Конспект урока (методическая разработка) по окружающему миру "Органы чувств"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока (методическая разработка) по окружающему миру "Органы чувств"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 44.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Органы чувств»
Тип урока: урок «открытия» нового знания( работа в группах)
Цель: - уточнить представления школьников об органах чувств и их значением для человека,
- организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию новых
знаний;
- развивать мышление, речь, познавательные интересы;
- способствовать развитию интереса в познании самого себя
Задачи: систематизировать представления учащихся об органах чувств человека и их роли в
восприятии окружающего мира;
формировать установки на здоровый образ жизни: бережное отношение к органам чувств.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать органы чувств человека и их роль в восприятии окружающего мира;
- формировать правила гигиены органов чувств.
Метапредметные:
- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять;
- оценивать достижения на уроке;
- работать в группе: извлекать информацию из текста учебника, готовить рассказ по предложенному плану;
- участвовать в учебном эксперименте: высказывать предложения, делать выводы .
- формулировать определения понятий.
Личностные:
- понимать значимость безопасного ,здорового образа жизни;
- определять личностный смысл учения.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Начинаем наш урок.
2. Проверка домашнего задания» Организм человека»
- Что такое организм человека? ( Это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.)
-Что такое система органов? ( Органы выполняющие общую работу)
- Из каких органов состоит и какую функцию выполняет нервная система?(Состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.По ним в мозг поступают различные сигналы всем органам тела.)
- Из каких органов состоит и какую работу выполняет пищеварительная система? ( Состоит из Желудок, кишечник, печень. Обеспечивает пищеварение пищи)
-Из каких органов состоит и какую работу выполняет кровеносная система? ( Состоит из сердца и кровеносных сосудов. Она обеспечивает движение крови в организме)
- Какая система управляет деятельностью организма? (Деятельностью всего организма управляет нервная система.Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. По ним в мозг поступают различные сигналы, а от мозга идут обратные сигналы всем органам тела.)
- Что изучает анатомия? (Изучает строение тела человека)
- Что изучает физиология? (Изучает работу органов)
- Что изучает гигиена ? ( Наука о сохранении и укреплении здоровья)
- Подведем итог сказанному. ( Организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно. Организмы выполняют общую работу, образуют системы органов.)
3. Актуализация знаний.
1-я пара. Вам понадобится яблоко и лимон.
- Рассмотрите их, возьмите в руки. Что вы чувствуете? Какой фрукт гладкий на ощупь? А какой шероховатый? Какой орган помог вам ответить на эти вопросы? (орган осязания)
2-я пара. Попробуйте яблоко и лимон на вкус.
- Какой фрукт сладкий (кислый)?
- Какой орган помогает различать вкус? ( орган вкуса)
3-я пара. Закройте глаза.
- Попробуйте различить лимон и яблоко по запаху.
- Какой орган вы использовали? (орган обоняния)
4-я пара. Вам понадобятся цветные фломастеры и бумага.
- Напишите свои имена цветными фломастерами.
- Какие цвета вы использовали?
- Что помогает нам различать цвета? ( орган зрения)
Для всех пар: Звучит мелодия песни «Дружба- это не работа» в исполнении группы «Барбарики». - -
- Как называется песня, которая прозвучала?
- Что помогает нам различать звуки? (орган слуха)
4. Постановка темы и цели урока.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
-О чём говорится в стихотворении?( Об органах чувств)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?( Об органах чувств)
- Какую цель мы поставим перед собой? ( Познакомиться с органами чувств и их значением для человека)
5. Работа по теме урока.Работа в группах. ( Учащиеся делятся на 4 группы)
- Я предлагаю вам стать исследователями. Кто такие исследователи?(исследователь, -. Человек, занимающийся научными исследованиями.
( Раздается инструкция исследования)
Инструкция исследования:( дается каждой группе)
1. Изучить материал в учебнике об органе чувств.
2.Приготовить рассказ о нем по плану:
- название органа чувств;
- его значение в нашей жизни;
- гигиена органа чувств;
3. Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены органа чувств.
4.Составить сенквейн.
( Дети вспоминают правила работы в группах, распределяют роли и выполняют задание)
- Какой объект в нашем обследовании будет первым, вы узнаете, отгадав загадку:
1 группа:
Брат с братом |
|
|
Через дорогу живут, |
|
|
А один другого не видит. (Глаза) |
|
|
- Глаза – орган зрения (вывешивается карточка на доску).
Глаза – это самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.
Зрение- это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
У глаза есть мускулы, которые к нему прикрепляются, поэтому он может двигаться вверх и вниз из стороны в сторону. Зрачок – это чёрный кружок в центре нашего глаза. Он воспринимает свет. Позади его расположен хрусталик, сетчатка и нервы.
Некоторые люди не видят совсем. Они слепые. У многих из них есть собаки – поводыри, которые помогают им находить дорогу.
