Методическая разработка внеклассного занятия "Когда дом становится опасным", 2016 г
методическая разработка

Кашинцева Регина Васильевна

Материал может быть использован для внеклассного занятия в начальной школе и в 5-6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное занятие30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в группе продлённого дня  в 4 классе

  Тема: Когда дом становится опасным.

Цели:

- довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем;

- обеспечить усвоение учащимися  правил пожарной безопасности, учить соблюдать их;

 - учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения;

- учить  давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Задачи:

1. Закреплять полученные знания и навыки обучающихся по правилам противопожарной безопасности.

2. Расширить  представления обучающихся об опасностях, связанных с огнем.

3. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

4. Развитие мышления,

Формирование УУД: 

- учащиеся получат возможность проявлять познавательную инициативу в оказании помощи при работе в команде;

- учатся контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий;

-   учащиеся сотрудничают с соседом в команде, умеют договориться и прийти к нужному ответу;

- анализ системы заданий, самоконтроль, коммуникативные умения, оказание взаимопомощи в условиях  групповой работы

 

Оборудование: мультимедийное оборудование; выставка детских книг: Б.Житков: «Пожар в море», Л.Н.Толстой: «Пожар», С.Я.Маршак: «Пожар», «Кошкин дом», К.И.Чуковский: «Путаница»; В. Гальченко «Огонь невидимка»,  «Пожарные собаки» Л.Н. Толстого; С.В. Михалков «Дядя Стёпа»

Ход занятия

- В:Могут ли квартира и улица стать опасными для жизни?

- Вспомните сказки, в которых нарушены основы безопасности жизнедеятельности, что привело к печальным последствиям.  

Ответы обучающихся.

1. “Колобок”, “Приключения Буратино”, “Красная Шапочка”, “Кот, петух и лиса”

2. “Волк и семеро козлят”

3. “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

4. “Спящая красавица”

5. “Снежная королева”

(чрезмерное доверие к незнакомцам)

(не открывай дверь чужим)

(слушай старших)

(будь осторожен с колющими и режущими предметами)

(нельзя цепляться за впереди идущий транспорт)

В. Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите произведение и автора.

1) Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит.

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!»

Д. Корней Иванович Чуковский. «Путаница».

В. Может ли море гореть?

Д. Нет.

В. Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в «Путанице»?

Д. Игра лисичек со спичками привела к пожару.

2) В. И вдруг заголосили :   «Пожар!

                                             Горим! Горим!»

        С треском, щелканьем и громом

        Встал огонь на новый дом,

        Озирается кругом,

        Машет красным рукавом.

Д. Самуил Яковлевич Маршак. «Кошкин дом».

В. Почему возник пожар?

Д. Была оставлена без присмотра печь.

3) В. Что за дым над головой?

     Что за гром на мостовой?

     Дом пылает за углом.

     Что за мрак стоит кругом?

     Ставит лестницы команда,

      От огня спасает дом.

Д. Сергей Владимирович Михалков. «Дядя Степа».

В. Кому помог Дядя Степа во время пожара?

Д. Он выпустил голубей.

В. Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке?

Д. Наверное, дети играли с огнем на чердаке.

Включаю проектор -презентация

- Определите тему нашего занятия

(Ответы ребят).

- Да. И тема нашего занятия  … (слайд 1).

- Мы сегодня поговорим о пожаре.

– А как вы думаете, огонь – это друг или враг?(ответы детей)

- У нас две гипотезы. Появилась проблема. Одни ребята утверждают, что друг, другие, что огонь – враг. В конце урока мы должны разрешить эту проблему.

На  доске:

Огонь – друг

Огонь – враг человека

     

   

или

– Какова цель занятия? Продемонстрируем знания, умения и навыки обращения с огнём, узнаем новые сведения об огне, поучимся правильно действовать в случае пожара.

            Инсценировка (выходят Огонь и девочка)

Огонь (Егор):

Я - огонь, я - друг ребят.

Но, когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом.

 Девочка:

Человеку друг – огонь

Только зря его не тронь!

Если будешь баловаться,

То беды не миновать,

От огня несдобровать!

Огонь:

Огонь силен – он может сжечь деревню,

Он беспощаден, зол, напорист, груб.

