Когда дом становится опасным
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Козлова Любовь Александровна

Урок  окружающего  мира  по теме  «Когда дом становится опасным».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  окружающего  мира  в  4 классе  по теме  «Когда дом становится опасным».

                

Цель урока:

Формирование у учащихся регулятивных учебных действий через осознание границ собственных знаний и умений по теме “ Когда дом становится опасным”

Задачи урока

.

1..Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование активной позиции сотрудничества со сверстниками;

- формирование внутренней положительной мотивации к предмету – окружающий мир;

- выработка чувства гражданственности, воспитание личности, стремящейся активно участвовать в здоровом образе жизни, воспитание уважения к себе как к носителю информации.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

           -  развитие умения выделять и формулировать познавательные цели;

- формировать у учащихся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию;

- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;

- продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения;

             - развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;

             - планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе – определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

              - развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 - дать возможность учащимся самостоятельно вывести  правила поведения в доме;

-  развитие умственных учебных действий через решение проблемных задач, частично-поисковой деятельности при изучении темы.

Оборудование

• окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1/ Н.Ф. Виноградова.  М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века) - стр. 80-83; 

• компьютер, мультимедийный проектор.;
• программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.; 
• раздаточный материал – Приложения.

Тип урока

 комбинированный

Роль и место темы в курсе

данный урок входит в раздел «Ты и твое здоровье» и является  вторым уроком данного раздела по изучению правил поведения дома. 

Формы организации учебной деятельности

  • групповая ;
  • индивидуальная;
  • фронтальная 

Ход урока

1.Организационный момент.        Слайд 2

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Психологический настрой на урок

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне.

- Сегодня будем работать в группах. У каждой группы на столе лежит оценочный лист (Приложение 1).  В течение урока вам необходимо заносить в него оценки, которые получите при выполнении каждого задания. В конце урока каждый из вас получит итоговую оценку за урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

2.Актуализация знаний.

1. Повторение изученного ранее  материала.

7 минут

- На прошлом уроке мы познакомились с опасностью, которая подстерегает нас дома, ПОЖАРОМ.

1. Игра  “Это я, это я, это все мои друзья”

Ведущий:

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Ребята:

Это - я, это - я, это все мои друзья!

Ведущий:

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Ребята:

Это - я, это - я, это все мои друзья!

Ведущий:

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол —
Еле сам живой ушел?

Ведущий:

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?

2. Выступления детей об огне Слайды 3, 4 (Приложение 2)

3. Рассказы детей о причинах возникновения пожара и  правилах (по картинкам и плакатам на доске).

Организует  проверку домашнего задания, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Оценивает ответы учащихся.

Проводит игру.

Выступают с сообщениями о получении огня древними людьми, о применении огня Слайды 3, 4

Рассказывают о причинах возникновения пожара и  правилах (по картинкам и плакатам на доске).

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

2. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

Установить межпредметные связи.

5 минут

- Чем похожи картинки?  Слайд 5 (русская народная сказка  «Теремок») 

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2fae67e5aa222993df1a3c161023fa9c-111-144&n=21  http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=657aec7e5e9d9c7ca1b3a1cf0de195cb-37-144&n=21

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9b050528450432e76333c0710d1ff890-91-144&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=cadd23a0049950156827529329ac5562-68-144&n=21

- Назовите сказки, у которых сюжет похож на сюжет русской народной сказки «Теремок». (Русская народная сказка «Руковичка», В. В. Бианки «Теремок», А. Толстой «Теремок»)  Слайд 6

c:\Users\Лариса Владимировна\Downloads\руковичка.jpg c:\Users\Лариса Владимировна\Downloads\Бианки.jpg c:\Users\Лариса Владимировна\Downloads\Толстой.jpg

- Рассмотрите картинки и найдите отличие? Слайд 7

(В первом случае животные собираются в доме, потому что  стены дома защищают. Во втором случае наблюдаем, что дом может оказаться опасностью.)

G:\ТЕРЕМ1.jpg G:\ТЕРЕМ.jpg

Выводит картинки  с помощью проектора на экран.

Задаёт вопросы, определяет задания

Сравнивают картинки, вспоминают сказки, оценивают ответы.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Устанавливать межпредметные связи.

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Слайды 8-13     Физминутка для  глаз (Приложение 3)

3.Знакомство с темой урока. Постановка проблемного вопроса урока.    Слайд 14

1. Организовать постановку познавательной цели урока учащимися.

 Согласовать цель и тему урока.

-  Ребята, как вы думаете, какую проблему надо сегодня решить на уроке?

Наш дом является крепостью или опасностью?

-  Как вы думаете, что нам нужно сделать для того, чтобы решить эту проблему?

