Методическая разработка урока на тему "Превращения и круговорот воды в природе"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская начальная общеобразовательная школа»
Учитель начальных классов: Исламова А.Я.
Тема урока: «Превращения и круговорот воды в природе»
Цели урока: создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе, как важнейшем явлении в природе.
Задачи урока:
- помочь учащимся систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой;
- организовать деятельность учащихся по формированию мировоззренческих идей материальности мира
- содействовать развитию речи учащихся, формированию умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
- Способствовать становлению бережного отношения к воде
- Совершенствовать умение слушать учителя, одноклассников;
- Совершенствовать умение работать в группе.
Оборудование урока: презентация ,портреты Капитошки и Волчонка, плакат “Круговорот воды в природе”, изображения айсберга, тумана, для опыта: стакан с водой, спиртовка , тарелочки с кубиками льда , карточки с заданиями, тест.
1.Организационный момент | Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво, тихо сели. Я желаю всем удачи. Послушайте загадку Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я, Кто я такая? - Что это? (Вода) | |
Создание ситуации успеха. Целеполагание. Рефлексия
| Актуализация знаний. Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств. У каждой группы на столах есть карточки, возьмите карточку №1 и выполните эти задания. 1 группа Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте? Вода при нагревании … и при охлаждении... В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода- хороший… . Воду можно очистить с помощью… . 2 группа В каком случае основные свойства воды указаны верно:
3 группа Задание: вставь недостающие слова.
4 группа
-Работу закончили. Слушаем ответ 1 группы. Каждая группа высказывает А мы продолжим говорить о свойствах воды. Давайте поиграем в игру «Светограмма». Я читаю высказывание , а вы должны поднять карточку того цвета, напротив которого написан правильный ответ.
голубой зелёный не имеет
горький не имеет сладкий
резкий не имеет слабый 4.Вода- прозрачная жидкость. да нет
да нет Молодцы. Ребята, а теперь запишите , что вы уже знаете о воде в колонку «Знаем». - Давайте посмотрим, что вы записали в свои таблицы. А ещё говорят, что вода- путешественница. А почему вы думаете её так называют? А для того, чтобы узнать правы ли вы, посмотрим мультфильм. | Видеофрагмент м/ф «Капитошка» |
Первичная рефлексия, самооценка | Самооценка знаний Волчонок так и не понял, кто такой Капитошка. А вы ребята поняли? (это капелька воды) Давайте мы их вместе оставим у себя на уроке (повесить картинки) | |
Изучение нового материала. Открытие новых знаний Обж. Правила техники безопасности. физминутка Групповая работа Рефлексия выполненной работы Первичное закрепление | Изучение нового материла И Капитошка в знак дружбы приготовил Волчонку загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан И летаю, и бегу И стеклянной быть могу. -О чём же эта загадка? Почему Капитошка приготовил именно эту загадку? (А что она именно хотела рассказать о воде? В каком состоянии вода может быть в природе?) Как вы думаете, каким сложным словом можно назвать этот процесс. Изменение свойств воды , как можно по- другому назвать. Как назовём тему нашего урока? «Превращения и круговорот воды» -Почему Капитошка в этой загадке назвал себя стеклянной? (лёд) -Когда вода стеклянной бывает? Рассмотрите внимательно на кубики льда. Потрогайте их на ощупь. - В каком состоянии эти кубики? Значит вода в каком состоянии может быть? А давайте эти кубики погреем. Держите её в руках, что с ними происходит? (тают) И превращается во что? -Вода какое состояние приобрела? (жидкое) - Где можем наблюдать воду в жидком состоянии (моря, реки, озёра, океаны, ручьи) - А ещё в каком- то состоянии может быть вода? ( в газообразном) -А что надо сделать, чтобы вода перешла в газообразное состояние? - А давайте проверим? Открытие новых знаний. Демонстрация опыта. Нагреем воду спиртовкой. Спиртовка- это горелка. Ребята, какие правила нужно помнить при пользовании с огнём? -не держать рядом со спиртовкой вещества, которые легко воспламеняются. - А можно переносить спиртовку в зажжённом виде? -А почему?( может случиться пожар ) - пробирку закреплять на специальный держатель. -Тушить только колпачком. Не дуть. Что происходит с водой? Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(Газообразное, т.е. становится паром) Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх. Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что происходит? ( остывая вода превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.) Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил название коденсация. -Мелкие капельки стекаются в более крупные и что же с ними происходит (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают) Сделайте вывод. ( Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.) - Ребята, а как вы думаете, в природе может такое быть? Вывод: Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени. А теперь надо немного размяться. Встаньте. Сейчас мы поиграем в игру «Вода, не вода» Если названное мною слово, обозначает то, что содержит воду, то вы приседаете. Если предмет не имеет никакой связи с водой, то поднимаете руки вверх. Облако, лужа, журнал, дождь, стол, туман, ветер, книга, пар, ковёр, блокнот, град, суп, ручка, дверь, иней, снег, альбом. Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места. А сейчас поработаем в группах, давайте сделаем модель круговорота воды в природе. Ребята посмотрите, работы были разные, а к результату мы пришли к одинаковому. Какой можно сделать вывод, посмотрев на эти рисунки? (Мы увидели, что вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, в виде дождя и снега возвращается на землю) - А теперь оценим работу своей группы. Лист самооценки лежит у вас на столах. Лист самооценки.
