Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Наша Родина - Россия»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
На уроке дети познакомятся с понятиями: «государство», «столица», «граждане страны», «Конституция», «государственные символы России: флаг, герб, гимн», «президент Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме
«Наша Родина - Россия»
Тема: Наша Родина – Россия.
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Целевые установки:
предметные:
познакомить учащихся с понятиями: «государство», «столица», «граждане страны», «Конституция», «государственные символы России: флаг, герб, гимн», «президент Российской Федерации;
метапредметные:
регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; находить несколько способов ответа на предложенный вопрос; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий;
познавательные – ориентироваться в материале учебника и тетради на печатной основе, находить нужную информацию; выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы и фиксировать их с помощью записей;
коммуникативные – учиться работать в паре;
личностные:
воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Ресурсы:
- Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир 1» (1 часть);
- Рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир 1» (1 часть);
- Мультимедийный проектор; электронные пособия по предмету;
- Интерактивные карточки (сайт uchi.ru https://uchebnik.mos.ru/app_player/25679 , https://uchebnik.mos.ru/app_player/27085, https://uchebnik.mos.ru/app_player/25688 , https://uchebnik.mos.ru/app_player/25709)
- Электронный звуковой плакат «Государственные символы Российской Федерации»;
- Физическая карта России;
- Конституция Российской Федерации;
- Плакат «Мой Кремль».
I Организационный момент.
Учитель: С добрым утром!
Дети: С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зеваем,
И работать успеваем.
Учитель: Начинаем наш урок.
II Самоопределение деятельности.
III Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.
- Звучит песня «С чего начинается Родина?»
(сл.М.Матусовского, муз.В.Баснера)
- Ребята, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
IV Этап целеполагания.
- Посмотрите, у вас получились разные ответы, а ведь Родина у нас у всех одна. Так давайте же сегодня на уроке мы с вами рассмотрим понятие «Родина». Что это слово означает для всех жителей нашей страны и для каждого из нас?
V Открытие новых знаний.
- Родина! Это слово с детства знает каждый. Мы любим Родину, а любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
- Ребята, а как называется наша Родина?
- Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа К.Д.Ушинский называет нашу страну – Россию?
- «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
- Какие же другие имена есть у нашей страны?
- Мы живём в России. Мы – русские люди. Мы разговариваем на русском языке. У нас русская душа. А что нам представляется, когда мы говорим: русские, русский, русская? Послушайте, пожалуйста, стихотворение Евгения Санина.
Русские дороги.
Русские дома.
Русские пороги.
Русская зима.
Русские закаты.
Русский клёв ерша.
Русские солдаты.
Русская душа.
Русские святые.
Русские глаза.
Русские святыни.
Русская слеза.
Русские морозы.
Русские поля.
Храмы и берёзы:
Русская земля!
- Скажите, а в каких костюмах выступали ребята?
- А что составляет русский национальный костюм?
- Наша Родина велика. Посмотрите на карту. Как далеко она протянулась с севера на юг и с запада на восток. Это самая большая страна в мире. Давайте представим, что мы сели в самолёт и полетели над нашей страной. Что же мы увидим? Послушайте стихотворение В.Степанова в исполнении ребят нашего класса.
Родные просторы.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы:
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!
- А теперь немного поиграем. (Перехожу на сайт uchi.ru по ссылке: https://uchebnik.mos.ru/app_player/25679).
Физминутка
- А как всех жителей России можно назвать одним словом?
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. А какие народы населяют нашу страну? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.37.
- Всего 128 разных народов, но они все составляют единую дружную российскую семью.
- Давайте посмотрим в учебник. Действительно, на территории нашей страны проживает много людей разных национальностей, разных профессий, разных возрастов, но все они равноправны между собой. Почему это происходит?
- Люди живут по законам. В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы все живём, записаны в Конституции Российской Федерации. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.
(Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.)
- Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
- В Конституции записаны основные права и обязанности граждан Российской Федерации. А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
- Вы всё правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей страны.
- А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»?
- Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Какие государственные символы вы знаете?
- Давайте подробнее узнаем о символах Российской Федерации.
(Работа с электронным звуковым плакатом.)
- Да, наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь.
- Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве у нас особенное трепетное отношение?
- Верно, город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. А какие пословицы вы знаете про этот славный город?
- Москва – всем городам мать.
- Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
- Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная, словоохотливая.
- Москва – Родины украшенье, врагам – устрашенье.
- Москвой-столицей весь народ гордится.
- Ну, а сердце Москвы – это Кремль.
(Работа по плакату «Мой Кремль»).
- А кто же работает в Кремле?
- Итак, Россия – это наша общая большая Родина. Но у каждого человека есть его малая родина – место, где он родился и вырос: город, село, улица, двор, отчий дом – самые дорогие сердцу уголки. Есть она и у вас – это место, где живут любящие вас родители и друзья.
Физминутка.
Знакомство с государственными символами.
Учитель: Каждая страна имеет свои государственные символы. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
– А вы знаете, что относится к государственным символам? ( Флаг, герб, гимн).
Учитель: Ребята, а сейчас мы будем говорить о флаге
Флаг России – полотнище прямоугольной формы из трёх полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.
– А что символизирует каждый цвет? ( Ответы детей)
- Немного поиграем. (Перехожу на сайт uchi.ru по ссылке: https://uchebnik.mos.ru/app_player/25688)
- А сейчас рассмотрим герб. (Слайд 10)
Герб России – красный четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над нами большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе скипетр – жезл символ власти, в левой – держава – земной шар. На груди орла на красном щите серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника серебряное копьё, которым он поражает дракона. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра.
– На чём вы видели изображение герба? ( На монетах, паспорте).
(Перехожу на сайт uchi.ru по ссылке: https://uchebnik.mos.ru/app_player/27085)
Учитель:
– А теперь поговорим о гимне. (Слайд 11)
«Гимн» в переводе с греческого языка – « торжественная песнь». Гимн исполняется при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей правительством, при выступлении наших спортсменов на олимпиадах, мы его слышим по радио – гимном начинается и заканчивается каждый новый день.
– А вы слышали гимн?
Гимн – это главная песня нашей страны. Мы – россияне – должны знать его, подпевать, когда он звучит, и слушать его стоя.
Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, стихи (слова) – Сергей Владимирович Михалков.
( Звучит грамзапись первого куплета гимна).
(Перехожу на сайт uchi.ru по ссылке: https://uchebnik.mos.ru/app_player/25709)
VI Закрепление изученного материала.
- Установите соответствие. (Слайд 13)
– А сейчас давайте ещё раз поговорим о государственной символике России. Для этого я вам предлагаю выполнить задание на установление соответствия.
Прикреплённое к древку полотнище определённого размера и цвета | Гимн | |
Оформленная эмблема государств | Флаг | |
Торжественная песня | Герб |
- Игра «Да-нет»
– Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-нет». Возьмите в руки сигнальные карточки. Я вам буду читать вопрос, а вы отвечаете на него с помощью карточки.
– Президент нашей страны Д.А.Медведев? (Нет)
– Наша страна называется Россия? (Да)
– Столица нашей Родины Санкт – Петербург? (Нет)
– На гербе нашей страны изображён двуглавый орёл? (Да)
– Наш флаг имеет три цвета? (Да)
– Цвета нашего флага расположены так: красный, синий, белый? (Нет)
VII Рефлексия деятельности.
- Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль…
- Я понял(а), что…
- Я узнал(а), что…
- Мне было интересно…
- Теперь я буду…
– А сейчас вам нужно оценить свою работу на уроке. У каждого из вас лежат кружки трёх цветов, покажите кружок того цвета, которым вы оцениваете свою работу.
Зелёный цвет – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
Жёлтый цвет – сегодня не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
– Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Животноводство в нашем крае"
Тема урока: « Животноводство в нашем крае»Цели: способствовать формированию у учащихся представления о еще одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве; ознакомить с отрас...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома, Плёс» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, кото...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые вх...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Наши ближайшие соседи» Цели деятельности учителя: формирование представлений о странах, которые являются нашими ближайшими соседями....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Золотое кольцо России"
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Золотое кольцо России».Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечате...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Славные символы России" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представления о государственных символах.Планируемые результатыПредметные:-знать историю появления государственных символов.-уметь различать государс...