Конспект урока "Окружающий мир", 4 класс, тема «Страницы истории XIX века»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока окружающего мира, по теме «Страницы истории XIX века», 4 класса, составлен в соответствии с ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx | 69.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 4
Раздел: «Страницы истории России».
Тема: «Страницы истории XIX века (стр. 122)».
Цель: Формирование представления о жизни людей в XIX веке; ознакомление с понятиями «декабристы», « манифест», «крепостное право», реформами Александра II; формирование представления о развитии экономики России в XIX веке.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать умение работать с информацией, текстом;
- Развивать умение общаться, находить правильный выход из ситуации;
- Развивать интерес к предмету «Окружающий мир»;
- Развивать операции мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;
- Развивать интерес к истории.
Воспитывающие:
- Воспитывать любознательность, пытливость и трудолюбие;
- Воспитывать познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- Воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому своего народа;
- Воспитывать интерес к предмету через практическое применение в изучении нового материала;
- Воспитывать контроль и оценку своей работы, и ее результата.
Дидактические:
- Способствовать формированию умений и навыков работы с историческими документами;
- Формировать представление о развитии экономики России в XIX веке;
- Способствовать формированию умения работать с информацией, текстом;
- Формировать умения взаимодействовать в паре, группе.
Личностные:
-Формировать учебно-познавательный интерес к предмету;
-Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение исторического наследия своей страны;
-Воспитывать способность к самооценке;
-Формировать чувства сопричастности к отечественной истории и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
-Способствовать формированию строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия;
-Формирование личностного смысла учения.
Предметные:
-Понимать, в чём различия между государственным устройством нашей страны в периоды её истории и государственным устройством современной России;
-Соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
-Соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
-Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
-Понимать особую роль России в мировой истории.
Метапредметные:
Регулятивные:
-Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
-Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
-Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-Планировать последовательность операций на отдельных этапах урока.
Познавательные:
-Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
-Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-Анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков.
Коммуникативные:
-Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
-Формулировать ответы на вопросы;
-Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-Договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий.
Этапы | Образовательные задачи | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации учебной деятельности | МТО | Способы контроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностны | ||||||||
1.Организационный момент: Формирование мотивации к обучению и познавательной деятельности. | Сформировать навыки учебного труда. Сформировать навыки учебного труда. | Словесный (приветствие) Словесный (приветствие) | Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем. Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое (клад - это богатство, деньги, золото)? Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Здравствуйте, ребята, меня зовут Арина Сергеевна, и сегодняшний урок окружающего мира у вас я. Присаживайтесь! | Приветствуют педагога | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) | Устойчивая положительная мотивация | |||
2.Актуализация учебной деятельности: Формирование умения воспроизводить информацию прошлого урока. | Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память. Сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе. Формировать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца. Сформировать навыки учебного труда. Развивать интеллектуальных качеств, познавательных способностей и интереса, посредством использования данных о применении изучаемых явлений окружающего мира, достижений науки и техники, игровых технологий и т.д. Развитие умений качественно и всестороннее освещать излагаемый учебный материал, посредством применения знаний. | Словесный (беседа) Практический (правила работы в парах) Практический (выполнение теста) Практический (выполнение теста) Практический (выполнение теста) Словесный (беседа) Наглядный (слайд) Словесный (беседа) Наглядный (слайд) Словесный (беседа) Наглядный (слайд) Словесный (беседа) Наглядный (слайд) Словесный (беседа) Практический (работа по оценочным листам) | Перед началом урока предлагаю вам выполнить задание в парах. Вспомним правила работы в парах:
Верно, молодцы! Приступаем к выполнению задания: 1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец: а) Багратион б) Наполеон в) де Толли 2. Французская армия вторглась в Россию в : а) 1821 году б) 1818 году в) 1812 году. 3.Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения: а) оставить Москву б) дать еще одно сражение в) признать Наполеона победителем. 4. В честь победы над Наполеоном был построен: а) Петропавловский собор б) Храм Христа Спасителя в) Спас - Преображенский собор. 5.Главнокомандующим русскими войсками был назначен: а) М. И. Кутузов б) А. В. Суворов в) Ф. Ф. Ушаков. 6.Бородинская битва произошла: а) 26 января 1812 года б) 16 августа 1821 года в) 26 августа (7 сентября) 1812 года. 8.Почему Наполеон решил покинуть Москву? а) для дальнейшего продвижения в глубь России б) из-за пожара Москвы в) для решающего сражения. 9.Война 1812 года называется Отечественной потому, что: а) главное сражение произошло под Москвой б) на войну поднялся весь народ в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия. Итак, проверим, что же у вас получилось (слайды): (на экране фото Наполеона) Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец Наполеон. Наполеон Бонапарт еще в детстве мечтал о военных победах. В 24 года он стал генералом. Прославившись несколькими удачными походами и имея на своей стороне преданное ему войско, Наполеон стал императором Франции. (на экране фото Кутузова) Главнокомандующим русскими войсками был назначен М. И. Кутузов – прославленный полководец, ученик и соратник Суворова. Кутузов был одним из создателей русского военного искусства. Он беспредельно любил Россию и верил в силу своего народа. В трудный для России час он был назначен командующим русскими войсками. (на экране картина «Переправа через Неман») В 1812 году войска Наполеона перешли границы России. Император французов мечтал о подчинении России. Он рассчитывал на быструю и легкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была попросить мира. (на экране панорама Бородинской битвы) 26 августа (7 сентября) 1812 года У села Бородино произошла решающая битва. В половине шестого утра на Бородинском поле заговорили пушки. Одним из самых тяжелых моментов боя была оборона Курганской высоты Ее защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский. Обе армии несли огромные потери, но ни одной не удавалось победить. (на экране картина «Совет в Филях») После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву. 1 сентября в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором присутствовали все высшие генералы. Кутузов поставил вопрос, дать ли под Москвой еще одно сражение или отступить без боя. Выслушав обе стороны, из которых одна была за отступление, а другая против Кутузов велел отступать. Отстаивать Москву и рисковать армией было опасно, потому что в случае неудачи с уничтожением армии не только Москва, но и вся Россия очутилась бы во власти неприятеля. «С потерей Москвы, еще не потеряна Россия»- сказал Кутузов. (на экране «Пожар Москвы») Наполеон решил покинуть Москвы из-за пожара. Не долго французы пробыли в Москве. Есть было нечего, холодно, жить негде: страшный пожар уничтожил больше половины домов. Силы французов таяли и враги оставили Москву. (на экране вид Храма Христа Спасителя 1883год; 1996 год) 10 сентября1829 года на деньги собранные по всей России состоялась закладка грандиозного храма. 1883 году он был освящен. Почетными гостями в храме были Ветераны Отечественной войны. У каждого на груди висел Георгиевский крест. Но в 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван. В 1996 году вновь восстановлен на деньги народа. (на экране вид Храма Христа Спасителя) Война 1812 года называется Отечественной потому, что на борьбу с врагами поднялся весь народ. Вторжение Наполеона принесло России неисчислимые бедствия, были разрушены города и села, погибли многие ценности. Но Россия сумела отстоять свою независимость. Как не раз было в русской истории, весь народ опять поднялся на защиту Отечества. Поэтому в истории России война 1812 года осталась под названием Отечественной. Молодцы, все справились с заданием. Ребята, обратите внимание на ваших партах лежат