Методическая разработка урока .
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Технологическая карта к уроку" Окружающий мир" по теме : " Красная книга России. Красная книга Республики Башкортостан"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.68 КБ |
![]() | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
УМК « Перспектива». 1 класс.
Ход урока:
Целевой блок | ||||||
Тема | Красная книга России. Красная книга Республики Башкортостан. | |||||
Цель | Знакомство с Красной книгой , с редкими и исчезающими видами животных и растений, занесённых в Красную книгу. Формировать УУД:
| |||||
Планируемые результаты | Предметные: -формировать представление учащихся о редких и исчезающих видах животных и растений, занесённых в Красную книгу; -актуализировать и дополнить знания детей о животных и растениях, занесённых в Красную книгу; совершенствовать умение использования информационно-коммуникационных технологий. Личностные: -развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; использовать справочную литературу для воздействия на эмоциональную сферу обучающихся; -мотивировать учащихся к бережному отношению к природе. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). | |||||
Инструментальный блок | ||||||
Задачи урока | Образовательные: познакомить с представителями редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу России, в Красную книгу Республики Башкортостан. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Воспитывать бережное отношение к природе. | |||||
Тип урока | Открытие новых знаний. | |||||
Учебно-методический комплекс | - учебник «Окружающий мир» для 1-го класса Плешаков А. А. Часть 2, стр. 54-55. - Красная книга России; - Красная книга Республики Башкортостан; -презентация «Красная книга России»; -видеоурок «Красная книга России»; - алгоритм самооценки. | |||||
Организационно-деятельностный блок | ||||||
Основные понятия | Красная книга, редкие и исчезающие животные и растения. | |||||
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная. | |||||
Межпредметные связи | Экология, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка. | |||||
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||
1. | Мотивационный этап. | - Здравствуйте, друзья! - Здравствуй, природа! Здравствуйте леса и поля, моря и озёра, реки и горы! Здравствуйте птицы и звери! Если бы человек каждый день вот так здоровался со всем, что его окружает, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже никогда не увидим. | Эмоциональный настрой на урок. | Личностные УУД | ||
2. | Актуализация знаний. | Природа нашей Родины богата и удивительно прекрасна, но в то же время- беззащитна перед человеком . Все люди любят природу, но, к сожалению, не все её берегут. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Но пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно, а некоторые находятся на грани исчезновения. Задумались люди: как не допустить исчезновения ни одного вида живого существа. Появилась необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от уничтожения живой природы. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки и напечатали их в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. -Что вам известно о Красной книге? -Что ещё вы хотели бы узнать? -Какие животные и растения занесены в Красную книгу? | Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся делятся своими знаниями. | Познавательные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | ||
3. | Самоопределе- ние к деятельности | - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? - Определите цель урока. - Чему мы научимся? - Для чего это надо знать? | Учащиеся высказывают предположение. С помощью учителя определяют цель урока. Учащиеся высказывают предположение . | Предметные УУД Познавательные УУД | ||
4. | Работа по теме урока. А) Рассказ учителя по теме урока (сопровождается показом презентации). Б) Работа по учебнику. В)Просмотр видео-урока «Красная книга России». | 1. Рассказ о Красной книге. -Красная книга - это список редких и исчезающих видов животных и растений. Красная Книга рассказывает о месте обитания этих видов, об их численности и о причинах её сокращения. - Почему выбран именно красный цвет? -Красный цвет, как сигнал светофора, цвет опасности! Он предупреждает нас, людей, что этих растений и животных осталось мало на Земле, они нуждаются в нашей защите, и их надо спасать. Первая Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные. А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение. Чёрные страницы- исчезнувшие виды животных, которых уже нет на Земле! Морская корова , странствующие голуби. На красных страницах поместили тех животных, которые находятся на грани исчезновения (снежный барс, красный волк, амурский тигр). На жёлтых страницах находятся те, редкие виды , численность ( количество) быстро сокращается ( розовый фламинго , джейран, бобр). На серых страницах занесены животные, до сих пор мало изучены. (Лопатень, анаконда). На белых говорится о видах, вообще редких на Земле. (синий кит, белка-летяга). На зелёных страницах – животные, которых удалось сохранить и восстановить (Зубр, атлантический морж). 2.Демонстрация Красной книги России. -Сегодня мы поподробнее поговорим о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу России. 