Когда дом становится опасным
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Разработка урока окружающего мира 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_dom_stanovitsya_opasnym.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 11 г. Лениногорска »
«Начальная школа XXI века»
4 класс
Окружающий мир
«Когда дом становится опасным.»
Подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Саримова Лилия Фоатовна
Лениногорск 2016 г.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится:
- Называть правила поведения при возникновении пожара ;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Универсальные учебные действия
Познавательные
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
- Давать определение понятиям о безопасном поведении дома ;
- Делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
Регулятивные
- Осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным»;
- Формулировать тему, удерживать цель и задачи ;
- Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
- Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе;
- Формировать умения формулировать и объяснять задание;
- Формирование умения слушать и понимать речь других.
Личностные
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Формировать умения самоопределения – осознавать значение учебной деятельности.
Тема урока "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг"
Цель: организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по теме урока, создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.
Учебные задачи:
- Создавать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
- Создавать условия для развития у умения структурировать информацию.
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
- Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
- Выяснить, почему огонь называют и другом, и врагом.
- Узнать причины возникновения пожара.
- Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно - методическое обеспечение
Программа «Окружающий мир» 1-4 класс / Н.Ф. Виноградовой - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.
Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Окружающий мир: учебник для 4 класса 1 ч.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
Оборудование и учебно-дидактическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийное оборудование;
- учебник «Окружающий мир» ч. 1;
- карточки с заданиями для работы в парах и группах;
- тест для самостоятельной работы;
- картинки с изображениями жизненных ситуаций.
- толковый словарь
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности.
Если спички в руки взял,
Сразу ты опасным стал-
Ведь огонь, что в них живет
Много бед всем принесет!
Учитель: А сейчас ребята все смотрим на экран. (Отрывок из мультфильма «Кошкин дом»)
-Как вы думаете о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
Ответ: О правилах поведения во время пожара
- Подведение к проблеме (слайд 1)
Учитель: Чем похожи картинки?
Ответ: Русская народная сказка «Теремок»
Учитель: Назовите сказки, у которых сюжет похож на сюжет русской народной сказки «Теремок».
Ответ: Русская народная сказка «Руковичка».
Учитель: А авторские сказки с похожим сюжетом вы знаете?
Ответ: В.В.Бианки «Теремок», А.Толстой «Теремок».
Учитель: Ребята татарские народные или авторские сказки с таким же сюжетом вы знаете?
Как переводится на татарский язык «Теремок» и «Руковичка».
(слайд 2)
Учитель: Рассмотрите картинки и найдите отличие?
Ответ: В первом случае животные собираются в доме, потому что стены дома защищают. Во втором случае наблюдаем, что дом оказывается опасностью.
(слайд 3)
Учитель: Как вы понимаете смысл этих слов. Мой дом –моя крепость. (Человеку в доме должно быть спокойно, не страшно.)
Учитель: Назовите жанр этого произведения. (Устное народное творчество. Пословица.)
Учитель: Ребята сегодня на уроке мы будем работать в группах. У вас на столах лежат задания № 1.Вы должна правильно соединить начало пословицы с продолжением.
1. В гостях хорошо, моя крепость.
2. Дом красится полная чаша.
3. Дом как а дома лучше.
4. Мой дом- хозяином.
5. Горе тому, хозяйка плоха.
6. Коли изба крива- у кого много всего в дому.
7. Худо жить тому, кто непорядком живет в дому.
8. Мило тому, у кого ничего нет в дому.
Учитель: Ребята а сейчас скажите мне пожалуйста какие пословицы к каким картинам подходят. (слайд 4)
Ответ: Первые четыре относятся к первой картине, остальные ко второй.
Учитель: Ребята после выполнения этого задания к какому выводу мы придем?
Ответ: Дом может быть не только крепостью, но там нас ожидают и опасности.
III. Формулирование проблемы
Учитель: Итак, наш дом является крепостью или опасностью?
- Какую проблему сегодня решим на уроке?
IV. Составление плана исследования (слайд 5)
- Выдвижение гипотезы решения проблемы
(является крепостью, потому что…; является опасностью, потому что…)
Учитель: Ученики которые считают, что дом является «крепостью» пересаживаются за зеленые столы. Кто думает, что дом это «опасность» занимают места за красными столами.
Учитель: Ребята, как и где можно проверить эти высказывания
Ответ: Мы можем посмотреть в словарях, спросить у учителя или у родителей, в интернете, в учебнике.)
Учитель: Вы к сегодняшнему уроку должны были дома собрать нужный материал. Найти определения, нарисовать рисунки и все это принести на урок. Вы готовились дома?
V. Выбор методов исследования. Сбор, обработка информации.
Учитель: Задание первое. Группы за зелеными столами ищут по словарю толкование слова «крепость», а за красными столами по компьютеру толкование слова
«опасность».
Ответ: Два ученика по желанию читают ответы на вопросы.
Учитель: Следующее задание тоже связано с уроком чтения, на ваших столах лежат задания № 2. Вы должны найти правильное высказывание о каждой сказке и соединить.
«Спящая красавица» нельзя играть со спичками.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» не открывай дверь чужим.
«Волк и семеро козлят» будь осторожен с колющими
режущими предметами.
«Колобок», «Красная Шапочка», слушай старших.
«Кошкин дом»
Учитель: Ребята, к какому выводу пришли после выполнения этих заданий?
Ответ: Дом опасен. (Ответы всех групп одинаковые.)
Учитель: А какие-нибудь татарские сказки вы знаете с похожим сюжетом.
Ответы: « Каза и овца» Г. Тукай, « Болтливая утка» А.Алиш.
Учитель: Какие предметы опасны в доме?
Ответ: Газовая плита, лекарства, электроприборы, ножницы, ножи…
Учитель: Раз эти приборы опасны, значит их не должно быть в доме?
Ответ: Нет без них люди не могут обходится, нужно знать правила пользования этими предметами.
Учитель: Давайте мы сейчас отдохнем и за одно эти правила вспомним.
VI. Физкультминутка.
Игра «Я-не я».
Учитель: Я читаю стихотворение, а вы отвечаете «или я, или не я». Если говорите «не я» -одно приседание.
-Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
- Красный отблеск пробежал,
Кто со спичками играл?
- Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?
-Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?
-Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?
-Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?
-Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?
VII. Анализ и обобщение полученных материалов
Работа в группах по выработке правил поведения в доме по безопасности. Общающиеся в парах разрабатывают правила безопасности
«Как уберечь себя от ожогов при пожаре», «Как правильно дышать, если кругом дым»,
«Лекарство- это опасно!», «Как правильно пользоваться газовой плитой». (слайд 6)
Учитель: Сейчас командиры каждой группы подходят ко мне и выбирают для проектной работы тему и нужные пособия. (На учительском столе лежат учебники, толковые словари, картины по темам, планшеты, ножницы, клей, фломастеры.) Остальной материал дети готовили дома, это было домашним заданием.
VIII. Подготовка отчета исследования.
Учитель: Работаем в группах по выработке правил поведения в доме по безопасности. Каждая группа собрали информацию и сейчас оформляют свою проектную работу. (Группы работают)
Ребята пока вы работаете я расскажу вам, что такое огонь, и чем он опасен для жизни человека. А рассказ свой я начну с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».
Чаще всего пожар возникает из-за нарушений правил пожарной безопасности при неправильном пользовании бытовой техникой, газовыми и отопительными приборами,
Пожар ребята очень опасен открытым огнем, высокой температурой воздуха. С давних времен известно, что пожар легче предупредить, чем погасить. Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда.
В прошлом году в нашем районе, в деревне Старый Кувак произошла очень страшная трагедия. Во время пожара погибли пятеро маленьких детей и их мама. Причина пожара неисправность электропроводки.
IX. Отчет исследования с демонстрационным материалом. Обсуждение итогов завершенной работы.
Учитель: -Так дом –крепость или опасность? Я хочу услышать ваши ответы. Каждая команда защищает свою проектно-исследовательскую работу.
Ответ: Дом –крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в доме.)
X. Систематизация знаний. (тест)
Учитель: А сейчас ребята чтобы закрепить наши знания ответим на вопросы теста «Правила безопасности»
- Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился провод от телевизора. Что нужно сделать?
А) Выключить телевизор.
Б) Позвать кого-нибудь на помощь.
В) Попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных.
2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа.
Что ты сделаешь?
А) Пойду понюхаю, откуда пахнет.
Б) Первым делом зажгу и спичкой проверю, откуда идет газ.
В) Открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04
и все это буду делать, не включая света.
- В доме ты один. Пришел со школы. На кухне когда делал бутерброд, порезал палец. Что делать?
А) обработать перекисью водорода
Б) заплакать
В) вызвать скорую
4. Ты смотришь в окно. В соседнем доме напротив из окна идет дым. Какой номер
Телефона ты наберешь?
А) 03
Б) 01
В) 02
Г) 04
Проверка тестов (слайд 7) Самооценка.
№ п/п | «Огонь – друг и враг» | Оцени себя |
Знаю причины возникновения пожара. | ||
Понял, почему говорят: «Огонь - друг и враг». | ||
Запомнил правила поведения при пожаре. | ||
Активно работал в паре. | ||
Активно работал в группе. |
Проверка.
XI. Рефлексия. Итог урока.
Продолжи фразу:
- Я знаю …
- Я умею…
- Я научился…
Учитель: Ребята на этом я хочу закончить наш урок. Теперь я спокойна, вы знаете и всегда будете выполнять правила безопасности в доме.
Приложение 1: Презентация
Приложение 2: Учебно- методическое обеспечение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование в 4 классе "Когда дом становится опасным"
Обучающиеся на уроке из проблемной ситуации выводят гипотезы:- дом опасен;- дом не опасен.Делятся (по личным мнениям) на две группы и исследуют данную проблему,делают вывод, информируют участник...
Урок окружающего мира в 4 классе "Когда дом становится опасным"
Материал содержит конспект урока и презентацию урока окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
«Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг». «Начальная школа ХХI века»
Тема урока "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг"Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, ...
Методическая разработка внеклассного занятия "Когда дом становится опасным", 2016 г
Материал может быть использован для внеклассного занятия в начальной школе и в 5-6 классах....
Тест: Вредные привычки. Когда дом становится опасным. Если случилась беда.
Тест - обобщение по темам "Вредные привычки", "Когда дом становится опасным", "Если случилась беда"...
конспект урока окружающего мира для 4 класса "Когда дом становится опасным"
Данный урок поможет учителям начальных классов...
"Когда дом становится опасным."
создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями в доме, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противо...