Конспект интегрированного урока (литературное чтение и окружающий мир) в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Жевнерович (Уклеина) Надежда Сергеевна
Литературное чтение – это особый предмет. Это, прежде всего, “искусство слова”, воплощающее стремление человека к истине, добру и красоте. Это тот самый предмет, который в полной мере формирует систему базовых национальных ценностей: патриотизм, гражданственность, семья, природа и др. Поэтому в основу своей работы ставлю воспитание и развитие личности, самостоятельной, творчески мыслящей, способной к сопереживанию Обучение является тогда успешным, когда дети с удовольствием идут на урок, когда им интересно учиться, когда они сами являются активными участниками образовательного процесса. Практика показывает, что обычно нравится учиться детям, у которых есть способности к предмету. А как же быть ребятам, которым с трудом даётся предмет? Я взяла за основу своей работы другое правило: на мой взгляд, быстрее развиваются способности у того, кому интересно учиться, и именно системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, способствует достижению этой цели. Поэтому обращение к опыту детей, связь изучаемых произведений с реальной жизнью, подбор методов, приёмов, помогающих «оживить» урок, создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика и интеграция учебных предметов по определённой теме – основные моменты в моей работе во время подготовки к уроку. Взяв за основу слова А. Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить...», я составила урок в логике компетентностного подхода, предусматривающего преобладание самостоятельной работы учащихся и формирование универсальных учебных действий. Также, учитывая специфику предмета, считаю одной из главных задач – формирование у учащихся смыслового чтения (используя приёмы «чтение с остановкой», прогнозирование дальнейших событий и т.д.) Данный урок соответствует программе по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы (авторы УМК: Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.) Этот урок имеет прямое отношение к предмету «Окружающий мир», так как тема домашних животных также находит отражение в программе по этому предмету. Данный урок является основой для будущего проекта по окружающему миру «Мои домашние питомцы». Цели и задачи урока Данный урок является первым в системе уроков , посвященных теме «О братьях наших меньших». Тема «Собака-друг человека» Основные технологии, использованные на уроке - проектная технология, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ. Цели урока: - формирование сознательного, выразительного чтения; - развитие умения делать выводы; - формирование ответственного отношения к собаке; - формирование совместной проектной деятельности – выпуск стенгазеты. Планируемые результаты: Развитие навыка выразительного, осознанного чтения (умеют видеть и понимать проблему, формулировать выводы, выделять главное); Оказание положительного влияния на межличностные коммуникации (умение вести диалог, отвечать на вопросы, создавать собственное высказывании); Развитие творческой самостоятельной деятельности на уроке (элементы проектной деятельности); формирование ответственного отношения к домашним животным на примере собак. В заключение сказанного ещё раз хочу остановиться на мысли о том, что именно от учителя зависит успешность ученика на уроке. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель»,- писал А. Дистервег. В известной притче, когда учитель научил ученика летать, мудрец не похвалил учителя за этот результат, а похвалил за то, что у учителя самого выросли крылья. Не останавливаться на достигнутом, искать, учиться каждый час, творить, анализировать и продолжать идти вперёд - эти слова составляют суть моей педагогической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного урока (литературное чтение и окружающий мир)  в 1 классе

                                                учитель начальных классов: Уклеина Н.С.

Тема урока:  «Собака-друг человека»

Тип урока: урок открытия нового

Применяемые технологии: проектная технология, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ.                                                                                                                       Цели урока:

- формирование  сознательного,  выразительного чтения;

- развитие умения делать выводы;

- формирование ответственного отношения к собаке;

- формирование совместной проектной деятельности – выпуск стенгазеты.

Планируемые результаты:

Предметные:   по литературному чтению - совершенствовать навык  выразительного чтения, по окружающему миру – расширить знания о собаках и узнать правила по уходу за собаками                                        Метапредметные:                                                                                                Регулятивные:

  • Развивать умение ставить учебную задачу .
  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  • Предвосхищать результат.

