Технологическая карта урока окружающего природного мира "Растительный и животный мир родного края"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока окружающего природного мира для обучающихся, занимающихся по адаптированной общеобразовательной программе 2 варианта 4 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_prirodnogo_mira_dlya_obuchayushchihsya.docx | 511.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего природного мира для обучающихся,
занимающихся по адаптированной общеобразовательной программе 2 варианта 4 года обучения
Урок разработала Мезенцева Александра Игоревна, учитель индивидуального обучения
КГКОУ ШИ № 10 г. Бикина
Пояснительная записка
Тема урока: Растительный и животный мир родного края.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Обучающая: закрепить знания о растительном мире Хабаровского края, дать понятие о своеобразии животного мира, особенностей внешнего вида и образа жизни типичных представителей.
Коррекционная: создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти. Умение устанавливать простейшие взаимосвязи между своеобразием растительного и животного мира Дальнего Востока.
Воспитательные: создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу родного края.
Планируемые результаты:
Регулятивные: учатся оценивать результат своей работы на уроке.
Познавательные: могут отличить новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проявляют интерес к содержанию усвоенных знаний и сформированных умений; осуществляют перенос знаний, умений и навыков в практические задачи.
Коммуникативные: слушает учителя; вступает в диалог для обсуждения.
Личностные: принимает и осваивает собственную социальную роль; развивает мотив учебной деятельности и формирует личностный смысл учения; соблюдает организованность и дисциплинированность на уроке.
Предметные: использует в речи термины: Родина, край; имеет базовые знания о представителях флоры и фауны Хабаровского края; умеет объяснить преимущество хвойных пород деревьев на территории региона.
Для оптимизации процесса обучения на уроке использовались:
• дидактическая модель обучения – создание проблемной ситуации;
• виды и методы деятельности обучающегося – практический, проблемно – поисковый, самостоятельная работа,
• мотивация обучающегося - рефлексия собственных ожиданий;
• развивающие образовательные технологии на основе системно-деятельностного подхода:
- диалог для сохранения равноправия всех участников урока и их взаимодействия;
- критическое мышление для формирования способности к самооцениванию, коррекции собственных выводов;
- здоровьесберегающие технологии для снятия напряжения проводились физкультминутки и смена форм деятельности;
- формы игровой технологии для успешного освоения учебного материала.
Основные термины и понятия:
Наглядность: детская игрушка кукла, раздаточный материал, гербарий, «Красная книга России», чучела птиц, видеоролик «Природа Хабаровского края».
Оборудование: персональный компьютер для выполнения теста.
Формы работы: фронтальная; индивидуальная.
Источники информации: «101 педагогическая идея. как создать урок» В.И.Садкина, Ростов -на – Дону.2014 год., интернет ресурсы «Социальная сеть педагогов», «Копилка уроков», «Инфоурок», интерактивная онлайн платформа Учи.ру.
Организационная структура урока
Основные этапы организации учебной деятельности и цели для достижения результата | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |||||
Предметные | Личностные | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность и наметить шаги по достижению | 1.Читает стих, позволяющий сконцентрировать внимание детей Приложение 1. 2.Даёт установку на успех: Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет интересно и результативно. Я желаю тебе удачи! | Вспоминает изученное | Соблюдает организованность и дисциплинированность | Слушает учителя | Обдумывает сказанное учителем. | Принимает и сохраняет учебную цель и задачу. |
II. Актуализация субъектного опыта Цель: создать условия для проведения учащимся подробного анализа своих действий. | 1. Читает стихотворение З. Александровой «Родина» 2. Задаёт вопросы Приложение 2. 3. Дает установку на этап урока. Приложение 3. | Слушает стихотворение, отвечает на поставленные вопросы; обобщает ранее изученное | Формирует личностный смысл учения; мотивирован на достижение цели познания. | Развивает мыслительные операции; работает в заданном темпе; осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль; использует знаково-символические средства. | Формирует умение слушать и понимать других, участвует в диалоге.
