Урок окружающего мира 2 класс Глобус - модель Земли
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Петрова Галина Николаевна

Урок окружающего мира 2 класс Глобус - модель Земли. Плакат «Форма Земли» и «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса»,  рисунок ракеты, рисунок инопланетянина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globus_-_model_zemli.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Глобус-модель  Земли.

плакат «Форма Земли» и «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса»,  рисунок ракеты, рисунок инопланетянина.  Ход урока

 У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим  на вопросы:

1. Что такое линия горизонта или просто  горизонт? Можно ли до него дойти?  

 ( воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)

2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)

3. Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе?

 (12 апреля 1961  — летчик – космонавт  Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли  на корабле «Восток-1)

4.Что такое земля звезда или планета?

( Земля – это 3 планета солнечной системы)

5. Назовите спутник Земли.

 (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)

 У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!

 У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 32. Посмотрите,  какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. На прошлом уроке в качестве модели  мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?

 Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.

 У: Попробуйте сформулировать  тему нашего урока?

     (Глобус- модель Земли?)

    С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе  и  раскроем тайны и загадки Земли.

 Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение

И  не любит искажения  (глобус)
  У: Глобус – это модель земли.  Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?

Д. Круглый.

Д. Шарообразный, шар.

 У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.  Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому . Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба  приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему. Если хочешь узнать об этих глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта+», том география.

 У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?

Д: Глобус- это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.

У: Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами?

Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.

 У: Голубой цвет –это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет- это вся суша и горы. Темно- синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые- самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.            

 У: Глобус можно повернуть.  Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?

Д: Внутри находится штырь.

У: А как при этом расположен глобус?

Д: Он наклонен.

У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус- уменьшенная копия Земли.

У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?

У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

(Чтение текста на стр. 33)

У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

Д. Происходит смена дня и ночи.

  Практическая работа (по группам):

        Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва  при вращении Земли?

        Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

        Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

        Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

        Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.

Д: Эта линия называется ЭКВАТОР

У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

 У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

Д: Это самая верхняя и нижняя точки.

У: Кто знает их названия?

Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).

У: На какой полюс показывает стрелка компаса?

Д: Северный.

У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное. 

Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.

 У: В каком полушарии мы живем?

Д: В северном

 Работа  в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.10, задание 2

 У: Какие ещё есть линии на глобусе?

Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

У: Есть ли такие линии на земле?

Д: Таких линий на Земле нет.

У: Давайте найдем в учебнике их название на стр.34

Д: Это параллели и меридианы.

У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?

Д: Параллели.

У: А как называются  линии, которые идут сверху вниз?

Д: Меридианы.

У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы- это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

 Работа  в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.10, задание 1

 ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА

 У: Отгадайте загадки:

 Ты держишь целый мир в руках
Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах
Все города и страны

Ты держишь мир в руках как мяч
Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач
Что за предмет волшебный?
(глобус)

  Вокруг неё Земля вращается,

 А  утро с ночью не встречается  (ось)

 На Земле живут две точки,

 Обе в беленьких платочках  (полюса)

 КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

Коллективная работа.

 А теперь мы должны выбраться из ловушки,  для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:

1. Что такое глобус?  (уменьшенная модель Земли)

2. Самая большая параллель Земли…(экватор)
3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют... (параллелями)

4. Линии, указывающие направление север-юг, называют… (меридианами)

5.  Экватор делит земной шар на два полушария  (Северное и Южное)
6. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

У:  Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.

       Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!» 

У: Почему глобус просит беречь Землю?

 У: Вот мы и приземлились на нашу голубую планету  Земля.

 Итог урока:

        С чем познакомились на уроке?

        Что нового узнали?

        А что же такое глобус?

        Вам понравился урок?

 У: Дорогие мои земляне, к  следующему уроку прошу вас

1.     найти ответ на вопрос: «Какие  бывают  глобусы?»

2.     выполнить задания в рабочей тетради стр.11 задания 3, 4,5

3.     подготовить интересный вопрос, загадку  по теме нашего урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"

Урок-исследование  по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении,  направлен на формирование УУД (...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Поверхность Земли"

Данная презентация к уроку окружающего мира для учащихся 2-го класса. Автор учебника  О.Т. Поглазова, образовательная система "Гармония". Яркие иллюстрации, дополнительные данные по теме, тест дл...

Урок окружающего мира по теме "Форма Земли"

Урок ознакомление с окружающим миром по программе "Школа 2100". Урок посвящен форме Земли. На протяжении всего урока идет исследовательская работа, используются проблемные методы обучения, направленны...

Урок окружающего мира по теме: "Кладовые Земли" 3 класс

Урок составлен с позиции деятельностной педагогики. В рамках урока обозначены задачи учащихся, выражающиеся в планируемых результатах освоения темы и предмета, характеристике универсальных учебных дей...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Океаны Земли. Жизнь в море" 4 класс

Цели урока:– ввести понятие “природное сообщество”; – познакомить с растениями и животными моря; – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными мо...

Фрагмент урока окружающего мира "Заглянем в кладовые Земли" (2 класс)

Фрагмент урока окружающего мира "Заглянем в кладовые Земли" (2 класс)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Плодородная земля и растения в народном творчестве", УМК «Перспектива», 3 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о важности, красоте и символическом смысле изображений окружающего мира, представленных в...