Конспект урока по окружающему миру по теме "Россия на карте"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Таран Дарья Сергеевна

 

Тема: «Россия на карте»

Цель: Познакомить учащихся с картой России, учить использовать карту для получения информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prirodovedenie.ppt1.65 МБ
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествия


Предварительный просмотр:

Тема: «Россия на карте»

Цель: Познакомить учащихся с картой России, учить использовать карту для получения информации.

Знать:  Знать, что такое карта

Понимать:  понимать приёмы чтения карты, понимать различия между картой и глобусом.

Применять: находить на глобусе и на карте Россию, правильно показывать объекты на настенной карте( по инструкции учебника)

Анализ: осознавать значение умения читать карту для своей повседневной жизни 

Синтез:

Оценка: оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей в ходе освоения приемов чтения карты 

Оборудование: глобус, физическая карта, презентация, учебник, рабочая тетрадь, фишки.

Литература:

  • Учебник «Окружающий мир» 2 класс,2 часть. А.А. Плешаков, А.Е. Соловьева
  • Рабочая Тетрадь «Окружающий мир» 2 Класс
  • Методические рекомендации «Окружающий мир» 2 класс,2 часть.
  • Интернет ресурсы

Оформление доски:

Ход урока

Время

1.Орг.Момент.

-Здравствуйте! Меня зовут Дарья Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок  окружающего мира. У вас на столе должен находиться учебник, рабочая тетрадь, пенал.

1 мин.

2.Введение

в тему урока , озвучивание цели.

-Послушайте стихотворение:

Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...

-Вам понравилось стихотворение?

-А о какой стране говорится в данном стихотворении? (Россия)

 Почему так решили? (очень большая).

-Отгадайте загадку:

С рюкзаками и палаткой

Класс идет наш по порядку.

Песни дружно все поем,

На привале чай попьем,

Испечем в костре картошку.

Развеселый мы народ,

Подустали лишь немножко,

Утомил нас всех... (поход)

-А как вы думаете можно ли совершить путешествие по родной стране, не выходя из дома ,или из класса? (ответы детей)

- Каким способами мы можем путешествовать не выходя из дома? (книги, телевидение, радио, видеофильм )

-Я вам предлагаю отправиться в путешествие по родной стране с помощью карты. Что же такое карта? (ответы детей)

Не озвучена цель и чётко тема урока.

3-4 мин

3.Актуализация знаний и умений

(рассказ учителя)

-Давайте вспомним, что мы знаем о родной стране.

(Презентация 1 слайд)

(1 слайд)

2 слайд:

-Россия является самой крупной страной в мире.

-Россия имеет одну границу с 18 странами.

-Леса в России расстилаются на 60%всей территории.

3 слайд:

-Россию омывает 12 морей: Азовское, Черное, Балтийское, Белое, Карское, Лаптевых,

Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское, Японское, Охотское, Берингово, Каспийское.

4слайд:

-Россия седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает порядка 145 миллионов человек.

-В Москве, столице России проживает около 11 миллионов человек. Этот город входит в число 20-ти крупнейших городов в Мире.

5 слайд: Россию покрывает густые леса. Лес –богатство России. В нем – здоровый и целебный воздух и полезные съедобные и лекарственные растения. Самой большой и богатый –это сибирская тайга. В лесах растут хвойные (ели, сосны, кедры) и лиственные деревья (березы, осины, дубы, клены) 

6 слайд: В России есть высокие горы. Выше всех –потухший вулкан Эльбрус, удивительная гора с двумя вершинами. В России есть глубокие охера.Самое большое озеро Байкал, глубже него нет на всей планете. А сколько в России длинных рек, речек! Всех не перечесть. Великая русская река Волга- самая крупная в Европе. 

-Мы также умеем находить нашу страну на глобусе(демонстрирую глобус, вызываю одного ученика- показываем Россию на глобусе).

5мин.

3.Освоение нового материала и его применение.

А) Знакомство с понятием «карта»

Б) Работа в парах «Соотнеси фото с картой»

В) Рассказ учителя о разнообразии и красоте природы нашей Родины.

-Давайте представим, что часть глобуса, на которой изображена Россия, увеличена и нанесена на лист бумаги. Что же получится? (карта России)

-Давайте рассмотрим карту в учебнике ( на странице 90-91)

(Вывешиваем настенную карту.)

-Давайте сравним изображение нашей страны на глобусе и на карте. В чем же различия?  (условные обозначения, на карте нашу страну рассмотреть удобнее, масштабнее)   Поэтому путешествие по стране с помощью  карты гораздо удобнее, чем с помощью глобуса.