И сгубит он столетние деревья

Быстрее, чем умелый лесоруб. 

 Девочка:

Знайте, в гневе он сердит:

Ничего не пощадит!

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома все кругом.

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

Огонь:

И там, где он проходит,

Сгорает лес, сгорает весь дотла.

Недаром поговорка есть в народе:

«Бояться как огня»

Девочка:

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!

Огонь:   Говорим огонь наш друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нём  забудем,

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том

Вы в сражении с огнём.

Тут он страшен и суров-

И от дома куча дров.

В: - Поднимите руки, кто из Вас видел огонь? Какой он? Как он выглядит? (Ответы ребят). СЛАЙД 2

Выступление эксперта  (слайд 3-4 ):

                  -Примерно 2 миллиона лет назад на территории Африки появились первые люди. Сначала они не умели пользоваться огнем. Пожары, молнии, извержения вулканов вызывали у первобытных людей ужас, и они в страхе бежали от огня. Но со временем человеку удалось приручить огонь, подаренный природой (например, сохраненный после лесного пожара). Его берегли, постоянно поддерживали. Не удивительно, что того, по чьей вине костер затухал, ожидало суровое наказание.

                   Затем люди научились добывать огонь. Археологические  раскопки показывают, что более миллиона лет назад люди уже могли получать огонь трением деревянных дощечек друг о друга или высекая искру ударом камня о камень.

– Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар» и скажите, кем почувствовала себя Лена, оставшись дома одна. ( читают 3 ученика)

– Как  вы  думаете,  почему  произошла  эта  история?  Давайте  разбираться.

-Проверим ваши высказывания прочитав по цепочке статью.

 

              - Рассмотрите   рисунки   и составьте на листочках памятку правил поведения , которые необходимо выполнять при использовании огня. Используйте подсказку (опорные  слова)

(Зачитывают памятку)

ФИЗМИНУТКА

Исходное положение: стоя у парты.

В. Если на мой вопрос  вы можете ответить «Я!» - то хлопаете    в  ладоши.

Если на мой вопрос вы мысленно  отвечаете : «Не я!» - то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,

Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,

Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом,

Незнакомые предметы?

- Чтобы не приключилась беда, крепко-накрепко запомните: если в доме возникает пожар, а взрослых нет, сразу убегайте. Выводите из горящего дома малышей. Никогда не прячьтесь в горящем доме и не пытайтесь тушить пожар самостоятельно. Когда вы будете в безопасности, звоните «01» и зовите взрослых).

Воспитатель: СЛАЙД 5

- На борьбу с огнём направляются смелые и отважные люди. Они, бросаясь в огонь и дым, спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни.

- Но отвагой на пожаре отличаются не только пожарные, но и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Воспитатель:

- Из какого произведения эти строки? (С. Я. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”)

- О пожарах много написано книг, снято фильмов и мультфильмов.

СЛАЙД 6-7 –Итак, причины возникновения пожара – читаем хором

Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья!»

А теперь поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете хором отвечать: «Это я, это я, это - все мои друзья!», если согласны или

молчите, если не согласны.

1)- Кто задорный и веселый,  Верность правилам храня,
Бережет родную школу  От огня?

Ребята:

Это - я, это - я, это все мои друзья!

2)- Кто, услышав запах гари,

Сообщает о пожаре? Это я, это я,  это – все мои друзья!!!

3)- Кто из Вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар! Горим!» Это я, это я,  это – все мои друзья!!!

4)- Кто из вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём? (молчание)

5)- На привале кто в лесу жег засохшую сосну?

А потом так поспешил, что костер не затушил. (молчание)

6)- Кто от маленькой сестрички

Прячет, дети, дома спички? Это я, это я,  это – все мои друзья!!!

7)- Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушел!  (молчание)

8)- Кто костров не разжигает

И другим не разрешает? Это я, это я,  это – все мои друзья!!!

9)- Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по «04»? Это я, это я,  это – все мои друзья!!!

10)- Кто соседской детворе  

 Объясняет во дворе,
  Что игра с огнем недаром  

 Завершается пожаром?

Ребята:

Это - я, это - я, это все мои друзья!

