Рабочая программа по кружковой деятельности "Природа" 1-4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Управление образования Красносулинского района р.п. Горный
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
Рассмотрено и принято Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 22
МБОУ СОШ №22 ___________ Г.И. Тоткалова
Протокол от «26».08.2020 г. №1 МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Природа»
Учитель Вознякова Ирина Владимировна
Класс 2
Количество часов в неделю 2 часа
Количество часов по учебному плану 68 часов
Количество часов согласно календарному учебному графику, расписанию уроков и с учётом праздничных дней часа
Рабочая программа разработана на основе авторской программы
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год
- Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
- принятие правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
- замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать окружающие предметы и их признаки;
- осуществлять поиск информации при выполнении заданий, сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
- устанавливать правильную последовательность событий;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
- формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты:
- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
называть характерные признаки времен года; - различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
- называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- ухаживать и размножать комнатные растения;
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Планируемый результат реализации программы – свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.
- Содержание учебного курса.
1 класс.
Раздел курса | Характеристика видов деятельности |
Введение. | Работать в группах и самостоятельно с источниками информации о природе. Называть окружающие предметы и их признаки. Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения за животными, насекомыми. Проводить диспут и анализировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, влесу, на реке и озере. |
Дикие животные. | Извлекать из разных источников информацию о мире животных. Сравнивать и различать животных по их образу жизни. Характеризовать роль животных в природе и в жизни людей. Сравнивать внешний вид и характерные особенности животных. |
Пернатые жители. | Извлекать из разных источников информацию о мире птицах. Сравнивать и различать птиц по их образу жизни. Характеризовать роль птиц в природе и в жизни людей. Сравнивать внешний вид и характерные особенности птиц. |
2 класс.
Раздел курса | Характеристика видов деятельности |
Введение. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Участвовать в коллективном обсуждении в группах об экологической обстановке на планете Земля. Рассказывать о роли в жизни природы в жизни людей. |
Мой дом за окном. | Участвовать в экскурсии в заповедник своего края. Находить примеры работы людей по сохранению природы в старину и внаше время. Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. |
Я и мое окружение. | Искать и использовать необходимую информацию (из справочных материалов, использовать информационно – компьютерные технологии). Анализировать предполагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. |
Гигиена моего дома. | Модеделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий, справочников о национальных традициях. |
Вода - источник жизни. | Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы. Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы. |
Солнце и свет в нашей жизни. | Самостоятельно проводить наблюдения явлений природы. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Измерять температуру воздуха с помощью термометра в группах. Сравнивать погоду и климат. Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий, справочников. |
Весенние работы. | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира. Анализировать предпалагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвесного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответсвии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. |
Воздух и здоровье. | Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий, справочников. Исследовать в группах свойство воздуха. Характеризовать свойства воздуха. |
3 класс.
Раздел курса | Характеристика видов деятельности |
Введение. | Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы. Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы. Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме. |
Человек и природа. | Проводить групповые наблюдения за природой. |
Неживое в природе. | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситтуации по сохранению природы. |
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой. | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситтуации по сохранению природы. |
Царство грибов. | Различать и определять съедобные и ядовитые грибы. Характеризовать роль грибов в природе и жизни людей. Сравнивать внешний вид и характерные особенности грибов. Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий, справочников о национальных традициях. |
Сельскохозяйственный труд весной. | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира. Анализировать предпалагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвесного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответсвии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. |
4 класс.
