технологическая карта урока окружающий мир
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Предмет: Окружающий мир
Базовый учебник: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов УМК «Планета знаний»
Тема урока: Полезные ископаемые.
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся понятия «полезные ископаемые», познакомить их с группами и свойствами полезных ископаемых.
Задачи урока:
1. Актуализировать знания обучающихся пройденной теме «Горные породы».
2. Подвести обучающихся к новой теме «Полезные ископаемые» .
3. Способствовать формированию умения в постановке учебной задачи по теме «Полезные ископаемые».
4. Подвести обучающихся к планированию своих действий в соответствии с поставленной целью.
5.Выяснить, что такое полезные ископаемые и необходимость их для жизни и деятельности людей.
6. Определить самые распространенные полезные ископаемые.
7. Способствовать организации практической работе по теме «Полезные ископаемые».
8. Содействовать развитию познавательной активности обучающихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
9. Организовать рефлексию по теме «Полезные ископаемые» .
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Необходимое оборудование: Интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов УМК «Планета знаний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока окружающий мир | 58.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира.
Класс: 2
Раздел: «Природа вокруг нас»
Тема: «В сосновом лесу»
- Цель урока: познакомить детей с растениями и животными соснового леса.
- Планируемые результаты:
1) Предметные результаты:
- проверить уровень усвоения знаний о лесном озере;
- изучить особенности растительного и животного мира соснового леса;
- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память,
связную речь;
- воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую
культуру учащихся.
2) Личностные УУД:
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
- Метапредметные УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные универсальные учебные действия:
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
- помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
- развивать умение работать с разными видами информации;
- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- контролировать действия партнера.
Материально - техническая база: - учебный кабинет; - ИКТ (компьютер, проектор, экран) Зрительный ряд: - картинки с изображением соснового леса и его обитателей; - компьютерная презентация, включающая следующие изображения:
Дидактическое обеспечение: Учебник к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 2 класс; Рабочая тетрадь к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 2 класс (2 часть)
|
- частично-поисковый; - индивидуальная; - фронтальная; - работа в парах.
- фронтальная; - индивидуальная. |
|
Ход урока
Этапы урока | Деятельность | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
I. Организационный момент Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки | Долгожданный дан звонок, начинается урок. - Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь. На нашем уроке нас ожидает много нового и интересного. Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой. | Проявляют эмоциональное отношения в учебно-познава-тельной деятельности. | Личностные: - понимают значение знаний для человека и принимают его; - имеют желание учиться; - положительно отзываются о школе; - стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; - правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
II. Проверка домашнего задания Цели: - выяснить степень усвоения заданного на дом материала; - определить типичные недостатки в знаниях и их причины. | - Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Я предлагаю вам ответить на вопросы. - Откройте учебник на с. 45.- Какие растения дети увидели у лесного озера? - Какие животные обитают в озере? - Как эти животные приспособлены к жизни в воде? - Какие рыбы еще встречаются в озерах? - Откройте учебник на с. 46. Какие из этих птиц плавают, а какие ходят по воде? Объясните, как вы определили? - Сравните клювы птиц. Как вы думаете, почему у цапли и журавля длинные клювы? - Обратите внимание на рисунки на с.47. Кого поймал Петя? Сравните лягушку и жабу? - Если бы у вас был подводный костюм, что бы вы увидели в лесном озере? - Спасибо, вы хорошо усвоили материал о лесном озере. | Ответы детей. | Личностные УУД: - повторение раннее изученного материала; - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. Регулятивные УУД: - контролируют правильность ответов обучающихся; - адекватное восприятие оценки учителя. Познавтельные УУД: - развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Коммуникативные УУД: - взаимодействуют с учителем во время опроса; - продолжение развития умения использо-вать простые речевые средства для передачи своего мнения; - умение полно и точно выражать свои мысли. |
III. Актуализация знаний Цели: организовать актуализацию умений: - в распознавании обитателей лесов; - в определении существенных признаков того или иного леса. | Вместе с Машей, Петей и Николаем Ивановичем мы побывали у лесного озера. Узнали о его обитателях. Но озеро находилось в лесу. - И так лес. А что такое лес? (Слайд 2) - Как вы его себе представляете? - А какие деревья растут в лесу?