- Саша нам ещё раз расскажет о путешествии капельки . «Жила Капелька когда-то в большом океане. Но жила не одна, вместе с ней жили сестра и братья, их было очень много. Однажды в жаркий день они так разыгрались, что одна капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой и полетела вверх. Летела она , летела и на своем пути стала встречать своих братьев и сестер. Их уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И они превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море, а некоторые просачиваются под землю и грунтовые воды несут их обратно в моря и океаны. И приземлилась Капля в речку, и снова встретила там своих родных, ей понравилось путешествовать, она все время ждала, когда же такой момент наступит снова». ( Оценка Саше) -Вспомним все этапы круговорота воды в природе. -Скажите, что произошло с каплей в жаркий день?(испарилась) Это какое состояние воды? (газообразное) - Найди соответствующие карточки и прикрепи к доске. - Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться , превратились в большую каплю -Это какое состояние воды? (жидкое) -Как называется превращение газообразного состояния воды в жидкое? Лена прикрепи нужные карточки. - - В виде чего выпали на землю капли? (в виде осадков) -Какие бывают осадки? -Яна какие бы ты карточки прикрепила? - В конце она мечтала, чтобы снова наступил жаркий день и опять можно было попутешествовать. Путешествия в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится) - И превратится снова во что? (в газообразное состояние) В какое состояние она хотела снова превратиться? Значит, что произошло с водой в природе? (круговорот воды в природе) -Какие факторы повлияли на это превращение?(холод и тепло) | слайд |
Работа с учебником. | Прочитайте вывод на стр.56. Так встретятся ли волчонок и Капитошка? (Да). Давайте посмотрим.
| Просмотр видеофрагмента |
Систематизация и обобщение полученных знаний | А теперь давайте проверим, что вы узнали и запомнили на этом уроке? Тест «Проверим себя» Вам нужно соединить стрелками названия процессов. испарение воды превращение воды в лёд замерзание воды превращение пара в воду таяние льда превращение воды в пар конденсация пара превращение льда в воду Поменяйтесь листочками. Оцените работу своего соседа. – 4 правильных ответ- это «5» -3правильных ответа- это «4», если 2 ответа верно-, то «3», у кого «2», им дадим возможность ответить на следующем уроке. | |
Рефлексия деятельности на уроке Итог урока Рефлексия учебной деятельности Домашнее задание | О каких трех состояниях воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном) Где можем наблюдать воду в твёрдом состоянии расскажет Лена. В холодных морях встречаются ледяные горы – айсберги. Это огромные куски льда, которые откололись от ледников Арктики и Антарктиды. Айсберги бывают разной величины. Но всегда большая их часть находится под водой. Над поверхностью воды айсберги поднимаются на 70-100 метров. Лед легче воды, поэтому айсберги плавают в морях и океанах. Под лучами солнца они медленно тают. Айсберги опасны для кораблей. - Айсберг-это какое состояние воды?(твёрдое) - Про жидкое состояние воды расскажет Яна. -Роса- это какое состояние воды? (жидкое) Где можно встретить воду в газообразном состоянии расскажет Егор . (Сообщение подготовленного ученика, на картинка с изображением тумана) Что такое туман? Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю. Туман может быть и в городе и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться. А пригреет солнышко, и туман исчезнет, опять растворится в воздухе. -Туман-это какое состояние воды? (жидкое) - А какой вывод вы сделали, прослушав рассказы ребят? (вывод Вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли , образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю) -Ребята, давайте вернёмся к тому, что вы записали о воде в начале урока на листочках. -Что ещё нового мы могли бы добавить и записать в графу «Что мы узнали на уроке?» посовещайтесь в группах и допишите. В дневниках запишем домашнее задание. Домашнее задание будет трёх видов.
Волчонок и Капитошка очень довольны работой с вами, и с нетерпением ждут новой встречи с вами. Спасибо за урок. Урок окончен. |
ИСПАРЕНИЕ
ОСАДКИ
КОНДЕНСАЦИЯ
ИСПАРЕНИЕ
газообразное
жидкое
жидкое
твёрдое
газообразное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема: "Круговорот воды в природе"
Урок окружающего мира.Круговорот воды в природе....
Методическая разработка урока "Круговорот воды в природе"
Включает конспект урока и презентацию, которая используется на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении нового материала....
урок по окружающему миру КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
окружающий мир 3 класс " круговорот воды в природе "...
урок по окружающему миру "Круговорот воды в природе"
К данному уроку была поставлена триединая дидактическая цель ,которая соответствует стандартным требованиям урока.Это урок освоения новых знаний.На уроке использовалась различная наглядность,проводилс...
Презентация к уроку по окружающему миру "Круговорот воды в природе" 2 кл. "Начальная школа 21 века"
Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" во 2 классе в 4 четверти по программе "Начальная школа 21 века".На уроке ведется учебный диалог...
"Лучшая учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ" по теме: "Отношение к природе"
... Любовь,забота и бережное отношение к живой природе и окружающему миру.Ознакомление учащихся с редкими животными родного края занесенными в "Красную книгу"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ "ВОДА"
Цель урока:формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных,...