Когда дом становится опасным
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок окружающего мира по теме «Когда дом становится опасным».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Когда дом становится опасным».
Цель урока: | Формирование у учащихся регулятивных учебных действий через осознание границ собственных знаний и умений по теме “ Когда дом становится опасным” |
Задачи урока . | 1..Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование активной позиции сотрудничества со сверстниками; - формирование внутренней положительной мотивации к предмету – окружающий мир; - выработка чувства гражданственности, воспитание личности, стремящейся активно участвовать в здоровом образе жизни, воспитание уважения к себе как к носителю информации. 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; - формировать у учащихся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию; - развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы; - продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения; - развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность; - планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение. 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - дать возможность учащимся самостоятельно вывести правила поведения в доме; - развитие умственных учебных действий через решение проблемных задач, частично-поисковой деятельности при изучении темы. |
Оборудование | • окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1/ Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века) - стр. 80-83; • компьютер, мультимедийный проектор.; |
Тип урока | комбинированный |
Роль и место темы в курсе | данный урок входит в раздел «Ты и твое здоровье» и является вторым уроком данного раздела по изучению правил поведения дома. |
Формы организации учебной деятельности |
|
Ход урока
1.Организационный момент. Слайд 2 | |||||||
Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||
Психологический настрой на урок Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Всем, всем добрый день! - Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. - Сегодня будем работать в группах. У каждой группы на столе лежит оценочный лист (Приложение 1). В течение урока вам необходимо заносить в него оценки, которые получите при выполнении каждого задания. В конце урока каждый из вас получит итоговую оценку за урок. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность | |||
2.Актуализация знаний. | |||||||
1. Повторение изученного ранее материала. 7 минут | - На прошлом уроке мы познакомились с опасностью, которая подстерегает нас дома, ПОЖАРОМ. 1. Игра “Это я, это я, это все мои друзья” Ведущий: Кто задорный и веселый, Ребята: Это - я, это - я, это все мои друзья! Ведущий: Кто соседской детворе Ребята: Это - я, это - я, это все мои друзья! Ведущий: Кто украдкой в уголке Ведущий: Кто пожарным помогает, 2. Выступления детей об огне Слайды 3, 4 (Приложение 2) 3. Рассказы детей о причинах возникновения пожара и правилах (по картинкам и плакатам на доске). | Организует проверку домашнего задания, проводит параллель с ранее изученным материалом. Оценивает ответы учащихся. Проводит игру. | Выступают с сообщениями о получении огня древними людьми, о применении огня Слайды 3, 4 Рассказывают о причинах возникновения пожара и правилах (по картинкам и плакатам на доске). | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. | |||
2. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. Установить межпредметные связи. 5 минут | - Чем похожи картинки? Слайд 5 (русская народная сказка «Теремок»)
- Назовите сказки, у которых сюжет похож на сюжет русской народной сказки «Теремок». (Русская народная сказка «Руковичка», В. В. Бианки «Теремок», А. Толстой «Теремок») Слайд 6
- Рассмотрите картинки и найдите отличие? Слайд 7 (В первом случае животные собираются в доме, потому что стены дома защищают. Во втором случае наблюдаем, что дом может оказаться опасностью.)
