Конспект урока русского языка "Общие признаки имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бабикова Лариса Евгеньевна

Цель урока: доказать значимость имён прилагательных в речи, совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола), формировать навыки грамотного письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока «Общие признаки имён прилагательных».

Цель урока:

-доказать значимость имён прилагательных в речи;

-совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола);

-формировать навыки грамотного письма.

1.Чистописание

На доске написаны несколько вариантов буквы н (в том числе и неправильные).

Найти правильное написание этой буквы и написать с комментированием (ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии до нижней линеечки, поднимаемся по написанному до середины, выписываем «узелок», вытягиваем ниточку вверх вправо до 1/3, «секрет», скрываем «секрет», опускаемся по наклонной, «балетная туфелька», по крючковой до середины).

Записать 5 букв.

Записать соединение нн.

-Какую орфограмму напоминает это соединение?

(Написание слов с удвоенной согласной)

На доске записаны слова: ДЛИНА, РАНО, ВЕСНА

-Какой частью речи являются эти слова

(Длина, весна – имена существительные, рано - наречие).

-Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной НН.

Какие слова у вас получились? Запишите их на следующей строке

ДЛИННЫЙ  РАННИЙ  ВЕСЕННИЙ

-Определите, сколько букв и звуков в каждом слове. Почему?

(ДЛИННЫЙ-7б., 6зв., РАННИЙ-6б.,5зв., ВЕСЕННИЙ- 8б.,7зв.)

Какой частью речи являются записанные слова? Как определили?

(Чтение правило по учебнику)

2. Работа по проблеме урока.

Прочитайте текст (слайд №1)

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

-Назовите тему этого текста.  О  чём он?

(О весне)

 -Прочитайте другой текст

(слайд №1).

Наступила ранняя весна. Тает последний  снег. Журчат  говорливые ручьи. Светит ласковое  солнце. Летят голосистые  птицы.

-Назовите тему этого текста.  О  чём он?

(О весне)

 -Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-В чём отличие первого текста от второго?

(Во втором тексте появились прилагательные)

-Назовите их.  Проверка.

 (слайд№1).

-Во втором тексте для описания снега я использовала прилагательное ПОСЛЕДНИЙ, Но снег может быть и ПУШИСТЫМ, и СЕРЕБРИСТЫМ,

3.Сообщение темы и цели урока

Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

(Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?)

-Ребята! Сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.

4.Самостоятельная работа по  вариантам.

-Давайте подберём прилагательные, которые могут наиболее точно описать зимний снег и весенний снег.

На доске записаны слова: последний, искристый, мокрый, серебристый, колючий, грязный, пушистый, мягкий, рыхлый, белый, серый, свежий.

Задание по вариантам

1 вариант: из данных слов выбирает прилагательные, которые могут описать весенний снег.

(последний, мокрый, грязный, мягкий, рыхлый, серый)

2 вариант: из данных слов выбирает прилагательные, которые могут описать зимний снег.

(искристый, колючий,  пушистый,  серебристый, белый, свежий)

- Запишите слова с красной строки, заглавной буквы, через запятую, в строчку. 

-Какой вывод можно сделать?

(Имена прилагательные нужны для точности)

5.Игра. «Отгадайте, кто это?»

-Если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Сейчас вы в этом убедитесь.

Бурый, лохматый, косолапый.(Медведь)

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

-Назовите свои определения предметов, а мы отгадаем этот предмет.

6.Физминутка

На орех взобрался Миша.

(Имитация залезания на дерево)

С ветки даль ему видна.

(Ладошку приставить «козырьком» ко лбу)

Смотрит на холмы и крыши-

(Рукой сделать волнообразное движение, а затем сложить руки над головой - «крыша»)

Не идёт ли к нам весна?

(Ходьба на месте)

За деревней, за долиной,

(Посмотреть влево, вправо)

Где прозрачен небосвод,

(Показать руками небо)

Клин увидев журавлиный

(Сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой)

Закричал: «Идёт весна!»

Вскинуть руки вверх- в стороны)

7.Закрепление Работа по учебнику

(упр.3 стр.25- под руководством учителя)

(слайд №2)

Проверка коллективная

(слайд №2)

 -Назовите пары прилагательные. Как называются такие пары слов?

(Антонимы)

Какими словами  можно заменить прилагательное МАЛЕНЬКИЙ? БОЛЬШОЙ? ТРУСЛИВЫЙ? ХРАБРЫЙ?

(крохотный, огромный, робкий, смелый)

Как называются слова близкие по значению?

(Синонимы)

8.Экспресс- диагностика.

Письмо по памяти.

В…лесу запел…соловей.

-Вставьте подходящие по смыслу прилагательные .

(Слова написаны на карточках)

большом           серенький

весеннем          голосистый

еловом             маленький

В весеннем лесу запел голосистый соловей.

Орфографическая подготовка.

-Запишите по памяти это предложение, подчеркните грамматическую основу и определите части речи.

9. Итог урока.

-Для чего нужны в русском языке имена прилагательные?

10.Рефлексия.

-Кому понравился урок, то нарисуйте солнышку лучик, а если не понравился, то  тучке - дождинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100

Данный урок был первым при изучении раздела "Имя прилагательное" в четвёртом классе..  В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен...

Конспект урока русского языка "Падеж имени прилагательного" 3 кл школа россии

Конспект урока русского языка "Падеж имени прилагательного" 3 кл школа россии...

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предм...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предм...

Конспект урока русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным.Планируе...

Конспект урока русского языка "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со смысловым значением имен прилагательных; формирование знаний на установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты: Предм...