Конспект урока по окружающему миру на тему: Россия вступает в ХХ век
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Еремина Виктория Алексеевна

УМК «Школа России»

 

4 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx116.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Школа России»

4 класс

Тема:Россия вступает в ХХ век.

Цель

  • Сформировать представления учащихся о важнейших событиях в России в начале ХХ века.

Задачи

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с событиями Первой мировой войны (1914-1918).
  • Развивающие:
  • развивать интерес к истории своего Отечества;
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать исторические связи;
  • совершенствовать мыслительные операции;
  • развивать устную речь.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к общетвознанию.

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
  • получат возможность научиться работать с учебником, картой.
  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
  • овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
  • слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.
  • Личностные:
  • осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
  • проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.

Тип

урока

Открытие нового знания

Оборудование

  • учебник (стр.127-132):
  • интерактивная доска, компьютер;
  • презентация (6 слайдов);
  • раздаточный материал «Лента времени».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Перед тем, как начать  изучение новой темы, вспомним, что такое год; век; начало середина и конец века?

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале ХХ века.

- Что же такое событие? (Важное явление, крупный факт, происшедший в общественной или личной жизни)

- Посмотрим на слайд 1 (лента времени начало 20 века)

- Прочитаем учебник на стр. 127.

- Какое же начинался 20 век? Почему же Росси предсказывали процветание?

- Посмотри, какие достижения были у России.слайд 2

Год - промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, — 12 календарным месяцам.

Век (столетие) — внесистемная единица измерения времени, равная 100 годам.

Слушают учителя. Читают информацию на слайде.

ΙΙΙ. Открытие новых знаний.

- Когда Россией стали править цари из рода Романовых?

- Прочитайте статью на с. 127–128 учебника «Последний русский царь».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7441127e-dcb0-4b96-aeaf-e408f4d5c69c/%5BIS9IR_1-01%5D_%5BPD_02%5D.html 

- Какие важные события произошли в начале ХХ века?

- Почему Николай II отрекся от престола.

- Какая война началась в начале ХХ века?

- Первая мировая война разразилась в 1914 году. В нее были втянуты многие страны, поэтому эту войну называют мировой. Началась война из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Германии.

 Германии были нужны земли, где она могла бы добывать сырье для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделен между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу.

Слайд 4-5

- Прочитайте статью «Россия в Первой мировой войне» на с. 129 учебника.

- Какое положение было на фронте у русской армии?

- Что принесла с собой Первая мировая война?

- Какая обстановка сложилась в тылу?

- Какой вывод мы можем сделать?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f25a28e7-f04b-455c-872e-d9b1f96f4d80/%5BIS11VI_2-06%5D_%5BGA_05%5D.html 

- В 1613 году 16-летний Михаил Федорович Романов был избран на Московское царство.

Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы учителя.

- При нем, в 1913 году, было пышно отпраздновано 300-летие царского рода Романовых. Слайд 3. Николай II отрёкся от трона.

- Царская семья потеряла свой авторитет.

- Первая мировая война.

Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы. Делают вывод.

(стр. 129, 3 абзац)

(стр. 129, 4 абзац)

- Война резко ухудшила положение внутри страны. Все слои населения были недовольны властью, попытки которой навести порядок оказались безуспешными. Царская семья потеряла свой авторитет.

ΙV. Физкультминутка.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
  2. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

– Прочитайте статью «1917 год» в учебнике (с. 130–131).

– Какие события произошли в России в 1917 году?

– Когда Петроград перешел в руки большевиков?

*После Октябрьской революции многие города стали менять свои названия. Им давали имена руководителей Коммунистической партии. Вятка стала Кировом, Царицын – Сталинградом. Нижний Новгород в честь великого русского писателя переименовали в Горький.

- Петроград сохранил свое название до 1924 г., когда умер В.И. Ленин – руководитель Коммунистической партии и Советского государства. В память о нём город переименовали в Ленинград. В 1991 году было возвращено его первое имя – Санкт Петербург.

– Вскоре в стране началась Гражданская война.

-  Как вы думаете, кто участвовал в этой войне?

- Почему она началась?

- Прочитайте статью «Гражданская война» в учебнике (с. 132).

- Всякая война является бедствием для людей. В боях гибнут люди, на полях пропадает урожай. Армию надо одевать, кормить, снабжать боеприпасами – это требует больших расходов. Но самая страшная война – гражданская, когда воюют между собой граждане одой страны. Гражданская война расколола народ на белых (тех, кто хотел вернуть прежние порядки) и красных (они провозгласили своей целью создание новой России, государства, где не должно быть богатых). Война шла с переменным успехом. На помощь белым пришли иностранные государства. Они ввели на территорию свои войска – это называется интервенцией. Но этой помощи оказалось недостаточно. Жестокая, кровопролитная Гражданская война, оборвавшая многие жизни, закончилась победой Красной Армии.

Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы.

- В 1917 году в России произошло два очень серьезных события. В феврале был свергнут с престола последний русский царь Николай II. Власть перешла к Временному правительству.

25.10.1917 год

- Гражданская война – это война, в которой граждане одной страны воюют друг с другом. Одни люди хотели оставить старые порядки, а другие – новые.

- Борьба за власть.

V. Закрепление изученного.

 Задание «Последний русский император»

http://learningapps.org/1659459 

Далее учитель проводит дидактическую игру «Узнай дату».  Каждому раздается «Лента времени» и учащиеся указывают историческое событие каждой даты.

 

VΙ. Итог урока.

– Кто был последним русским царем?

– Почему люди стали выступать против царя?

– Что такое партия?

– Кого называют большевиками?

– Что принесла Первая мировая война людям?

– Что произошло в феврале 1917 года?

– К кому перешла власть?

– Когда власть перешла в руки большевиков?

– Между кем происходила Гражданская война?

– Кто такие белые и красные?

Ответы детей.

Литература:

  • Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Мир вокруг нас» 4 класс, часть 2, учебник – Москва «Просвещение», 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Россия вступает в XX век". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Россия вступает в XX век" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся с причинами и предпосылками революции 1917 года....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Россия на карте"

Тема: «Россия на карте»Цель: Познакомить учащихся с картой России, учить использовать карту для получения информации....

Методическая разработка урока окружающего мира на тему "Россия вступает в ХХ век"

Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Россия вступает в  XX век» (4-й класс, УМК «Школа России» Тема: Россия вступает в ХХ векТип:  Урок усвоен...

Конспект урока по окружающему миру на тему"Россия"

конспект урока по окружающему миру на тему"Россия"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Россия вступает в XX»(УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые  результатыПредметные:знать важные события XX века;знать и понимать целос...