Конспект урока по окружающему миру на тему "Россия на карте"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 25.04.2019 Школа: 75 Класс: 2 Б Кабинет: 5 | Учитель: Никитина С. Ю. Студент: Еоновалова Т. В. Методист: Мухина И. Г. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема «Россия на карте»
Цели деятельности учителя: познакомить с картой России; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты; формировать умение правильно показывать объекты на настенной карте.
Планируемые результаты
Предметные:
- Ориентироваться в карте с помощью условных обозначений;
- Знать условные обозначения;
- Знать определение «карта».
Личностные:
- Учиться формировать собственное мнение;
- Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников;
- Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России», презентация, настенная карта России, карточки
Этапы урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин. | - Здравствуйте ребята! Садитесь. | Приветствуют учителя | Л: самоопределение |
2.Актуализация знаний и мотивация Словесный- беседа | 3 мин. | - Итак, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? - Верно. Какие изменения происходят в марте? - Верно. Что происходит в апреле? - Совершенно верно. А что происходит в мае? - Верно. Кто запомнил, что такое половодье? - Верно. А что такое ледоход? - Молодцы! Вы все запомнили и усвоили. | - Об изменениях в природе весной. - Прилетают первые перелетные птицы, становиться теплее, солнце ярче, появляются проталины. - В апреле идет ледоход, набухают почки, появляется первая травка, птички начинают звонко петь. - Распускаются первоцветы и раннецветущие травы, птицы стоят гнезда, цветут сады, появляется половодье. - Это выход воды из берегов. - Это когда маленькие и большие льдины плывут по течению. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: структурирование знаний (общеучеб.) |
3.Постановка учебной задачи Словесный- беседа | 4 мин. | -Ребята, обратите внимание на экран. Перед началом урока я предлагаю вам посмотреть занимательный фрагмент видео по сегодняшней теме. «Почемучка» Географические карты (фрагмент). - О чем было это видео? -Что нового вы узнали для себя о картах? - Верно. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? - А что именно, какую страну мы с вами увидели на карте? - Скажите полным ответом, какая тема урока? - Молодцы! Какие цели мы поставим на данный урок? - Верно. | - О картах. - Что карты бывают разные: климатические, физические, политические и т.д. Узнали об обозначениях на карте, масштабе. - Карты. - Россию. - Россия на карте. -1. Узнать, что такое карта 2. Научиться читать карту 3. Научиться правильно, показывать объекты на карте | Р: целеполагание. П: структурирование знанний. Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов. |
4.Открытие нового знания Практический – работа в парах Практический – работа с упражнением Наглядный - видео Практический – работа с упражнением Физминутка | 15 мин. | - Ребята, поднимите руку те, кто уже когда-либо работал с картой. - Хорошо, сегодня вы будете моими помощниками. - Наша страна очень большая. Россия - самое большое государство в мире по площади. Его площадь равна 17 125 191 км². -Кто-нибудь сможет назвать численность населения? Как вы думаете, сколько миллионов человек проживает на территории Российской Федерации? - В нашей стране проживает 146 781 095 человек. - Теперь, когда мы немного подробнее познакомились с такими важными и большими цифрами и сведениями о нашей стране, можем отправляться дальше. - Сейчас я предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде. - Посмотрите на изображение на карте и глобусе, немного подумайте и скажите в чем же отличие? -Откройте учебники на стр. 91. Давайте прочитаем определение, что же такое карта. - Прочитайте определение каждый про себя. -Кто прочитает нам вслух определение? - Теперь попробуйте своими словами сказать, что такое карта. - Молодцы! А вы знаете, как появилась карта? - Сейчас я вам это расскажу. История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий. В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». -Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту –это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения. - Откройте учебники на стр. 95. Давайте, прочитаем правила, как нужно показывать объекты на настенной карте. -Отлично. -Ребята, посмотрите внимательно на то, как это нужно делать Показываю образец работы на своём примере - Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте. - Теперь ребята, давайте с вами, научимся определять стороны горизонта на карте: север, юг, запад, восток. -Может быть, кто уже работал ранее с картой, попробует выйти к карте и показать стороны горизонта самостоятельно? -Все остальные внимательно следят. - Отлично. Итак, внимательно следите за тем как я показываю, как определять стороны горизонта на карте: север на карте – вверху, юг –внизу, запад –слева, восток –справа. -Откройте учебники на стр.94. Второй пункт. Читаем про себя, кто готов ручку на локоток. - Итак, ребята. Вы внимательно прочитали, какие объекты на карте обозначаются определенными цветами? - Верно. Откройте страницу 91. Давайте на карте найдем обозначение воды. Прочитайте название этого водоема. - Так, молодцы! Перейдем к суше. Когда мы с вами изучали тему «Формы земной поверхности», мы с вами сказали, каким цветом обозначаются горы? - Верно. Давайте найдем горы на карте. На странице 90 есть небольшой фрагмент гор. Назовите их. - Молодцы! А что обозначается зеленым? - Теперь давайте найдем на карте равнины. - Верно. Молодцы! Ребята, почему же равнины обозначены разными цветами? - Верно. Итак, мы с вами узнали что такое карта, как её нужно читать и что необходимо для этого знать и даже потренировались показывать объекты на карте, строго следуя правилам. | - На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение Читают определение про себя -Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. - Нет. -1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте. 2.