Комбинированный урок (литературное чтение и окружающий мир) во 2 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Данный урок проходил в рамках школьного проекта "Экологические проблемы наших лесов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 20.93 КБ |
презентация | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметный урок: литературного чтения, музыки, изо, окружающего мира и экологии, проведенный во 2 «В» классе ГБОУ «школа» 2065, 3 структурного подразделения города Московский.
Учитель: Мосинова Валентина Константиновна
Главная цель урока: показать детям, что берёза- символ России, воспетый поэтами и композиторами, любимый людьми и животными (птицами, насекомыми), приносящий эстетическую красоту, бытовую и медицинскую пользу.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления информации, проблемных вопросов, познавательного материала, выполнения творческих заданий.
Ход урока.
1.Сегодняшний урок мы посвятим самому прекрасному русскому дереву. Это дерево-символ России. Растёт оно в лесах и рощах, в парках и садах, и просто под нашими окнами на улицах городов и деревень. От других деревьев оно отличается высоким белым стволом. В кудрявой кроне этого дерева нашли свой дом и птицы, и насекомые. И нет другого такого дерева, которое бы отдавало себя, всё без остатка, до капельки, именно человеку. Угадали?
2.А начну я урок с загадки:
У этого дерева 4 угодья:
от тёмной ночи - даёт свет,
некопаный колодец - утоляет жажду,
старому- укрепляет здоровье,
разбитому – служит починкой.
Трудно сразу понять, о чём идёт речь?
Отгадку я у вас спрошу в конце урока. Внимательно слушайте и запоминайте новую информацию, которая вам поможет найти ответы на эту непростую загадку.
1 часть
3.Посмотрите на фотографии.
Красавица, матушка, девица – называли берёзу многие поэты и писатели. И действительно, какое ещё дерево имеет такой стройный белый стан, гибкие веточки, пышную крону... Оно красиво в любое время года. А один русский поэт посвятил берёзе почти 50 стихотворений. Вспомнили, кто это?
4.Портрет писателя.
Только скажут – « Сергей Есенин», всей России встают черты.
Так говорили про поэта, который всё своё творчество, за свою недолгую жизнь, посвятил Родине и родной природе.
Родился С. Есенин 3 октября 1895 года в Рязанской губернии. Своё детство, с 2 до 9 лет, он провёл у бабушки и дедушки в деревне. Именно они привили ему любовь к родному краю. Уже в 10 лет он напишет своё первое стихотворение. А в 19 лет в журнале «Мирок» напечатают его самое известное стихотворение о зимней берёзе.
5.Прочтение наизусть стихотворения.
--Какую картину вы представили, слушая стихотворение. (нарядная берёза, вся в серебре, горит, сияет..)
--Что вы почувствовали? ( кругом тишина, пахнет свежестью..)
--Какие выразительные средства использовал автор?
Сравнения: снег – серебро, огонь-золотой, кисти- бахрома.
Берёза как живая..
Олицетворение: берёза принакрылась снегом, заря обходит кругом.
В каких выражениях используется скрытое сравнение?
Снежинки горят, золотой огонь, новое серебро…
-Как называется скрытое сравнение? (метафора)
-Если бы не было выразительных средств, как бы читалось такое стихотворение? (Не интересно)
--Для чего поэт использовал выразительные средства?
(чтобы сделать стихи более выразительными и красивыми по содержанию)
6.Дома вы подготовили задание: на листочках надо было написать прилагательные, которые подходят к образу берёзы. Зачитайте их.
(белая, светлая, стройная, нежная, кудрявая, красивая, белоствольная, тонкая, высокая, пушистая, женственная, таинственная, изящная, жизнерадостная…)
(на доску прикрепить слова в виде веночка кругом)
Все эти слова создают образ берёзы. А называются такие слова—эпитеты. (слово прикрепить в середину круга)
Эпитеты- ещё одно средство выразительной речи.
Как надо читать стихотворение «Берёза»?
(неторопливо, загадочно, напевно…)
Несколько человек прочитывают это стихотворение по четверостишиям. Молодцы. Дома подготовим выразительное чтение этого стихотворения.
7.Что у нас получилось из листиков берёзы? (веночек)
Как когда-то в старину девушки плели из веток берёзы венки, они были уверены, что такие венки уберегут их от злого духа. В честь берёзы на Руси справляли христианский праздник, который называется ТРОИЦА. Девушки водили хороводы вокруг берёзы, пели песни. Такое единство придавало им физические и духовные силы.
8.Давайте мы послушаем самую известную русскую народную хороводную песню, может кто-то догадается, как она называется? (Во поле берёза стояла) И мы тоже немного отдохнём, под музыку поведём хоровод, почувствуем себя единым коллективом, где один за всех, а все за одного.
