«Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг». «Начальная школа ХХI века»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Тема урока "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг"
Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._urok_ogon_-drug_i_vrag_.docx | 68.89 КБ |
prilozhenie_.docx | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Белгорода
«Начальная школа XXI века»
4 класс
Окружающий мир
«Когда дом становится опасным.
Огонь – друг и враг»
Подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Дорофеева Светлана Анатольевна
Белгород 2015 г.
«Начальная школа ХХI века»
Программа «Окружающий мир, 4 класс», автор Н.Ф.Виноградова
«Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова: 4 класс: учебник. –М.: Вентана-Граф, 2014
Тип урока:
Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится:
- называть правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
- Давать определение понятиям;
- Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
- Выделять необходимый материал из текста, устного рассказа.
- Делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
Регулятивные
- Осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным».
- Формулировать тему, удерживать цель и задачи учебной деятельности.
- Уметь самостоятельно решать проблемные задачи.
- Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
- Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе.
- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
- Соблюдать грамматические нормы речи.
- Воспринимать целостную картину безопасных норм поведения, и их соблюдения.
Личностные
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- Проявлять готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Тема урока "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг"
Цель: создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причинами их возникновения, ориентировочными реакциями и готовностью им противостоять; формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.
Учебные задачи:
- Создавать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
- Создавать условия для развития у умения структурировать информацию.
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
- Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
- Выяснить, почему огонь называют и другом, и врагом.
- Узнать причины возникновения пожара.
- Запомнить правила поведения при пожаре.
- Узнать, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой.
- Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно - методическое обеспечение
Программа «Окружающий мир» 1-4 класс / Н.Ф. Виноградовой - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.
Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Окружающий мир: учебник для 4 класса 1 ч.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Окружающий мир: рабочая тетрадь для 4 класса 1 ч.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
Оборудование и учебно-дидактическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийное оборудование;
- учебник «Окружающий мир» ч. 1;
- рабочая тетрадь №1;
- карточки с заданиями для работы в парах и группах;
- тест для самостоятельной работы;
- картинки с изображениями жизненных ситуаций.
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности.
Цель: мотивировать к изучению темы; включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
У.: - Покажите, что вы прочитали с помощью этого знака. (Начало урока).
- Проверьте свою готовность к уроку. (Дежурный ученик показывает, как организовать своё рабочее место. Остальные обучающиеся проверяют свою готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь №1,пенал, дневник.)
У.: - Молодцы, садитесь.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать ранее полученные знания, необходимые для «открытия нового знания».
Метод словесной передачи, зрительного и слухового восприятия, проблемный.
Приёмы обучения : словесная и наглядная передача учебной информации.
Форма обучения: фронтальная.
Беседа.
– Прочитайте и объясните пословицы. (Ответы детей.)
СЛАЙД 1
Всякий дом хозяином держится.
Горе тому, у кого непорядки в дому.
-Какая общая тема объединяет эти пословицы?
- Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Хотите узнать, какое горе может случиться с тем, у кого непорядки в дому?
Ш. Определение темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемный, частично-поисковый.
Приёмы обучения: словесная передача учебной информации одновременно всем обучающимся, организация групповой работы.
Форма обучения: групповая.
Определение темы урока
У.: - По содержанию учебника прочитайте тему урока на странице 76. Посмотрите, к какому разделу относится этот урок. С помощью стикера откройте нужную страницу.
У.: Кто может назвать тему урока?
Д.: «Когда дом становится опасным». Раздел «Твоё здоровье».
У.: Эта тема очень большая, поэтому мы познакомимся с ней в течение двух уроков. Сегодня мы будем работать на стр.76-81 (на доску).
Работа в группах (в четвёрках)
У.: - Давайте вспомним правила работы в группе.
- Говори в полголоса. Не кричи!
- Поделись своим мнением.
- Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
- Выбери консультанта.
У: - Объединитесь в четвёрки.
- Просмотрите тексты, рисунки и задания на этих страницах. Обсудите в группе и предположите, о чем мы будем говорить сегодня, чем будем заниматься на уроке?
Проверка: ответы детей по группам.
