Урок-проект "Земля - наш общий дом" (конспект урока)
план-конспект урока по окружающему миру

Проблема: Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружающую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_15._konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шабалина Нина Николаевна

учитель начальных классов

МОУ «Благоевская СОШ»

Тип занятия: «Урок-проект»

Тема: Земля -  наш общий дом.

Класс: 2.

Форма проведения: презентация проекта.

Цель урока:

 - Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.

- Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.

- Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

- Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения, Республики Коми.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, картины,

таблицы, раздаточный материал;

для учеников - цветные карандаши, маркеры, альбомные листы.

Методическая литература: Г.В.Шакина «Урок – проекты в современной школе», Сергеев «Как организовать проектную деятельность», И.Никишина «Инновационные педагогические технологии», Н.Ю.Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М.К. Господникова «Проектная деятельность учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4  2008год.

Паспорт проекта:

  • Название – «Земля – наш общий дом»;
  • Мероприятие, в рамках которого проводится работа – урок закрепления в разделе «Земля - наш общий дом»
  • Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение;
  • Участники – ученики 2Б

Проблема – Проблема – Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружающую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?

  • Цель проекта:

Образовательная:

-изучение экологической проблемы Земли

Развивающая:

- развитие аналитического, абстрактного мышления;

- развитие умений применять знания на практике;

- развитие познавательной поисковой деятельности;

- развитие умений учебного труда;

- развитие воли и самостоятельности.

-формирование познавательной и исследовательской деятельности;

-Формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);

 -формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию)

-формирование навыков сотрудничества (умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки);

-формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)

-формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).

Воспитательная:

воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Малой Родине,

воспитание интернационализма;

воспитание гуманности, бережного отношения к природе, к истории, традициям и культуре народа Хакасии;

воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду; мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

воспитание дисциплинированности;

воспитание умений работать в группе, в коллективе;

воспитание эстетических взглядов.

воспитание гуманности, бережного отношения к природе, любви к природе, Родине.  

Задачи: формировать представление учащихся об экологической грамотности.

-Развитие умения находить нужную информацию по данной теме;

-Воспитание гуманности.

  • Вопросы:

-Узнать, собрать и изучить материал на эту тему;

-Как эта тема волнует людей;

-Как ученики могут помочь своей малой Родине?;

-Нарисовать рисунки на тему: «Мы сбережем тебя, планета!».

-Написать сочинение на  тему: «Как я могу помочь сохранить нашу планету - Земля»

-Выпустить листовки в защиту охраны природы.

- участие в проведении опытов, выдвигая гипотезы, и делая выводы;

- участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора.

  • По доминирующей деятельности учащихся – информационно - исследовательский;
  • По характеру контактов – внутриклассный,  групповой;
  • По продолжительности – долгосрочный (месяц);
  • Форма продукта – газета по темам исследования, листовки.
  • Роли – редактор, оформитель,  группы: «Экологи России», «Экологи Республики Коми» «Художники», «Юристы», «Аналитики».
  • Метод учебного проекта характеризуется как:

- деятельностный подход к обучению;

- личностно ориентированный;

- построен на методах проблемного обучения;

- обучение групповой деятельности;

- развитие самовыражения учащихся;

- воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность,  творчество. 

Ход занятия.

Этапы урока

Ход урока

Характеристика деятельности

ученика

Формирование УУД

I Введение. Постановка целей и задач урока.

Здравствуйте, друзья! Здравствуйте, поля, леса и горы, реки, озера и моря. Здравствуйте, звери, птицы и насекомые! Здравствуйте все!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со своими животными, существами, что его окружают, может быть до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которые мы уже никогда не увидим, так как люди уничтожают их!

Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется… (Земля наш общий дом).

И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте.

 А начнем урок с просмотра небольшого ролика.

- Какие чувства вызывают у вас эти снимки?

- Что вас огорчило?

- Чем мы с вами можем помочь своей Земле?  

- Мы  готовились месяц к этому проекту. В конце урока мы создадим информационную газету, где будет отражена экология нашей планеты.

-Некоторые из разделов у вас готовы. Но есть разделы, которые выполним на уроке.

-Вспомните, с чего мы начинали работу? Как получились группы?

-Что должно стать итогом нашей работы? (газета) Презентация 1

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок

Ученики под музыку просматривают слайды об экологической катастрофе планеты «Земля»

(ответы детей)

Отвечают на вопросы Мы должны о ней заботиться.

Понимают учебную задачу и стремятся её выполнить.

Л.Д.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы

К.Д. Строить речевое высказывание в устной  форме.

П.Д.: Структурировать знания.

К.Д.: Адекватно  использовать речевые средства для решения учебной задачи.

ΙΙ.Утверждение тематики проекта

У газеты должно быть название.

-Составьте  из букв название.

На доске прикреплены буквы

( И О К Л Э О Я И)

Это название газеты.

(ЭКОЛОГИЯ)

-А что может обозначать это слово? Экология

(название газеты)

Получился ответ:

Наука о  доме, жилище.

Составляют слово.

В группах работают.

Обсуждение, ответ на поставленные вопросы. Высказывают гипотезу.

Получают ключевое слово

     

К.Д.: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

К.Д.: Строить монологические  высказывания.

К.Д.: Формулировать собственное мнение и позицию.

П.Д.: Структурировать знания.

ΙΙΙ.Защита проекта - презентация

1.Наш проект мы назвали: «Земля – наш общий дом».

Каждый человек стремится в свой дом, как можно лучше его обустраивает, дом должен дарить радость. Но все, что нас окружает это тоже часть нашего дома.

 Вступительная беседа (см. Приложение 1)

2.Давайте «познакомимся» с каждой группой.

 Группа «Экологи России». (см. Приложение 2)

раздел газеты

Демонстрация  информационной газеты

Выступление групп.

-Мы расскажем об экологической ситуации по России в целом.

 Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы.

Выборочная запись информации.

Л.Д.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы.

П.Д.: Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

К.Д.: Формулировать собственное мнение и позицию.

П.Д.: Осуществлять поиск необходимой информации.

К.Д.: Адекватно  использовать речевые средства для решения учебной задачи.

К.Д.: Строить монологические  высказывания.

П.Д.: Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире.

         

   

Группа «Экологи Республики Коми». 

(см. Приложение 3)

раздел газеты

Демонстрация  информационной газеты

- Мы изучили проблему экологии по Республике Коми и доносим до вас информацию

 Группа «Юристы» (см. Приложение 4)

раздел газеты

Демонстрация  информационной газеты

 Чтобы ответить  на вопросы: Несут ли люди ответственность за причиненный ущерб природе? Мы изучили юридические документы и познакомим вас с ними.

4.Группа «Художники» (см. Приложение 6)

раздел газеты

Демонстрация  информационной газеты

Выступают со своими работами, которые готовили в ходе изучения темы.

5.Группа «Аналитики» (см. Приложение 6)

раздел газеты

Демонстрация  информационной газеты

Обобщают выступления детей, делают вывод

IV. Самоанализ проектной деятельности

Нам часто с детства приходилось слышать такие выражения как: «Мы должны беречь природу», «Охрана природы - обязанность каждого», «Экология всей вселенной в наших руках»   и многое-многое другое, подобное этим словам. Но мы должны понять, что ни одно слово из этих фраз не станет нашим девизом по жизни, пока каждый из нас не поймёт, что не только окружающие, но и мы сами в ответе за то, чем мы дышим, за то, что мы едим, за то, что мы пьём, за то, по какой земле мы ходим, и в конце концов за то, на какой земле мы  живём.

-Достигнута ли цель проекта?

-Что вам запомнилось в работе проекта?

-Что в следующий раз вы бы сделали по-другому?

-Что было самым сложным, трудным?

-Какие советы вы хотели бы дать своим товарищам?

Отвечают на итоговые вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.

Просмотр видеоролика «Сохраним жизнь на Земле»

Р.Д.: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

К.Д.: Формулировать собственное мнение и позицию.

Р.Д.: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Этапы работы над проектом:

Стадии проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Погружение в проект

1.Предложение ситуации для формулирования проблемы.

1.Принятие темы и проблемы.

2.Из списка в группах обсуждали и выбирали те, которые подходят к теме.

3.Выбор «продукта»

2.Планирование

(организация деятельности)

1.Организация  групп.

2.Обсуждение возможных «ролей».

3.Спланировать деятельность (продукт, форму презентации)

1.Учащиеся разделились в группы.

2.Распределение «ролей»

3.Планирование работы (выдвижение гипотез для решения проблем)

3.Поиск информации

Консультация учащихся, контроль выполнения, рекомендации.

Поиск информации. Обработка информации. Выделение главного, формулировка выводов.

4.Презентация

Обобщение результатов.

Подведение итогов.

Оценивание умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение.

Демонстрируют, представляют результаты своей работы. (На занятии)

5.Рефлексия

Самооценка.


Приложение 1

Вступительная беседа

   Когда очень давным-давно, у людей не было ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды.

   Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Из-за неудачной охоты они голодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от нее.  

   Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему все на планете подвластно..

   Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что не они господствуют над природой, а попросту губят ее.  Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой. Погубив ее, они погибнут сами. Так кем же должен быть человек – сыном природы или ее покорителем?

Приложение 2

Группа «Экологи России»

        Наша группа провела исследование и выяснила, как обстоит экологическая ситуация в России.

    Острейшая экологическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма, включая репродуктивную. Средний возраст мужчин в Россиийской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений. По отдельным промышленно-развитым российским регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. И лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества.

    Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим и санитарно-эпидемологическим нормам. Этот печальный список довольно обширен. Но и приведенные данные свидетельствуют, что всем гражданам необъятной и богатой ресурсами России пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть самоуничтожение человека как вида.

   В настоящее время экологические проблемы негативно влияют на жизнь 30-40% россиян. Неблагоприятное состояние окружающей среды является одной из важнейших причин обеспокоенности. Например, по результатам опросе проведенных ИСПИ РАН, для москвичей три основных причины обеспокоенности выглядели следующим образом преступность — для 56% респондентов, высокие цены -для 52%, экологическая ситуация — для 32%. От экологической ситуации в стране (регионе) объективно зависят миграция, состояние здоровья, трудовая деятельность населения, политическая стабильность общества, а в конечном счете национальная безопасность. Например, следствием неблагоприятной экологической ситуации в Москве (загрязненность атмосферного воздуха оксидами азота и углерода, фенолом и т. д.) являются высокие уровни заболеваемости населения болезнями органов дыхания, на 25—40% превосходящие средние показатели по России.

       

Приложение 3
Группа «Экологи Республики Коми»

         Задача нашей группы провести исследование и выяснить, как обстоит экологическая ситуация в Республике Коми

Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса. Самым главным достоянием нашей республики являются таежные леса, занимающие 71,4% ее территории. Общая площадь лесфонда составляет 38,9 млн. га. Леса Коми – важнейший биосферный компонент, выполняющий водорегулирующую, почвенно-защитную, противоэрозионную, климаторегулирующую функции. Леса в РК во многом уникальны и не имеют себе равных на всем Европейском Севере. На территории РК еще сохранились значительные массивы первобытных темнохвойных таежных лесов, которые характеризуются не только девственными коренными древостоями, но и ценными лекарственными, декоративными и редкими видами растений. В РК широко представлена сеть охраняемых лесных территорий, общая площадь которых составляет около 15% лесного фонда. Наличие густой сети рек, равнинных и горных ландшафтов, значительная широтная протяженность лесов – от тундр до южной подзоны тайги – обуславливает большие возможности для развития рекреационной системы, включающая различные виды туризма, базы для рыбной ловли и охоты, места для сбора грибов, ягод, отдыха.  Проблемы экологии волнуют  сегодня каждого, кто способен любить и чувствовать природу, беречь её от браконьерства и жестокого обращения.  Страшные лесные пожары, губящие все живое в тайге, разливы нефти в лесу и на реках, плывущая кверху брюхом рыба – таковы последствия «деятельности» чужаков на коми земле.

          Катастрофически растет во всем мире число экологически неблагоприятных городов, где воздух отравлен промышленными выбросами. Давайте взглянем на экологическую карту, где отмечены местности с неблагоприятной экологической ситуацией. Сюда входят наши города(показ на карте).

    Ежегодно в огне гибнут сотни и даже тысячи гектаров леса. В большинстве случаев возникают по вине человека. Во время пожара гибнет много зверей, птиц и других животных. Наиболее пожароопасны сосновые и лиственные леса. которых много в нашей Республике.

    В нашей Республике много рек и озер. В них водятся ценные породы рыб. Мы пьем воду. Но чистой воды стало меньше, так как реки и озера из-за вырубки лесов пересыхают. Их загрязняют промышленными отходами. В водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10000 товарных поездов.

 Цифры и факты

1.Загрязняют Землю и нефтепроводы. При попадании нефти на почву образуется безжизненный слой. В результате погибают растения и животные, а на восстановление травяного покрова уйдет не менее 15-30 лет.

2.Однао из крупнейших аварий на нефтепроводе произошла в сентябре 1994 г. в Усинске. На землю вылилось 350 тонн нефти, загрязнено около 4.4 га земли. Работы по очистке идут до сих пор.

3. В Ухте произошел выброс газоконденсатной смеси на снег. Только Сосногорский ЛПК-78,1 тыс тонн выбросов.

4.В 2005-2010г. в лесах часто возникали пожары из-за неосторожного обращения с огнем.

Только в Благоевском лесном хозяйстве пострадало от пожара в 2005г- 150 га земли, а в 2010-144 га, в 200

Приложение 5
Группа «Художники»

    Важным направлением нашей работы является провести  исследование и выяснить, чем же мы – ученики можем принести пользу своей природе. Оказывается, ежегодно проходят конкурсы рисунков в защиту природы.   Ребята из из нашей школы приняли участие в художественном конкурсе на лучший рисунок о родном крае.

 На конкурс были присланы десятки детских работ, и в каждой была отражена самая искренняя любовь к родному краю – Удорскому району Республики Коми.

Мы тоже с ребятами нарисовали рисунки в Защиту природы. Посмотрим на нашу выставку детских рисунков, где замечательны прекрасные творения природы. Как разнообразен животный мир. Ими только восхищаться, поражаясь сколь щедра на выдумку природа.

Красота русской природы неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов и художников. Многие картины, стихи и музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Давайте посмотрим на выставку этих произведений и найдем по описанию растения, птиц и зверей, которые здесь изображены (выставка картин).

Приложение 6
Группа «Юристы»

   Наша группа расскажет о юридической    ответственности в экологическом праве.

В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среды и здоровью человека
        Предметом экологического преступления является окружающая природная среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, недра, вода, воздух, животные). Это один из важнейших элементов экологического преступления. Так, ловля рыбы с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства - хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной среде обитания, а представляет собой товарно-материальную ценность. Российской Федерации (Ст. 259 УК РФ) совершаются умышленно. Другие, как например, уничтожение или повреждение лесов – в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (Ст. 261 УК РФ) – только по неосторожности.
     Ряд деяний, как например, загрязнение природной среды (ст. 77 КоАП, ст 251, 252 УК), нарушение правил охраны и использования недр (ст.255 УК РФ) могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

При этом мотивы и цели умышленных экологических преступлений могут быть самыми различными и, как правило, в качестве признаков состава преступления не указываются, но могут учитываться при назначении наказания в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств.

       Ст.88 Закона "Об охране окружающей природной среды", учитывая положения гражданского законодательства, предусматривает исключение из общего правила о виновной ответственности. Оно относится к тем случаям, когда вред причиняется источником повышенной опасности. Обязанность возмещения вреда возлагается на владельца данного источника независимо от наличия вины.

Действующим законодательством предусмотрено, что административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические преступления наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства они несут с 15 до 18 лет ограниченную ответственность, а с 18 лет - полную, т.к. с этого возраста лицо становится полностью дееспособным.

Приложение 7

Группа «Аналитики»

Подводя итоги общего развития человечества, следует отметить, что большинство жителей планеты стало понимать, что природу нельзя «покорить» без гибельных последствий для самих людей. Одной из главных причин разрушение природной среды является перенаселение многих территорий на Земле. Россия, и РК в особенности, обладает неоценимым богатством – лесными массивами, мало населенными территориями с обильным растительным и животным миром. Задача науки и работников лесного хозяйства РК организовать многоцелевое и неистащаемое лесопользование, внедрить в систему мероприятий, позволяющих сохранить биосферные природозащитные функции северных лесов, повысить их рекреационную ценность. Одним из основных условий развития лесного комплекса является ведение хозяйства на эколого-экономической основе, что позволит обеспечить эффективное комплексное использование лесных ресурсов, сохранение богатого генофонда во многом уникальных лесов РК. На протяжении многих сотен лет лес давал человеку строительный материал для жилья, обеспечивал топливом, пищей и укрывал его от нашествия врагов и первоочередная задача лесоводов – сделать все, чтобы на долгие годы лес оставался первым другом каждого, кто связал свою жизнь с Коми краем. Если человек не будет жить в мире с природой, разумно использовать ее богатства - это приведет к экологической катастрофе.

Вывод: Мы - люди, часто создаем себе проблемы, которые самим же приходиться решать, пытаемся вознести себя над природой, хотя являемся лишь частью ее. Природа сможет существовать без человека, а человек без нее нет!

Уничтожая природу мы медленно, но уверено, убиваем себя!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

Конспект урока "Что общего у разных растений."

1 КЛАСС «Мир вокруг нас» А. П. Плешаков   Тема урока:Что общего у разных растений. Дидактическая цель:Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знан...

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Конспект урока русского языка "Общие признаки имен прилагательных"

Цель урока: доказать значимость имён прилагательных в речи, совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола), формировать навыки грамо...

Конспект урока. Интегрированный урок: окружающий мир и английский язык. 4 класс. Тема. «Учимся общаться в интернете. Правила написания электронного письма»

Цели: познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки...

КОНСПЕКТ УРОКА НА КОНКУРС « МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Предмет:  Обучение грамоте Учебник:  Т.М. Андрианова Обучение  грамоте и развитие  речи,  1 (УМК « Планета знаний) Характеристика класса. Наполняемость класса ...