Рабочая программа по предмету Краеведение для 2-4 классов
рабочая программа по окружающему миру (2, 3, 4 класс)
Основная цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов Саратовской области.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующей задачи: формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Саратовской области, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_kraevedeniyu_2-4_kl.docx | 48.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Краеведение»
в негосударственном (частном)
общеобразовательном учреждении
Саратовской епархии
Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
«Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова»
для 2-4 классов.
Учитель: Ладяева Марина Владимировна
Количество часов:
всего 34 часа; в неделю: 1 час.
Пояснительная записка.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.»
Д.С. Лихачёв
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Работая с малышами, которые пришли из детского сада, всё больше убеждаюсь в том, что дети хотят больше знать о своём городе, районе. К сожалению, замечаю, что многие ребята не владеют элементарными знаниями о родном городе. Для пополнения их «багажа знаний» приходится проводить тематические мероприятия на классных часах.
На основе накопленного материала возникла идея создания самостоятельного курса краеведения, целью которого стало бы расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края, литературе, природе. Только так, на мой взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Не дублируя уроки природоведения, истории, чтения, опираясь на знания детей в этих областях, необходимо дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимание взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Актуальность программы:
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Основная цель программы: формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены длительным периодом исторического пути народов Саратовской области.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- формировать чувства гордости и уважения к истории и современности Саратовской области, позитивные установки для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности;
- учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
- совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
- развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
- воспитывать у детей стремление к совместной деятельности.
Организационно-педагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 2-4 классов в возрасте 7-10 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.
Педагогические условия реализации программы:
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
На занятиях рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки, праздники народного календаря, викторины. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
Ожидаемый результат:
- рост познавательной активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Оценка результативности:
- подведение итогов работы (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
- участие в различных конкурсах;
- проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
- индивидуальные встречи с родителями в течение года;
- посещение родителями различных выставок, мероприятий;
- проведение занятий совместно с родителями.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
2 класс.
№ | Название темы | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Географическое краеведение. | 1 | 1 | 2 | |
2. | Историческое краеведение. | 3 | 2 | 5 | |
3. | Народная культура. | 2 | 2 | 4 | |
4. | Православное краеведение. | 13 | 2 | 15 | |
5. | Литературное краеведение. | 1 | 1 | 2 | |
6. | Экологическое краеведение | 1 | 1 | 2 | |
7. | Исследовательское направление. | 1 | 3 | 4 | |
Итого: | 22 | 12 | 34 |
Содержание программы 1 года обучения ( 2 класс):
Тема 1: Географическое краеведение (2 часа)
Теория: Наш край родной. Месторасположение на карте. Адрес и район гимназии.
Практические работы:
Выставка рисунков «Любимый уголок».
Тема 2: Историческое краеведение (5 часов)
Теория: Наш город - Саратов. Историческое прошлое. Саратовцы – герои Великой Отечественной войны.
История нашей гимназии.
Практические работы:
Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых Дню города. Оформление выставки.
Экскурсия – Парк Победы. Саратовцы в Великой Отечественной войне.
Тема 3: Народная культура (4 часа)
Теория: Народности нашего края.
Саратов – театральный. Театр юного зрителя.
Театр кукол - Теремок.
Практические работы:
Экскурсии – Посещение национальной деревни народов Поволжья. Посещение ТЮЗа, Теремка.
Тема 4: Православное краеведение (15 часов)
Теория: История храмов и монастырей Саратова.
Практические работы: паломнические поездки по городу, конкурс рисунков «Мой храм».
Тема 5: Литературное краеведение (2 часа)
Теория: Писатели и поэты Саратовской области.
Практические работы: чтение произведений Льва Кассиля.
Тема 6: Экологическое краеведение (2часа)
Теория: Что ты знаешь об экологии?
Забота о зелёном друге.
Охрана животного мира родного края.
