Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира
презентация к уроку
Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 2
Технология продуктивного чтения – технология деятельностного типа. Разработана коллективом авторов «Школа 2100». Основана на теории формирования читательской самостоятельности профессора Н.Н. Светловской. Способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, повышению грамотности чтения – способности учащихся к осмыслению письменных текстов, использовании их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей.
Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории, русского языка и даже иностранном языке.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Слайд 3
Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения
На слайде представлены отличия традиционного урока от урока с применением технологии продуктивного чтения.
Основная цель: учим самостоятельно понимать текст.
Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.
Традиционный урок:
До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…»
Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.
После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.
Продуктивное чтение:
До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
Слайд 4
Технология продуктивного чтения включает 3 этапа:
I этап – работа с текстом до чтения
II этап – работа с текстом во время чтения
III этап – работа с текстом после чтения
Слайд 5
I Этап – Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, чтению ключевых слов. Высказывание предположений о героях, теме, содержании текста.
Главная задача учителя – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Слайд 6
II Этап – Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Чтение текста по частям с комментариями, т.е комментированное чтение
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш «диалог с автором», обеспечить «погружение» в текст.
Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно…»).
Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.
- Диалог с автором
Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст.
При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий: научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; задавать свои вопросы; обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять совпадают ли они с замыслом автора; включать творческое воображение учащихся.
Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.
Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного
обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: Слайд 7
В – вопрос (найди, задай),
О – ответ (ответь на этот вопрос),
П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста).
Так же на II этапе проводится:
- Словарная работа
- Озаглавливание частей текста
- Выборочное чтение
- Беседа по содержанию текста
- Сравнение содержания текста со своими предположениями
Работа во время чтения предполагает и беседу по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Подробный и краткий пересказ.
Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Слайд 8
III Этап – Работа с текстом после чтения
Цель этапа – достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировки читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
- Постановка проблемного вопроса к тексту
- Беседа о личности писателя
- Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации
- Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
- Характеристика событий, места действия
- Анализ поступков героев
- Выполнение творческих заданий
При выборе творческих заданий надо учитывать особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка, используя дифференцированный подход на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам.
Слайд 9, 10
Чтение главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».
- Работа с текстом до чтения:
- Прочитайте название сказки.
- Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это название всей сказки и название главы.)
- Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?
- Что означает слово воспитывать?
- Рассмотрите иллюстрацию перед сказкой (с. 138).
- Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?
- Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу сказки.
- Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение сказки вслух учащимися. Учитель помогает ученикам вести диалог с автором через текст (сигналы расставлены в тексте учебника).
По ходу чтения идёт словарная работа.
Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чем не бывало.
(В. Что же случилось накануне?)
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.
Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. (В. Отчего девочка могла поморщиться? О. Ответы-предположения детей.) Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
- Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
- Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
«Вот так влип!» - подумал Буратино. (В. Чего испугался Буратино? О. Ответы-предположения детей.)
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.-
«Здорово птиц гоняет», - с завистью подумал Буратино. (В. Почему с завистью? О. Ответы-предположения детей.)
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. (П. Вот откуда зависть - Артемон птиц гоняет, а Буратино приходится сидеть за столом, соблюдая правила приличия.)
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием. (П. Именно этого и боялся Буратино.)
3. Работа с текстом после чтения.
Вопросы после чтения:
- Чему хотела Мальвина научить Буратино?
- Получилось ли у нее?
Перечитывание текста частями с комментариями и анализом прочитанного.
После чтения 1-2-го абзацев (с. 138).
- Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
- Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка - это кукла.)
После чтения 1-го предложения 3-го абзаца.
- Почему же Мальвина поморщилась?
После чтения отрывка нас. 139.
- Покажите, как сидел Буратино.
- Что на это сказала Мальвина? Прочитайте её слова.
- Прочитайте, как Буратино ел и пил. Случалось ли такое с вами?
- Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
- Как к этому отнёсся Буратино?
Чтение всего текста частями. Чтение по ролям.
Пример работы с текстом окружающего мира:
Слайд 11
Данная технология отличается от традиционной работы с текстом, и её реализация на уроках позволяет говорить о следующих результатах:
1. Возрастает интерес детей к чтению, их деятельность становится мотивированной.
2. Школьники приобретают навык работы с текстом, что очень важно, так как одним из условий успешной учебной деятельности внутри любой образовательной области является понимание и осмысление прочитанного материала.
3. У детей развивается внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные навыки.
4. Осмысленное чтение позволяет развивать у ребят навыки выразительности устной речи.
Обучение пониманию прочитанного необходимо начинать с первого класса параллельно с усвоением грамоты и началом самостоятельного чтения.
Современная школа-это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью. Он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель технологии продуктивного чтения: формирование читательской компетенции школьника
До чтения . Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе…» или «Сегодня узнаем о…» Во время чтения. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают. После чтения . Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя . Традиционный урок Продуктивное чтение До чтения . Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст по его названию. А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. Во время чтения. « Читаем и ведём диалог с автором, задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту.» Возникает читательская интерпретация. После чтения . Беседуем и уточняем позицию автора.
Этапы работы с текстом: I этап – работа с текстом до чтения II этап – работа с текстом во время чтения III этап – работа с текстом после чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. I этап Работа с текстом до чтения
II этап Работа с текстом во время чтения Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.
В – вопрос (найди, задай) О – ответ (ответь на этот вопрос) П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста)
III этап Работа с текстом после чтения Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Пример: Литературное чтение. 2 кл Во время чтения : Диалог с автором В – задай вопрос . О – предположи ответ. П – проверь свои предположения, по прочитанному тексту .
Тема: Земля в космосе
Результаты : возрастает интерес к чтению приобретают навык работы с текстом развивается внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные навыки навыки выразительности устной речи
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-424513-1395722601.jpg)
презентация к статье "Использование технологии критического мышления на уроках чтения и окружающего мира".
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-227125-1364105343.jpg)
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-971487-1539354955.jpg)
Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»
Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/28/picture-658762-1440763852.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/19/picture-1394946-1647681098.jpg)
Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»
Цель: распространение опыта работы с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-768106-1505652283.jpg)
Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» с использованием технологии продуктивного чтения. Тема: М. Пляцковский «Помощник»
Цель: обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность.Задачи:• учить читать осознанно, отвечать на вопросы, работая с текстом;&bull...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/27/picture-1508616-1706369650.jpg)
Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения
Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...