Ведущий:

11)- Кто пожарным помогает,    

Правила не нарушает,
  Кто пример для всех ребят:    

 Школьников и дошколят?

Это - я, это - я, это все мои друзья!

Воспитатель: Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята  вблизи строений или строительных площадок. Нередко ребята играют на чердаках и подвалах жилых домов, балуются со спичками, не задумываясь о последствиях.

- Назовите предметы, играть с которыми опасно, от которых может произойти пожар.

(Спички, зажигалка, газ, плита, электроплитка, свеча, бенгальские огни, электроприборы, лампочка и т.д. ).

Тест

  1. У Вас загорелся телевизор. Ваши действия? (отключить телевизор от электросети, накрыть влажным одеялом, при необходимости вызвать пожарных).  СЛАЙД 8
  2. В квартире неожиданно начался пожар. (На экране картинка: «Пожар в квартире»). Ваши действия? (Прячутся под стол и в шкаф, открывают окна, двери). Правы ли ребята? СЛАЙД 9
  3. На ребёнке загорелась одежда. Ваши действия (Начинают бегать по комнате). Как нужно правильно поступить? (Упасть на пол, землю, снег, траву), покататься, накрыть влажной тряпкой, бежать нельзя, огнетушителем тушить нельзя). СЛАЙД 10
  4. Как можно сообщить о пожаре? СЛАЙД 11
  5. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

                   (На доске: СЛАЙД 12

  • Тревога.
  •  Вызов пожарной охраны.
  • Эвакуация.
  • Сбор ( место заранее должно быть согласовано).
  • Перекличка)

- В школе много людей, если все они будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

Д. Давка.

В. В каждом общественном месте есть « План эвакуации». Где он висит в нашей школе?

Д. На втором этаже.

В. Рассмотрите « План эвакуации»; что на нем отмечено, что показано стрелками, как будем выходить мы, по какому пути?

– От чего чаще всего люди гибнуть? (от огня, дыма, ядовитых газов). Дым для человека представляет большую опасность. Как нужно вести себя если вы почувствовали запах дыма или вам нужно преодолеть дымное расстояние. (Ответы ребят).

Для этого нужно запомнить, как вести себя на пожаре (раздаю памятки)

СЛАЙД 14-15

       Итог занятия. Рефлексия.

- Итак, вернёмся к началу занятия «Огонь  друг или враг?»

- Что нового узнали на занятии?
Что  понравилось? Почему?
Что показалось наиболее сложным?

Воспитатель: Подведите, дети, итог:

Что вам дал по безопасности урок?

Как пожара избежать?

Можно ли с огнем играть?

Ученик (Настя): Без огня на свете плохо:

                            Ни согреться, ни сварить.

                            В общем, без огня, наверное,

                            Человеку не прожить.

                            Дом огонь нам освещает,

                            Металл плавить помогает,

                            С ним уютней и теплей.

                           Огонек, свети скорей.

                           Говорим: «Огонь наш друг!»

                           Но врагом он станет вдруг,

                           Если мы о нем забудем.

                           Отомстит он сразу людям.

                           Пожалеете о том,

                           Вы в сражении с огнем.

- Д/з

Подобрать загадки  на тему «Освещение, огонь, тепло». Составьте высказывания на тему: « Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?»

Наша встреча   не прошла даром. Мы научились видеть пожарную опасность у себя дома; отработали правильность вызова пожарных, т.к. каждое промедление  стоит смерти людям.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных занятий по окружающему миру совместно с родителями

Данный материал содержит пояснительную записку и конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру "Моя родословная....

Методическая разработка внеклассного занятия "Пожарная безопасность"

Методическая разработка внеклассного занятия «Пожарная безопасность», автор разработки – Лукьянцева А.С., методист МОУДОД «РЦДТ».    Методическая разработка рассчитана на обучающи...

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили" по книге Г. Троепольского"Белый Бим Черное Ухо" и одноименного фильма С. Ростоцкого...

Методическая разработка внеклассного занятия "Красная книга Кубани"

Цель: познакомить детей с «Красной книгой Кубани».Задачи:1. Познакомить детей с Красной  книгой  Краснодарского края , растениями  и животными, которые в нее внесены;2. Учить дете...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...