Коммуникативные:

  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
  • Вступать в диалог ( отвечать  на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

  • Способствовать формированию умения искать информацию в справочной  литературе.
  • Осознанно строить сообщение исследовательского характера.
  • Расширить знания о  собаках.
  • Развивать умение делать выводы.

Личностные:

  • Формировать ответственное отношение к домашним животным.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Органи-зацион-ный момент

Эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, ведь улыбка – это залог хорошего настроения.

Сегодня на  уроке вас ждут  интересные задания. И все они связаны с одной темой. Попробуйте её узнать. Я вам покажу 3 картинки , по которым вы должны догадаться, кто это.(Слайд) Показываются 3 картинки :  1-уши, 2-хвост,        3-лапы

- Глядя на эту картинку, догадайтесь , кому будет посвящен наш урок?

Правильно, сегодня  мы будем говорить о собаках.

Регулятив-ные :  организовать своё рабочее место

2.

Актуали-зация знаний

- Посмотрите, а что собака держит в своих лапах?                                                                                 -Молодцы! А кто догадался, что мы с вами будем делать на уроке? Правильно, мы будем делать газету.

- Из чего состоит газета? (рассказ учителя) Давайте посмотрим на доску: можно ли это назвать газетой? Почему? А что нужно сделать для того, чтобы получилась настоящая газета?

 Да, это ещё не газета, в ней есть  заголовок и  3 рубрики:

  • «Важный совет»
  • «Это интересно»
  • «Я и мой друг»

-Обратите внимание! В нашем заголовке стоит многоточие, почему?

-В конце урока мы должны придумать полное название газеты. Перед тем как мы приступим к оформлению газеты нам нужно поставить цели. Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке о собаках? (ВАЖНО: ставятся конкретные цели и прописываются на доске: узнать породы собак, узнать, чем полезны собаки для человека, научиться ухаживать за собаками и т.д.)

Я узнаю …

Я сумею…

Я научусь…

Ребята, а зачем нам нужна информация о собаках?

Участвуют в диалоге, выясняют  тему урока , вместе с учителем формулируют цели, задачи урока

Вместе с учителем называют будущие рубрики газеты

Регулятив-ные УДД:  

определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

3.

Совмест-ное открытие знаний

4 Примене-ние нового знания

3. Работа с текстом стихотворения  С. Михалкова

-Сегодня мы познакомимся с произведением Сергея Михалкова «Трезор». А как вы думаете, по заголовку можно будет понять, о ком у нас будет произведение?

3.1. - Давайте прочитаем начало стихотворения. Не забывайте о том , что читать нужно с выражением!!! Чтение 1 отрывка. Делаем остановку.

3.2. Беседа по прочитанному отрывку.

- О ком стихотворение?

- Какое чувство у вас вызвали эти строки  «В доме заперли его» ?

-Как вы думаете, как в этот момент выглядел этот щенок?

- Как вы думаете, что может  произойти дальше? Давайте узнаем. Продолжаем читать стихотворение до слов «..Спать…»

-И что делал наш щенок, когда остался один?

-А почему он это сделал? Он был невоспитанным щенком?

- А как вы думаете, можно было бы  избежать такого поведения  щенка? Представьте, что вы тот самый Трезор, давайте попробуем написать письмо хозяевам…. Ребята,  у вас на партах лежат карточки .Возьмите 1 карточку под названием « Письмо от Трезора» (не у всех детей есть карточка №1)

-Как быть, как нам дальше работать? (в группах)

-Давайте вспомним правила групповой работы: работать дружно, уметь договариваться.

-Посмотрите внимательно и скажите, какое у нас будет задание? (Нужно вставить подходящие по смыслу слова)

(песочные часы 2 мин.)

- Зачитываются ответы учащихся

-Хорошо, мы еще вернемся к нашему письму, а сейчас как вы думаете,  что могло произойти дальше? Как повели себя хозяева?