- Мы с группой посовещались и предположили, что мы будем сегодня на уроке узнавать причины возникновения пожара.
- Мы будем читать текст «Огонь - друг и враг».
- Совершим путешествие в прошлое в рубрике «Этот удивительный мир…»
- Прочитаем, как уберечь себя от ожогов и как пользоваться газовой плитой. и др.
У: - Опираясь на ваши рассуждения, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? Давайте внесём уточнение.
Тема «Огонь – друг и враг» (надпись на доску).
Определение цели урока:
У: - Опираясь на тему урока и ваши рассуждения, поставьте цель урока.
Проверка: фронтальная. (Ответы детей)
Цель: узнать о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём. Выучить правила пожарной безопасности.
Составление плана урока:
У.: - Что поможет в достижении цели?
Д.: - План работы.
- Давайте составим план работы в соответствии с заданиями учебника.
(На доске записан план работы на уроке в произвольном порядке, обучающиеся составляют в определённой последовательности).
План работы:
- Причины возникновения пожара.
- Почему говорят «Огонь - друг и враг».
- Правила поведения при пожаре.
- Как уберечь себя от ожогов.
- Как пользоваться газовой плитой.
- Итог.
IV. «Открытие нового знания». Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.
Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемный, частично-поисковый.
Приёмы обучения - словесная передача учебной информации одновременно всем обучающимся, организация групповой работы.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
У.: - Приступаем к выполнению первого пункта плана.
1. Причины возникновения пожара.
Цель: дать представление о причинах возникновения пожара .
Работа по учебнику (с. 76).
- Давайте обратимся к учебнику. Что показывает этот условный значок? (Обсудим вместе).
- Прочитаем отрывок из стихотворения. Рассмотрим рисунки. Ответим на вопросы: «Какие причины возникновения пожара? Почему огонь может стать врагом?».
(Чтение отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».)
Проверка фронтальная (Ответы детей на вопросы.)
Причины пожара:
- Не играй со спичками и зажигалками.
- Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
- Не суши белье над плитой.
- Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома.
- Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
- Не разводи костер в лесу.
- Будь осторожен с газом.
Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)
У.: - Приступаем к выполнению второго пункта плана.
2. Почему говорят: «Огонь – друг и враг».
Цель: дать представление о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём.
У.: - Как вы думаете, почему произошла эта история? Давайте разбираться.
1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг» ( стр.77: 1, 2 абзац)
2.) Сообщения учащихся.
Презентация «Огонь – друг и враг».
Огонь – друг человека Слайды № 2-11
Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека.
Он: отапливает дома в холодное время года; помогает приготовить пищу; используется в производстве: при плавке металлов, изготовлении стекла и стройматериалов, обжиге керамических изделий, в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей.
Огонь – враг человека Слайды № 12-19
Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое.
Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок.
У.: - Ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а также сберечь здоровье и жизнь людей.
У.: - Давний друг человека – огонь … Откуда он произошёл, ваше мнение?
(Ответы детей.)
- Давайте совершим экскурсию в прошлое и узнаем. Какая рубрика нам поможет? Найдите в учебнике.
3.) Рубрика «Этот удивительный мир…».
( Чтение текста на стр.79) Слайды 20-21
Рефлексия: - Как вы считаете, мы выполнили этот пункт плана? Коротко вывод. (Ответы детей.)
У.: - Переходим к следующему пункту плана.
3. Составление правил поведения при пожаре.
1.) Чтение текста в учебнике «Огонь – друг и враг».
(стр.79; продолжение с 3-го абзаца)
У.: - Сначала мы дочитаем текст до конца, и узнаем первое правило:
1.Как нужно дышать, если кругом дым?
2.) Работа со словарём.
- Найдите в тексте выделенное слово. ( «удушье»)
- Как определить значение этого слова? (по словарю)
- Определите по толковому словарику, что оно значит (учебник стр.140).
Проверка. Объяснение слова «удушье» по словарю.
3.) Формулировка правил поведения при пожаре.
У.: - А теперь составим остальные правила поведения при пожаре.
Задание на стр. 78. Что показывает этот значок?