листы самооценки. Отметьте первый пункт: "+" - справились с заданием. "-" - были затруднения. А мы продолжаем! | Решают познавательные задачи (проблемы) Работают с раздаточным материалом Самостоятельно работают с карточками Анализируют и решают ситуации Включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками Решают экспериментальные задачи Самостоятельно работают с карточками Анализируют проблемную ситуацию Включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками Решают экспериментальные задачи Проводят сравнение и решают задачу и анализируя действия Анализируют проблемную ситуацию | Фронтальная Парная Парная Парная Парная Парная Парная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | Слайд презентации Карточки с заданиями Карточки с заданиями Карточки с заданиями Карточки с заданиями Слайд презентации Слайд презентации Слайд презентации Слайд презентации Слайд презентации Слайд презентации Слайд презентации Слайд презентации Листы самооценки Критерии оценивания | Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль Самоконтроль | Понимать особую роль России в мировой истории Понимать, в чём различия между государственным устройством нашей страны в периоды её истории и государственным устройством современной России Соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них Понимать особую роль России в мировой истории Понимать, в чём различия между государственным устройством нашей страны в периоды её истории и государственным устройством современной России Соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России | Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя) Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник Классифицировать объекты по заданным (главным) критериям Планировать последовательность операций на отдельных этапах урока Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом Договариваться и приходить к общему решению | Формировать учебно-познавательный интерес к предмету Воспитывать способность к самооценке Формировать личностный смысл учения Формировать умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении Воспитывать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области окружающего мира Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение исторического наследия своей страны Способствовать формированию строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия Формировать чувства сопричастности к отечественной истории и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие |
3.Постановка учебной задачи: Умение формулировать тему и цель урока. | Сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемого предмета. Сформировать навыки учебного труда. | Словесный (беседа) Наглядный (слайд) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практический (составление плана урока) Практический (работа по листам самооценки) | Перелистывая страницы истории России, мы много уже узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории. (на экране портреты Александра I и Николая I ) После войны 1812 года многие надеялись на перемены в России. Но мало, что изменилось. Вы помните, что в это время правил Россией император Александр 1. Осенью 1825 года он предпринял поездку в Крым, где тяжело заболел и умер. Внезапная смерть императора поразила всех. В свои 48 лет он и разу ничем серьезным не болел. Народ был встревожен, ходило много слухов и домыслов по поводу его смерти. На престол должен был войти Николай 1. Но многие люди хотели видеть Россию свободную от царского произвола и крепостничества. Что вы знаете об этой страницы нашей истории? А хотели бы узнать? Ребята, кто уже догадался, какова тема урока (страницы истории XIX века)? А цель (ознакомление с понятиями «декабристы», « манифест», «крепостное право», реформами Александра II; формирование представления о развитии экономики России в XIX веке)? Ребята, что бы урок прошёл более продуктивно, что нам необходимо сделать (наметить план)? В группах попробуйте составить план урока:
Верно, отметьте следующий пункт плана. | Решают познавательные задачи (проблемы) Анализируют проблемную ситуацию Определяют тему и цель урока Намечают план урока | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Групповая Групповая | Слайд презентации План урока План урока | Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Взаимоконтроль | Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них Понимать особую роль России в мировой истории Соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России | Классифицировать объекты по заданным (главным) критериям Планировать последовательность операций на отдельных этапах урока Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц | Формировать учебно-познавательный интерес к предмету Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение исторического наследия своей страны Формировать личностный смысл учения |