- А как называется лес, где растут разные деревья? (Слайд 3) - Как называется лес, где растут березы? (Слайд 4) - Как называется лес, где растут одни ели? Какой это лес? (Слайд 5) - А как вы думаете, как будет называться лес, где растут одни сосны? (Слайд 6) Сегодня мы с вами отправимся в такой лес. | - В лесу много деревьев. - Клен, осина, береза, ель, сосна. - Смешанный лес. - Березовая роща. - Хвойный. - Сосновый, сосновый бор. | Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах деревьев; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) Регулятивные: Определение по внешнему виду, к какому виду относится тот или иной лес. Личностные УУД:
|
IV. Изучение нового материала Цели: - организовать поиск информации; - анализировать и выделять главное. | Что же это за дерево? (Слайд 7) Беседа о лесной столовой (Слайд 8) - Сосна служит лесной столовой многим животным, обитающим в сосновом лесу. Хвоей сосны - питаются птицы: рябчик, кедровка и глухарь. (Слайд 9) - Кору поедают лось, жук короед, заяц-беляк. - Откройте учебник на с.49. Давайте прочитаем, кто же еще может найти пищу под корой сосны. - Кто же питается насекомыми, обитающими под корой? - Как дятел приспособлен к этому способу питания? - Как можно назвать дятла? - Какую пользу он приносит? (Слайд 10) - А еще под сосной и елью можно встретить небольшие кустарнички. Как они называются? - Голубика, черника и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с этими северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение. (Слайд 11) А клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа. (Слайд 12) Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток. У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя. - Какой гриб растет под сосной? (Слайд 13) - Кто питается грибами? - Кто же обедает в лесной столовой на сосне? - Кто поедает хвою сосны? - Кто питается корой сосны? - Какую пользу приносят дятлы? - Какие ягоды составляют сладкую аптеку? Практическая работа (Слайд 14) - Рассмотрите веточки сосны и ели. Сравните хвоинки. Какие они у сосны? - А какие хвоинки у ели? Подойди ……., потрогай веточки, сравни их на ощупь. - Давайте сравним шишки сосны и ели. - Какая шишка у сосны? - Какая шишка у ели? - Какие животные питаются семенами еловых шишек? - Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей. (Слайд 15) Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и они не в состоянии вылущить холодную шишку до конца. Весной, когда снег растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты. (Слайд 16) Откройте учебник на с. 49. Рассмотрите сосну, выросшую в лесу, и сосну на опушке леса. - Чем они отличаются? Почему? | СОСНА (Доклад ученика) Сосна - удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем. Достигает высоты 35-40м, продолжительность жизни дерева 150-200 (иногда 400)лет. Сосна светолюбивое растение. Она быстро тянется к свету, поэтому ствол у нее ровный и гладкий. Ветки расположены на самой верхушке. Внизу ствол покрыт коричневой корой. Вверху кора красная. Хвоинки у сосны держатся на ветках 2-3 года, постепенно сменяя друг друга. Семена созревают в шишках. Дети читают, находят ответы на вопросы. - Лесной санитар. - Он защищает лес от вредных насекомых. - Голубика, черника, брусника. - Подосиновик. - Белки, лоси. Ответы детей - Большие, колючие. - Маленькие, мягкие. - Маленькая, круглая. - Длинная, овальная. - Белки, клесты и т.д. - Сосны, выросшие на опушке леса, имеют длинный прямой ствол, их называют корабельными, так как раньше они шли на обшивку кораблей. | Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические - дополнение и расширение имеющихся знаний. Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск нужной информации; логические - анализируют объект, выделяют главное. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя Личностные: - работа в парах; - умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: - учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Познавательные УУД: - развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; Коммуникативные УУД: - взаимодействуют с учителем во время опроса; - продолжение развития умения использо-вать простые речевые средства для передачи своего мнения; - умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические - дополнение и расширение имеющихся знаний. Регулятивные: - определение по внешнему виду, к какому виду относится та или иная ветка, шишка. |
V. Физкультминутка. | (Слайд 17) Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги - это корни их расставим шире. Чтоб держали дерево, падать не давали Из глубин земли воду добывали. Тело наше - ствол могучий. И своей верхушкой острой в небо упирается. Наши руки – это ветви. Вместе им не страшно, когда ветры дуют. Пальцы веточками будут, листья закрывают их. Как придет за летом осень разлетятся в миг. | Выполняют упражнения за учителем | Регулятивные: - осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. |
VI. Первичное осмысле- ние и закрепление Цель: организовать усвоение учениками нового матери-ала с проговариванием во внешней речи | 1. Работа в рабочих тетрадях - Ребята, откройте рабочие тетради на с.27, задание 46, 47,48. 2. Игра «Можно - нельзя» - Я хочу прочитать одно стихотворение. Называется «Откуда стол пришёл?» Написал его С.Маршак. Послушаем: Берете книгу и тетрадь Садитесь вы за стол А вы могли бы рассказать Откуда стол пришел Недаром пахнет он сосной Пришел он из глуши лесной Вот этот стол – сосновый стол К нам из лесу пришел. - Откуда стол к нам пришел? - Из какого дерева он сделан? - А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам и скажите, какие предметы пришли к нам из лесу? - Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев. Нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игру «Можно - нельзя» • Ломать деревья и ветки (нельзя) • Сажать больше деревьев (можно) • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя) • Ходить только по тропинкам (можно) • Рвать большие букеты цветов (нельзя) • Любоваться ими (можно) • Оставлять мусор в лесу (нельзя) • Собрать мусор в яму и закопать (можно) • Разжигать костры в лесу (нельзя) • Беречь лес от пожара (можно) • В лесу шуметь (нельзя) - Как вы понимаете пословицу: «Много леса – не губи, мало леса -береги, нет леса – посади»? (Слайд 18) | Выполняют задания в рабочей тетради. - Из сосны. - Стол, за которым мы сидим; кровать, на которой мы спим; тетради, на которых мы пишем; карандаши, которыми мы рисуем. Дети отвечают хором. Ответы детей. | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу. |
VII. Домашнее задание Итоги урока. Рефлексия Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Для Для того чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с.48-49 и ответите на вопросы на с. 49. (Слайд 19) Проводит беседу по вопросам: - Что нового вы узнали о лесах? - Кто обедает в лесной столовой на сосне? - Чем отличается сосновый лес от елового? - Как мы с вами должны относиться к лесу? Рисуем настроение. Цветик - многоцветик. - Сегодня на уроке я:
(Слайд 20) - Сегодня на уроке активно работали…. (оценки). На этом наш урок окончен.
| Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние | Личностные: - понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"
Урок окружающего мира по теме "Географическая карта" построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ
Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте
Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для организации деятельности ...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...