Практическая работа: Игра «Заповеди природы».
Тема 7: Исследовательское направление (4 часа)
Теория: Достопримечательности Саратова. Великая Волга.
Практика: Экскурсия «Мой дом, улица, школа».
Конкурс рисунков .
Исследовательская работа - «Улица, на которой находится наша школа».
Ожидаемые результаты 1-го года обучения.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о своём городе, районе;
- основы исторического прошлого родного города;
- сведения об истории своей гимназии;
- музеи и театры города;
- названия улиц в своём микрорайоне и почему их так назвали;
- что изучает наука экология;
- основные заповеди природы;
- храмы города.
Учащиеся должны уметь:
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- целенаправленно читать литературу по определённой теме;
- различать историко-архитектурные объекты в городе;
- правильно вести себя в общественном месте, на природе.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
3 класс.
№ | Название темы. | Количество часов | |||
Теория. | Практика. | Всего. | |||
1. | Историческое краеведение. | 2 | 2 | 4 | |
2. | Народная культура. | 2 | 2 | 4 | |
3. | Православное краеведение. | 13 | 2 | 15 | |
4. | Литературное краеведение. | 1 | 1 | 2 | |
5. | Географическое краеведение. | 2 | 1 | 3 | |
6. | Экологическое краеведение | 1 | 1 | 2 | |
7. | Исследовательское направление. | 2 | 2 | 4 | |
Итого: | 23 | 11 | 34 |
Содержание программы 2 года обучения (3 класс):
Тема 1: Географическое краеведение (3 часа)
Теория: Наш край родной. Природа нашего края. Месторасположение на карте. Адрес и район гимназии.
Практические работы: проект – «Любимый уголок родного края», или конкурс рисунков ко Дню города.
Тема 2: Народная культура (4 часа)
Теория: Народности нашего края.
Саратов– театральный.
Театр юного зрителя – ТЮЗ. Драматический театр им.Слонова. Театр Оперы и балета им. Чернышевского.
Концертный зал областной филармонии.
Саратовская государственная консерватория.
Практические работы: Национальная деревня народов Поволжья.
Посещение ТЮЗа.
Тема 3: Православное краеведение (15 часов)
Теория и практика: Православные храмы и соборы Саратова.
Знакомство с историей храмов различных конфессий города.
Паломнические поездки по храмам города.
Тема 4: Литературное краеведение (2 часа)
Теория: О чём расскажут улицы города?
Практические работы: Литературная гостиная «Любимый город».
Тема 5: Экологическое краеведение (2часа)
Теория: Что ты знаешь об экологии?
Природный лесопарк «Кумысная поляна».
Охрана животного мира родного края.
Практическая работа: изготовление кормушек для птиц.
Тема 6: Исследовательское направление (4 часа)
Теория: Достопримечательности Саратова. «О Волга –колыбель моя!»
Практика: Экскурсия «Мой дом, улица, школа».
Конкурс рисунков.
Исследовательская работа - «Исторические улицы Саратова».
Тема 7: Историческое краеведение (4 часа)
Теория: История Саратова.
Символика Саратовской области.
Улицы города.
Саратовская область в 1941-1945 годы.
Саратовцы – герои Великой Отечественной войны.
Практические работы:
Экскурсии «Достопримечательности города». Парк Победы.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения.
Учащиеся должны знать:
- государственную символику Саратовской области;
- военное прошлое родного города;
- основные улицы родного города, историю их названия;
- музеи и театры города;
- особенности природы своего края: водоёмы, растения, животные;
- отличительные особенности храмов различных конфессий г. Саратова;
- стихи и песни о родном крае.
Учащиеся должны уметь:
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- уметь работать над проектом;
- различать историко-архитектурные объекты в городе;
- правильно вести себя в общественном месте.
Учебно-тематический план 3 года обучения.
4 класс.
№ | Название темы. | Количество часов | |||
Теория. | Практика. | Всего. | |||
1. | Историческое краеведение. | 2 | 1 | 3 | |
2. | Географическое краеведение. | 2 | 2 | 4 | |
3. | Экологическое краеведение. | 2 | 2 | 4 | |
4. | Православное краеведение. | 12 | 2 | 14 | |
5. | Народная культура | 4 | 2 | 6 | |
6. | Исследовательское направление. | 2 | 1 | 3 | |
Итого: | 24 | 10 | 34 |
Содержание программы 3 года обучения (4 класс):
Тема 1: Историческое краеведение (3 часа)
Теория: История родного края. Старые улочки Саратова.
Саратовский округ в годы войны.
Саратовцы - герои Великой Отечественной войны.
Практические работы: Творческие работы «Наши деды-защитники».
Тема 2: Географическое краеведение (5 часов)
Теория: Природа нашего края.
Водоёмы.
Растительность и животный мир.
Что даёт нам наш родной край.
Практические работы: экскурсия в музей Краеведения.
Тема 3: Экологическое краеведение (4 часа)
Теория: Зачем нужна наука экология?
Природный лесопарк «Кумысная поляна».
Самая длинная «улица» нашей страны –Волга.
Охрана животного и растительного мира родного края.
Практические работы: решение экологических задач «Помоги Почемучке!»
Игра – «Что ты знаешь об экологии».
Тема 4: Православное краеведение (13 часов)
Теория и практика: Православные храмы, соборы и монастыри Саратова.
Знакомство с историей храмов различных конфессий города. Утраченные святыни– Александро-Невский собор, Крестовоздвиженский женский монастырь.
Практические работы: Паломнические поездки по храмам и монастырям города и области.
Тема 5: Народная культура (6 часов)
Теория: Многонациональный Саратов.
Саратов– театральный. ТЮЗ. Драматический театр им.Слонова. Театр Оперы и балета им. Чернышевского. Концертный зал областной филармонии.
Саратовская государственная консерватория им. Собинова.
Практические работы: Национальная деревня народов Поволжья.
Посещение ТЮЗа, театра Оперы и балета.
Тема 6: Исследовательское направление ( 3 часа)
Теория: Изучение крупных промышленных предприятий Саратова, что они дают родному краю.
Практика: Рефераты по теме « Работа моих родителей».
Ожидаемые результаты 3-го года обучения.
Учащиеся должны знать:
- особенности природы своего края (положение на карте);
- историю храмов и монастырей г. Саратова;
- историческое прошлое родного края(герои-саратовцы ВОВ);
- историко-архитектурные памятники;
- крупные промышленные предприятия Саратова и области.
Учащиеся должны уметь:
- различать историко-архитектурные объекты в городе;
- правильно вести себя в общественном месте;
- различать наиболее распространённые в Саратовском крае растения и животные;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- презентовать свою работу.
Методическое обеспечение программы.
Методические рекомендации
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия, экскурсии. В ходе занятий ребята выполняют исследовательские работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в дискуссиях.
Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Дидактические средства могут быть представлены в виде презентаций, докладов, рисунков, сообщений для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на уроках краеведения необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- беседы;
- практикумы;
- интеллектуальные игры;
-библиотечные уроки;
- дискуссии;
- творческие работы;
- исследования;
- экскурсии;
- путешествия;
- викторины;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы;
- КВН;
- праздники;
- выставки;
- походы с осмотром краеведческих объектов.
Материально- техническое обеспечение.
Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, проектор, экран, телевизор с DVD-приставкой, музыкальный центр.
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя карту Саратовской области, рисунки, фотографии, схемы - конспекты. Во-первых, это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты младший школьник сможет ещё раз вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
На уроках краеведения рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» во 2 В классе
Рабочая программа....
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»
Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4". Программа включает в ...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. УМК "Школа России". Авторы программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной "Литературное чтение.1 - 4 классы". Программа включает в себя поя...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....