-Напоминаю, цель нашего урока – узнать, что такое карта. Вы уже высказывали различные предположения, а теперь прочитайте, что сказано в учебнике. (дети читают определение).

-Почему же изображение на карте уменьшенное? Почему на карте применяют условные знаки?  

-Откройте рабочую тетрадь на странице 59,Задание №1. Допишите самостоятельно определение.

-А сейчас вы с вами отправляемся в долгожданное путешествие. Работать вы будете в парах. 1 вариант открывает учебник на странице 90-91,с картой. А второй вариант открывает страницу 92-93.  

У вас на парте находятся фишки, ваша задача соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей.

(первую картинку делаем вместе на карте у доски)

Идет работа детей в парах.

-Теперь мы проверим задание. (1 ученик показывает один объект на карте у доски)

Давайте представим, что вы оказались на «Северном Ледовитом Океане» 

Северный холодный океан,
Это - Ледовитый океан. 
Скованный морозом великан -  
Ледяное поле. 

А его вода так холодна,
Только тем и нравится она,
Для кого замерзшая страна – 
Дом родной и воля.
Белые медведи и моржи,
Например, там очень любят  жить,
А в тепле их даже не держи,
Жарко им ужасно.
Там, где стужа, где ветра и лед,
Где никто  купаться не пойдет,
Там они ныряют круглый год.
Холодно? Прекрасно!

Ледовитый Северный 
Океан суров,
Вьюги здесь, метели
Средь больших снегов.

Охотское море:

Охотское море - часть Тихого океана, отделяется от него полуостровом Камчатка, Курильскими островами и островом Хоккайдо. Море омывает берега России и Японии. Охотское море названо по имени реки Охота.

Обитают млекопитающие - киты, тюлени, сивучи, морские котики.

Черное море:

Под волной солёной
Водоросли вьются.
Камушки-ракушки
Шелестят-смеются.
Мелкие стекляшки -
Монпансье морское
Суну в рот украдкой -
Горькое какое.
Нет у моря сладости, Только море радости. 

Уральские горы - горная система между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Длина более 2000 км, ширина от 40 до 150 км.

Волга:

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река…

И не только берега крутые,

И не только тучи - облака,

В Волге, словно в зеркале России,

Судьбы отразились и века.      

Западная Сибирь:

За́падная Сиби́рь —третья по величине равнина мира.

часть Сибири, расположенная между Уральскими горами на западе и руслом реки Енисей на востоке.

Вулканы на Камчатке:

Камчатские вулканы - одно из чудес света и одна из главных природных достопримечательностей нашей страны, они включены в список охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

10-13 мин.

Г). Практическая работа

Теперь мы знаем, как выглядит карта России. Мы совершили замечательное путешествие по карте и уже начали учиться её читать. Но читать карту не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные обозначения.

Открываем учебник на странице 95 .

-Сейчас мы с вами будем показывать объекты на карте, для этого мы должны знать правила (читаем правила стр.95)

1.Учимся определять на карте стороны света.( читаем 1 пункт в учебнике. Вызываем 1 ученика к доске - ученик показывается на карте)

2.Учимся определять различия цветов на карте (пункт 2)

3.Другие условные обозначения ( 1 ученик показывает на карте –столицу.,2 уч- показывает границу,3 ученик- показывает реки, 4 ученик- оказывает города,5 уч- ледники, 6 ученик- горы, 7 уч.- равнины, 8 уч- озёра.)

7-10 мин.

5.Контроль и оценка достижений.

-Отвечаем на вопросы на стр.95 в рамочке.

-Назвать условные обозначения.(на карточках изображены условные обозначения в классе проводится «Игра-экзамен»,дети расшифровывают карточки)

Самостоятельная работа:

Знак Города   -Картинка

Знак   «столица»   -картинка

 

Знак «Река»-     картинка

 

Знак «Равнина» -   картинка

 

Знак «Озеро»- картинка

Знак «Горы» - картинка

 

А теперь проверим что у вас получилось. Проверяем на доске к надписи дети по очереди подставляют картинку.

4 мин.

6.Обобщение

Прочитайте вывод в учебнике на странице 95(выделенный жирным шрифтом)

Чему мы с вами сегодня учились?

2 мин.

7.Домашнее задание

Повторите определение «карта». С помощью карты вам нужно научиться приводить примеры морей, рек, гор, равнин, городов России.

2 мин

Материал для урока:

Фишки:

 

Условные знаки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Россия на карте

Путешествие по родной стране. Конспект урока....

Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту

Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...

Конспект урока по окружающему миру для 2кл "Карта мира.Материки и океаны"

Урок создан  согласно требованиям ФГОС ,много практических заданий.Во многих заданиях представлены метапредметные связи....