| Выводит картинки с помощью проектора на экран. Задаёт вопросы, определяет задания | Сравнивают картинки, вспоминают сказки, оценивают ответы. | Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Устанавливать межпредметные связи. Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. | |||
Слайды 8-13 Физминутка для глаз (Приложение 3) | |||||||
3.Знакомство с темой урока. Постановка проблемного вопроса урока. Слайд 14 | |||||||
1. Организовать постановку познавательной цели урока учащимися. Согласовать цель и тему урока. | - Ребята, как вы думаете, какую проблему надо сегодня решить на уроке? Наш дом является крепостью или опасностью? - Как вы думаете, что нам нужно сделать для того, чтобы решить эту проблему? | Организовывает коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебные задачи (записи вопросов появляются на доске). Формулируют главный вопрос урока " Наш дом является крепостью или опасностью?" | Личностные: возникает положительная мотивация к дальнейшей учебной деятельности Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. | |||
2. Организация действий, направленных на решение проблемы 5 минут | 1. Работа в группах 1 группа (Приложение 4): Соотнести сказки с нарушениями правил безопасности - “Спящая красавица” - не открывай дверь чужим - “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - слушай старших - «Волк и семеро козлят” - будь осторожен с колющими и режущими предметами - «Колобок”, “Приключения Буратино”, “Красная Шапочка”, “Кот, петух и лиса” - чрезмерное доверие к незнакомцам - «Кошкин дом» - нельзя играть со спичками 2 группа (Приложение 5): Собери стихотворение. О каких нарушениях правил безопасности говорится в стихах? 3 группа (Приложение 6): Прочитайте пословицы и соотнесите их с картинками. 4 группа (Приложение 7): распределить правила безопасности по группам. 2. Анализ и обобщение полученных материалов. Отчёты групп. Итак, наш дом является крепостью или опасностью? Дом опасен. | Выдвигает проблему. Организует учащихся для работы в группах. Уточняет понимание учащимися поставленной задачи при работе в группах. Организует работу учащихся с представленными материалами. Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся и сформулировать выводы. | Устанавливают данные в предложенных материалах соответствия, утверждения. Планируют свою дальнейшую познавательную деятельность с целью получения необходимых знаний. Формулируют и представляют выводы и задачи на урок: - мы узнаем, какие опасности подстерегают нас дома; - мы научимся предупреждать эти опасности и избегать их. Обсуждают работу каждого в группе. Командир оценивает, аргументируя свою оценку | Познавательные: формирование умения работать с информацией; уметь проводить сравнение по заданным критериям; выявляют эффективные способы решения учебной задачи Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли; уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: выполняют учебное задание в соответствии с целью; планируют свою дальнейшую познавательную деятельность | |||
4. Первичное усвоение новых знаний 10 минут | |||||||
1.Актуализировать уже имеющиеся у детей знания по теме урока. 2.Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 1. Какие предметы опасны в доме? Слайд 15 2. Раз данные предметы опасны, значит их не должно быть в доме? - Конечно, они в доме нужны. Только нужно соблюдать правила безопасности. Мы об этих правилах говорили на уроках Окружающего мира в предыдущих классах и на занятиях по безопасности. Поэтому многие правила вам знакомы. 3. Работа в группах по выработке правили поведения в доме по безопасности. 1 группа: Правила пользования острыми предметами 2 группа: Правила пользования плитой 3 группа: Правила пользования предметами бытовой химии и лекарствами 4 группа: Правила пользования компьютером 4. Анализ и обобщение полученных материалов. Отчёты групп. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Организует групповую работу учащихся. Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Вспоминают правила работы в группе. Работают в группах. Обсуждают работу каждого в группе. Командир оценивает, аргументируя свою оценку | Регулятивные: Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи. Познавательные: Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием; Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение) Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации | |||
Слайд 16 Физминутка Игра “Я - НЕ Я”. Читаю стихотворение, а вы отвечайте «или я, или не я». Если говорите «не я» - одно приседание. - Дым столбом поднялся вдруг, - Красный отблеск пробежал, - Стол и шкаф сгорели разом, - Побежал пожар во двор, - Столб огня чердак объял, - Пламя прыгнуло в листву, - Кто бросал в огонь при этом | |||||||
5. Первичное закрепление изученного материала. Обобщение и систематизация материала в ходе активного взаимодействия учителя с учащимися. 7 минут | |||||||