Показывай только указкой 3. Показывай не надпись, а сам объект 4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко Показывают стороны горизонта на карте Самостоятельно читают - Голубым обозначается вода, зеленым, коричневым и желтым - суша. Работа с картой - Охотское море, Японское море, Берингово море и т.д. - Коричневым. - Алтайские. - Равнины. - Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибиоская равнина. - Потому что они разной высоты. Чем выше, тем цвет желтее. | Р: принятие и сохранение учебной задачи. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников. П: выделение необходимой информации. Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов. |
5.Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа с упражнением Словесный: беседа Практический: работа с упражнением Практический: работа в парах. Практический: работа с картой | 7 мин. | - Но это ещё не всё, что вам необходимо знать, работая с картой. Давайте, прочитаем пункт номер 3 в учебнике на стр. 94-95. - Итак, нам надо рассмотреть условные знаки в голубой рамочке. Давайте будем их читать по цепочке. - Итак, мы с ними немного познакомились, теперь давайте их найдем на карте. Первое обозначение «столица РФ». Какая у нас столица? - Верно. Находим ее на карте. На странице 90. Кто нашел ручку на локоток. - Так, второе обозначение, что им обозначается? - Назовите мне на карте, на странице 90. Любые 3 города. - Молодцы. Что обозначает красная линия? - Посмотрите, как надо ее показывать. (Показываю) - Кто попробует показать границу. - Хорошо. 4 условный знак- это граница полярных владений РФ. Найдите на карте в учебнике эту полярную границу и проведите по ней пальчиком. Теперь посмотрите, как я покажу ее вам я на карте. -5 условный знак –это реки. Найдите реки на вашей карте в учебнике и следите пальчиком. - Назовите мне несколько рек, которые вы нашли. - Молодцы! 6 условный знак – это озёра и водохранилища. Найдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ, которые вы нашли на территории РФ. -Отлично, молодцы. | Читают 3 пункт
- Москва. - Города. - Казань, Нижний Новгород, Астрахань. - Границу страны. Работа с картой - Обь, Лена. - Озеро Байкал | П: структурирование знаний (общеучеб.). Л: анализ объектов с целью выделения признаков. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический- работа с упражнением | 4 мин. | -Найдите в рабочих тетрадях №4, первый вариант. Читаем задание и самостоятельно выполняем его. Для задания необходима карта на страницах 90-91. У вас есть 4 минуты. -Проверяем! Читаем по цепочке, начиная со второго ряда. -У кого нет ошибок- хлопните в ладоши. -У кого 1-2 ошибки - топните ногой. -Молодцы! | Северный Ледовитый океан Восточно-Европейская равнина Баренцево море Уральские горы Западно-Сибирская равнина Черное море Кавказские горы Охотское море Тихий океан | П: структурирование знаний К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
7.Включение в систему знаний Практический: упражнение | 4 мин. | - Теперь найдите в №4 вариант 3. -Выполним его вместе. Что такое острова, как вы думаете? - Верно. А полуострова? - Совершенно верно. Давайте найдем на карте 3 любых острова. - Молодцы! Давайте запишем в рабочую тетрадь. Кто готов ручку на локоток. - Теперь найдем 3 полуострова. -Молодцы! Запишите в тетрадь. - Дома Вы читаете параграф с. 90-95, Р. Т. с.59, 61 | - Это отдельные участки суши в океане или море. - о. Врангеля, о. Сахалин, о. Новая Земля - п-ов Камчатка, п-ов Кольский п-ов, п-ов Таймыр. Записывают домашнее задание | Л: анализ объектов с целью выделения признаков. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников. |
8.Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный - беседа | 1 мин. | А теперь подведем итоги урока. - Какая тема урока у нас сегодня была? - Какие цели на урок мы ставили? - Добились этих целей? - Интересен ли для вас был сегодняшний урок? - Что вы научились делать? - Вы все большие молодцы! Мне было приятно с вами работать. Урок окончен! | -Россия на карте -1. Узнать, что такое карта 2. Научиться читать карту 3. Научиться правильно показывать объекты на карте -Да - Читать карту, работать с ней. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: структурирование знаний (общеучеб.). Р: оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Наша Земля на глобусе и карте"
По учебнику Плешакова...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Россия на карте
Путешествие по родной стране. Конспект урока....
Технологическая карта и конспект урока по Окружающему миру "Борьба с иноземными захватчиками в 13 веке.Александр Невский" УМК "Планета знаний" ФГОС
Технологическая карта урока...
Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту
Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Россия на карте"
Тема: «Россия на карте»Цель: Познакомить учащихся с картой России, учить использовать карту для получения информации....
Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...