открытый урок по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
«Пищевые цепочки. Кто что ест?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_._pishchevye_tsepochki._kto_chto_est._3_klass.docx | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное частное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «ГЕЛИОС»
Мытищинский муниципальный район
Открытый урок
по окружающему миру в 3 классе
«Пищевые цепочки. Кто что ест?»
3 а класс
учитель начальных классов,
Марченко Ольга Леонидовна
2019
Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема: «Пищевые цепочки. Кто что ест?»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, формирование понятия о пищевых цепочках и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе, формирование умения составлять пищевые цепочки
Личностные УУД:
Л1: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
Л2: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Л3: развитие умения работать в группах.
Познавательные УУД:
П1: развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста. П2: развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации; П3: развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему. |
Регулятивные УУД: |
Р1: формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; Р2: формировать умения оценивать свою деятельность; Р3: формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные УУД: |
К1: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; К2: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; К3: формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога; К4: формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения; |
Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться составлять цепи и сети питания животных.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учеников. Психологический настрой. Доброе утро, ребята. Ребята, сегодня нам на уроке понадобится хорошее настроение. Повернитесь к друг другу и улыбнитесь. У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь гостям и поприветствуйте их своей улыбкой. Настроились на урок. На уроках мы часто совершаем открытия, вот и сегодня, я надеюсь, что вы совершите открытие, с которым бы вам захотелось поделиться с окружающими. Успехов в работе! | Ученики улыбнулись, настроились на урок | Л1 Л2 Р1 |
2 | Актуализация знаний | - Прежде чем начать урок, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. Сделаем вывод, что все ученые – зоологи классифицируют царство животных на виды. Давай перечислим эти виды животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери). Сегодня на уроке мы тоже будем классифицировать животных. А вот по какому признаку, вы догадаетесь, прослушав сказку Николая Сладкова «Бежал Ежик по дорожке» | Обучающиеся дают ответы на вопросы учителя Ученики слушают сказку | П1 П2 |
2 | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | - Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке» - Кем пообедал ёж? - Какую ещё пищу ест ёж? - Почему ёж испугался филина? - Что понял еж? - Как вы думаете, может ли филин есть семена растений? (нет, так как он хищная птица) - Какими животными питается филин? - Догадались ли вы, по какому признаку мы сегодня будем группировать (классифицировать) животных? - Попробуйте сформулировать тему урока. (на экране тема) | Осмысляют, формулируют, предлагают решение Группируют животных по способу питания Учащиеся формулируют тему урока | П1 П2 К1 К4 |
3 | Этап постановки проблемы | Использование методического приема развития критического мышления «Кластер». На доске изображения животных. Ваша задача - соотнести этих животных в группы по питанию, заполнив кластер, но прежде вспомним, какие группы бывают. – ЖИВОТНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску по центру) Подсказка, вспомните, в конце 1 четверти в классе мы проводили праздник «Зов джунглей». - как называются животные, которые питаются растительной пищей? – РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску) - как называются животные, которые в пищу используют других животных? - ПЛОТОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску) - как называются животные, которые питаются насекомыми? - НАСЕКОМОЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску) - как называются животные, которые ничем не брезгуют и в пищу используют растения животных? - ВСЕЯДНЫЕ (Табличка прикрепляется магнитом на доску) - Ответьте на вопрос, чем питаются разные животные? (Животные питаются растениями и другими животными) - Разделите животных по этому признаку (Хищные – изображения тигра, лисы) (Растительноядные – изображения зайца, лошади) (Насекомоядные – изображения лягушки) (Всеядные – изображения ежа, поросенка, скворца) | Составляют кластер Извлекают, воспринимают, анализируют, сравнивают информацию Обращаются к жизненному опыту | К3 П3 П2 |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Беседа с учениками по вопросам: - Говорят, что все живые существа связаны между собой цепью питания. Как вы понимаете, что значит выражение – «цепь питания»? (данное понятие выносится на доску) - Как вы понимаете лексическое значение слова «цепь»? (железные прутья, которые переплетены и не могут разорваться) - Как вы считаете, мы, люди, должны знать о цепях питания животных? - Давайте разберемся, что такое цепь питания и из чего она состоит? - Сейчас вы будете работать в парах по карточке. Отметьте закономерность в каждой строке карточки. 1. В каком порядке всегда расположена цепь питания? 2. Подумайте, почему на всех цепях питания на первом месте находятся растения? - Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения). Значит, что растения – это первое звено в цепи питания животных. Кто, еще заметил этот факт? - Обратите внимание на то, кто расположен во втором звене пищевой цепи? (растительноядные животные) - Что вы можете сказать о тех, кто занимает третье звено цепи питания? (все остальные животные) - Ребята, а почему именно растения находится на первом месте в пищевой цепочке? (так как растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа), поэтому они всегда в цепи питания стоят на 1 месте. | Работают в парах | Л1 Л3 П1 К2 К3 |
