Урок Окружающего мира по ТРИЗ. Тема: Условия жизни, роста и развития животных
план-конспект урока по окружающему миру
Окружающий мир
Тема: Условия жизни, роста и развития животных
Цель: Исследование копилки с целью выявления закономерностей.
Задачи:
-Знакомство с видами медведей, особенностями их строения, приспособленностью к условиям обитания;
- Выделять существенные признаки объекта;
-Структурировать копилку;
-Выявлять причинно-следственные связи между объектами;
-Устанавливать закономерности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_triz_usloviya_zhizni_rosta_i_razvitiya_zhivotnyh.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема: Условия жизни, роста и развития животных
Цель: Исследование копилки с целью выявления закономерностей.
Задачи:
-Знакомство с видами медведей, особенностями их строения, приспособленностью к условиям обитания;
- Выделять существенные признаки объекта;
-Структурировать копилку;
-Выявлять причинно-следственные связи между объектами;
-Устанавливать закономерности
Ход урока.
Игра «ДА-НЕТ»
Сегодня мы с вами будем исследовать объект. Отгадайте какой.
Д: - Он живое существо?
У: Да.
Д: Человек?
У: Нет.
Д: Животное.
У: Да.
Д: Хищник.
У: Да.
Д: Большой?
У: Да.
Д: Спит в берлоге?
У: Да.
У: О каких видах медведей собирали копилку на прошлой неделе?
Д: Бурые медведи, гризли, панда, белые медведи.
Какие вопросы возникли во время работы с копилкой?
(Почему медведи отличаются друг от друга, отчего это зависит)
Сегодня для исследования объектов мы возьмем бурых и белых медведей.
У: Работаем в группах.
Прочитайте информационные тексты, заполните краткие паспорта животных.
Объект | Имена признаков (вопросы) | Значения признаков (ответы) |
Бурый медведь | Где обитает? (место обитания) | |
Какое у него жилище? (жилище) | ||
Как и где передвигается? (способы передвижения) | ||
Чем питается?) (пища) | ||
Чем кормит детенышей? (способы выкармливания) | ||
Длина тела | ||
Длина ушей | ||
Длина хвоста | ||
окраска |
Объект | Имена признаков (вопросы) | Значения признаков (ответы) |
Белый медведь | Где обитает? (место обитания) | |
Какое у него жилище? (жилище) | ||
Как и где передвигается? (способы передвижения) | ||
Чем питается?) (пища) | ||
Чем кормит детенышей? (способы выкармливания) | ||
Длина тела | ||
Длина ушей | ||
Длина хвоста | ||
окраска |
Составляем общую таблицу
Название вида | Длина тела | Длина хвоста | Длина ушей | Масса | Место обитания | Окраска |
Бурый медведь | 2 м | 10 см Хвост у него очень короткий и скрыт в мехе. | Уши сравнительно невелики и имеют округлую форму, зимой их практически невидно из-за высокого меха | 300 кг-500 кг | Он заселяет всю лесную зону от Тихого океана до западных границ нашей страны, а также леса Кавказа. В тундру заходит очень редко, при этом, придерживаясь пойм рек, в степях и лесостепях не встречается. В связи с широкой географической изменчивостью у медведя в нашей стране выделяют следующие подвиды: среднерусский, восточносибирский, кавказский, камчатский, уссурийский, тяньшанский и сирийский. | В окрасе преобладают в основном бурые цвета, зимой он окрашен следующим образом: лоб и верхние части щек рыжевато-палевые, на их более светлом фоне четко выделяются темно-бурые уши, мех между глаз, около носа, в нижней части щек и подбородке буровато-черного цвета. На шее иногда присутствуют ржавые оттенки. Спина имеет темно-буро-коричневый окрас, часто с примесью черных волос. В области лопаток мех |
Белый медведь | 1,6-3,3 м. | Хвост меньше, чем у других видов. | Уши белого медведя также меньше, чем у других видов, что является приспособлением к жизни в Арктике | 400-750 кг | В России белый медведь постоянно обитает на пространстве от Земли Франца Иосифа и Новой Земли до Чукотки. На плавающих льдах иногда достигает Камчатки. Отмечены далекие заходы вглубь материка (до 500 км по реке Енисей). Южная граница области обитания совпадает с кромкой дрейфующих льдов. При таянии и разрушении льда медведи перемещаются к северной границе Арктического бассейна. С началом устойчивого ледообразования звери начинают обратную миграцию на юг | Белый |
Вывод
Почему бурые медведи по размеру меньше белых?
Почему уши и хвост у белых медведей меньше, чем у других медведей
Полученная закономерность
- Окраска медведей зависит от фона местности.
- Чем ближе медведь к северу, тем его масса больше. Чем больше масса медведя, тем севернее он живет.
- Чем холоднее, тем уши и хвост короче, а чем теплее, тем уши и хвост длиннее.
- Белые медведи только там, где снеговой покров устойчивый.
Вывод: животные крупнее по размеру, если они живут в холодном климате, а чем климат теплее, тем животное меньше размера. У животных, которые живут в более теплом климате, уши и хвост больше, чем у животных, которые живут в холодном климате.
Проверить данную закономерность мы сможем на следующем уроке окружающего мира. Д/з У. стр.51-53 вы узнаете о видах зайцев, обитающих в России, дополните свои копилки, и мы продолжим работу по исследованию копилок с целью выявления закономерностей.
-Что интересного узнали на уроке?
(Климат влияет на окраску животных, массу тела и размер ушей и хвоста)
(Есть взаимосвязь между местом обитания животного и пищей)
-Чему учились?
(Работать с текстом, паспортом, сравнивать животных, делать выводы)
Ребята, всем вам известная героиня сказки «Маша и медведь» обращается к вам за помощью. Она знает о медведях многое, и я уверенна, без труда смогла бы с нами на уроке работать по паспорту, но выделять слабые и сильные позиции гласных и парных согласных в тексте о медведях она не умеет, давайте вместе ей поможем выполнить домашнее задание.
Оцените свою работу на уроке и займите свое место
1 место – кто собрал достаточно информации в своей копилке и работал на уроке легко, не испытывал трудностей.
2 место-кто знал ответы, но сомневался.
3 место-для кого работа была трудной и непонятной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 3 класс Тема: Жизнь растений.
Представлена разработка урока, цели которого – обобщение и углубление знаний о жизни растений, формирование нравственного и эстетического отношения к растениям как части живой природы...
УМК "Планета знаний", урок окружающего мира, 2 класс, Тема «Свет и цвет. Значение света и цвета в природе и в жизни человека»
На основе деятельностного подхода дети изучают тему "Свет и цвет"...
Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".
Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...
Урок окружающего мира 2 класс Тема "Условия проращивания семян"
Урок окружающего мира во 2 классе Тема "Условия проращивания семян"...
Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных
Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных...
Урок окружающего мира во 2 классе "Условия жизни, роста и развития растений"
Тема урока: "Условия жизни, роста и развития растений".Тип урока: урок моделирования.Цель урока: исследование и моделирование условийжизни, роста и развития растенийЗадачи урока:...
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.
Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....