Урок окружающего мира 2 класс Глобус - модель Земли
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира 2 класс Глобус - модель Земли. Плакат «Форма Земли» и «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», рисунок ракеты, рисунок инопланетянина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
globus_-_model_zemli.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Глобус-модель Земли.
плакат «Форма Земли» и «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», рисунок ракеты, рисунок инопланетянина. Ход урока
У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим на вопросы:
1. Что такое линия горизонта или просто горизонт? Можно ли до него дойти?
( воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)
2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
3. Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе?
(12 апреля 1961 — летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1)
4.Что такое земля звезда или планета?
( Земля – это 3 планета солнечной системы)
5. Назовите спутник Земли.
(Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)
У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!
У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 32. Посмотрите, какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. На прошлом уроке в качестве модели мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?
Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.
У: Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
(Глобус- модель Земли?)
С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?
У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.
Отгадайте загадку, о чем она?
Он Земли изображение
И не любит искажения (глобус)
У: Глобус – это модель земли. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?
Д. Круглый.
Д. Шарообразный, шар.
У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому . Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему. Если хочешь узнать об этих глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта+», том география.
У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?
Д: Глобус- это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.
У: Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами?
Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.
У: Голубой цвет –это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет- это вся суша и горы. Темно- синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые- самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.
У: Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?
Д: Внутри находится штырь.
У: А как при этом расположен глобус?
Д: Он наклонен.
У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус- уменьшенная копия Земли.
У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?
У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.
(Чтение текста на стр. 33)
У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.
Д. Происходит смена дня и ночи.
Практическая работа (по группам):
∙ Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?
∙ Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?
∙ Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.
∙ Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.
∙ Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.
Д: Эта линия называется ЭКВАТОР
У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.
У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.
Д: Это самая верхняя и нижняя точки.
У: Кто знает их названия?
Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).
У: На какой полюс показывает стрелка компаса?
Д: Северный.
У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.
Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.
У: В каком полушарии мы живем?
Д: В северном
Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.10, задание 2
У: Какие ещё есть линии на глобусе?
Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.
У: Есть ли такие линии на земле?
Д: Таких линий на Земле нет.
У: Давайте найдем в учебнике их название на стр.34
Д: Это параллели и меридианы.
У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?
Д: Параллели.
У: А как называются линии, которые идут сверху вниз?
Д: Меридианы.
У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы- это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.
Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.10, задание 1
ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА
У: Отгадайте загадки:
Ты держишь целый мир в руках
Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах
Все города и страны
Ты держишь мир в руках как мяч
Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач
Что за предмет волшебный?
(глобус)
Вокруг неё Земля вращается,
А утро с ночью не встречается (ось)
На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (полюса)
КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА
Коллективная работа.
А теперь мы должны выбраться из ловушки, для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:
1. Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
2. Самая большая параллель Земли…(экватор)
3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют... (параллелями)
4. Линии, указывающие направление север-юг, называют… (меридианами)
5. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)
6. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)
У: Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.
Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
У: Почему глобус просит беречь Землю?
У: Вот мы и приземлились на нашу голубую планету Земля.
Итог урока:
∙ С чем познакомились на уроке?
∙ Что нового узнали?
∙ А что же такое глобус?
∙ Вам понравился урок?
У: Дорогие мои земляне, к следующему уроку прошу вас
1. найти ответ на вопрос: «Какие бывают глобусы?»
2. выполнить задания в рабочей тетради стр.11 задания 3, 4,5
3. подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"
Урок-исследование по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении, направлен на формирование УУД (...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Поверхность Земли"
Данная презентация к уроку окружающего мира для учащихся 2-го класса. Автор учебника О.Т. Поглазова, образовательная система "Гармония". Яркие иллюстрации, дополнительные данные по теме, тест дл...
Урок окружающего мира по теме "Форма Земли"
Урок ознакомление с окружающим миром по программе "Школа 2100". Урок посвящен форме Земли. На протяжении всего урока идет исследовательская работа, используются проблемные методы обучения, направленны...
Урок окружающего мира по теме: "Кладовые Земли" 3 класс
Урок составлен с позиции деятельностной педагогики. В рамках урока обозначены задачи учащихся, выражающиеся в планируемых результатах освоения темы и предмета, характеристике универсальных учебных дей...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Океаны Земли. Жизнь в море" 4 класс
Цели урока:– ввести понятие “природное сообщество”; – познакомить с растениями и животными моря; – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными мо...
Фрагмент урока окружающего мира "Заглянем в кладовые Земли" (2 класс)
Фрагмент урока окружающего мира "Заглянем в кладовые Земли" (2 класс)...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Плодородная земля и растения в народном творчестве", УМК «Перспектива», 3 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о важности, красоте и символическом смысле изображений окружающего мира, представленных в...