-А как бы вы поступили?

- Давайте прочитаем и узнаем (Читаем до конца стихотворение)

4.- Как повели себя хозяева? Почему хозяева так поступили? Правильно ли они сделали?

Дети – Хозяева сделали правильно, что не наругали щенка, так как он не виноват, что он все это сделал, ему просто было скучно ! Это хозяева виноваты, что оставили щенка одного.

-Молодцы! И в подтверждение ваших слов , я вам хочу зачитать стихотворение этого же автора, Сергея Михалкова  под названием «Важный совет» (Презентация)

- какой совет нам дал автор?

Дети – нельзя воспитывать щенка криками …

Дети - Нет, не правильно.

Надо было наказать щенка,

что бы он этого больше не делал

-Давайте посмотрим, правы ли вы.

Послушайте еще одно

стихотворение

этого же автора Сергея Михалкова

под названием «Важный совет»

(Презентация) - Какой мы можем

сделать вывод,

правильно ли поступили хозяева

Трезора или нет?

Дети – Правильно,

ведь не нельзя воспитывать

щенка криками и пинками,

то есть ругать и бить…

3.4. Составление собственного высказывания, формулировка вывода.

-А как вы думаете, почему нельзя ругать щенка?

Как вы понимаете слово « пеньки» во фразе « Там воспитатели пеньки»?

- Давайте для таких хозяев мы  напишем, как воспитывать своих питомцев. Возьмите карточку №  2, которая называется  «Воспитание четвероногого друга». Нам нужно дописать, что нельзя делать, когда воспитываешь собаку. (песочные часы 2-3 минуты)

-Прочитайте, что у вас получилось. В какую рубрику  нашей газеты можно поместить наш совет?

- А еще мы с вами писали письмо от имени Трезора. Можно ли его поместить в эту же рубрику?

 -Давайте сделаем вывод: если мы будем правильно ухаживать за собаками, кем они для нас станут?   Абсолютно правильно. Послушайте, пожалуйста, мой рассказ о собаках. Одно условие – слушать меня  очень внимательно.

 (Презентация  про собак)

Все ли было понятно в моём рассказе?

3.5. Проверка полученных знаний, применение их на практике.

-А теперь я хочу проверить, как внимательно вы меня слушали. У вас на партах есть карточка №3 под названием «Будь внимателен»

Ваша задача: если вы считаете, что утверждение, которое  я  вам зачитаю, правильное,  то рядом поставите +, если считаете ,что это  неправильно, то -. Всем понятно? Тогда приступаем. (Приложение 3)

Самооценка

-Молодцы. Скажите, о чём вы узнали на уроке? (о пользе собаки)

- В какую рубрику мы поместим нашу информацию о собаках?  

- Ребята, дома вы тоже  составляли рассказ только не обо всех собаках, а об одной породе, которая вам нравится больше всего. Вы готовили сообщение в виде анкеты. Давайте посмотрим, что получилось? (приложение №4)

-Молодцы. Вы нашли много  информации. А давайте вспомним, когда мы приходим в библиотеку, как нам   быстро найти нужную книгу ? (знать алфавит)

-Правильно, вот теперь давайте и вы свои сообщения тоже расположите в алфавитном порядке. И у нас получится небольшой каталог  под названием «Породы собак»  

(песочные часы 1 минута)

-Куда мы наш каталог поместим?

Выразитель-но читают текст

Элементы анализа текста,

Творческая деятельность учеников на предвосхищение содержания текста

Элементы анализа текста

Творческая деятельность учащихся, направлен-ная на воспитание сопережива-ния

Демонстра-ция собственного опыта

Учатся приводить аргументы для подтвержде-ния вывода.