Раздел курса | Характеристика видов деятельности |
Введение. | Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий, справочников. Готовить в группах рассказ о жизни на Земле. |
Среда обитания. | Характеризовать времена года. Различать времена года по признакам. Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. |
Жизнь животных. | Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий, справочников. Характеризовать особенности жизни животных. |
Реки и озера. | Сравнивать и различать различные формы водоемов. Находить на физической карте разные водоемы и определять их названия. Определять направления течения. Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий, справочников о национальных традициях. |
Человек и животные. | Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий, справочников. Характеризовать сообщество человека и животных. |
Сельскохозяйственный труд. | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира. Анализировать предпалагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвесного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответсвии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. |
- Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
№ | Дата по плану | Факт. дата | Тема занятия | Кол.час. |
Введение (1 час). | ||||
1 |
| Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес». | ||
Дикие животные (19 часов). | ||||
2 |
| Заяц - «Длинное ухо». | ||
3 |
| Лисица. «Лиса Патрикеевна». | ||
4 |
| Серый хищник - волк. | ||
5 |
| Хозяин леса - медведь. | ||
6 |
| Любознательный зверёк - белка. | ||
7 |
| Куница - охотник на белок. | ||
8 |
| Лесной красавец - лось. | ||
9 |
| Сердитый недотрога - ёж. | ||
10 |
| Подземный житель - крот. | ||
11 |
| Всеядное животное - барсук. | ||
12 |
| Бобр-строитель. | ||
13 |
| Запасливый бурундук. | ||
14 |
| Кабан - дикий родственник домашней свиньи. | ||
15 |
| Мышка-норушка. | ||
16 |
| Рысь - родственник кошки. | ||
17 |
| Соболь - «дорогой» зверёк. | ||
18 |
| Тигр - самая большая кошка на Земле. | ||
19 |
| Косуля - самый маленький европейский олень. | ||
20 |
| Обобщающее занятие о диких животных. | ||
Пернатые жители (12 часов). | ||||
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле. | |||
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица. | |||
23 | Ворон - красивая, умная птица. | |||
24 | Сорока-белобока - «лесная сплетница». | |||
25 | «Лесной доктор» - дятел. | |||
26 | Соловей - «великий маэстро». | |||
27 | Галка - городская птица. | |||
28 | Загадочная птица - кукушка. | |||
29 | «Пернатая кошка» - сова. | |||
30 | Любимая птица - снегирь. | |||
31 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России». | |||
32 | Наш добрый сосед - скворец. |
2 класс.
№ | Дата по плану | Факт. дата | Тема занятия | Кол. час. |
Введение (1час). | ||||
1 | 02.09 |
| Что такое экология? | 2 |
Мой дом за окном (6 часов). | ||||
2 | 09.09 |
| Мой дом. | 2 |
3 | 16.09 |
| Дом, где мы живем. | 2 |
4 | 23.09 |
| Практическое занятие «Уборка школьного двора». | 2 |
5 | 30.09 |
| Деревья твоего двора. | 2 |
6 | 07.10 |
| Птицы нашего двора. | 2 |
7 | 14.10 |
| Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». | 2 |
Я и мое окружение (9 часов). | ||||
8 | 21.10 |
| Моя семья. | 2 |
9 | 28.10 |
| Соседи - жильцы. | 2 |
10 | 11.11 |
| Мой класс. | 2 |
11 | 18.11 |
| Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах». | 2 |
12 | 25.11 |
| Дом моей мечты. | 2 |
13 | 02.12 |
| Рассказы, стихи о семье. | 2 |
14 | 09.12 |
| Комнатные растения в квартире, в классе. | 2 |
15 | 16.12 |
| Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». | 2 |
16 | 23.12 |
| Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». | 2 |
Гигиена моего дома (7 часов). | ||||
17 | 13.01 |
| Гигиена класса. | 2 |
18 | 20.01 |
| Практическое занятие «Гигиена класса». | 2 |
19 | 27.01 |
| Бытовые приборы в квартире. | 2 |
20 | 03.02 |
| Экскурсия в школьную кухню. | 2 |
21 | 10.02 |
| Наша одежда и обувь. | 2 |
22 | 17.02 |
| Русская народная одежда. | 2 |
23 | 24.02 |
| Практическое занятие «Русская национальная одежда». | 2 |
Вода - источник жизни (4 часа). | ||||
24 | 03.03 |
| Вода в моем доме и в природе. | 2 |
25 | 10.03 |
| Стихи, рассказы о воде в природе. | 2 |
26 | 17.03 |
| Вода в жизни растений и животных. | 2 |
27 | 24.03 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | 2 | |
28 | 31.04 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | 2 | |
Солнце и свет в нашей жизни (3 часа). | ||||
29 | 07.04 | Солнце, Луна, звезды - источники света. | 2 | |
30 | 14.04 |
| Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. | 2 |
31 | 21.04 |
| Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света. | 2 |
Весенние работы (2 часа). | ||||
32 | 28.04 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. | 2 | |
33 | 05.05 |
| Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними. | 2 |
34 | 12.05 |
| ||
Воздух и здоровье (2 часа). | ||||
35 | 19.05 |
| Воздух и здоровье человека. | 2 |
36 | 26.05 | Воздух и здоровье человека. | 2 |
3 класс.