Организовывает

коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.  Высказывают предположения.

Формулируют тему урока, ставят учебные задачи (записи вопросов появляются на доске).

Формулируют главный вопрос урока " Наш дом является крепостью или опасностью?"

Личностные:

возникает положительная мотивация к дальнейшей учебной деятельности

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

2. Организация действий, направленных на решение проблемы  

5 минут  

1. Работа в группах

1 группа (Приложение 4): Соотнести сказки с нарушениями правил безопасности

- “Спящая красавица” - не открывай дверь чужим                                                 

- “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - слушай старших              

- «Волк и семеро козлят” - будь осторожен с колющими и режущими предметами                                - «Колобок”, “Приключения Буратино”, “Красная Шапочка”, “Кот, петух и лиса” - чрезмерное доверие к незнакомцам

- «Кошкин дом» - нельзя играть со спичками                                                             

2 группа (Приложение 5): Собери стихотворение. О каких нарушениях правил безопасности говорится в стихах?

3 группа (Приложение 6): Прочитайте пословицы и соотнесите их с картинками.

4 группа (Приложение 7): распределить правила безопасности по группам.

2. Анализ и обобщение полученных материалов. Отчёты групп.

Итак,  наш дом является крепостью или опасностью?

        Дом опасен.

Выдвигает проблему.  Организует учащихся для работы в группах.

Уточняет понимание учащимися поставленной задачи при работе в группах.

Организует работу учащихся с представленными материалами.

Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся и сформулировать выводы.

Устанавливают данные в предложенных материалах соответствия,  утверждения.

Планируют свою дальнейшую познавательную деятельность с целью получения необходимых знаний.

Формулируют и представляют выводы и задачи на урок:

- мы узнаем, какие опасности подстерегают нас дома;

- мы научимся предупреждать эти опасности и избегать их.

Обсуждают работу каждого в группе. Командир оценивает, аргументируя свою оценку

Познавательные: формирование умения работать с информацией; уметь проводить сравнение по заданным критериям; выявляют эффективные способы решения учебной задачи

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли; уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные:

выполняют учебное задание в соответствии с целью; планируют свою дальнейшую познавательную деятельность

4. Первичное усвоение новых знаний  10 минут

1.Актуализировать уже имеющиеся у детей знания по теме урока.

2.Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1. Какие предметы опасны в доме?  Слайд 15

2. Раз данные предметы опасны, значит их не должно быть в доме?

- Конечно, они в доме нужны. Только  нужно соблюдать правила безопасности. Мы об этих правилах говорили на уроках Окружающего мира в предыдущих классах и на занятиях по безопасности. Поэтому многие правила вам знакомы.

3. Работа в группах по выработке правили поведения в доме по безопасности.

1 группа: Правила пользования острыми предметами

2 группа: Правила пользования плитой

3 группа: Правила пользования предметами бытовой химии и лекарствами

4 группа: Правила пользования компьютером

4. Анализ и обобщение полученных материалов. Отчёты групп.

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Организует групповую  работу учащихся.

Помогает спланировать дальнейшую познавательную  деятельность учащихся.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.  Высказывают предположения.

Вспоминают правила работы в группе.

Работают в группах.

Обсуждают работу каждого в группе. Командир оценивает, аргументируя свою оценку

Регулятивные:

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием;

Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации

Слайд 16   Физминутка

Игра “Я - НЕ Я”. Читаю стихотворение, а вы отвечайте «или я, или не я». Если говорите «не я» - одно приседание.

- Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг? ......
не я

- Красный отблеск пробежал,
Кто со спичками играл?.....
не я

- Стол и шкаф сгорели разом,
Kто сушил белье над газом?......
не я

- Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер? ......
 не я

- Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал? ......
не я

- Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву? .......
не я

- Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы? .......
не я

5. Первичное закрепление изученного материала. Обобщение и систематизация материала в ходе активного взаимодействия учителя с учащимися.   7 минут

1.Оценить, как изменились знания по теме

2.Осознать свои действия, выполняемые для достижения целей урока

3.Оценить собственную учебную деятельность

Подведение итогов

1. Так дом -  крепость или опасность?

(Дом – крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в доме.)

2. Работа с учебником: стр. 80-83. Прочитать, сформулировать главную мысль

1, 2 группы - первая статья

2, 4 группы - 2 статья

3. Видеофильм "Если ты остался дома один" (Приложение 8)

4. Обобщение "Домашние опасности" (Приложение 9) (уроки тётушки Совы)

5. Систематизация знаний. Ответим на вопросы теста  «Правила безопасности» Слайды 17-20

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?

2. Ты возвращаешься домой и видишь, что с тобой в лифт заходит незнакомый человек. Что ты сделаешь?