Физминутка.
2 часть
9.На уроках рисования мы не раз рисовали берёзу, вот, что у нас получилось, целый лес из берёз. ( показать рисунки детей)
Как называется лес, в котором много берёз? (берёзовая роща)
Мы отправимся сейчас в берёзовую рощу, но не просто погулять. Мы постараемся понять, почему именно берёзу так любили на Руси: зря веточки не сломят, не поранят, срубят только по нужде, и всё величают её добрыми и ласковыми словами..
10.Но прежде, чем отправится в лес, вспомним правила, как нужно вести себя в лесу? Существует целая наука о связи человека и природы, о связи всего живого и неживого вокруг. Эта наука называется? Экология. У вас на партах лежат экологические знаки. Какие из них нам помогут выбрать правильное поведение для похода в лес?
-не пугать зверей
-не ловить насекомых
-не трогать гнёзда
-не ломать ветки
-не рвать цветы
-не оставлять мусор
Почему мы должны себя вести в лесу именно так?
1. лес – дом для зверей
2. мы можем нарушить их жизненный ритм
3. оставленный мусор долго не разлагается в природе
11.Идём тихонечко, внимательно смотрим вокруг, подумаем, что нам пригодится взять из леса.
На доске запись:
-берёзовые почки (лекарства и настойки для лечения больного желудка и сердца)
берёзовые листья (отвар для лечения волос)
берёзовые веники (в бане выгоняют хворь из тела) -\
чёрный берёзовый нарост (чага) (против болезни рака)
У срубленного дерева:
немного мягкой коры- бересты ( кузовки для сбора ягод и грибов, нехитрую обувь, посуду..
берёзовые чурочки (сделать игрушки, сувениры, украшения) –подберёзовики (беленькая ножка гриба с тёмными крапинками похожа на ствол берёзы)
гнёзда на берёзе- любимое место грачей для выведения птенцов
Чёрное варево из берёзовой коры - дёготь (делают дегтярное мыло, им конопатят лодки..
Ох, устали, хочется пить! Что делать? Брать сок надо осторожно, сильно не повреждая дерево, лучше у старого и сильного дерева, а потом обязательно замазать ранку глиной.
Возвращаемся домой.
Тёплая печка, горят берёзовые дрова
Стемннеет- зажжём лучину.
12.Как вам экскурсия, понравилась?-
А какой вопрос я задавала перед экскурсией. Почему люди на Руси почитают и любят именно берёзу?
( берёза помогает людям в быту)…
Теперь настало время и загадку отгадать.
Свет- лучина
Колодец-берёзовый сок
Здоровье-баня, чага, почки
Починка-дёготь, всё склеит
3 часть
13.Отдохнём. Самое время послушать классическую музыку.
Какие знакомые нотки вы услышали в этом произведении?
Эту сонату написал П. И. Чайковский. В ней действительно можно услышать знакомую мелодию о берёзе. Но почему музыка тревожная, как будто о чём-то предупреждает.
А мы с вами живём не в деревне, где вокруг леса и поля. Мы живём в большом городе, где много машин, фабрик заводов, которые загрязняют воздух и воду. Трудно дышать не только нам, но и растениям. Часто можно увидеть больные деревья вдоль дорог. Они как страшные мутанты предупреждают нас об экологической катастрофе, грозящей большим городам.
Теперь, когда вы узнали о пользе берёзы и ещё узнаете о пользе других растений, вы измените своё отношение к природе?
Кто готов заботиться о природе, поднимите зелёный сигнал. Кто ещё сомневается, поднимите красный. Мы вступаем в ряды юных защитников природы.
На этом наш урок закончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированный урок литературного чтения и технологии.
Комбинированный урок по литературному чтению и технологии 1 класс.Программа «Перспектива».«В. Осеева «Синие листья». Аппликация «Дерево дружбы» и «Созвездия друзей».Учите...
Комбинированный урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Конспект комбинированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе +поэтапная работа над рисунком...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира
Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...
Смысловое чтение на уроках литературного чтения и окружающего мира
Презентация по теме : " Смысловое чтение на уроках в начальной школе"...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во 2 классе во 2 классе "В..В.Бианки "Сова". Невидимые нити в природе"
Данный интегрированный урок помогает детям увидеть неразрывную связь между объектами природы, а также между природой и человеком, дети учатся делать экологические прогнозы и искать грамотный подход к ...
Комбинированный урок литературного чтения 3 класс
Конспект урока по литературному чтению. тема- знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова...