Приёмы работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира
презентация к уроку на тему
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_raboty_s_nauchno-populyarnymi_tekstami.pptx | 406.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст № 1 Весна - одно из четырёх времён года. В Северном полушарии Земли она продолжается с момента весеннего равноденствия (20-21 марта) до летнего солнцестояния (21-22 июня). В обиходе весной считаются месяцы март, апрель и май. В Южном полушарии в это время бывает осень. В средних широтах с началом весны связаны такие явления, как повышение дневных температур, таяние снежного покрова, цветение деревьев и кустарников, прилёт птиц (например, скворцов), ледоход на реках. Текст № 2 Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? Вот стоит перед ней лес - хмурый, унылый. « А дай-ка я раскрашу его по-своему, по-весеннему». Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки. День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё рассыпала первые цветы подснежника, медуницы. Всё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи, их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже белые, будто в снегу, дикие яблоньки, груши... (По Г. Скребицкому )
Слова-подсказки: проявление чувств, умозаключение, факты, как живое существо, описание картин, художественный образ, выделение признаков, самое важное, образные выражения, вывод. Определите тему и стиль каждого из них, найдите отличия, заполнив таблицу. Вам помогут слова - подсказки.
Ещё раз прочитайте про себя эти тексты и скажите, почему первый текст мы называем научно- популярным, а второй - художественным? В художественном тексте картины весны образные, они созданы с помощью художественных средств: автор изображает весну как живое существо и использует слова, которые помогают нам увидеть художественный образ, а не просто сам факт наступления весны. Кроме того, это произведение вызывает у читателя определённые чувства: весна ему нравится, она очень красива. В научно-популярный тексте мы выделяем только признаки весны, факты, выявляем самое важное и делаем вывод.
Научно-популярные тексты П редмет познания – не образы, а понятия. Цель чтения : усвоение связей и основных признаков понятия, явления (природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, формулирование обобщённых выводов, заключение по поводу основной мысли текста. Тексты научно- популярного стиля сложнее для восприятия, поэтому для эффективной работы требуется определённая предварительная подготовка, цель которой - уточнение и обогащение опыта детей.
Отличия: особое построение, логика изложения; точный, лаконичный язык; для освоения содержания текста необходимо логическое мышление; наглядные схемы; шрифтовые выделения в тексте; зарисовки деталей объекта
Организация работы с научно-популярными текстами 1. Первичное чтение (целостное, элементарно-аналитическое восприятие и первичное понимание). При этом важно сосредоточиваться на том, что читаешь; «выжимать» самую сущность читаемого; определять тему текста; «схватывать» общее содержание («о чём текст», «о чём говорится»).
Организация работы с научно-популярными текстами 2. Вторичное чтение (осмысление прочитанного): установление причинных связей (используются вопросы и выборочное чтение); поиск ключевых (опорных) слов, словосочетаний, предложений (внешнее описание предмета, факта, действия); определение того, какими признаками обладает предмет, описываемый в тексте; нахождение связи предмета с окружающими его другими предметами или явлениями; установление причины событий (Почему это произошло?).
Организация работы с научно-популярными текстами 3. Перечитывание (просмотровое чтение). Корректировка работы и осмысление текста в целом. 4. Составление графического, словесного плана, схем (для закрепления и осмысления логической структуры текста). - перевод текста в таблицу, логическую цепочку, кластер, графики и т.д.
Организация работы с научно-популярными текстами Последующий просмотр (обдумывание своих схем и плана, чтобы прийти к правильному заключению). определяют главную мысль текста - то, ради чего он написан; устанавливают, как это сделано: раскрыл ли текст главное, показав его с разных сторон, подводил ли последовательно к окончательному выводу, поставил ли перед читателем прямой вопрос, давая возможность ответить, опираясь на факты, явления, события.
Организация работы с научно-популярными текстами 6. Завершение работы. Совместное обсуждение того, что нового открыли для себя дети, зачем это нужно знать, можно ли использовать где-либо эти факты, т.е. необходимо дать свою оценку факту (выразить своё отношение к нему). 7. Закрепление . Для закрепления используется пересказ (подробный, краткий, выборочный). Он, как и составление плана, является одной из форм работы, необходимой для более глубокого понимания содержания текста, его осмысления и практического применения информации.
Результат В результате учащиеся овладевают инструментом познания, развивается их речь, логическое и образное мышление, творческое воображение, воспитывается активное, заинтересованное отношение к учению.