3. Ты остался дома один. В дверь позвонил незнакомый человек и попросил о помощи. Что ты сделаешь?  

4. Соотнеси номера телефонов и служб:

а) 03        б) 01

в) 02        г) 04

4. Самопроверка тестов. Самооценка

Организует индивидуальную работу учащихся с текстом учебника (стр. 80-83).

Организует опрос учащихся.

В  течение  этапа

работы  групп  выступает

наблюдателем,  помощником, координатором  действий.

Выслушивает ответы учащихся, корректирует их ответы, заносит в таблицу  правильные варианты ответов.

Дети ведут сочетательный диалог с учителем.

Работают с текстом учебника (стр. 80-83),  анализируют содержание, делают соответствующие пометки в тексте.

Обмениваются информацией, дополняют ответы других.

Оценивают свою работу.

Личностные:

формирование уважения к иному мнению

Познавательные :

владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем;

систематизируют и анализируют информацию;

строят монологическое высказывание с опорой на ключевые слова

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее.

Регулятивные :

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Предметные:

получение новых знаний по теме урока;

умение работать с учебником.

6. Итог урока. Домашняя работа.

Дать качественную  оценку работы на уроке.

1. Давайте подведем итог нашей работы. Слайд 21

Продолжите фразу:

- Я знаю…

- Я умею…

- Я научился…

2. Выставление оценок в группах по Оценочному листу

3. Назовите главные слова нашего урока (синквейн)

4. Д\з уч. с. 80-83 читать; т. с. 26, задания  74,75. Творческое:

- нарисовать плакаты - правила домашней безопасности

- сочинить стихотворение (домашняя безопасность)

Учитель подводит итоги работы на уроке, помогает учащимся сделать вывод .

Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения.

Чтение синквейна.

Коммуникативные :

умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

умение формулировать точку зрения;

умение аргументировать свою точку зрения.

Познавательные:

умение  обобщать  информацию

Регулятивные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

7. Рефлексия.

Дать  эмоциональную оценку работы на уроке.

1. Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

2. Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали? Что для вас было самым интересным?

Слайд 22

Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.

Организует диалог с учащимися.

Помогает  учащимся найти   подходящие суждения и оценить свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет.

Оценка эмоционального состояния на занятии.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

Личностные:

Самооценка на основе успешности    

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности  

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли  

Познавательные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда дом становится опасным

Слайд 2

Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться!

Слайд 6

Русская народная сказка «Теремок» Русская народная сказка « Руковичка » В. В. Бианки «Теремок» А. Толстой «Теремок»

Слайд 8

Физминутка для глаз

Слайд 14

Н аш дом является крепостью или опасностью?

Слайд 16

Физминутка 2

Слайд 17

Как пользоваться? Передавать ручкой вперёд. Мыть или обтирать голыми руками. Ножом пользоваться под присмотром взрослых. Во время пользования предмета, размахивать руками.

Слайд 18

Как пользоваться? Лекарства принимать по назначению врача. Разноцветные таблетки – это не всегда витамины. Пробовать на вкус любую красивую жидкость . Моющие средства использовать согласно инструкции.

Слайд 19

Как пользоваться? Использовать включенный газ, как способ согреться. Не пытаться самостоятельно отремонтировать неполадки в плите. Не оставлять без присмотра посуду на включенной плите.

Слайд 20

Как пользоваться? Не пользоваться прибором с оголенным проводом. Электроприборы выключать из розетки при уходе из дома. ( кроме холодильника ) Пытаться самим отремонтировать неисправные приборы. Горячий утюг ставить на «подошву». Влажными руками не прикасаться к электроприборам.

Слайд 21

Я знаю … Я умею… Я научился… Продолжи фразу

Слайд 22

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование в 4 классе "Когда дом становится опасным"

Обучающиеся на уроке из проблемной ситуации выводят гипотезы:- дом опасен;- дом не опасен.Делятся (по личным мнениям)  на две группы и исследуют данную проблему,делают вывод, информируют участник...

Урок окружающего мира в 4 классе "Когда дом становится опасным"

Материал содержит конспект урока и презентацию урока окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

«Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг». «Начальная школа ХХI века»

Тема урока    "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг"Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, ...

Методическая разработка внеклассного занятия "Когда дом становится опасным", 2016 г

Материал может быть использован для внеклассного занятия в начальной школе и в 5-6 классах....

Когда дом становится опасным

Разработка урока окружающего мира 4 класса...

Тест: Вредные привычки. Когда дом становится опасным. Если случилась беда.

Тест - обобщение по темам "Вредные привычки", "Когда дом становится опасным", "Если случилась беда"...