Знаете ли вы, ребята, что ежедневно человек моргает 11.500 раз. На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц. Каждая ресница « живёт» примерно 100 дней, потом выпадает, а на её месте вырастает новая.
Органы зрения у человека, а именно радужная оболочка глаза, бывает серого, голубого, коричневого (карие) и других цветов.
Гигиена органа зрения:
1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2.Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 сантиметров от глаз. Свет должен падать слева.
3.Не читай лёжа.
4.Не читай в транспорте.
5.Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.
6.Вредно для глаз долго смотреть телевизор, компьютер.
7.Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
8.Пользуйся чистым носовым платком.
9.Не стесняйся носить очки.
2 группа: Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле… (ушки)
- Уши – орган слуха.
Второй по важности орган чувств – ухо. Ухо человека включает три отделения – наружное, среднее, внутреннее ухо. Видимая часть уха называется ушной раковиной. Она сама ничего не слышит, а только улавливает звуковые волны, которые потом проникают глубже и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Дальше колебания передаются в среднее ухо , а затем через внутреннее ухо – в мозг. Во внутреннем ухе есть орган равновесия. Поэтому даже если мы закроем глаза, то всё равно будем знать, где верх, а где низ, где лево, а где право.
Значит ухо – это орган слуха и равновесия.
Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.
Гигиена органа слуха:
1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2.Никогда не ковыряйте в ушах спичками, булавками и другими предметами. Можете повредить
барабанную перепонку и потерять слух.
3.Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух.
4. Чаще отдыхайте в тишине.
5.Если почувствуете боль в ухе, сразу обращайтесь к врачу.
3 группа:
Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет … (нос)
- Нос – орган обоняния
Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут определить некачественной пищи
Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней
нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.
Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны, сохраняет здоровье. Так же обоняние предупреждает человека об опасности.
Гигиена органаобоняния :
1.Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2.Не курить, так как курение ухудшает обоняние.
4 группа:
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее,
Холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша… (кожа)
- Кожа – орган осязания
Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.
Осязание – способность человека чувствовать прикосновения. Кожа может «рассказать» человеку
о том, что его окружает. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или
удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо.
Но кожа нас не только предупреждает об угрозе, но и защищает. Поэтому она обладает такими
качествами, как прочность и упругость.
Гигиена органа осязания:
1. Мойтесь каждый день теплой водой с помощью специальных средств;
2. Меняйте ежедневно белье;
3. Не носить одежду, которая вызывает раздражение кожи;
4.В холодное время защищайте кожу от обморожения;
5. Употреблять в пищу свежие фрукты, овощи, молоко это обеспечит организм минеральными
веществами и витаминами,
- Какой орган самый главный? ( Представление синквейна)
Синквейн | Синквейн |
Кто? Что? ( Глаза.) | Кто? Что? ( Ушо.) |
Какой? Какая? Какие? | Какой? Какая? Какие? восприимчивое .) |
Что делает? | Что делает? |
Суть | Суть |
Итог | Итог |
Синквейн | Синквейн |
Кто? Что? (Нос.) | Кто? Что? ( Кожа.) |
Какой? Какая? Какие? предупреждающий.) | Какой? Какая? Какие? восприимчивые .) |
Что делает? аппетит) ) | Что делает? |
Суть | Суть |
Итог | Итог |
- Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?
Рефлексия:
- Что вам понравилось на уроке?
-Кого и за что вы бы хотели похвалить?
Подведем итоги сегодняшнего занятия.
- Что нового вы узнали?( Глаза, уши, нос, язык , кожа – это наши органы чувств.Онипозваляют воспринимать окружающий мир. Органы чувств нужно беречь.
- Молодцы! Совместными усилиями можно достичь больших результатов.
- Ребята, наш урок закончен. Спасибо всем за работу.
Домашнее задание.Стр 126-129
Дополнительный материал: орган вкуса
Инструкция исследования: 1. Изучить материал в учебнике об органе чувств. 2.Приготовить рассказ о нем по плану:
3. Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены органа чувств. 4.Составить сенквейн | Инструкция исследования: 1. Изучить материал в учебнике об органе чувств. 2.Приготовить рассказ о нем по плану:
3. Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены органа чувств. 4.Составить сенквейн |
Инструкция исследования: 1. Изучить материал в учебнике об органе чувств. 2.Приготовить рассказ о нем по плану:
3. Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены органа чувств. 4.Составить сенквейн | Инструкция исследования: 1. Изучить материал в учебнике об органе чувств. 2.Приготовить рассказ о нем по плану:
3. Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены органа чувств. 4.Составить сенквейн |
Проверка домашнего задания
1 группа.
1.Из каких органов состоит и какую функцию выполняет нервная система.?
2. Что изучает анатомия?
Проверка домашнего задания
2 группа
1.Из каких органов состоит и какую работу выполняет пищеварительная система?
2. Что изучает физиология?
Проверка домашнего задания
3 группа
1.Из каких органов состоит и какую работу выполняет кровеносная система?
2. Что изучает гигиена ?