5 | Реализация построенного проекта | Учитель обобщает сказанное учениками: - Можно сделать вывод, что в любой цепи есть строгая последовательность. Поработайте в парах. Ваша задача – составить цепи питания животных. 1.Водоросли – рыба – белый медведь 2. Рябина – заяц – волк 3. Желудь – кабан – волк 4. Зерно – мыши – кот 5. Пшеница - мышь - ястреб 6.Осина – заяц - лиса 7.Картофель – колорадский жук - куропатка - Скажите, было сложно составлять пищевые цепочки? Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью) - Подумайте и ответьте, ваши составленные цепи питания относятся к одному природному сообществу? (в различных природных сообществах свои пищевые цепочки - лес, водоем, поле, сад) - Тогда делаем вывод, в разных природных сообществах разные цепи питания. | Каждая пара составляет пищевую цепочку Отвечают на вопросы учителя | Л3 К4 |
6 | Физкультминутка | Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем. Я буду называть животных. Если это животное относится к группе растительноядных – вы хлопаете в ладоши; если к группе плотоядных – топаете ногами; если животное относится к группе всеядных – садимся на место. Панда, лев, слон, ворона, кузнечик, орел, медведь, акула, енот, крот. | Выполняют физические упражнения Участвуют в игре | Р1 |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой Первичное закрепление | Поработаем с учебником. - Откройте учебник на с.95. Найдите текст «Кто как приспособлен». Прочитайте текст и подчеркните только особенности животных. - Какой вывод можно сделать из прочитанного? (хищники приспособились добывать пищу, а растительноядные спасаться от хищников) - Расскажите об особенностях плотоядных и растительноядных животных6? (зачитывают особенности животных) Потренируемся в рабочей тетради. - Откройте рабочую тетрадь на с.55 №1. Выполните задание самостоятельно. Проверим выполнение. (Ласточка, еж, ящерица – синий; сова, лиса, рысь – красный; ворона, кабан – желтый; заяц, лось - зеленый). - Ребята, у меня возник вопрос, как вы считаете, есть ли в цепи питания конечное звено? (если вопрос вызвал затруднение) - Ответ тесно связан с образованием почвы. Как образуется почва? (остатки растений и животных превращаются в перегной, а благодаря работе бактерий образуются из всего этого – минеральные соли) - Тогда я повторю свой вопрос, есть ли в цепи питания конечное звено? (да, бактерии) - Как можно назвать такой процесс? (круговорот цепей питания – понятие выносится на доску) | Работают с учебником Работают в рабочей тетради Участвуют в диалоге | П1 Л2 К3 |
8 | Включение в систему знаний и повторений | Закрепление учебного материала в форме эксперимента. Я приглашаю к доске 4 учеников. Предлагаю построится в цепь питания по данным изображениям (яблоня, тля, божья коровка). Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью). Соединим звенья в цепи с помощью мотка ниток. Теперь, представьте, что развелось очень много пауков, а они большие любители божьих коровок, истребили практически всех божьих коровок на огороде. (Разрезаю нить) - Что произошло? (одно звено выпало). К чему приведет выпадение одного звена цепи питания? (к трагедии) - Ребята, я получила сообщение от ваших ровесников с полуострова Таймыр, который находится еще севернее, чем мы с вами, рассказывают, что основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась у них. «У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили, что число больных оленей увеличилось в 15 раз!» - Какой была основная ошибка жителей полуострова? (незнание того, что волки являются санитарами леса) - В начале урока мы задали вопрос. Должны ли мы, люди, должны знать о цепях питания животных? - По незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой. - Мы начинали свой урок с чтения сказки «Бежал ежик по дорожке», я хочу спросить: - Почему филин мог съесть ежа? (Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти) - Благодаря чему еж смог съесть улитку и лягушку, как ему удалось спастись от филина? (Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие) - Какой вывод можно сделать? (Что каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут) | Участвуют в эксперименте Прослушивают аудиозапись Отвечают на вопросы учителя Ученики формулируют вывод | К4 К3 |
9 | Домашнее задание | Т. С.56 №3 – потренироваться в составлении цепей питания. | Записывают домашнее задание | |
10 | Рефлексия | Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему? Игра “Договори фразу”. Животные и растения связаны между собой в …………………… В основе цепи питания находятся ……………………………….. А заканчивают цепь – ……………………………………….. В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя ……..… - Ребята, кто из вас сегодня на уроке совершил открытие, которым можете поделиться с окружающими вашими друзьями, родителями? Расскажите о нем по плану:
(типу питания). 2. Узнали, что по типу питания животные делятся на …. -Растительноядных. -Насекомоядных -Хищников -Всеядных 3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились… (добывать себе пищу и спасаться от врагов). - Ребята, кто считает, что мы достигли своей цели, отлично понял тему урока, сможет ее объяснить, прицепите прищепки на желтого ежика, кто считает, что он понял, но еще остались вопросы, прикрепляют к зеленой ежику, те, кто считает, что тема не раскрыта и он ничего не понял – красному ежику. Земля вкруг Солнца вертится, - Спасибо за урок! Урок окончен. | Оценивают себя Участвуют в игре Дают оценку собственной работе Слушают учителя | Р2 Р3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"
Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...