№ | Дата по плану | Факт. дата | Тема занятия | Кол. час. |
Введение (2часа). | ||||
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля. | 2 | ||
2. | Мир вокруг. | 2 | ||
Человек и природа (5 часов). | ||||
3 | Экология и мы. | 2 | ||
4 | Осенние работы в поле. | 2 | ||
5 | Практическое занятие «Пришкольный участок». | 2 | ||
6 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. | 2 | ||
7 | Осень в лесу. | 2 | ||
Неживое в природе (12часов). | ||||
8 | Неживая природа. | 2 | ||
9 | Неживая природа. | 2 | ||
10 | Солнце – источник тепла и света. | 2 | ||
11 | Вода, её признаки и свойства. | 2 | ||
12 | Берегите воду! | 2 | ||
13 | Почва – святыня наша. | 2 | ||
14 | Состав и свойства почвы. | 2 | ||
15 | Погода. Климат. | 2 | ||
16 | Погода. Климат. | 2 | ||
17 | Предсказание погоды по народным приметам. | 2 | ||
18 | Почему нельзя? | 2 | ||
19 | Диалоги с неживой природой. | 2 | ||
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов). | ||||
20 | Практикум «Хлебные крошки». | 2 | ||
21 | Кто улетает, а кто остаётся. | 2 | ||
22 | Экологические связи неживой и живой природы. | 2 | ||
23 | Вода и жизнь. | 2 | ||
24 | Растения рядом. | 2 | ||
25 | Комнатные растения. | 2 | ||
26 | Размножение комнатных растений. | 2 | ||
27 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса. | 2 | ||
28 | Практическое занятие «Растения луга и леса». | 2 | ||
Царство грибов (3часа). | ||||
29 | Съедобные грибы. | 2 | ||
30 | Несъедобные грибы. | 2 | ||
31 | Микроскопические грибы. | 2 | ||
Сельскохозяйственный труд весной (3часа). | ||||
32 |
| Сельскохозяйственные машины и орудия | 2 |
4 класс.
№ | Дата по плану | Факт. дата | Тема занятия | Кол. час. |
Введение (1час). | ||||
1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле. | |||
Среда обитания (6 часов). | ||||
2 | Времена года на Земле. | |||
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | |||
4 | Изменения окружающей среды. | |||
5 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке». | |||
6 | Условия жизни растений. | |||
7 | Разнообразие животных, условия их жизни. | |||
Жизнь животных (4часа). | ||||
8 | Динозавры – вымерший вид животных. | |||
9 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров. | |||
10 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | |||
11 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. | |||
Реки и озера (8 часов). | ||||
12 | Реки и озера. | |||
13 | Получение кислорода под водой. | |||
14 | Пресноводные животные и растения. | |||
15 | Жизнь у рек и озер. | |||
16 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». | |||
17 | Околоводные птицы. | |||
18 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | |||
19 | Акция « Сохраним первоцвет!» | |||
Человек и животные (8 часов). | ||||
20 | Жизнь среди людей. | |||
21 | Ролевая игра «Это все кошки». | |||
22 | Домашние животные. | |||
23 | Викторина «Собаки – наши друзья». | |||
24 | Уход за домашними животными. | |||
25 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | |||
26 | Люди и паразиты. | |||
27 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. | |||
Сельскохозяйственный труд (7часов). | ||||
28 | Почва. | |||
29 | Семена овощных и декоративных культур. | |||
30 | Заботы хлебороба весной. | |||
31 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений. | |||
32 | Подготовка почвы на пришкольном участке. | |||
33 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива. | |||
34 | Декоративные растения. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________ Кононова Н.А. Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой работе по английскому языку к учебнику Spotlight в 1 классе
Программа расчитана на 2ч. в неделю, для учащихся 1 класса по УМК Spotlight...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по кружковой работе: «Разговор о здоровом питании» для детей 6-10 лет (здоровьесберегающее направление) 2019-2020 учебный год.
Цель программы: создание условий для формирования представлений о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, об основных принципах гигиены питания, о связи рациона пи...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...