Формирование умения внимательного слушания

Учатся применять свои знания на практике

Уметь применить полученные знания на практике

 Регулятив-ные УУД: способность прогнозировать  содержание текста по заголовку

Отработка умений выразитель-ного чтения

Личностные УУД: воспитание эмоциональ-но-нравствен-ной отзывчивос-ти

Регулятивные УУД : умение ставить учебную задачу

Коммуника-тивные умения: участвовать в коллектив-ном обсуждении проблемы

Познавательные УУД: умение делать вывод, приводить аргументы .

Личностные УУД: формировать ответственно отношение к собакам и ко всем домашним животным.

Познавательные УУД

Познавательные умения (делать вывод)

Познавательные: умения применять имеющиеся знания на практике

Регулятитв-ные: Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные УУД: формирование умения искать информацию в справочной литературе

5.

Рефлек-сия

Смотрите, какая  у нас  получилась газета: очень интересная и содержательная.  Давайте вспомним, о чем мы с вами разговаривали  на уроке?

(о собаке, о том, как за ней ухаживать, о том какую пользу приносит нам собака…)

- А достигли  ли мы целей, которые мы поставили в начале урока? Давайте посмотрим.

-Что нового вы узнали?

-Что вам понравилось?

Мы с вами сегодня сделали коллективный проект. Мы ставили цели, мы собирали материал, группировали его, и у нас есть результат совместного труда. Это…(газета)

-Красивая у нас получилась газета? Много содержания, но заголовка -то нет – есть только начало: «Собака-…». А кем для каждого из нас является собака? Поработайте в парах и придумайте такое название газеты. (Дети придумывают название газеты)

-Молодцы! А еще в нашей газете не хватает картинок. У вас на партах лежит рисунок  собаки. Чего  не хватает нашей собаке?

-Дорисуйте и выразите в своем рисунке свое настроение и поместите щенков на нашу газету. (рисуют, клеят на газету)

С вашего позволения и я нарисую на своем щенке улыбку потому, что мне очень понравилось , как вы работали на уроке. Работали  слаженно, активно, и наш урок прошел на отлично ! Спасибо вам за урок. Что мы друг другу скажем? (Молодцы)

Познавательные УУД : формирова-ние умения делать выводы

Приложение №1

Письмо от Трезора

Меня оставили ________________________дома одного.

Мне было очень_______________________ скучно.

Поэтому я перепортил все, ______________что мог.

Разорвал на кукле ______________________платье.

Зайцу вырвал __________________________шерсти клок.

В коридор из-под кровати , ваши _________туфли увалок

Приложение №1

Письмо от Трезора

Любимые мои ______________________хозяева,

Не забывайте про___________________ меня.

Не оставляйте меня _________________надолго одного

Почаще со мной ___________________гуляйте.

Знайте, я очень сильно______________ вас люблю.

Карточка № 3

«Будь внимателен»    «+», «-»

1.На Севере собаки перевозят людей и грузы.

2.Слепым людям помогают собаки –поводыри.

3.В военное время собаки спасали раненых.

4.Только породистые собаки преданы человеку, а дворняжки –нет.

5.За собакой ухаживать легко.

6.Собаку нужно кормить и выводить на прогулку.

7.Собаку не надо расчесывать и чистить.

8. Человек не отвечает за здоровье своего четвероногого друга.

Анкета

«  Я и мой Друг»

Порода собаки______________________________

Внешний вид _____________________________

___________________________________________

Как ухаживать ______________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Зачем ухаживать ____________________________

___________________________________________

___________________________________________

Приложение  №2

Воспитание четвероногого друга.

НЕЛЬЗЯ______________________________________

НЕЛЬЗЯ______________________________________

НЕЛЬЗЯ______________________________________

НЕЛЬЗЯ__________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе

« Литературное чтение и окружающий мир » во 2  классеЦель урока: -  создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Комбинированный урок (литературное чтение и окружающий мир) во 2 классе.

Данный урок проходил в рамках школьного проекта "Экологические проблемы наших лесов"...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Смысловое чтение на уроках литературного чтения и окружающего мира

Презентация по теме : " Смысловое чтение на уроках в начальной школе"...