Проверка домашнего задания
4 группа
1. Какая система управляет деятельностью организма?
2.Подведем итог сказанному
Синквейн | Синквейн |
Кто? Что? ( Глаза.) | Кто? Что? ( Ушо.) |
Какой? Какая? Какие? | Какой? Какая? Какие? Какое? |
Что делает? | Что делает? |
Суть | Суть |
Итог | Итог |
Синквейн | Синквейн |
Кто? Что? (Нос.) | Кто? Что? ( Кожа.) |
Какой? Какая? Какие? | Какой? Какая? Какие? |
Что делает? | Что делает? |
Суть | Суть |
Итог | Итог |
Дополнительный материал
Глаза – это самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.
Зрение- это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их
расположение.
У глаза есть мускулы, которые к нему прикрепляются, поэтому он может двигаться вверх и вниз из стороны в сторону. Зрачок – это чёрный кружок в центре нашего глаза. Он воспринимает свет. Позади его расположен хрусталик, сетчатка и нервы.
Некоторые люди не видят совсем. Они слепые. У многих из них есть собаки – поводыри, которые помогают им находить дорогу.
Знаете ли вы, ребята, что ежедневно человек моргает 11.500 раз. На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц. Каждая ресница « живёт» примерно 100 дней, потом выпадает, а на её месте вырастает новая.
Органы зрения у человека, а именно радужная оболочка глаза, бывает серого, голубого, коричневого (карие) и других цветов.
Гигиена органа зрения:
1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2.Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 сантиметров от глаз. Свет должен падать слева.
3.Не читай лёжа.
4.Не читай в транспорте.
5.Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.
6.Вредно для глаз долго смотреть телевизор, компьютер.
7.Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
8.Пользуйся чистым носовым платком.
9.Не стесняйся носить очки.
Дополнительный материал
Второй по важности орган чувств – ухо. Ухо человека включает три отделения – наружное, среднее, внутреннее ухо. Видимая часть уха называется ушной раковиной. Она сама ничего не слышит, а только улавливает звуковые волны, которые потом проникают глубже и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Дальше колебания передаются в среднее ухо , а затем через внутреннее ухо – в мозг. Во внутреннем ухе есть орган равновесия. Поэтому даже если мы закроем глаза, то всё равно будем знать, где верх, а где низ, где лево, а где право.
Значит ухо – это орган слуха и равновесия.
Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.
Гигиена органа слуха:
1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2.Никогда не ковыряйте в ушах спичками, булавками и другими предметами.
можете повредить барабанную перепонку и потерять слух.
3.Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух.
4. Чаще отдыхайте в тишине.
5.Если почувствуете боль в ухе, сразу обращайтесь к врачу.
Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней
нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.
Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны, сохраняет здоровье. Так же обоняние предупреждает человека об опасности.
Дополнительный материал
Обоняние( нос) увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут определить некачественной пищи
Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней
нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.
Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны, сохраняет здоровье. Так же обоняние предупреждает человека об опасности.
Гигиена органа обоняния :
1.Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2.Не курить, так как курение ухудшает обоняние.
Дополнительный материал
Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.
Осязание – способность человека чувствовать прикосновения. Кожа может «рассказать» человеку
о том, что его окружает. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или
удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо.
Но кожа нас не только предупреждает об угрозе, но и защищает. Поэтому она обладает такими
качествами, как прочность и упругость.
Гигиена органа осязания:
1. Мойтесь каждый день теплой водой с помощью специальных средств;
2. Меняйте ежедневно белье;
3. Не носить одежду, которая вызывает раздражение кожи;
4.В холодное время защищайте кожу от обморожения;
5. Употреблять в пищу свежие фрукты, овощи, молоко это обеспечит организм минеральными
веществами и витаминами,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.
Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....
Методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
ТЕМА: «ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ» - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Ту...
Методическая разработка о окружающему миру . 1 класс УМК "Школа России""Как Зайчонок к зиме готовился"
Инсценировка. Осень. Как звери к зиме готовятся. Ребята с удовольствием разыгрывают эту пьесу. Можно использовать на уроках и во внеклассной работе....
Конспект урока и презентация на тему "Органы чувств" 1 класс
Конспект урока...
Методическая разработка по окружающему миру. Блок интерактивных уроков по разделу: История Древнего мира.
Уроки для интерактивной доски по разделу История древнего мира. Первобытное общество, Египет,Рим,Древняя Греция, Средние века, Новая иновейшая история....
Методическая разработка тема "Эмоции и чувства - ключ к пониманию себя". Социально - психологический тренинг с младшими подростками.
Технический прогресс движется стремительно, качество живого общения значительно изменилось в жизни человека, а особе...
Заключение на методическую разработку «Изучение окружающего мира с помощью заданий, направленных на установление причинно-следственных связей и выполняемых учащимися в парах, парах сменного состава» (методические рекомендации по окружающему миру во 2-4 кл
Рецензируемая работа представляет собой авторский вариант применения методики формирования и диагностики познавательных общеучебных умений....