Осознанность - это понимание текста. с вести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам; отметить центральное по смыслу понятие; ассоциировать понятия между собой и образовать таким путём единую логическую цепочку идей
«Главное - привить детям привычку вчитываться в текст» А.А.Леонтьев Стадия «вызова» - у учащихся активизируются имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Этапы работы. 1. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном тексте? (Детям предлагается ответить на вопрос, пользуясь лишь заглавием текста.) 2. Чтение текста по частям: задаю вопросы, когда читаю; представляю, включая мысленный экран; думаю, ЧТО в тексте главное. 3. Остановка (осмысление предыдущего фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего): Как вы полагаете, о чём далее пойдёт речь? Вы получили новую информацию. Как вы теперь думаете, о чём этот текст? Чем он закончится? Подтвердились ли наши предположения? 4. Спроси о том, что ты не понял.
Стадия «осмысления» - формулирование тех смыслов, которые были вычитаны в тексте. Наведи порядок. Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Подбери заголовки к абзацам (одновременно дети учатся составлять план текста). Прочитай текст. Выбери заглавие из данных или придумай своё. Закончи текст. Восстанови текст (необходимо распределить последовательность абзацев). Прочитай заглавие и определи, о чём можно узнать из текста. Прочитай текст. Пронумеруй вопросы так, чтобы они соответствовали содержанию. Объясни название текста. Прочитай текст и задания к нему, отметь знаком « + » своё согласие и знаком «-» несоответствие вопроса содержанию текста. Самостоятельно поставь вопрос к тексту. Найди в тексте необходимые предложения для объяснение явления. Восстанови перепутанные логические цепочки. Спрогнозируй, о чём будет говориться в тексте (по заголовку, иллюстрации). Прочитай вопросы учебника. Определи, какого вопроса не хватает.
Рефлексия - размышление, осознание, осмысление. Учащийся формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его с помощью своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. 1.Я узнал...; запомнил...; научился...; расскажу дома о.; повторил. . 2.Текст привлёк меня. Показался интересным. Взволновал, заставил задуматься. Навёл меня на размышление. Оказался поучительным. 3.Сочинение синквейнов . 4.Создание кластеров.
Для развития умений определять тему и главную мысль текста используют следующие упражнения. 1.Назови и подчеркни главные слова-ориентиры. 2.Определи тему и главную мысль текста. 3. Найди тексты (среди предложенных), у которых - тема общая, но разные основные мысли; - темы разные, но основная мысль общая; - темы разные и основные мысли разные. 4. «Прочти , спроси, ответь» (постановка друг другу вопросов: кто.? как.? что.? что делает.? какой.?).
Этапы: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации
Задание 1 Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию . В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент . Столица государства – город Москва . Это государство Российская Федерация.
Задание 2 В Красноярском крае проживают люди 150 национальностей. Самый многочисленный народ – русские, на втором месте – украинцы, на третьем – татары. Далее следуют немцы.
Задание 3 День настал. И вдруг стемнело . Свет зажгли . Глядим в окно. Снег ложится белый-белый. (Зима) Все озеро во льду , Деревья серебрятся, И все вокруг в снегу , А я пойду кататься. (Зима)
Задание 4 4. Засыпать яму. Землю примять рукой, но осторожно, чтобы не повредить корни. 1. Приобрести саженец дерева и найти место посадки. 3. На дно насыпать холмик из плодородного слоя. На него положить корни дерева. 2. Выкопать яму. Вырытую землю разложить на 2 кучки: верхний слой (плодородный) и нижний слой (менее плодородный). 5. После посадки деревце нужно полить. Вокруг него выкапывают лунку и вливают в неё пару вёдер воды. 6. После посадки нужно вбить рядом с деревцем колышек и подвязать, чтобы его не сломал ветер.
Задание 5 Название созвездия Время года На что похоже созвездие Наличие яркой звезды Кассиопея весна, лето на растянутую за «ножки» букву «м» нет Орион зима на охотника из древнегреческих мифов нет Лебедь лето, осень оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями есть
Задание 6 НАЙДЕН КОТ! Найден кот , мальчик. Окрас - рыжий . Особые приметы: без ошейника, пушистый, глаза зелёные. Нашли его утром 1 сентября в районе школы . Хозяев животного прошу звонить по номеру 711-877-41.
Задание 7 Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу . (Все эти животные являются помощниками дуба, так как помогают ему расселиться в лесу – разносят его семена).
« Чтение - ничто; осмысленное чтение - кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство» А.С. Пушкин.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..
Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....
Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...
Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Урок по окружающему миру во 2 классе....
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Обобщение опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
Из опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"...
Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира в Способе диалектического обучения
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. О...
Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребенку получать из большего объема информации нужную и полезную....