н т р о л я   промежуточных и конечных результатов:

– тестирование;

– творческие задания;

– викторины;

– конкурсы;

– олимпиады;

– выставки творческих работ учащихся.

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если:

– будет пройден весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал.

По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны знать:

– основные среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная);

– природные ресурсы своей области и пути их применения;

– причины техногенных аварий.


СПИСОК ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ КУРСУ

(2-й год обучения)

– Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

– карточки-задания для усвоения нового материала;

– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

– викторины по каждому изучаемому разделу;

– кроссворды по каждому изучаемому разделу;

– тесты по каждому изучаемому разделу;

– загадки по каждому изучаемому разделу;

– загадки-акростихи;

– загадки с подсказкой;

– загадки-обманки;

– рассказы-загадки;

– метаграммы, анаграммы;

– биологические задачи;

– экологические игры, сказки, ситуации;

– рабочие альбомы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Количество часов

Всего

часов

теория

практика

1

2

3

4

Среды жизни. Что это такое?

3

1

4

Особь. Популяция. Экологическая ниша

2

1

3

Сообщество. Экосистема

2

1

3

Пищевая цепь. Спасем Землю! (Яд в пищевой цепи.)

2

2

4

Борьба за выживание. Защитная окраска

2

3

5

Биосфера. Жизненные силы биосферы (воздух, земля, вода)

3

3

Что такое климат? Спасем Землю!

Загрязнение атмосферы

2

1

3

Проблема стихийных природных явлений (землетрясение, смерч, оползень, наводнения, засуха)

2

1

3

Природные зоны своей области (лесостепь, степь, полупустыня)

3

3

6

Экскурсии в краеведческий музей

3

3

Природные ресурсы нашей области (нефть, газ, поваренная соль, стройматериалы)

2

2

4

Леса родного края. Загрязнение почвы.

Акция «Посади дерево» (озеленение школьной территории; двора, улиц, района, уход за парками)

3

5

8

Реки своей области. Акция «Спасем Землю!» (Загрязнения водоемов.)

3

2

5

Ядовитые стоки. Угроза питьевой воде.

Акция «Очистим водоёмы. Расчистка родников. Охрана малых рек»

3

3

6

«Живительные источники» и их охрана. (Ергенинский, Горная Поляна, Дубовский, Себряковский.)

3

4

7

Природа – наш дом. «Спасем Землю!» (проблема бытовых отходов)

1

2

3

Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности»

3

3

Проблемы техногенных аварий. (Выбросы химических заводов, гибель космических кораблей, затонувшие корабли, взрывы на АЭС.)

2

1

3


Окончание табл.

1

2

3

4

Что можешь сделать ты? 10 заповедей экологии

2

4

6

Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды области

2

4

6

Создание экологической карты своего микрорайона

4

4

Создание уголка природы

10

10

Изготовление поделок из бросового материала

«В мире нет вещей не нужных»

10

10

Мероприятия, проводимые в течение года: выпуск стенгазет, «молний» на экологическую тему:

16 сентября – День борьбы за защиту

озонового слоя.

4 октября – День защиты животных.

14 октября – День борьбы по уменьшению опасности стихийных бедствий.

29 октября – День биологического разнообразия.

22 марта – День воды.

1 апреля – День птиц.

7 апреля – День здоровья.

22 апреля – День Земли

16

16

Создание агитбригады, работающей по экологической тематике и проведение викторин, устного журнала «Природоград», лекториев в начальных классах

16

16

42

102

144

СПИСОК ДИДАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ КУРСУ
(2-
й год обучения)

– Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

– карточки-задания для усвоения нового материала;

– карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

– викторины по каждому изучаемому разделу;

– кроссворды по каждому изучаемому разделу;

– тесты по каждому изучаемому разделу;

– загадки по каждому изучаемому разделу;

– загадки-акростихи;

– загадки с подсказкой;

– загадки-обманки;

– рассказы-загадки;

– метаграммы, анаграммы;

– биологические задачи;

– экологические игры, сказки, ситуации;

– рабочие альбомы.

Рекомендуемая литература для учителя

(2-й год обучения)

1. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. – М.: Колос, 1984.

2. Брылеев, В. А. Памятники природы Волгоградской области. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987.

3. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

4. Борейко, В. Е. Экологическая этика. – М: Изд-во МНЭПУ, 2002.

5. Замятин, С. Экология и культура // Новый мир.– 1992. – № 9–13.

6. Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.

Рекомендуемая литература для учащихся

(2-й год обучения)

1. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

2. Воржба, В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6–12 лет. – М.: АСТ-Пресс, 1994.

3. Дитрих, А. Почемучка. Экологическая тревога. – М.: Педагогика-пресс, 1997.

4. Мереминский, А. Фенологические и экологические рассказы-загадки // Начальная школа .– 1992. – № 4.

5. Пашканга, К. В. Охрана природы (для учащихся). – М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

кружок "Юный краевед"

Авторская программа дополнительного образования детей по туристско-краеведческой работе...

Авторская программа "Школа юного краеведа"

Воспитание у детей чувтсва любви и уважения к родному краю, осознания принадлежности к нему, привитие интереса к своей малой Родине....

Игра "Юные краеведы", 4 класс.

На уроках кубановедения можно провести познавательную игру на знание истории, географии и народных традиций Краснодарского края....

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...

Юный краевед (1 класс). Методические рекомендации по внеурочной деятельности младших школьников

В данном пособии содержится информационный материал по проведению занятий внеурочной деятельности. Методические рекомендации представлены в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочной...