КОНСПЕКТ УРОКА НА КОНКУРС « МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Пчелинцева Татьяна Викторовна

Предмет:  Обучение грамоте

 

Учебник:  Т.М. Андрианова Обучение  грамоте и развитие  речи,  1 (УМК « Планета знаний)

 

Характеристика класса. Наполняемость класса -  27 человек, из них  13 девочек и 14 мальчиков. В классе обучаются

дети с разной подготовленностью и разными интересами.

 

Тема урока:  Проектная деятельность. Строим  город «Алфавитинск»

 

Цель урока: «Систематизация и обобщение знаний  об алфавите, его роли  в жизни людей. Формирование навыков проектной деятельности на уроках обучения грамоте» 

 

Задачи урока.

- формировать  умение использоваться алфавит на практике;

- развивать орфографическую зоркость;

- расширять кругозор, мышление, речь обучающихся;

- продолжать работу по обучению детей исследовательской и проектной деятельности.

- развивать   его индивидуальные интересы, познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность и  приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

- способствать практической реализации познавательной деятельности ребенка:.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование: таблички с названиями иниативных групп («Аналитики», «Оформители», «Экспериментаторы», «Испытатели»; раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта, компьютер, проектор, экран.

Методы: системно – деятельностный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

             

КОНСПЕКТ   УРОКА НА КОНКУРС « МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Учитель:  Пчелинцева Татьяна Викторовна.

Предмет:  Обучение грамоте

Учебник:  Т.М. Андрианова Обучение  грамоте и развитие  речи,  1 (УМК « Планета знаний)

Характеристика класса. Наполняемость класса -  27 человек, из них  13 девочек и 14 мальчиков. В классе обучаются

дети с разной подготовленностью и разными интересами.

Тема урока:  Проектная деятельность. Строим  город «Алфавитинск»

Цель урока: «Систематизация и обобщение знаний  об алфавите, его роли  в жизни людей. Формирование навыков проектной деятельности на уроках обучения грамоте»  

Задачи урока.

- формировать  умение использоваться алфавит на практике;

- развивать орфографическую зоркость;

- расширять кругозор, мышление, речь обучающихся;

- продолжать работу по обучению детей исследовательской и проектной деятельности.

- развивать   его индивидуальные интересы, познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность и  приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

- способствать практической реализации познавательной деятельности ребенка:.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: таблички с названиями иниативных групп («Аналитики», «Оформители», «Экспериментаторы», «Испытатели»; раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта, компьютер, проектор, экран.

Методы: системно – деятельностный подход

    Обучающиеся должны знать: характеристику звуков, обозначаемых буквами русского алфавита; особенности букв, условия обозначения одного или двух звуков; условия и способы написания строчных и заглавных букв; зтапы составления проекта; роли его участников.

Обучающиеся должны уметь: Выполнять звуко-буквенный анализ слов;  давать характеристику звуков, писать строчные и заглавные буквы русского алфавита, зкспериментировать, делать выводы. На основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей, участвовать в общем проекте в качестве члена одной из его групп.

Этап урока

Деятельность учителя

Слайды

Деятельность обучающегося

УУД

1.Само ределение к деятельности (организационный момент)

   

Предлагает настроиться на интересный урок, улыбнуться друг другу. Проверяет их готовность:

-Руки на месте?

- Ноги на месте?

- Локти?

- Спина ?

Включает детей в деловой ритм:

-распределение ролей по цвету бейджика (аналитик, экспериментатор, оформитель, испытатель;

-уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

С удовольствием принимают правила игры:

- на месте

- на месте

- у края

- прямая

Выбирают  бейджики определённого цвета.

(синие. жёлтые, красные, зелёные).

Организуют 4 группы.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Создание проблемной ситуации

 Показывает слайды с фотографиями разных городских зданий.

Кто знает, фотографии какого города мы посмотрели?

   -Это город - Тамбов. Эти старинные особняки являются настоящими жемчужинами нашего областного центра. Они отличаются красотою  форм и изяществом отделки. Многие из них являются памятниками архитектуры, например, дом Ассеевых.

    Создаёт для обучающихся  проблемную ситуацию – противоречия, порождающего затруднение:

   Задает вопрос, который обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением):

-Кто знает, как называется профессия человека, который строит дома?

- Не получается ответить? Почему?

-Каких знаний не хватает? (добивается осознания нехватки знаний)

-Какие науки должен знать архитектор?

 - Мы еще эти науки не изучали. Но уже успели освоить одну науку, которая поможет нам тоже построить дома и даже целый город!

  Создаёт ситуацию порождающую удивление. Задает вопросы, которые

выявляют разные мнения учеников класса:

- Что вас удивляет?

- Какой у вас возникает вопрос?

- Как думали сначала, а как на самом деле?

(добиться осознания факта, которое должно вызвать удивление)

№№ 2-7

Обучающиеся рассматривают слайды, высказывают своё мнение.

Вступают в диалог с учителем, выявляют ситуации порождающие затруднения и удивления

Выдвигают  разные версии

 (принимаются и абсурдные)

Высказывают свои мнения, доходят до осознания, что это букварь, а жители его -буквы, с  помощью их можно построить город для букв.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3.Формулирование проблемы.

- Правильно. Этот необычный город заселен  жителями, с которыми мы познакомились, читая букварь.

-Какую проблему нам предстоит решить на уроке?

- Какие у вас есть версии решения проблемы?

-Следовательно, какова тема нашего урока?

Как мы назовём наш город

№ 8

В диалоге с учителем, дети путём выдвижения разных версий,   формулируют проблему урока, высказывают предположения, чем они будут заниматься на уроке.

Дети предлагают названия города для букв. Большинством голосов выбирают название «Алфавитинск»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические – формулирование проблемы

4.Актуализация имеющихся знаний и фиксация затруднений в деятельности

   Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

   Использует подводящий  диалог

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

- Что нужно узнать для  решения проблемы?

    Предлагает принять участие в проекте «Строим  город «Алфавитинск».   Уточняет особенности работы на уроке с применением проектной деятельности.    

-Участие в проекте очень ответственное дело. - Сначала проверим, можем ли мы пользоваться теми знаниями, которые получили из букваря.

- Предлагает ознакомиться с содержимым конвертов.

- Задания для проверки ваших знаний находятся в конвертах оранжевого цвета на столах.

- Пока аналитики занимаются проверкой, повторим алфавит.

-Проверка окончена. Аналитики нам скажут, все ли готовы  к началу работы.

№ 9,10,

11, 12

№ 13, 14,  15          

    Вспоминают, изученный ранее материал, понятия, факты которые связаны с формулировкой проблемы (отрабатывается минимум)

   

Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть

   

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

    Выполняют их коллективно в группе.      Группа аналитиков осуществляет проверку.

   Затем производят самопроверку по эталону.

    Принимают участие в играх: 1.«Правильно назови букву»:

- Прочитай в алфавитном порядке все гласные буквы.

- Прочитай в алфавитном порядке все согласные буквы.

2.. «Знаешь алфавит- угадаешь слово»

- Первая буква этого слова стоит в алфавите последней,

- вторая- за буквой ж,

- третья между буквами ъ и ь,

- четвёртая- перед буквой л.

3. - Первая буква этого слова стоит в алфавите после ч,

- вторая- перед л,

- третья- пятая гласная,

- четвёртая- после к,

- последняя- первая буква алфавита.

Проверка по эталону. Сверяются со слайдами где имеются правильные ответы на вопросы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

Познавательные логические – анализ объектов с целью выделения признаков

5.Постановка учебной задачи.

Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

Побуждает детей  вспомнить, как они будут действовать в группах.

