Программа по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Растегаевская основная школа»
Рассмотрена и принята на заседании педсовета Протокол №_______ от « » августа 2018 г | Утверждаю Директор школы __________/Л. А. Осипенкова/ ФИО Приказ №______ от « » августа 2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ_
(наименование учебного предмета, курса)
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
_______Жукова Елена Алексеевна,
_________ I квалификационная категория
(Ф.И.О. учителя - составителя программы,
квалификационная категория)
2018 год
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации»
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( в редакции от 29.12.2014 №1644)
-приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г.№1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010 г. №1577» (зарегистрирован при Минюсте России 02.02.2016 №40937);
-образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Растегаевская основная школа»
-приказа Министерства образования и науки РФ (Приказ №253 от 31 марта 2014 года с изменениями на 26 января 2016 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию к реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»); и авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир».(м. Вентана-Граф,2012г.).
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса соответствует авторской программе Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир»
На изучение данного предмета в 4 классе отводится 68 ч. (34 учебные недели по 2 часа в неделю)Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Задачи курса «Окружающий мир»:
Формирование первоначального представления о Земле, об условиях развития живой природы и особенностях жизнедеятельности различных организмов.
- Развитие умственных способностей школьников через систему разнообразных познавательных и обучающих заданий.
- Возможность осознанности через исторические события, как изменялся человек, его трудовая деятельность, быт, культура, отношение к окружающему.
- К общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
В средствах обучения представлены две технологические позиции:
- организация целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
- усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегрированный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов( изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно- культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности ( описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 68 часов в год.
Программа обеспечена следующим учебно - методическим комплектом:
Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 1,2 / Н.Ф. Виноградова.-4 изд., испр.- М.: Вентана-Граф, 2014. – ( Начальная школа ХХI века).
Окружающий мир: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 1,2 / Н.Ф. Виноградова.- 4 изд., испр.- М.: Вентана-Граф, 2014. – ( Начальная школа ХХI века).
Характеристика учебного предмета.
Программой учитываются существенный разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:
- Обеспечением многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
- Созданием комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращение игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
- Формированием учебной деятельности младших школьников (организацией постановки учебных целей, созданием условий для их « присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждением и поддержкой детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; организацией усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлением функции контроля и оценки);
- Созданием условий для продуктивной творческой деятельности ребенка ( совместная с учениками постановка творческих задач и способствование возникновению у детей их собственных замыслов);
- Поддержкой детских инициатив и помощью в их осуществлении; обеспечением презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т.п. Курс «Окружающий мир» интегрирован с курсом «Азбука Смоленского края» С. Болотовой.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Окружающий мир». Настоящая программа предусматривает возможность изучения курса «Окружающий мир» в объеме 2 часа в неделю (68 ч.), как наиболее распространенного.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
- Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
- Личностные качества, позволяющие осуществлять учебную деятельность.
- Личностные качества, позволяющие осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценного взгляда на окружающий мир.
- Формирование основ российской гражданской идентичности.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
- Понимание особой роли России в мировой истории.
- Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
- Воспитание уважительного отношения к своей стране.
- Воспитание уважительного отношения к истории страны.
- Воспитание любви к родному краю.
- Воспитание любви к своей семье.
- Воспитание гуманного отношения к людям.
- Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
- Понимание роли человека в обществе.
- Принятие норм нравственного поведения в природе.
- Принятие норм нравственного поведения в обществе.
- Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Формирование основ экологической культуры.
- Понимание ценности любой жизни.
- Освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учетом изменения среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание идр.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
- Осознание целостности окружающего мира.
- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание программы
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов, рекомендованных автором программы |
1. | Человек – живое существо (организм) | 16 |
2. | Твоё здоровье | 12 |
3. | Человек – часть природы | 2 |
4. | Человек среди людей | 5 |
5. | Родная страна :от края до края | 10 |
6. | Человек – творец культурных ценностей | 12 |
7. | Человек – защитник своего Отечества | 5 |
8. | Гражданин и государство | 3 |
9. | Проверь себя | 3 |
ИТОГО | 68 | |
Раздел «Человек – живое существо (организм) (16 часов)
Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно - двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно – двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память. Условия их развития.
Раздел «Твоё здоровье» (12 часов)
Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Практические работы:
Составление режима дня школьника для будней и выходных.
Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.
Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Раздел «Человек – часть природы» (2 часа)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Раздел «Человек среди людей» (5 часов)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Раздел «Родная страна: от края до края» (10 часов)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Почвы Смоленской области.