4.Усвоение новых знаний и способов действий: Построение нового способа действий, формирование умения его применять при решении новой задачи | Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память. Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. Сформировать навыки учебного труда. Развивать умения самостоятельно и логично рассуждать, экспериментировать, устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями. Сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними. Развивать основные навыков учебной деятельности и учебно-организационных умений. Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. Развивать умения самостоятельно и логично рассуждать, экспериментировать, устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями. Сформировать навыки учебного труда. | Словесный (беседа)
Практический (правила работы в группах) Практический (работа с текстом) Практический (работа с текстом) Практический (работа с текстом) Практический (работа с текстом) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Наглядный (слайд) Практический (слушание текста) Словесный (беседа) Практический (работа по оценочным листам) Словесный (беседа) Наглядный (слайд) Словесный (беседа) Наглядный (слайд) Словесный (беседа) Практический (работа по листам самооценки) Наглядный (слайд) Практический (работа с текстом) Практический (работа с текстом) Словесный (беседа) Практический (работа по оценочным листам) Словесный (беседа) Практический Словесный Практический Наглядный (слайд) Словесный | (на экране портреты декабристов) Посмотрите, перед нами довольно богатые люди, военные. Почему их назвали декабристами и что они сделали для России, постараемся ответить на эти вопросы, работая в группах. Для начала вспомним плавила работы в группах:
Работа в группах: 1 группа В 1814 г. в Москве была создана тайная организация «Орден русских рыцарей». В марте 1816 года гвардейские образовали политическое тайное общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В общество входили Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой. В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». Требования декабристов: отменить крепостное право на территории Империи, ввести всеобщую военную повинность и предоставить всем жителям России гарантию политических прав и свобод. Цель: поднять вооруженное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон — революционную конституцию. 2 группа 14 декабря 1825 началось восстание декабристов. План: Декабристы решили помешать войскам и сенату принести присягу новому царю Николаю I. Затем хотели войти в сенат и потребовать опубликовать всенародный манифест, в котором будет объявлено об отмене крепостного права и 25-летнего срока солдатской службы, о даровании свободы слова и собрания. На Сенатскую площадь первым пришел полк Московской лейб-гвардии, который возглавили Бестужев и Щепин – Ростовский. Время шло, а остальных частей не было. Складывалось критическое положение. Генерал–губернатор Петербурга Милорадович, герой Отечественной войны 1812 года, вышел к войскам и предложил им разойтись. В ответ на это, один из офицеров - Каховский смертельно ранил Милорадовича. Этот выстрел сделал ход событий необратимым. В пятом часу дня Николай I (который еще утром принял присягу) отдал приказ открыть артиллерийский огонь. Было сделано семь выстрелов картечью — один поверх голов и шесть в упор. Солдаты обратились в бегство. Восстание было разгромлено. Вопросы для ответа:
Что же такое манифест? 1. Торжественное письменное обращение верховной власти к народу (устар.). 2. Письменное обращение, воззвание, изложение каких-н. положений программного характера. Литературный м. М. к народам мира (толковый словарь С.И.Ожегова). Прослушайте текст и скажите, какое значение имело восстание декабристов для России: Движение декабристов сыграло огромную роль в социальной жизни страны, даже не смотря на свое поражение. Первые дворяне революционеры не смогли противостоять Николаю I, но засеяли в сознании людей идеи революции, борьбы за свои гражданские права и свободы. Движение декабристов одухотворило множество деятелей искусства и литературы. Многие писатели в своих произведениях, как бы между строк доносили до людей просветительские идеи декабристов. И хотя только через несколько десятилетий, но все - таки их последователи смогли добиться отмены крепостного права, которое помогло ускорить экономическое развитие страны.
