Урок окружающего мира по теме "Форма Земли"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Дышекова Фатима Михайловна

Урок ознакомление с окружающим миром по программе "Школа 2100". Урок посвящен форме Земли. На протяжении всего урока идет исследовательская работа, используются проблемные методы обучения, направленные на самостоятельное открытие новых знаний на основе имеющегося жизненного опыта. На уроке используется мультимедийная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_forma_zemli.rar2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:         «Форма Земли».

Цель:

                    1) в результате наблюдений и опытов подтвердить доказательства шарообразности Земли;

2) познакомить – с моделью Земли – глобусом;

3) развить навыки коллективной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, четыре мяча, настольная лампа, маршрутные листы, кораблик, фигуры человечков.

 I.  Орг.момент.

II. Актуализация знаний, постановка проблемы.

Учитель:  Занимаем свои места, нас ждет впереди интересный урок.

На этом уроке мы продолжим разговор о нашем доме – планете Земля.

(Слайд «Земля»)

Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали ее, убеждались в том, какая она красивая, большая, разная.

                                                            (Слайды)

Посмотрите, куда ведет эта дорога? Может быть, туда, где “небо сходится с Землею”?

(Слайды  «Горизонт»)

…Едут близко ли, далеко,

Едут низко ли, высоко.

… Только, братцы, я узнал,

Что конек туда вбежал,

Где, я слышал стороною,

Небо сходится с землею,

Где крестьянки лен прядут,

Прялки на небо кладут.

Учитель: Давайте, вспомним, как называется это место, где «небо сходится с землею»?

Ученик: Линия горизонта.

Учитель: А можно до нее дойти?

Ученик: До нее дойти нельзя.

Учитель: А вы знаете, какую форму имеет наша планета?

Ученик: Да. Наша Земля имеет форму шара.

II. Совместное «открытие» знаний.

  1. Беседа.

Учитель: Чтобы узнать, как люди доказали, что Земля – шар, пройдем вместе интересный путь открытий – с глубокой древности до сегодняшних дней.

2. Демонстрация слайдов.

Учитель: Рассмотрите рисунки. Расскажите, какой люди представляли Землю в далеком прошлом?

Ученики рассказывают по слайдам.

            Индийская культура очень древняя. По преданию, индийцы представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах слонов.
           Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония.

             В поэмах «Одиссея» и «Илиада» Гомера можно найти очень интересное описание представления древних греков о Земле. В них говорится, что Земля – это как диск, который напоминает воинский щит. Река под названием Океан омывает сушу изо всех сторон. Солнце плывет по медному небосклону, который раскинулся над Землей и каждый день поднимается из вод Океана на востоке и погружается на западе.

          Мир в представлении древних египтян: внизу- Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Учитель: Как же впервые была выдвинута идея шарообразности Земли. Исследуем этот вопрос. Проведем необходимые опыты, наблюдения. Для этого разделимся на четыре группы. Каждая группа будет идти по своему маршруту.

3. Работа групп по маршрутам.

4. Подведение итогов работы групп.

Учитель:  Давайте послушаем ваши выводы. Капитаны команд подведите итоги вашей работы.

Капитан группы №1.

Наш опыт показал, что круглая тень может принадлежать только шару.

Капитан группы №2.

По плоской «Земле» (по парте) мы полностью видим кораблик в течение всего движения. По круглой «Земле» (по мячу) кораблик мы иногда видим целиком, а иногда частично. Постепенное исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта  наоборот постепенное их появление возможно только на Земле, которая по форме напоминает шар.

Капитан группы №3.

На плоской «Земле» (по парте) наши предметы видны одинаково хорошо, а на круглой «Земле» (по мячу) предмет закрыт полностью. С горы видно намного дальше. Именно так мы на огромном шаре.

Капитан группы №4.

Когда мы двигались по плоской «Земле» (по парте) пришли к выводу, что можно идти до бесконечности. А по круглой «Земле» (по мячу) мы вернулись в тоже место.

Учитель: Благодаря развитию науки для человека стало возможным посмотреть на нашу планету со стороны, то есть, из космоса.

(Слайды  «Земля из космоса»)

Учитель: Какова форма Земли?

Ученик: Форма Земли – ШАР.

Учитель: Какого цвета земля? Почему?

Ученик: голубая оболочка Земли – это ее атмосфера.

5. Знакомство с глобусом.

Учитель: Тысячелетия потратили люди, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке Землю, наконец признали круглой. Люди сделали модель земли. Она похожа по форме на настоящую Землю. Модель Земли, сделанная людьми, называется глобусом.

(Слайд «Глобус»)

III. Подведение итогов работы.

Учитель: Как вы думаете, для чего нам надо знать форму Земли?

Ученик: для того, чтобы составлялись карты для летчиков, моряков.

Учитель: Знать форму Земли очень важно, так как земная поверхность не остается неизменной.

Ученые ни на минуту не прекращают работу по уточнению формы Земли, потому что их данные нужны астрономам, летчикам, морякам, картографам – тем, кто составляет карты.

И главное – мы земляне!

Мы должны знать все о своем доме, чтобы сберечь его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Наша планета - Земля" 2 класс

Урок окружающего мира с использованием ИКТ. В конце урока дети выполняют тест на персональных нетбуках....

урок окружающего мира "Открытие формы Земли"

Цель: поставить задачу на определение формы Земли, организовать работу в группах по выдвижению гипотез о форме Земли, организовать обсуждение гипотез и модельную их проверку, чтение текстов и ок...

Урок окружающего мира на тему:Земля в космосе.

Этот урок разрабртан с  применением ЦОР....

Урок окружающего мира "Вода на Земле" 2 класс УМК "Гармония"

Урок окружающего мира "Вода на Земле"....

22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»

Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...

Урок окружающего мира "Внутреннее строение Земли"

Конспект урока + презентация.Ссылка на презентацию: http://yadi.sk/d/apvFjQU6AeXrq...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Мы - жители Земли" (2 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Мы - жители Земли" (2 класс)...