Рельеф России. Рельеф Смоленской области. Восточно–Европейская равнина, Западно–Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Раздел «Человек – творец культурных ценностей» (12 часов)
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство Смоленской области.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.)
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.) Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.П. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
.
Раздел «Человек – защитник своего Отечества» (5 часов)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов. Отечественная война и Смоленская область.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Практические работы.
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Раздел «Гражданин и государство» (3 часа)
Россия - наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:
- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ- описание о странах – соседях России;
- различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
- различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя президента современной России;
- описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:
- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменение государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
- Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
- Личностные качества, позволяющие осуществлять учебную деятельность.
- Личностные качества, позволяющие осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценного взгляда на окружающий мир.
- Формирование основ российской гражданской идентичности.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
- Понимание особой роли России в мировой истории.
- Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
- Воспитание уважительного отношения к своей стране.
- Воспитание уважительного отношения к истории страны.
- Воспитание любви к родному краю.
- Воспитание любви к своей семье.
- Воспитание гуманного отношения к людям.
- Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
- Понимание роли человека в обществе.
- Принятие норм нравственного поведения в природе.
- Принятие норм нравственного поведения в обществе.
- Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Формирование основ экологической культуры.
- Понимание ценности любой жизни.
- Освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учетом изменения среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
- Осознание целостности окружающего мира.
- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Человек- живое существо | 16 часов | |||
Общее строение организма человека. Нервная система. Головной и спинной мозг | 2 | |||
Двигательная система организма человека. | 1 | |||
Пищеварительная система. | 2 | |||
Дыхательная система. | 1 | |||
Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце- главный орган кровеносной системы. | 1 | |||
Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 1 | |||
Строение кожи. Значение кожи для организма. | 1 | |||
Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. | 1 | |||
Слух. Как устроено ухо человека. | 1 | |||
Вкус. Сколько вкусов различает человек? | 1 | |||
Контрольный тест за 1 четверть. Осязание. | 1 | |||
Мир чувств. Эмоции. | 1 | |||
Внимание. | 1 | |||
Память. | 1 | |||
Твое здоровье | 12 часов | |||
Режим дня. | 2 | |||
Правила закаливания. | 1 | |||
Можно ли снять усталость? | 1 | |||
Поговорим о вредных привычках. | 2 | |||
Когда дом становится опасным. | 2 | |||
Улица полна неожиданностей. | 2 | |||
Если случилась беда. | 2 | |||
Человек- часть природы | 2 часа | |||
Чем человек отличается от животного. | 1 | |||
От рождения до старости. | 1 | |||
Человек среди людей | 5 часов | |||
Поговорим о доброте. | 1 | |||
Что такое справедливость. | 1 | |||
О смелости. | 1 | |||
Умеешь ли ты общаться? | 2 | |||
Родная страна от края и до края | 10 часов | |||
Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | 1 | |||
Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. | 1 | |||
Природные зоны России. Степи и пустыни. | 1 | |||
Почвы России. Почвы Смоленской области. | 1 | |||
Рельеф России. Рельеф Смоленской области. | 2 | |||
Как возникали и строились города. | 1 | |||
Россия и её соседи. Япония. | 1 | |||
Россия и её соседи. Китай. | 1 | |||
Россия и её соседи. Королевство Дания. | 1 | |||
Человек- творец культурных ценностей | 12 часов | |||
Что такое культура. | 1 | |||
Из истории письменности. | 1 | |||
О первых школах и книгах. | 2 | |||
Чему и как учились при Петре I. | 1 | |||
Русское искусство до XVIII века. Искусство до 18 века н области. | 2 | |||
Искусство России XVIII века. | 2 | |||
Золотой век русской культуры (XIX) | 2 | |||
Искусство России XX века. | 1 | |||
Человек – защитник своего Отечества | 3 часа | |||
Как Русь боролась с половцами. | 1 | |||
Отечественная война 1812 года. Смоленская область в годы Отечественной войны 1812г. | 1 | |||
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. | 1 | |||
Гражданин и Государство | 3 часа | |||
Гражданин и государство. Символика России. Права и обязанности граждан. | 3 | |||
Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | |||
Определение темы. Работа над проектом. Защита проекта. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Программа по окружающему миру 2 класс А.А.Плешаков и др. Программа "Школа России"
Программа составлена в рамках ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Программа по окружающему миру 3 класс. Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир".
Поурочное планирование по окружающему миру 3 классс "Планета знаний"...