(на экране слова «Жизнь крестьян в России») Простые люди, отстоявшие страну в войне с французами, жили крайне тяжело. Крестьяне потеряли свою свободу. Они не могли жить как они хотели, заниматься тем, что им нравится. Их жизнь полностью зависела от хозяина, который мог их продать, подарить, проиграть в карты. Еще во времена Екатерины II в газетах можно было прочитать такие объявления: «Продается малый 17 лет и мебель». «За отъездом продается лошадь, две горничные девушки». Таких крестьян называли крепостными. (на экране слово крепостной) Вспомним, что это значит. Подберите родственные слова к слову крепостной: крепость, крепить, закрепить, закрепленный, крепкий В то время на Руси существовало крепостное право. Что это за порядки? Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. Собираем картинку: с одной стороны, по законам крепостного права, крестьянин был привязан к помещику. По этим же законам, земля принадлежала помещику, а работать на ней должен был крестьянин (на экране слова "крестьянин" и "помещик") Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак. Конечно, такая жизнь не нравилась крестьянам. После Отечественной войны 1812 года многие из них надеялись на освобождение. Но произошло это только с приходом к власти Александра II. Итак, сто же такое крепостное право? Молодцы, отметьте следующий пункт в листах самооценки. Какой пункт плана урока мы выполнили (1 пункт, ознакомились с понятиями «декабристы», « манифест», «крепостное право»)? С 1855 году Россией правил Александр II, которого прозвали «освободитель». (на экране портрет Александра II) Каким же был император Александр II? В парах прочитайте биографию Александра II и скажите, почему его называли "освободителем": Александр II родился 17 апреля 1818 года. Семь лет спустя, в 1825 году, он был провозглашен наследником престола, а еще год спустя Василий Андреевич Жуковский был принят на должность наставника наследника престола. «Владычествуй не силою, а порядком»,- наставлял поэт будущего царя. «Люби свой народ: без любви к народу нет любви народа к царю». Александр II один из выдающихся представителей династии Романовых. По масштабу принятых им преобразований его можно сравнить с Петром Великим. Именно Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. Поэтому, царь вошёл в историю, как "освободитель". Когда родился Александр II (17 апреля 1818 года)? Почему царя сравнивали с Петром Великим (Александр II подписал манифест о крестьянской вольности)? По какой причине Александра II называли "освободителем? Какой пункт плана урока мы выполнили (2 пункт, познакомились с биографией Александра II)? Молодцы, отметьте следующий пункт в листах самооценки. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда (это значит, что теперь крестьянина нельзя бить, продавать, обменивать). На основании этого положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права свободных жителей. (это значит, что крестьяне теперь имеют право: заключать договора, приобретать имущество, вступать в брак, вести дела в суде). Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьянам необходимое количество полевой земли (земля осталась собственностью помещика). Крестьяне за отведенные наделы земли обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работаю или деньгами (крестьяне обязаны за землю продолжать работать на помещика – отбывать повинность). Итак, какой вклад в историю Российского государства внес Александр II, кроме отмены крепостного права, попробуем ответить на этот вопрос, прочитав тексты в учебнике на странице 123 - 125 и в группах заполнив таблицу. Проверим, что у вас получилось. Какое значение имело строительство Транссибирской магистрали? (на экране Транссибирская магистраль)
| Анализируют проблемную ситуацию Решают познавательные задачи (проблемы) Включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками Проводят сравнение и решают пример анализируя действия Работают с текстом Работают с текстом Формулируют ответы на вопросы Проводят исследовательский эксперимент Работают и находят информацию в учебнике Проводят сравнение и решают задачу и анализируя действия Находят информацию в учебнике Решают познавательные задачи (проблемы) Включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками Формулируют ответы на вопросы Работают с текстом Работают с текстом Формулируют ответы на вопросы Слушают объяснения учителя Проводят исследовательский эксперимент Проводят сравнение и решают задачу и анализируя действия Находят информацию в учебнике | Фронтальная Фронтальная Групповая Групповая Групповая Групповая Групповая Групповая Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Парная Парная Парная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Групповая Групповая Фронтальная | Слайд презентации Слайд презентации Карточки с текстом Карточки с текстом Карточки с текстом Карточки с текстом Карточки с текстом Слайд презентации Слайд презентации Слайд презентации Видеоролик Слайд презентации Слайд презентации Слайд презентации Слайд презентации Листы самооценки Слайд презентации Карточки с текстом Карточки с текстом Листы самооценки Слайд презентации Слайд презентации Учебник "Окружающий мир" 4 класс 2 часть А.