I. Этап самоопределения к деятельности
Психологический настрой | 1 мин | Фронтальная форма работы -Добрый день, ребята. Сейчас тихо сядут девочки, а еще тише сядут мальчики. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.
| Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: фронтальный вопрос
| 8мин | Фронтальная форма работы -Сегодня у нас с вами будет очень интересная тема, с которой мы познакомимся позже. Но для начала давайте вспомним тему, которую вы проходили на прошлом уроке. -Как она называлась? -Верно. А сейчас на слайде вы видите вопросы, на которые вам нужно ответить: 1. В каком году было Отечественная война? 2. С кем воевала России в Отечественной войне 1812 года? 3. Кто был предводителем французской армии? 4. Какая самая крупная битва во время этой войны? 5. как прозвали в народе эту битву? - Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. -Как мы увидели, вы очень хорошо усвоили пройденную тему, а теперь давайте узнаем тему нашего сегодняшнего урока. |
- «Отечественная война 1812 года»
- 1812 - С французами - Наполеон - Битва на Бородинском поле - Бородино |
П: построение речевого высказывания
Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
III. Постановка учебной задачи
Практический: чтение перевёрнутого предложения
Словесный: подводящий диалог
| 2мин | Фронтальная форма работы -Перелистывая страницы истории России, мы много уже узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории. - В каком веке произошло событие, которые мы изучали на прошлом уроке? - Страницу истории какого века мы будем более подробно изучать сегодня?
-Так какая у нас тема?
-Молодцы ребята. А как вы думаете, исходя из темы, какие цели мы перед собой поставим? |
- в 19
- 19 века
Тема: «Страницы истории. 19 век.» Цель: иметь представления о жизни людей в XIX веке , значении достижений России в мировом сообществе |
П: построение речевого высказывания
Р: целеполагание
П: построение речевого высказывания
Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания
Литературоведческий анализ: толкование термина
Наглядный: предъявление термина на слайде
Наглядный: анализ картины
Словесный: беседа по картине
Словесный: обобщение | 8мин | Первичное знакомство с произведениями Фронтальная форма работы -Доблестные защитники, крестьяне-партизаны, надеялись, что их положение в стране изменится, но этого не произошло. После войны помещики увеличили барщину и оброк. Вчерашние партизаны зароптали: «Мы проливали кровь, избавили Россию от тирана, а нас вновь тиранят господа». - Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время?
- Мирились ли крестьяне с такой жизнью? - Крепостное право – это такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» – крестьян мужского пола (женщин за «душ» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак. После Отечественной войны 1812 года многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861 году, когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем. 30 марта 1856 года Александр II выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Для такого заявления были все основания. Большинство российских крестьян перебивались с хлеба на квас. Прочитайте текст на с. 122–123 учебника. Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель? - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Развивались города, появлялись заводы и фабрики, строились новые железные дороги. Создавались новые учебные заведения. Александр II провел и другие важные реформы. Его царствование для России было прогрессивным. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись состязательно – с адвокатами и присяжными заседателями. Получило развитие образование: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила оттепель и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Сама территория России увеличилась на 355 000 кв. верст. Несмотря на это, личная судьба Александра II была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года. |
- Крестьяне были крепостными. Их жизнь зависела от хозяина, который мог их продать, подарить или проиграть в карты. - Они поднимали восстания. Емельян Пугачев собрал вокруг себя огромное количество недовольных и стал предводителем восстания.
Воспринимают на слух
Ищут и выделяют информацию из учебника - Он подписал манифест о крестьянской вольности.
| П: смысловое чтение, построение речевого высказывания
П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: построение рассуждения;
П:анализ объектов
П: выделение необходимой информации
П: построение рассуждения;
|
V. Первичное закрепление Практич: заполнение табл
Литературоведческий анализ: толкование термина Наглядный: предъявление термина на слайде | 10мин | - Прочитайте статью «Петербург и Москва» на с. 123–124 учебника и заполните схему:
Учитель. Новые времена наступили в жизни страны. Какие технические новшества появились в XIX веке? Прочитайте статью на с. 124–125 учебника «Какие технические новшества вошли в жизнь людей». Ученики. В XIX веке появилось электрическое освещение, железная дорога, телефон. Рассмотрите карту на с. 120–121 учебника. Найдите Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит? |
- Учащиеся читают статью «Петербург и Москва» на с. 123–124 учебника и заполняют схему.
Учащиеся статью на с. 124–125 учебника «Какие технические новшества вошли в жизнь людей».
Изучают карту транссибирской магистрали | К: работа в группах П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: подведение под понятие П: осознанное построение речевого высказывания
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Частично-поисковый:поиск правильных ответов
Практич.: решение теста
| 5мин | - Ребята, сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу. А теперь откройте рабочую тетрадь на стр 46. Выполните задания под номерами 2 и 3.
2. Дополни предложения. В ________________ году царь ________________________ подписал манифест об освобождении крепостных крестьян. С тех пор его называют царём- _________________________.
3. Запиши цифрами: А) век - ________лет; Б) половина века - ___________ лет; В) четверть века - ____________лет.
К какому периоду времени относятся эти годы? Укажи стрелками. Будь внимателен! Помни, что 25 лет составляют половину от 50 лет, а это значит, что дата, которая относится к первой или последней четверти века, будет в то же время соответствовать первой или второй половине века.
к первой половине XVIII век
ко второй половине XVIII века
ко второй половине XIX века
к первой половине XIX века |
1790
1851
1721
1812
1755 |
к последней четверти XVIII века
к первой четверти XIX века
к первой четверти XVIII века |
Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, на экране вы видите правильные ответы, если ответ не верный, ставьте рядом знак «-»,если верный «+», когда все проверили, оцените работу, как оценивать вы тоже видите на слайде. Кто все сделал, сдайте работу мне. -Теперь поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки, молодцы ребята!
|
Слушают задание
Выполняют задание
Осуществляют взаимопроверку |
П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;
К: умение полно и точно выражать мысли;
К: работа в парах |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2 мин | -Ребята, сейчас вам нужно выполнить задание №2 в рабочей тетради на с.30. Все поняли задание? Выполняйте. - Кто готов показать свои творения соседу? У вас получились красивые рисунки. Молодцы.
|
-да
Выполняют задание в рабочей тетради | П: построение рассуждения; П: выделение необходимой информации Р: оценка результатов; |
VIII. Рефлексия деятельности
Практический: рефлексия на листочке
| 4 мин | - Итак ребята, о чем мы сегодня говорили? Как звучала тема нашего сегодняшнего урока
-Какая была цель урока?
-Достигли ли мы этой цели? Домашнее задание
- С. 122–126. Ответить на вопросы «Проверь себя». - Наш урок подходит к концу. Сейчас у вас на парте лежат карточки, там табличка. Вам нужно галочкой отметить тот вариант, который сейчас больше подходит вам.
|
Тема: «Страницы истории. 19 век.» Цель: иметь представления о жизни людей в XIX веке , значении достижений России в мировом сообществе
Записывают домашнее задание.
Осуществляют саморефлексию |
Р: осуществление итогового контроля
|