Рабочая программа по предмету Краеведение для 2-4 классов
рабочая программа по окружающему миру (2, 3, 4 класс)

Ладяева Марина Владимировна

Основная цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов  Саратовской области.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующей задачи: формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Саратовской области, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_kraevedeniyu_2-4_kl.docx48.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Краеведение»

в негосударственном (частном)

общеобразовательном учреждении

Саратовской епархии

Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

«Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова»

для 2-4 классов.

Учитель: Ладяева Марина Владимировна

Количество часов:

всего 34 часа; в неделю: 1 час.

                                 Пояснительная записка.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные  места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.»

Д.С. Лихачёв

         Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа.

       Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

        Работая с малышами, которые пришли из детского сада, всё больше убеждаюсь  в том, что дети хотят больше знать о своём городе, районе. К сожалению, замечаю, что многие ребята не владеют  элементарными знаниями о родном городе.  Для пополнения их «багажа знаний» приходится проводить тематические мероприятия на  классных часах.

        На основе накопленного материала возникла идея создания самостоятельного курса краеведения, целью которого стало бы расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края, литературе, природе. Только так, на мой взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

        Не дублируя уроки природоведения, истории, чтения, опираясь на знания детей в этих областях, необходимо дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимание взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира.

       Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Актуальность программы:

       В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.     Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

        Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».

Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем  и душой.

Основная цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов  Саратовской области.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Саратовской области, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;
  • учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
  • совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
  • развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
  • воспитывать у детей стремление к совместной деятельности.

       

Организационно-педагогические основы обучения:

        Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 2-4 классов в возрасте 7-10 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

Педагогические условия реализации программы: 

       Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.  

   

        Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.

           Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

На занятиях рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.

Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки,  праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. 

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной активности у ребят;
  • увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы  (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;
  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;
  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;
  • проведение занятий совместно с родителями.

              Учебно-тематический план 1 года обучения.

2 класс.

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Географическое краеведение.

1

1

2

2.

Историческое краеведение.

3

2

5

3.

Народная культура.

2

2

4

4.

Православное краеведение.

13

2

15

5.

Литературное краеведение.

1

1

2

6.

Экологическое краеведение

1

1

2

7.

Исследовательское направление.

1

3

4

Итого:

22

12

34

Содержание программы 1 года обучения ( 2 класс):

Тема 1: Географическое краеведение  (2 часа)

Теория: Наш край родной. Месторасположение на карте. Адрес  и район   гимназии.

Практические работы:

Выставка рисунков «Любимый уголок».

       

Тема 2: Историческое краеведение  (5 часов)

Теория: Наш город - Саратов. Историческое прошлое. Саратовцы –  герои  Великой Отечественной войны.

  История нашей гимназии.

  Практические работы:

Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых Дню города. Оформление выставки.

Экскурсия – Парк Победы. Саратовцы в Великой Отечественной войне.

Тема 3: Народная культура (4 часа)

Теория: Народности нашего края.

Саратов – театральный. Театр юного зрителя.

Театр кукол - Теремок.

Практические работы:

Экскурсии – Посещение национальной деревни народов Поволжья. Посещение  ТЮЗа, Теремка.

Тема 4: Православное краеведение  (15 часов)

Теория: История храмов и монастырей Саратова.

Практические работы: паломнические поездки по городу, конкурс рисунков «Мой храм».

Тема 5: Литературное краеведение  (2 часа)

Теория: Писатели и поэты Саратовской области.

Практические работы: чтение произведений Льва Кассиля.

Тема 6: Экологическое краеведение (2часа)

Теория: Что ты знаешь об экологии?

Забота о зелёном друге.

Охрана  животного мира родного края.

Практическая работа: Игра «Заповеди природы».

Тема 7: Исследовательское направление (4 часа)

Теория: Достопримечательности Саратова. Великая Волга.

Практика: Экскурсия «Мой дом, улица, школа».

Конкурс  рисунков .

Исследовательская работа - «Улица, на которой находится наша школа».

    Ожидаемые результаты  1-го года обучения.  

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о своём городе, районе;
  • основы исторического прошлого родного города;
  • сведения об истории своей гимназии;
  • музеи и театры города;
  • названия улиц в своём микрорайоне и почему их так назвали;
  • что изучает наука экология;
  • основные заповеди природы;
  • храмы города.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями;
  • целенаправленно читать литературу по определённой теме;
  • различать историко-архитектурные объекты в городе;
  • правильно вести  себя в общественном месте, на природе.

Учебно-тематический план 2 года обучения.

3 класс.

Название темы.

Количество часов

Теория.

Практика.

Всего.

1.

Историческое краеведение.

2

2

4

2.

Народная культура.

2

2

4

3.

Православное краеведение.

13

2

15

4.

Литературное краеведение.

1

1

2

5.

Географическое краеведение.

2

1

3

6.

Экологическое краеведение

1

1

2

7.

Исследовательское направление.

2

2

4

Итого:

23

11

34

Содержание программы 2 года обучения (3 класс):

Тема 1: Географическое краеведение  (3 часа)

Теория: Наш край родной. Природа нашего края. Месторасположение на карте. Адрес  и район   гимназии.

Практические работы: проект – «Любимый уголок родного края», или конкурс  рисунков ко Дню города.

Тема 2: Народная   культура (4 часа)

Теория: Народности нашего края. 

Саратов– театральный.

Театр юного зрителя – ТЮЗ. Драматический театр им.Слонова. Театр Оперы и балета им. Чернышевского.

Концертный зал областной филармонии.

Саратовская государственная консерватория.

Практические работы: Национальная деревня народов Поволжья.

Посещение  ТЮЗа.

Тема 3: Православное краеведение  (15 часов)

Теория и практика:  Православные храмы и соборы Саратова.

Знакомство с историей храмов различных  конфессий  города.

Паломнические поездки по храмам города.

Тема 4: Литературное краеведение  (2 часа)

Теория: О чём расскажут улицы города?

Практические работы: Литературная гостиная  «Любимый город».

Тема 5: Экологическое краеведение (2часа)

Теория: Что ты знаешь об экологии?

Природный лесопарк «Кумысная поляна».

Охрана  животного мира родного края.

Практическая работа: изготовление кормушек для птиц.

Тема 6: Исследовательское направление (4 часа)

Теория: Достопримечательности Саратова. «О Волга –колыбель моя!»

Практика: Экскурсия «Мой дом, улица, школа».

Конкурс рисунков.

Исследовательская работа - «Исторические улицы Саратова».

Тема 7: Историческое краеведение  (4 часа)

Теория: История Саратова.

Символика Саратовской области.

Улицы города.

Саратовская  область в 1941-1945  годы.

Саратовцы  –  герои  Великой Отечественной войны.

Практические работы:

Экскурсии «Достопримечательности  города». Парк Победы.

Ожидаемые результаты  2-го года обучения.  

Учащиеся должны знать:

  • государственную символику Саратовской области;
  • военное прошлое родного города;
  • основные улицы родного города, историю их названия;
  • музеи и театры города;
  • особенности природы своего края: водоёмы, растения, животные;
  • отличительные особенности храмов различных  конфессий г. Саратова;
  • стихи и песни о родном крае.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями;
  • уметь работать над проектом;
  • различать историко-архитектурные объекты в городе;
  • правильно вести  себя в общественном месте.

                   

                  Учебно-тематический план 3 года обучения.

4 класс.

Название темы.

Количество часов

Теория.

Практика.

Всего.

1.

Историческое краеведение.

2

1

3

2.

Географическое краеведение.

2

2

4

3.

Экологическое краеведение.

2

2

4

4.

Православное краеведение.

12

2

14

5.

Народная культура

4

2

6

6.

Исследовательское направление.

2

1

3

Итого:

24

10

34

Содержание программы 3 года обучения (4 класс):

Тема 1: Историческое краеведение  (3 часа)

Теория: История родного края. Старые улочки Саратова.

 Саратовский  округ в годы войны.

Саратовцы -  герои  Великой Отечественной войны.

        Практические работы: Творческие работы «Наши деды-защитники».

Тема 2: Географическое краеведение  (5 часов)

Теория: Природа нашего края.

Водоёмы.

Растительность и животный мир.

Что даёт нам наш родной край.

Практические работы: экскурсия в музей Краеведения.

Тема 3: Экологическое краеведение (4 часа)

 Теория:  Зачем нужна наука  экология?

Природный лесопарк «Кумысная поляна».

Самая длинная «улица» нашей страны –Волга.

Охрана  животного и растительного мира родного края.

 Практические работы: решение экологических задач «Помоги  Почемучке!»

Игра – «Что ты знаешь об экологии».

Тема 4: Православное краеведение  (13 часов)

 Теория и практика:  Православные храмы, соборы и монастыри Саратова.

Знакомство с историей храмов различных  конфессий  города. Утраченные святыни– Александро-Невский собор, Крестовоздвиженский женский монастырь.

Практические работы: Паломнические поездки по храмам и монастырям города и области.

Тема 5: Народная культура (6 часов)

Теория: Многонациональный Саратов. 

Саратов– театральный. ТЮЗ. Драматический театр им.Слонова. Театр Оперы и балета им. Чернышевского. Концертный зал областной филармонии.

Саратовская государственная консерватория им. Собинова.

Практические работы: Национальная деревня народов Поволжья.

Посещение  ТЮЗа, театра Оперы и балета.

Тема 6: Исследовательское направление ( 3 часа)

Теория: Изучение крупных промышленных предприятий Саратова, что они дают родному краю.

Практика: Рефераты по теме « Работа моих родителей».

Ожидаемые результаты  3-го года обучения.

Учащиеся должны знать:

  • особенности природы своего края (положение на карте);
  • историю храмов и монастырей  г. Саратова;
  • историческое прошлое родного края(герои-саратовцы  ВОВ);
  • историко-архитектурные памятники;
  • крупные промышленные предприятия Саратова и области.

Учащиеся должны уметь:

  • различать историко-архитектурные объекты в городе;
  • правильно вести  себя в общественном месте;
  • различать наиболее распространённые в Саратовском крае растения и животные;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями;
  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • презентовать свою работу.

                   

                    Методическое обеспечение программы.

Методические рекомендации

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия, экскурсии. В ходе занятий ребята выполняют исследовательские работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в дискуссиях.

        Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

         На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Дидактические средства могут быть представлены в виде презентаций, докладов, рисунков, сообщений  для усвоения детьми.

          Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

        Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления  трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

  Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.

 Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на уроках краеведения необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

                Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

        Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- беседы;

- практикумы;

- интеллектуальные  игры;

-библиотечные уроки;

- дискуссии;

- творческие работы;

- исследования;

- экскурсии;

- путешествия;

- викторины;

- встречи  с интересными людьми;

- конкурсы;

- КВН;

- праздники;

- выставки;

- походы с осмотром краеведческих объектов.

                     

                        Материально- техническое обеспечение.

           Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, проектор, экран, телевизор с DVD-приставкой, музыкальный центр.

Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя карту Саратовской области, рисунки, фотографии, схемы - конспекты. Во-первых, это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты младший школьник сможет ещё раз вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала.

        Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.       

       На уроках краеведения рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4".  Программа включает в ...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. УМК "Школа России". Авторы программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной "Литературное чтение.1 - 4 классы". Программа включает в себя поя...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....