1.Оценить, как изменились знания по теме 2.Осознать свои действия, выполняемые для достижения целей урока 3.Оценить собственную учебную деятельность | Подведение итогов 1. Так дом - крепость или опасность? (Дом – крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в доме.) 2. Работа с учебником: стр. 80-83. Прочитать, сформулировать главную мысль 1, 2 группы - первая статья 2, 4 группы - 2 статья 3. Видеофильм "Если ты остался дома один" (Приложение 8) 4. Обобщение "Домашние опасности" (Приложение 9) (уроки тётушки Совы) 5. Систематизация знаний. Ответим на вопросы теста «Правила безопасности» Слайды 17-20 1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? 2. Ты возвращаешься домой и видишь, что с тобой в лифт заходит незнакомый человек. Что ты сделаешь? 3. Ты остался дома один. В дверь позвонил незнакомый человек и попросил о помощи. Что ты сделаешь? 4. Соотнеси номера телефонов и служб: а) 03 б) 01 в) 02 г) 04 4. Самопроверка тестов. Самооценка | Организует индивидуальную работу учащихся с текстом учебника (стр. 80-83). Организует опрос учащихся. В течение этапа работы групп выступает наблюдателем, помощником, координатором действий. Выслушивает ответы учащихся, корректирует их ответы, заносит в таблицу правильные варианты ответов. | Дети ведут сочетательный диалог с учителем. Работают с текстом учебника (стр. 80-83), анализируют содержание, делают соответствующие пометки в тексте. Обмениваются информацией, дополняют ответы других. Оценивают свою работу. | Личностные: формирование уважения к иному мнению Познавательные : владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; систематизируют и анализируют информацию; строят монологическое высказывание с опорой на ключевые слова Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее. Регулятивные : Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Предметные: получение новых знаний по теме урока; умение работать с учебником. | |||
6. Итог урока. Домашняя работа. | |||||||
Дать качественную оценку работы на уроке. | 1. Давайте подведем итог нашей работы. Слайд 21 Продолжите фразу: - Я знаю… - Я умею… - Я научился… 2. Выставление оценок в группах по Оценочному листу 3. Назовите главные слова нашего урока (синквейн) 4. Д\з уч. с. 80-83 читать; т. с. 26, задания 74,75. Творческое: - нарисовать плакаты - правила домашней безопасности - сочинить стихотворение (домашняя безопасность) | Учитель подводит итоги работы на уроке, помогает учащимся сделать вывод . | Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения. Чтение синквейна. | Коммуникативные : умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; умение формулировать точку зрения; умение аргументировать свою точку зрения. Познавательные: умение обобщать информацию Регулятивные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
7. Рефлексия. | |||||||
Дать эмоциональную оценку работы на уроке. | 1. Какие у вас личные впечатления от работы на уроке? 2. Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали? Что для вас было самым интересным? Слайд 22 Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно. | Организует диалог с учащимися. Помогает учащимся найти подходящие суждения и оценить свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет. | Оценка эмоционального состояния на занятии. Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. | Личностные: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные: Умение выражать свои мысли Познавательные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться!
Русская народная сказка «Теремок» Русская народная сказка « Руковичка » В. В. Бианки «Теремок» А. Толстой «Теремок»
Физминутка для глаз
Н аш дом является крепостью или опасностью?
Физминутка 2
Как пользоваться? Передавать ручкой вперёд. Мыть или обтирать голыми руками. Ножом пользоваться под присмотром взрослых. Во время пользования предмета, размахивать руками.
Как пользоваться? Лекарства принимать по назначению врача. Разноцветные таблетки – это не всегда витамины. Пробовать на вкус любую красивую жидкость . Моющие средства использовать согласно инструкции.
Как пользоваться? Использовать включенный газ, как способ согреться. Не пытаться самостоятельно отремонтировать неполадки в плите. Не оставлять без присмотра посуду на включенной плите.
Как пользоваться? Не пользоваться прибором с оголенным проводом. Электроприборы выключать из розетки при уходе из дома. ( кроме холодильника ) Пытаться самим отремонтировать неисправные приборы. Горячий утюг ставить на «подошву». Влажными руками не прикасаться к электроприборам.
Я знаю … Я умею… Я научился… Продолжи фразу
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование в 4 классе "Когда дом становится опасным"
Обучающиеся на уроке из проблемной ситуации выводят гипотезы:- дом опасен;- дом не опасен.Делятся (по личным мнениям) на две группы и исследуют данную проблему,делают вывод, информируют участник...
Урок окружающего мира в 4 классе "Когда дом становится опасным"
Материал содержит конспект урока и презентацию урока окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
«Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг». «Начальная школа ХХI века»
Тема урока "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг"Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, ...
Методическая разработка внеклассного занятия "Когда дом становится опасным", 2016 г
Материал может быть использован для внеклассного занятия в начальной школе и в 5-6 классах....
Когда дом становится опасным
Разработка урока окружающего мира 4 класса...
Тест: Вредные привычки. Когда дом становится опасным. Если случилась беда.
Тест - обобщение по темам "Вредные привычки", "Когда дом становится опасным", "Если случилась беда"...
конспект урока окружающего мира для 4 класса "Когда дом становится опасным"
Данный урок поможет учителям начальных классов...