Работа в парах
- Составьте правила поведения. Используйте опорные слова в «Подсказке» на стр. 79.
(Ответы детей в парах.)
У. : -Теперь мы сверим ваши ответы с учебником.
Проверка: Чтение вывода на стр.81 .
- Если в доме возник пожар, а взрослых нет, сразу убегай.
- Выводи из горящего дома малышей.
- Никогда не прячься в горящем доме.
- Не пытайся тушить пожар самостоятельно.
- Зови на помощь.
- Звони по телефону 01.
Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)
Динамическая пауза.
Цель: смена вида деятельности
«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).
- «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.
У. - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
- «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
У. - Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).
- «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
У.- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).
У. - Какой следующий пункт плана нашей работы?
4. Как уберечь себя от ожогов.
5. Как пользоваться газовой плитой.
У.: -Хочу объединить эти два пункта плана и выполнить задание по вариантам.
1.Самостоятельная работа по учебнику.
I вариант: с.79-80 (на доску)
II вариант: с.80-81 (на доску)
- Прочитайте текст и запомните правила поведения.
У.: - Научите друг друга : Как уберечь себя от ожогов.
Как пользоваться газовой плитой.
Взаимопроверка в парах.
- А кто может научить меня? (Ответы детей по вариантам.)
I вариант.
- Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или кастрюли.
- Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.
- Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.
- Прежде чем принять ванну, проверь локтем, не слишком ли она горячая.
- Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй горячую.
II вариант.
- Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.
- Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку.
- Не накрывай кастрюлю крышкой.
- Пока плита включена, не отвлекайся ни на какие другие дела.
Дополнительная информация: «Как действовать при ожогах».
У. : - Я тоже хочу вас научить:
- Если получил небольшой ожог, надо подставить обожженное место под струю ледяной воды.
- Если на месте ожога оказался пузырь, его нельзя прокалывать, чтобы не занести инфекцию.
- При обширных ожогах надо сохранить стерильность, обернуть больное место чистой тканью и доставить человека к врачу.
Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)
V. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Цель: установить степень усвоения темы, проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания, умения.
Метод проблемный, частично – поисковый.
Приёмы обучения – тестирование.
Форма обучения – индивидуальная.
У: - А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
-Как вы считаете, мы достигаем цели?
-Давайте проверим, как вы можете использовать свои знания, полученные на уроке.
Работа над тестом.
1.)Обведи буквы правильных ответов.
1.Если в доме возник пожар:
в) останься дома и попытайся потушить пожар;
с) не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь дом.
2.При пожаре звони:
не) 04; же) 03; ол) 02; ог) 01.
3.Увидев дым:
ром) открой окна и проветри помещение;
нём) немедленно покинь помещение.
4.Дыши через:
ре) сухую тряпку.
не) мокрую тряпку;
5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай кран с водой :
шу) холодной, а затем добавляй горячую воду;
му) горячей, а затем добавляй холодную воду.
6. Как пользоваться газовой плитой? Сначала:
ти) зажги спичку, а потом открой газовую горелку.
ба) открой газовую горелку, а затем зажги спичку.
2.)Запиши буквы ответов в таблицу. Прочитай.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
С | ог | нём | не | шу | ти! |
Самопроверка тестов по образцу. Слайды 22-23
(Учитель предлагает для проверки тест с ответами на слайде.)
Рефлексия: - Для чего выполняли это задание? (Ответы детей.)
VI. Творческое использование сформированных умений и навыков.
Цель: развивать творческие способности обучающихся, стимулировать желание к коллективному выполнению задания.
Форма обучения – групповая.
Метод обучения – проблемный, частично – поисковый.
Приёмы обучения – организация дифференцированной работы в группах.
Создание плаката «Огонь – друг и враг». Работа в группах-шестёрках (дифференцированные задания на листах).
У: - Как вы считаете, достаточно ли ваших знаний, чтобы создать плакат о правилах пожарной безопасности?
- Работать будем в группах, выполним интересное задание.
Консультанты, получите задания.
Желтые стикеры:
Выберите только те картинки, которые вы поместите в раздел «Огонь - друг».
Красные стикеры:
Выберите только те картинки, которые вы поместите в раздел «Соблюдай правила пожарной безопасности».