А. Плешаков Слайд презентации | Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль Взаимоконтроль Взаимоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль | Соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени» Понимать особую роль России в мировой истории Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них Понимать, в чём различия между государственным устройством нашей страны в периоды её истории и государственным устройством современной России Соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них Понимать особую роль России в мировой истории Понимать, в чём различия между государственным устройством нашей страны в периоды её истории и государственным устройством современной России Соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени» Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них Понимать особую роль России в мировой истории Соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России | Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом Договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц Анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя) Формулировать ответы на вопросы Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом Договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий Анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки | Воспитывать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики Связывать успехи с усилиями, трудолюбием Адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении Воспитывать способность к самооценке Формировать личностный смысл учения Воспитывать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области окружающего мира Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение исторического наследия своей страны Способствовать формированию строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия Формирование личностного смысла учения Формировать учебно-познавательный интерес к предмету Связывать успехи с усилиями, трудолюбием Адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении Воспитывать способность к самооценке Воспитывать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области окружающего мира Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение исторического наследия своей страны |
5.Приминение новых знаний: Умение работать с новым материалом. | Развивать основные навыков учебной деятельности и учебно-организационных умений. | Словесный (беседа) Практический (работа с картой учебника) Практический (работа по листам самооценки) | Итак, ребята, обратите внимание на карту учебника, на странице 92 - 93. Что можно узнать об экономике России в конце XIX века? Найдите на карте Транссибирскую магистраль. Перечислите, через какие города она проходит (Рязань, Самара, Уфа, Златоуст, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Красноярск и Владивосток). Прочитайте выдержки из документов на странице 125 - 126. Сравните две точки зрения. Дайте им свою оценку. Какой этап выполнили (4 этап, применили полученные знания на уроке)? Отметьте следующий пункт в листах самооценки. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей Можно ли этой пословицей закончить наш урок? Докажите. | Проводят сравнение и решают пример анализируя действия Находят информацию в учебнике | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Учебник "Окружающий мир" 4 класс 2 часть А.А. Плешаков Слайд презентации | Самоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль Взаимоконтроль | Понимать, в чём различия между государственным устройством нашей страны в периоды её истории и государственным устройством современной России | Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник | Формировать учебно-познавательный интерес к предмету Формирование личностного смысла учения |
6.Итоги урока: Определение достижений целей. | Словесный (беседа) Словесный (беседа) | Какая была тема нашего урока? А цель? Мы достигли этой цели? | Формулируют ответы на вопросы Подводят итоги урока | Фронтальная Фронтальная | Слайд презентации | Внешний контроль (наблюдение) | Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками | Связывать успехи с усилиями, трудолюбием | ||
7.Рефлексия: Умение оценивать собственную деятельность. | Словесный (беседа) Практический (работа по оценочным листам) | Итак, возьмите свои оценочные листы и посчитайте, сколько у вас получилось «+» и «-», оцените себя. Если больше «+», то вы выполнили все задания, и вам было всё понятно на уроке. Если больше «-», то у вас возникли некоторые трудности, и материал был вам не понятен и труден. Спасибо за внимание, урок окончен. | Оценивают собственную деятельность | Индивидуальная Индивидуальная | Листы самооценки Листы самооценки | Самоконтроль Самоконтроль | Оценивать собственную деятельность на уроке | Воспитывать способность к самооценке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страницы истории XIX века". 4 класс.
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страницы истории XIX века" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся с изменениями в жизни крестьян и горожан в конце XIX век...
Конспект урока окружающий мир по теме "Страницы истории XIX века"
Представлен конспект для 4 класса по УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Страницы истории 19 века» 4 класс, УМК "Школа России"
....
Конспект урока по теме: ««Страницы истории XIX века»» (4 класс). УМК Школа России
Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемы результаты:предметные: - рассказыват...
План-конспект урока по окружающему миру Тема: "СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ XIX ВЕКА"
ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления с реформами Александра Второго; формирования представлений учащихсяо жизни, технических изобретениях в XIX веке; определения границ знания и &la...
Конспект урока по окружающему миру "Страницы истории XIX века" (4 класс)
Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результатыПредметные:-знать о истории XIX в. ;-уметь запомнить...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страницы истории XIX века", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью людей в XIX веке; формирование знаний о реформах Александра II; формирование представления о развитии экономики России в XIX веке.Планируемы результаты:П...