Мастер- класс "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
учебно-методический материал по окружающему миру

Екатерина Яковлевна Пантелеева

            

На уроках окружающего мира особое внимание должно уделяться умениям смыслового чтения и работе с текстом:

-понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

-находить факты, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

                                                                                           -читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

-отделять новое от известного;

-выделять главное.

                                                             В предложенной работе показаны интересные приемы работы с текстом, которые активизируют познавательную деятельность  учащимся, помогают  раскрывать и развивать их способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rabota_s_tekstom_na_uroke_okr_mira.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Работа с текстом на уроке окружающего мира».

       

    Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.

 Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала, знакомого ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета.

Поэтому на уроках особое внимание должно уделяться умениям смыслового чтения и работе с текстом:

-понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

-находить факты, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

-отделять новое от известного;

-выделять главное.

       У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а    также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

         Вот сегодня я  предлагаю вам стать учениками и на конкретных заданиях применить некоторые, на мой взгляд, интересные приёмы работы с текстом на окружающего мира.

    Сама по себе предлагаемая тема, конечно, не является новой. Все вы, без сомнения, организуете работу с текстом на своих уроках. Сегодня на уроках актуальным становится исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ученик «открывает» знания, а не получает их в готовом виде. Только в этом случае можно говорить о создании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей каждому ученику реализовать свои возможности. Немаловажную роль в решении этой задачи играет освоение стратегии работы с текстом.

      Работа с текстом не должна ограничиваться только уроком литературного чтения. Много времени этому уделяю на уроке окружающего мира, особенно, в 4 классе. Здесь очень хороший материал  для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Например: окр. мир 4 класс М.В.Ломоносов.

 Нет необходимости  учителю преподносить готовые знания по данной теме. Достаточно направить детей на самостоятельное добывание знаний.

1.Приём «Поиск информации»  Задача учащихся- извлечь необходимую информацию из представленного текста.  «О чём говорят числа?». Здесь желательно работать в тетради кратко.

Учащимся предлагаются  числа :1711г,10лет,13-14лет,19лет и 1730г, 1735г,1755г.

Нужно найти необходимую информацию о них.

1.1711г

2.10лет  

3.13-14лет (скрытые числа)-самое сложное. Можно натолкнуть на 11-12лет

4.19лет и 1730г    

5.1735г  

6.1755г   - Почему университет носит имя М.В.Ломоносова?

Дети после подготовки выступают по пунктам плана. Получается сжатый текст.

2.Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы

Попутно здесь  можно использовать приём «Тонкие» и «толстые» вопросы.

Вопросы учителя: - Чем интересовался мальчик  в 10 лет?

Как понимаете «Лучший чтец»?, -Назовите первые учебники М.Ломоносова

-19лет и 1730г     -Почему числа даны вместе?

–Что помогло Ломоносову поступить в Славяно-греко-латинскую академию? Как вы думаете почему?

 –Обман был оправданным?

– В чем была трудность обучения на первых порах?

-Что вы можете сказать о М.Ломоносове(о его чертах характера)?

- Почему университет носит имя М.В.Ломоносова?

Наша задача- обобщить, систематизировать весь материал.

  Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления

3.Прием “Составление кластера”

Например: Окр. мир 4 класс «Петр Великий»

         Тема кластера: « Царь- преобразователь»

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания и открыть новые.

    Закончить свое выступление  хочу  притчей «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»

    В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети ушли с урока с запасом определённых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..

Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Работа с текстом на уроках окружающего мира.

Комплексные работы по окружающему миру во 2 классе...

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн...

Приёмы работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника....

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

В данной работе представлен опыт использования приёма   преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы)  по ф...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....