3. Работа по учебнику. Откройте учебник на с. 54-55. Внимательно рассмотрите рисунки животных и растений, которые занесены в Красную книгу России. -Какие животные и растения из Красной книги изображены на страницах учебника? - Прочитайте на с. 54 рассказ о зубрах. - Что вы узнали о зубрах? -Прочитайте второй отрывок самостоятельно. -Почему белых журавлей стали выращивать в специальном питомнике? -Прочитайте на с. 55 рассказ о жуке- дровосеке . -Что интересного вы узнали о дровосеке реликтовом ? -Посмотрите на следующую картинку. Что на ней изображено? -Прочитайте вслух рассказ о растении женьшень. -Как вы думаете, какая часть этого растения наиболее ценная? -Прочитайте рассказ о растении Венерин башмачок. -Как вы думаете , почему его так назвали? -Прочитайте вывод по теме урока на с. 55 учебника . 4. Просмотр видеоурока. -Посмотрите видео « Красная книга России». -Что нового и интересного вы узнали о жизни животных и растений, занесённых в Красную книгу ? -О чём бы вы рассказали своим друзьям, родителям? | Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся высказывают предположения. Учащиеся рассматривают на слайдах презентации фото представителей редких и исчезающих видов животных и растений. Учащиеся работают по учебнику. Рассматривают рисунки. Знакомятся с содержанием материала учебника. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся просматривают видеоурок. Ответы учащихся. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Предметные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | ||
5. | Физминутка (музыкальная) | У жирафа- пятна… | Учащиеся выполняют физминутку . | |||
6. 7. | Продолжение работы по теме урока. Закрепление. | 1. Животные и растения из Красной книги России. - Продолжим знакомство с редким и исчезающими животными и растениями из Красной книги России. - Послушайте рассказ о некоторых из них ( Приложение 1). 2. Животные и растения из Красной книги Республики Башкортостан. - Каждый регион, область нашей страны имеет свою Красную книгу, в которой находятся редкие и исчезающие виды животных и растений. Красную книгу имеет и Республика Башкортостан. - Познакомимся с представителями из Красной книги Республики Башкортостан. Демонстрация Красной книги Республики Башкортостан. -Внимательно послушайте рассказ- описание и подумайте ,о каком животном(растении) идёт речь? ( Приложение2) 1.Тест по теме: « Красная книга». - Предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме сегодняшнего урока. Из предложенных вариантов ответов вам необходимо выбрать только один- верный. Запишите букву- ответ на листочке. 1.Как называется книга, которая содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных? А)энциклопедия; Б) Красная книга; В) учебник» Окружающий мир». 2. Почему для этой книги выбран красный цвет? А) это красивый цвет; Б) это яркий сигнал; В)это сигнал опасности. 3. Закончи определение: «Красная книга – книга, которая содержит сведения…» А) о редких растениях; Б) о исчезнувших животных; В) о редких растениях и исчезнувших животных. 4. Какое из этих растений занесено в Красную книгу? Название его в переводе с китайского языка означает «человек – корень». А) одуванчик; Б) женьшень; В) камыш. 5. Какая птица занесена в Красную книгу? А) Белый журавль; Б)воробей; В) голубь. - Проверьте, как вы выполнили свою работу. 2. Составление правил охраны природы. -Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы редкие и исчезающие виды животных и растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества? - Давайте составим правила охраны природы. Послушайте стихотворение В. Лунина «Никого не обижай» . Никого не обижай- Ни пчелу, ни мушку, Ни улитку, Ни жучка - темненькое брюшко, Ни кузнечика, В траве скачущего ловко, Ни блестящую в листве божию коровку, Ни синичку, ни дрозда, Ни крота слепого… Ни за что, никогда не обижай живого. Берегите природу! | Учащиеся слушают рассказ учителя. Учащиеся рассматривают на слайдах презентации фото представителей редких и исчезающих видов животных и растений. Учащиеся рассматривают на слайдах фото, определяют животное (растение) из Красной книги РБ, подходящее под описание. Учитель читает вопрос и варианты ответов. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Самопроверка. Ответы учащихся. Учащиеся составляют правила. • Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. • Беречь лягушек, жаб, головастиков. • Не ловить диких животных и не уносить их домой. • Не подходить близко к гнёздам птиц и не разорять их. • Не оставлять в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросать его в водоёмы. • Не шуметь в лесу. | Познавательные УУД Предметные УУД Познавательные УУД Предметные УУД Предметные УУД Регулятивные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Предметные УУД | ||
8. | Рефлексия. | -Что такое Красная книга? Для чего она нужна? -Назовите представителей животных и растений, занесённых в Красную книгу. - Почему они занесены в Красную книгу? -Что нужно сделать для того, чтобы их сохранить? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? | Ответы учащихся. | Предметные УУД Личностные УУД | ||
Диагностика результатов урока (итог урока) | - Какую цель ставили? - Достигли цели? - Какая тема урока была? - Чему научились на уроке? | Предметные УУД Познавательные УУД |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к уроку « Окружающий мир» по теме:« Красная книга России. Красная книга Республики Башкортостан».
Животные и растения из Красной книги России.
Морская корова. Одна экспедиция обнаружила в море, животных, похожих на небольших китов. Эти животные плавали близко к берегу , питались морской капустой. Их за это и называли морскими коровами.
Красный (горный) волк по внешнему виду животное похоже на лису. Уникальность хищника заключается в удивительной природной окраске шерсти.
Северный олень. Это довольно крупное животное. В длину он достигает двух метров, а в высоту одного. Шерсть у этого животного длинная, густая и волнистая, темно-бурая. Он является незаменимым средством передвижения у некоторых народов.
Амурский тигр . Он живёт в тайге. Шкура его с длинной шерстью, с желтоватыми и чёрными полосами привлекает внимание людей.
Журавль Красавка. Это очень красивая птица. Живет она в больших болотах, умеет плавать, высоко и красиво летает и часто парит, описывая широкие круги. Это умная и храбрая птица. Тело у нее длинное, ноги очень сильные и шея длинная и тонкая, а голова небольшая.
Рыба Подкаменщик обитает в небольших реках и ручьях. Прячется под камнями, в зарослях растительности. Окраска тела меняется в зависимости от условий жизни, обычно коричневая или зеленовато-коричневая, с мраморным узором.
Жук-олень – крупное и не слишком редкое насекомое в наших краях, но их количество постепенно сокращается. В среднем взрослые они достигают до 7 сантиметров в длину, бывает и 10 см.
Ландыш. У этого растения темно-зеленые листья, сильный аромат и крохотные белоснежные цветочки, которые напоминают маленькие звоночки.
Кувшинка. Цветут они долго, практически всё тёплое время года – с мая до августа. Утром, с первыми лучами солнца, бутон раскрывается. Вечером он крепко закрывает свои лепестки. Потрясающее зрелище можно увидеть на рассвете: из глубин озера выныривают цветы на своих лодочках-листках и открываются навстречу новому дню. С каждым годом количество этого цветка уменьшается .
Животные и растения из Красной книги Республики Башкортостан.
Окраска у этого животного летом рыжевато-коричневая, зимой — сероватая или бурая. Голова большая с ветвистыми (до 9 отростков) рогами. Ноги длинные, копыта широкие. Марал благородный олень( настоящий) .
Живут олени небольшими стадами. Питается травянистыми кормами.
У него большие ушки и очень хорошо слышат. Глаза хорошо видят и чутьё не подводит. Иголки растут только на спине, а бока и брюшко покрыты густым мягким и коротким мехом. Ушастый ёж –небольшой ёжик.
Питается в основном насекомыми , чаще всего это жуки и муравьи. Поедает ягоды и семена.
Эту птицу можно назвать король орлов. Имеет самую настоящую внешность– острый клюв крючком , длинные крылья и сильные лапы с мощными когтями. Беркут- это самый большой орел на нашей планете.
Беркут – сильный и быстрый охотник. Птица может переносить в лапах добычу весом до 5 кг. Беркуты обычно живут на одном и том же месте, неподалеку от своего гнезда.
Крупное хищное насекомое. Обыкновенный богомол .
Богомол - единственное насекомое, способное свободно двигать головой, поворачивая ее вокруг оси тела. Поджидая добычу, может долго неподвижно сидеть в траве .
Растение имеет большие ярко-желтые цветы, которые под лучами солнца как бы горят. Адонис весенний или «Горицвет» .
Растение появляется первым на пригорках, холмиках, которые первыми оттаивают, в то время как на лугах может ещё лежать снег. Благодаря своим полезным целебным свойствам горицвет применяется в медицине.
Интересное растение. Выглядит оно красиво, необычно. Цветок смотрится, словно он плюшевый. Прострел .
Иначе его называют сон-трава или подснежный тюльпан. Расцветки бутонов могут быть разными. Чаще всего встречаются белоснежные, сиреневые, жёлтые или красные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...