| Осуществляет контроль; осуществляет действия с материалом в уме; сохраняет учебную задачу; следует инструкции; учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознает то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; -осознает качество и уровень усвоения |
III.Физминутка для снятия напряжения с глаз Цель: активно изменить деятельность, ослабить наступающее утомление | Формулирует задание; создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения Приложение 4. | Знает упражнения и выполняет их | Снимает утомляемость, с желанием выполняет предложенные упражнения | Запоминает выполняемые им упражнения | Уважительно относится к педагогу | Осуществляет пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
IV. Фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: организовать фиксацию места и причины затруднения | 1.В ходе рассказа обращает внимание обучающегося на место и причины затруднения в знании названий растений и животных Приложение 5. 2. Помогает обозначить и сформулировать проблему | На основании знаний фактического материала находит «известное» и «неизвестное» | Активно включается в общение и взаимодействие с педагогом на принципах взаимопомощи и сопереживания; умеет осознавать ответственность за общее дело; следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Формирует мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. | Договаривается умеет выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умеет слушать и понимать речь педагога
| Действует с учетом выделенных учителем ориентиров; самоконтролирует себя: учится отличать верно выполненное задание от неверного; осознает то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; осознает качество и уровни усвоения. |
V.Первичное закрепление Цель: организовать выявление существующих и полученных знаний о животных края | Предлагает разгадать кроссворд Приложение 6. | С увлечением выполняет практическую задачу | Проводит самооценивание; определяет уровень своих знаний; формирует стремление к познанию; развивает словарный запас; | Умеет находить и выделять необходимую информацию; умеет делать предположения и обосновывать их. Корректирует знания и умения | Осуществляет рефлексию своих действий; аргументирует свои позиции. Стремитья устанавливать рабочие, доверительные отношения | Проговаривает последовательность действий на уроке; формирует познавательную инициативу; выполняет пробное учебное действие |
VI.Физминутка, проводится на природе Цель: активно изменить деятельность, ослабить наступающее утомление | Формулирует задание; создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения Приложение 7. | Знает упражнения и выполняет их | Снимает утомляемость, с желанием выполняет предложенные физические упражнения | Запоминает выполняемые им упражнения | Уважительно относится к педагогу | Осуществляет пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включить новое знание в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера | 1.Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового назвать растения и птиц, которые нас окружают на территории 2. Проводит подготовку к выполнению интерактивного теста на образовательной платформе Учи.ру
| -применяет полученные ранее знания для ответов на поставленные учителем вопросы; -формирует умения сопоставлять данные в условии задачи | -развивает самоуважение и способность адекватно оценивать себя и свои достижения, -видит сильные и слабые стороны своей личности | - строит логические рассуждения; - выделяет необходимую информацию; - выполняет задание, основываясь на своих интересах; -корректирует знания и умения | -учится осмысливать и соотносить поставленную цель с конечным результатом | - принимает и сохраняет учебную цель и задачу; - осуществляет самоконтроль; -проводит самопроверку результатов работы - предвосхищает результат и уровень усвоения. |
VIII.Подведение итогов. Ценность. Цель: Провести рефлексию собственных ожиданий | 1.Предлагает выполнить интерактивный тест «Люби и знай свой край» на Учи.ру: 2.Организует работу по обобщению и систематизации знаний и умений, с помощью разрешения проблемы, поставленной в начале урока Подводит к рефлексии собственных действий Приложение 8. | Полученные знания и умения на уроке, будет использовать в жизни | -осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат; -понимает кто она в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ей хотелось заниматься | -устанавливает причинно-следственные связи в своем развитии; - оценивает важность изучения данной темы; -проводит коррекцию знаний и умений | - использует адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. | - оценивает собственные успехи; - осуществляет познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебной и познавательной задачи |
Приложение 1.
Начинается урок он пойдет ребятам впрок.
Постарайся всё понять, учись тайны открывать.
Ответы полные давай и на уроке не зевай!
Я надеюсь, что наш урок сегодня пройдет очень интересно и результативно. Я желаю тебе удачи!
Приложение 2.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)
Что ты можешь сказать мне про стихотворение? О чём оно?
Что ты понимаешь под словом «Родина»?
Ты знаешь, как называется край, в котором мы живем? А что ты о нем знаешь?
Как ты думаешь, чем мы сегодня займемся на уроке?
Приложение 3.
Сегодня на уроке мы с тобой узнаем много интересного о растениях и животных нашего края. А работать мы будем не одни. К нам в гости пришла кукла Таня, ей тоже интересно узнать что-то новое о своем крае. Но пока Таня шла к нам, потеряла свои бусы и очень расстроилась. Давай поможем Тане сделать новые? При выполнении каждого задания – будем нанизывать одну бусинку на нитку.