№16

    Анализируют слайд «Действия в группах»

  Каждая группа получает  задание.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные самостоятельное выделение пеознавательной цели

6.Поиск решения (открытие нового знания

Совместно с детьми составляет алгоритм подготовки ответа на вопросы:

1.Осмыслить задание.

2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

4.Мысленно сформулировать ответ.

5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

В диалоге с учителем составляется алгоритм подготовки ответа на вопросы.

Регулятивные:

алгоритмизация действий

коммуникативные: самовыражение

познавательные: моделирование

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)

Задания для групп (в конвертах):

 1 группа.

Из данных букв выбери буквы, которые обозначают гласные звуки.

 Расположите их в домике.

 Дайте характеристику этим звукам.

2 группа.

Из данных букв выбери буквы, которые обозначают всегда звонкие согласные звуки.

Расположите их в домике.

 Дайте характеристику этим звукам.

3 группа.

Из данных букв выбери буквы, которые обозначают парные  согласные звуки.

Расположите их в домике.

 Дайте характеристику этим звукам.

4 группа.

Из данных букв выбери буквы, которые обозначают всегда глухие согласные звуки.

Расположите их в домике.

 Дайте характеристику этим звукам.

№ 17

Дети работают с большей степенью самостоятельности.

   Аналитики выбирают нужные буквы.

   Оформители располагают их в нужном порядке.

   Экспериментаторы готовят сообщение о данной группе букв.

    Исследователи предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

8.Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по защите проектов

- каждая группа самостоятельно выполняла задания; овладевала навыками работы в группе, а теперь каждой группе предстоит защитить свою работу.

    На доске изображение Буквограда.

Экспериментаторы каждой группы делают сообщение по своему заданию и прикрепляют свои дома в пределах города «Алфавитинск»

Дети из остальных групп дополняют ответы и задают вопросы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

выделение и осознание того, что уже усвоено и познавательные: логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство,

коммуникативн.инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

9. Выражение решения. Применение нового знания.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

 

 - Получился очень красивый город. Но не хватает названий улиц.

   - Используя свои  знания,

выберите подходящее название для

улицы, на которой стоит ваш дом.

У вас в конвертах имеются названия улиц

Ул. Тихая

Ул. Незвонкая

Ул. Песенная

Ул. Звонкая

Ул. Дружная

-На новоселье дарят подарки. Давайте мы тоже поздравим наших новоселов. Подумайте, какие подарки подойдут к буквам, с которыми вы работали.

№19

Обобщают, делают вывод по проблеме.

Выбирают названия улиц, обосновывают свой выбор, используя логическое мышление.

К буквам расположенным на доске дети приклепляют заранее приготовленные подарки (колокольчики, орешки, подушечки, микрофоны), при этом используют свои знания в новых условиях

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

выделение и осознание того, что уже усвоено и осознание качества и уровня усвоения;

коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: анализ, логические рассуждения, практические действия.

10.Рефлексия деятельности (итог урока)

 Подводит итог урока.

  Самоанализ проектной деятельности:

- Что понравилось?

- С какими трудностями встретились?

- Почему они возникли?

- Для чего мы построили этот замечательный город?

- Как оцените свою работу и работу одноклассников?

Спасибо за работу на уроке. Вы  выполнили мое пожелание: были внимательными и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании предмета.

№19

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности с помощью карточек разных цветов которые они раскладывают в соответствующие домики:

Я научился и могу помочь другим.

Научился, но мне ещё нужна помощь.

Мне было трудно на уроке

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Необходимые условия реализации ФГОС начального общего образования"

Выступление "Необходимые  условия реализации ФГОС начального общего образования"...

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.                             ...

Подготовка к уроку в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Работая по новым стандартам, возникла необходимость изменить подход к подготовке  урока. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностного подход определяет требования ...

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

Программа внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

       Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая в урочное и  внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся ...

Организация групповой работы на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье рассматривается организация групповой работы на уроках окружающего мира по УМК «Школа России», этапы групповой работы, методы и приемы в 1 – 4 классах. Практический опыт, пр...