Синие стикеры:
Составьте правила, которые вы поместите в раздел «Правила поведения при пожаре».
Зеленые стикеры:
Составьте из строчек стихотворение.
Выберите номер телефона, по которому будем звонить в пожарную службу.
(Выполнение работы: приклеивание картинок и полосок с предложениями на цветные листы.)
Проверка. Отчёт групп о работе.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: научить соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности.
У.: - Давайте подведем итог урока:
- Как высчитаете, достигли мы цели урока?
- Какие шаги мы делали для достижения поставленной цели?
- Что вам было интересно?
- Что вам было трудно?
- Считаете ли вы урок полезным? Почему?
(Ответы детей.)
VIII. Оценивание работы обучающихся.
Цель: обеспечить у школьников способность к оценочным действиям.
У.: - Ребята, ну а теперь скажите, кто был самым активным на уроке? Чья работа вам понравилась? (Ответы детей.)
Самооценка.
-Оцените свою работу на уроке на листе самооценки:
Лист самооценки
№ п/п | «Огонь – друг и враг» | Оцени себя |
Знаю причины возникновения пожара. | ||
Понял, почему говорят: «Огонь - друг и враг». | ||
Запомнил правила поведения при пожаре. | ||
Активно работал в паре. | ||
Активно работал в группе. |
Проверка.
IX. Домашнее задание. Учебник стр. 76-81 прочитать;
по выбору: учебник стр. 81 «Портфельчик»;
тетрадь стр. 26, № 74;
нарисовать рисунки по теме урока.
Приложение 1: Презентация
Приложение 2: Учебно- методическое обеспечение.
Предварительный просмотр:
Тест __________________________________________________________________________
Фамилия, имя
Обведи буквы правильных ответов.
1.Если в доме возник пожар:
в) останься дома и попытайся потушить пожар;
с) не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь дом.
2.При пожаре звони:
не) 04; же) 03; ол) 02; ог) 01.
3.Увидев дым:
ром) открой окна и проветри помещение;
нём) немедленно покинь помещение.
4.Дыши через:
ре) сухую тряпку.
не) мокрую тряпку;
5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай кран с водой :
шу) холодной, а затем добавляй горячую воду;
му) горячей, а затем добавляй холодную воду.
6. Как пользоваться газовой плитой? Сначала:
ти) зажги спичку, а потом открой газовую горелку.
ба) открой газовую горелку, а затем зажги спичку.
Запиши буквы ответов в таблицу. Прочитай.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Огонь-друг и враг»
Внеклассное мероприятие в начальной школе,посвященное 21-й годовщине МЧС России и362-годовщине со Дня образования пожарной охраны России«Огонь-друг и враг»Оборудование:Выставка рисунков на проти...
Праздник для начальной школы "Огонь - друг и враг человека"
Цели: показать детям, что огонь может быть другом и врагом; вспомнить причины пожаров и правила их устранения, оказание первой помощи пострадавшим; показать, как сложна профессия пожарника и воспитыва...
Сценарий мероприятия для начальной школы в форме надпредметного проекта "Огонь друг или враг?"
Содержательное внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности.Аппробация новой формы работы-надпредметный проект....
Театрализованная программа для учащихся начальной школы "Огонь друг или враг ?"
Цель: пропаганда и расширение знаний детей о пожарной безопасности и тушении пожара.Задачи: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем;закрепить знание номера телефона пожарной службы...
Сочетание антонимов с другими словами (УМК"Начальная школа 21 века"2 класс)
Цель урока: подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова.Планируемые результаты:Предметные:-наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;-учить использовать в речи синонимы ...
Внеклассное занятие для детей начальной школы "Огонь - друг или враг?"
Внклассное меропритие по теме "Огонь - друг или враг человека" посвящено знаимой и важной теме. На данном занятии дети повторят правила в игровой форме....
Тест по окружающему миру "Когда дом становится опасным", 4 класс, "Начальная школа. 21 века"
Проверочная работа по окружающему миру составлена в форме теста, включающего 9 вопросов, с использованием различных типов заданий....