конспект урока окружающего мира для 4 класса "Когда дом становится опасным"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Когда дом становится опасным
Педагогические цели | Создать условия для обсуждения возможных опасных ситуаций, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причин их возникновения, ориентировочных реакций в данных ситуациях и готовности им противостоять; способствовать формированию навыков безопасного поведения |
Тип урока | Построение системы знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Узнают причины возникновения опасных ситуаций; научатся предотвращать их и противостоять им |
Личностные результаты | Проявляют умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: осуществляют чтение, наблюдения, высказывание предположений, анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение, «чтение» информации, отраженной на иллюстрациях, представление графической информации в виде текста, представление информации в «свернутом» виде»; составляют рассказ-рассуждение, пересказ. Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, контроль выполнения учебных задач. Коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
Основное содержание темы, понятия и термины | Правила безопасного обращения с предметами |
Сценарий урока
I. Постановка учебной задачи.
Учитель демонстрирует иллюстрации к русской народной сказке «Теремок».
– Посмотрите на картинки. Что их объединяет? (Это иллюстрации к русской народной сказке «Теремок».)
– Назовите сказки, сюжет которых похож на сюжет русской народной сказки «Теремок». (Русская народная сказка «Рукавичка», В. Бианки «Теремок», А. Толстой «Теремок».)
– Рассмотрите еще раз картинки и опишите их содержание. (В первом случае животные собираются в доме, потому что стены дома защищают. Во втором случае наблюдаем, что дом может оказаться опасностью.)
– Прочитайте пословицы и соотнесите их к какой-либо из картинок.
• В гостях хорошо, а дома лучше (1).
• Дом красится хозяином (1).
• Дом как полная чаша (1).
• Мой дом – моя крепость (1).
• Горе тому, кто непорядком живет в дому (2).
• Коли изба крива – хозяйка плоха (2).
• Худо жить тому, у кого ничего нет в дому (2).
• Мило тому, у кого много всего в дому (1).
• Бегает от дому, будто черт от грому (2).
• И стены в доме помогают. Дома и солома съедобна (1).
– Какой вывод можно сделать из сказанного?
II. Формулирование проблемы.
– Итак, наш дом является крепостью или опасностью?
– Какую проблему попытаемся решить сегодня на уроке?
III. Составление плана исследования.
1. Выдвижение гипотезы, решение проблемы («является крепостью, потому что…»; «является опасностью, потому что…»).
– Группа, которая ответила, что дом является крепостью, занимает зеленый стол. Группа, которая сказала, что дом – опасность, занимает желтый стол.
2. Выбор методов исследования.
– Как и где можно найти доказательства к вашим высказываниям? (В словаре, Интернете, учебнике; у учителя, взрослых.)
3. План последовательности проведения исследования.
– Составим план работы, чтобы доказать свои высказывания.
План:
1) Прочитать фразы.
2) Найти соответствие.
3) Постараться ответить на поставленный вопрос гипотезы.
4) Проанализировать полученный результат. Сделать вывод.
IV. Проведение исследования.
1. Сбор, обработка информации.
– Давайте вспомним сказки, герои которых нарушили правила безопасности, что привело к печальным последствиям.
• «Спящая красавица» – не открывай дверь чужим.
• «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – слушай старших.
• «Волк и семеро козлят» – будь осторожен с колющими и режущими предметами.
• «Колобок», «Приключения Буратино», «Красная Шапочка», «Кот, петух и лиса» – не следует чрезмерно доверять незнакомцам.
• «Кошкин дом» – нельзя играть со спичками.
2. Анализ и обобщение полученных материалов.
Структурирование собранного материала, выделение главных и второстепенных идей, удаление информации, не относящейся к теме исследования.
3. Подготовка отчета исследования.
– Ответы двух групп одинаковые. Дом опасен.
– Какие предметы опасны в доме?
– Раз данные предметы опасны, значит, их не должно быть в доме. (Нужно соблюдать правила безопасности.)
V. Работа в парах по выработке правил безопасного поведения в доме.
1. Разработка правил безопасности.
Обучающиеся в парах разрабатывают правила безопасности по темам: «Как уберечь себя от ожогов», «Как дышать, если кругом дым», «Острые предметы – это опасно!», «Как пользоваться газовой плитой», «Работа с компьютером» (учебник, с. 76–83).
2. Отчет с использованием демонстрационного материала.
3. Обсуждение итогов работы.
Физкультминутка для глаз
Обучающиеся зачитывают «Правила безопасности в доме».
– Так дом – крепость или опасность? (Дом – крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в нем.)
VI. Практическая деятельность.
Игра «Я – не я».
– Я читаю стихотворение, а вы отвечайте: «Я» или «Не я». Если говорите «Не я», выполняете одно приседание.
– Дым столбом поднялся вдруг, Кто не выключил утюг? – Красный отблеск пробежал, Кто со спичками играл? – Стол и шкаф сгорели разом, Kто сушил белье над газом? – Побежал пожар во двор, | Это кто там жег костер? – Столб огня чердак объял, Кто там спички зажигал? – Пламя прыгнуло в листву, Кто у дома жег траву? – Кто бросал в огонь при этом Незнакомые предметы? |
Ситуация. Вы резали хлеб и поранили палец. Ваши действия. (Обучающиеся на практике демонстрируют оказание первой медицинской помощи.)
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Продолжите фразы:
• Я знаю…
• Я умею…
• Я научился…
Учитель раздает буклеты «Правила безопасного поведения дома». Выставление оценок с комментированием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира"Лесные опасности"
Конспект урока окружающего мира для 2 класс "Лесные опасности" К уроку есть презентация....
Конспект урока окружающего мира "Опасные места" 3 класс
Целью урока "Опасные места" (3 класс) является освоение важнейших правил безопасности.Программа "Школа России". Тип урока: изучение нового материала, комбинированный. Технологии, используемые на уроке...
конспект урока окружающего мира-2 класс "домашние опасности"
Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать дома. Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, класси...
Конспект урока окружающего мира "Опасности в природе" 3 класс
Данный конспект при использовании различных форм работы с учащимися поможет провести интересный урок при изучении раздела "Наша безопасность"....
Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Когда мы станем взрослыми? Профессии взрослых».
Цель: показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка, необходимость выбора профессии....
Конспект урока окружающего мира на тему: Природа в опасности. Охрана природы!
Учебник А. А. Плешакова...
- Мне нравится (1)