Мастер- класс "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
учебно-методический материал по окружающему миру
На уроках окружающего мира особое внимание должно уделяться умениям смыслового чтения и работе с текстом:
-понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;
-находить факты, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
-отделять новое от известного;
-выделять главное.
В предложенной работе показаны интересные приемы работы с текстом, которые активизируют познавательную деятельность учащимся, помогают раскрывать и развивать их способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.rabota_s_tekstom_na_uroke_okr_mira.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Работа с текстом на уроке окружающего мира».
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.
Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала, знакомого ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета.
Поэтому на уроках особое внимание должно уделяться умениям смыслового чтения и работе с текстом:
-понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;
-находить факты, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
-отделять новое от известного;
-выделять главное.
У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Вот сегодня я предлагаю вам стать учениками и на конкретных заданиях применить некоторые, на мой взгляд, интересные приёмы работы с текстом на окружающего мира.
Сама по себе предлагаемая тема, конечно, не является новой. Все вы, без сомнения, организуете работу с текстом на своих уроках. Сегодня на уроках актуальным становится исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ученик «открывает» знания, а не получает их в готовом виде. Только в этом случае можно говорить о создании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей каждому ученику реализовать свои возможности. Немаловажную роль в решении этой задачи играет освоение стратегии работы с текстом.
Работа с текстом не должна ограничиваться только уроком литературного чтения. Много времени этому уделяю на уроке окружающего мира, особенно, в 4 классе. Здесь очень хороший материал для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Например: окр. мир 4 класс М.В.Ломоносов.
Нет необходимости учителю преподносить готовые знания по данной теме. Достаточно направить детей на самостоятельное добывание знаний.
1.Приём «Поиск информации» Задача учащихся- извлечь необходимую информацию из представленного текста. «О чём говорят числа?». Здесь желательно работать в тетради кратко.
Учащимся предлагаются числа :1711г,10лет,13-14лет,19лет и 1730г, 1735г,1755г.
Нужно найти необходимую информацию о них.
1.1711г
2.10лет
3.13-14лет (скрытые числа)-самое сложное. Можно натолкнуть на 11-12лет
4.19лет и 1730г
5.1735г
6.1755г - Почему университет носит имя М.В.Ломоносова?
Дети после подготовки выступают по пунктам плана. Получается сжатый текст.
2.Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
Попутно здесь можно использовать приём «Тонкие» и «толстые» вопросы.
Вопросы учителя: - Чем интересовался мальчик в 10 лет?
Как понимаете «Лучший чтец»?, -Назовите первые учебники М.Ломоносова
-19лет и 1730г -Почему числа даны вместе?
–Что помогло Ломоносову поступить в Славяно-греко-латинскую академию? Как вы думаете почему?
–Обман был оправданным?
– В чем была трудность обучения на первых порах?
-Что вы можете сказать о М.Ломоносове(о его чертах характера)?
- Почему университет носит имя М.В.Ломоносова?
Наша задача- обобщить, систематизировать весь материал.
Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления
3.Прием “Составление кластера”
Например: Окр. мир 4 класс «Петр Великий»
Тема кластера: « Царь- преобразователь»
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания и открыть новые.
Закончить свое выступление хочу притчей «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»
В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети ушли с урока с запасом определённых знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..
Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....
Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...
Работа с текстом на уроках окружающего мира.
Комплексные работы по окружающему миру во 2 классе...
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн...
Приёмы работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника....
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
В данной работе представлен опыт использования приёма преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы) по ф...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....