Методическая разработка урока «Водоём – дом из воды»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Материал предназначен для учащихся 3-х классов при изучении темы «Водоём – дом из воды» по программе "Перспектива". Данная методическая разработка содержит технологическую карту урока, конспект урока и приложения к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока «Водоём – дом из воды» | 272.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
УМК: «Перспектива».
Класс: 3.
Учебник: Окружающий мир. 3 класс. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Тема урока: Водоём – дом из воды.
Цель урока: познакомить детей с растительным и животным миром водоёмов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
- определять роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме.
Метапредметные:
- оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия водоёма;
- обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе;
- составлять цепи питания, характерные для сообщества водоёма.
Личностные:
- осознавать роль каждого живого существа водоёма в круговороте веществ;
- понимать необходимость бережного отношения к экосистеме водоёма.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Office Power Point, раздаточный материал.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Организационный момент | |||
– Здравствуйте, ребята. Я сегодня у вас проведу урок окружающего мира. – Проверьте свою готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку. | ||
Постановка темы урока | |||
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите ребус. – Какое слово у вас получилось? – Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке. – Правильно о водоемах. – Давайте попробуем сформулировать ключевые вопросы: Что такое водоем? Что растёт и кто живёт в водоёме? Можно ли назвать водоём природным сообществом? Что произойдёт, если в жизнь водоёма вмешается человек? – Можем ли мы сразу ответить на эти вопросы? Почему? | – Водоем. – О водоемах. – Нет. | ||
Работа по теме урока | |||
– Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? – Какие ещё бывают водоёмы? – Какие типы пресных водоёмов вы знаете? – А соленых? – Сейчас мы будем работать с текстом учебника, но читать будем с остановками, откройте страницу 110. – Что же такое водоем? – Почему единство живой и неживой природы в водоеме более заметно? – Какие живые организмы образуют природное сообщество «водоем»? – Прочитайте первый абзац текста на странице 111. – Какова роль растений в водоеме? – Давайте с вами познакомимся с разнообразием организмов, в пресном водоеме. Какие растения водоема вы знаете? – Найдите растения водоема в учебнике с. 112 и назовите те, которые не назвали. | – Естественные и искусственные водоёмы. – Пресные и соленые. – Озера, реки, пруды. – Озера, океаны, моря. – Водоем – это удивительный дом, населенный многочисленными жильцами. – Растения, животные, бактерии. – Выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных. Ответы детей. – Камыш, рогоз, стрелолист, тростник, кувшинка, кубышка, роголистник. | ||
Физкультминутка | |||
К речке быстрой К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.) Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.) Делать так руками нужно: Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.) Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.) Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.) Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.) | Выполняют физкультминутку. | ||
Работа по теме урока | |||
– Прочитайте о животных водоема на странице 111. – Где обитают животные в водоеме? – На странице 112 посмотрим, какие животные обитают вблизи водоёма и в нём самом. Назовем их. | – Везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. – У воды – выдра, бобр, цапля; – На поверхности воды – клоп-водомер, лягушка, утка-кряква. – В толще воды – щука, карась, головастики, улитка-катушка, тритон, жук-плавунец, жук-водолюб большой, улитка-прудовик; – На дне водоема – речной рак, двустворчатые моллюски, пиявки, разнообразные бактерии. | ||
– Прочитайте на странице 111 последний абзац о круговороте веществ в сообществе водоем. – А как вы думаете, почему вода в водоеме остается чистой и пригодной для жизни? – Если вмешивается человек в жизнь водоёма, что нарушается? – Прочитайте на странице 114. – Кто же очищает воду? – Как авторы учебника называют этих животных? | Предположения детей. – Перловица, беззубка. – Живые «фильтры». | ||
– Давайте попробуем составить цепь питания. Цепь питания начинается? – Верно, это первое звено. – Второе звено цепи? – Третье звено цепи? – Используя рисунок на странице 112-113 составьте цепь питания. | – С растений. – Растительные животные. – Хищные животные. – Водоросли → дафния → личинка стрекозы. – Пиявка ложноконская → щука → цапля. | ||
Закрепление полученных знаний | |||
– Сейчас я вам предлагаю проверить, как вы усвоили сегодняшний материал, выполнить самостоятельную работу. После сдать мне ее. | Выполняют самостоятельную работу. | ||
Подведение итогов урока | |||
– Вернемся к вопросам, которые мы ставили в начале урока: – Что такое водоем? – Что растёт и кто живёт в водоёме? – Можно ли назвать водоём природным сообществом? – Как, по вашему мнению, добились мы поставленных целей? – Что нового узнали сегодня на уроке? | – Водоем – это удивительный дом, населенный многочисленными жильцами. – Да. – Да. | ||
Рефлексия | |||
– А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. Перед вами водоем с кувшинками. Если вы усвоили хорошо материал, то возьмите белый лепесток, если остались вопросы, и вам, что-то непонятно, то возьмите желтый лепесток, если новый материал усвоен вами плохо, то возьмите оранжевый лепесток. Украсим водоем кувшинками. – Спасибо всем за работу. |
Приложение
Ребус
Волк дом еж мышь = Водоемы
Лепестки для рефлексии
Самостоятельная работа
- Подпиши растения водоёма.
____________________________________________________
- Заполни таблицу примерами (не менее двух):
Место обитания животных | Названия животных |
у воды | |
в толще воды | |
на дне водоёма |
- Напиши, какую роль играют растения в водоёме.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполни пример цепи питания в сообществе озера, используя слова для справок. Нарисуй стрелки.
Слова для справок: выдра, водоросли, щука, карась
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Урок-презентация....
Методическая разработка урока "Круговорот воды в природе"
Включает конспект урока и презентацию, которая используется на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении нового материала....
Разработка урока. "Водоёмы. Разнообразие водоёмов. Водоёмы Кемеровской области".
Цель: формирование знаний о водоёмах нашего края....
Разработка урока. "Водоёмы. Разнообразие водоёмов. Водоёмы Кемеровской области".
Цель: формирование знаний о водоёмах нашего края....
Методическая разработка урока окружающего мира тема «Океаны и моря - водоёмы. Обитатели солёных водоёмов» во 2 классе
Тема урока: Океаны и моря – водоемы. Обитатели солёных водоемов.Цель урока: создать условия для формирования у учащихся знаний об океане и море и обитателях соленых водоемов чере...
Методическая разработка урока «Водоём – дом из воды»
Материал предназначен для учащихся 3-х классов при изучении темы «Водоём – дом из воды» по программе "Перспектива". Данная методическая разработка содержит технологическую ...