Приложение 4.
Физминутка
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Приложение 5
Наш край характеризуется богатым природным многообразием и привлекательными лесами. На это оказывает влияние тот факт, что край граничит с Амурской областью. В лесах множество различных видов грибов. Здесь достаточно холодная зима, зато продолжительное и жаркое лето. Огромные территории занимают хвойные леса, в которых имеются даурская лиственница, кедр, ель. Имеются богатые сосновые леса, сосна и кедр очень величественные деревья. Также есть и широколиственные леса, в них произрастают такие виды как маньчжурский орех, аралия, женьшень, амурский бархат, даурская роза, китайский лимонник.
А так же в нашем крае растут такие породы, как клён, пихта, дуб и ильм. Есть и редкие растения – это даурский рододендрон, аралия и остроконечный тис. В густых лесных районах растёт много грибов, например, жёлтый гриб, лиственничный моховик, ильмак, грузди, ольховик, майский гриб, моховик, маслёнок.
В Красную книгу занесено около 155 видов грибов и растений, находящихся на стадии вымирания. К таким относятся папоротники, плауны, мхи и лишайники.
Наш край также богат и животным миром. Основные лесные представители в Хабаровске: лисица, волк, рысь. Особую гордость представляет в этих краях амурский тигр. Также в лесах встречаются лоси, косули, олени, кабарга и кабаны. Пушные звери тоже имеются, это ласка, ондатра, белка, выдра, росомаха. Вблизи моря обитает колонок. В нашем крае имеется и разнообразие птиц, например, в лесных районах обитает рябчик, глухарь, кедровка, свиристель, белая куропатка, в отдельных районах обитает фазан. Из водоплавающих птиц край населяют гуси, крохали, утки. Немного реже встречаются индийская кукушка, уссурийский фазан, синяя мухоловка, тетерев и дрозды. Среди более крупных лесных жителей есть маньчжурский заяц, изюбрь и косули. Встречается в этих краях и бурый медведь, также есть и более редкий вид – гималайский медведь, численность которого постепенно возрастает.
Очень много речных рыб: налим, щука, хариус, карась, сом, сазан, желтощёк, скумбрия, камбала.
Существуют животные Хабаровского края, занесенные в Красную книгу. Это жужелица, амурский кот, белощёкая крачка, амурский полоз, белая сова, а также серый журавль. Этих представителей осталось очень мало, они нуждаются в охране. Уникальность представляет японский уж.
Приложение 6.
Приложение 7.
Физкультминутка
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба на месте)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Руки вверх, потянулись)
Сели киски на карниз, (Присели)
Посмотрели вверх и вниз. (Голову вверх-вниз)
И сказали три кота: (Поднимаемся)
- Красота! Красота! (Прыжки на месте, хлопаем в ладоши)
Приложение 8.
Смотри, мы собрали для Тани бусы! Я думаю мы с тобой сегодня плодотворно и здорово поработали. Предлагаю тебе поиграть в игру «Закончи предложение». Я начинаю, а ты заканчиваешь:
На уроке я узнал…
Мне очень понравилось…
Мне показалось трудным…
Я хочу сказать, что этот урок…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Презентация проектов "Родной посёлок", "Профессии"... (УМК "Школа России", 2 класс)
Учащиеся расширят и углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленными сообщениями; выскажут суждения и оценят свои возможности по охране, защите окружающей природы, родного села; ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные"
Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные" 2 кл....
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Водоемы родного края"
Данная технологическая карта составлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК А.А.Плешакова....
Технологическая карта урока окружающий мир 4 класс "Животноводство в нашем крае"Плешаков А.А. Школа России
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе с использованием цифровых технологий...
Технологическая карта урока окружающий мир «Как разные животные готовятся к зиме» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.Планируемые результаты:Предметные:знать характерные признаки животных;знать, как п...
Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность земли и водоемы твоего края» 4 класс УМК «ПНШ»
Цель урока: Изучение карты родного края, поверхности земли и основных водоемов Челябинской областиЗадачи урокаДидактические:Актуализировать знания о поверхности земли и водоемах родного кр...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе. Тема: «Наш край- Республика Алтай»
Цель: знакомство с родным краем-Республикой Алтай....