Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок для обучающихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (Обобщение практических знаний)
Решаемые проблемы: Как услышать лесные голоса?
Цели: учить слушать звуки природы; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические знаки»
Планируемые результаты:
Понятия: лесные голоса, тишина, правила поведения.
Предметные результаты:
Знания: познакомятся с голосами лесных жителей.
Умения: научатся объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину.
Навыки: правила поведения на природе.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу).
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания.
Личностные результаты:
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие.
Ход урока
- Организационный момент. (Слайд 2)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И многое узнать.
- Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)
- Сегодня на уроке мы с вами совершим прогулку. Муравьишка Вопросик приглашает нас в гости к себе домой. Где же его дом? Ответить на этот вопрос нам поможет загадка:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Саню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой. (Лес)
(Слайд 4)
Мы сегодня входим в лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны!
- Итак, мы вошли в лес. Прислушаемся к нему.
(Слушание аудиозаписи с голосами птиц, с шелестом листьев, с жужжанием насекомых.)
- Какие звуки леса вы услышали?
- Какие звуки еще можно услышать в лесу?
- Ребята, почему говорят, что лес шелестит?
- Почему говорят, что лес поёт?
- Почему говорят, что лес жужжит?
- Что необходимо для того, чтобы услышать живые лесные звуки?
(Соблюдать тишину.)
- Оказывается, тишина в лесу нужна не только для того, чтобы слышать лесные звуки.
- Для чего ещё необходимо соблюдать тишину, мы сегодня постараемся выяснить.
III. Работа по теме урока.
(Слайд 5: тема урока.)
- И помогать нам будут муравьишка Вопросик и мудрая Черепаха.
- Откройте страницу 48 и прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
1. Знакомство с жителями леса.
- Кого в лесу можно увидеть? Подскажут нам ответ на этот вопрос загадки.
(Слайд 6)
Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
- Скажите, как ещё называют дятла?
(лесной доктор, санитар леса)
- Почему его так называют? Послушаем сообщение, которое подготовила Лиза Ушкевич.
Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает из-под нее вредных для дерева насекомых. Эти насекомые и их личинки составляют пищу дятла. Птица избавляет дерево от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает много насекомых и личинок. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
- Кто еще живет в лесу?
- Посмотрите на картинку.
-А вот какой-то верхолаз прицепился к ветке. Из щелей в коре ловко вытаскивает гусениц. Очень проворная птичка. Это же…(синичка)
- Про синицу нам расскажет Щеглова Лиза.
Синицы – это подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день большое количество гусениц. За один день синички много раз прилетают к гнезду, чтобы накормить птенцов.
- Давайте прислушаемся и попробуем отгадать лесного жителя по пению.
(звучит пение кукушки)
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится…
Ку-ку…ку-ку,-
Не спит опушка.
А птицу эту звать … (кукушка).
- Что вы знаете особенного про кукушку?
(Она подбрасывает свои яйца в гнёзда другим птицам.)
- Но оказывается кукушка не такая уж и плохая. Кукушка очень полезная птица, не менее полезная, чем дятел и синичка.
- Дальше про кукушку расскажет Ажовкова Маша.
Кукушка – верный хранитель леса. Она из самых полезных птиц. Кукушка поедает таких гусениц, которых кроме нее другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день огромное количество личинок и гусениц.
- Отгадаем ещё загадки про жителей леса.
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. ( Волк)
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Зимой беленький, а летом серенький. ( Заяц)
(На слайде появились картинки: дятел, синица, кукушка, волк, лиса, заяц.)
- На какие две группы вы разобьёте этих лесных жителей?
(птицы и звери)
- Мы всех животных леса вспомнили? (нет)
- Их очень много, все они живут в лесу и лес – их дом.
Физкультминутка.
Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
2. Работа с учебником.
- А сейчас выполним задание на странице 48. (Слайд 7)
- Прочитайте задание. Посовещайтесь в парах, какими звуками вы будете озвучивать: шелест листьев, пение птиц, жужжание насекомых.
- Итак, как звучит шелест листьев?
- Какое пение птиц можно услышать?
- Как жужжат насекомые?
- Первый ряд представим, что мы листва и пошелестим листочками.
- Второй ряд представим, что мы птицы и попоём.
- Третий ряд представим, что мы насекомые и пожужжим.
- Теперь все вместе хором первый ряд шелестит, второй поёт, третий жужжит.
- Мы сейчас произнесли звуки, которые слышим в лесу.
- Молодцы, ребята, теперь подумайте и ответьте на такой вопрос:
- Почему на отдых люди стремятся в лес?
- Как дышится в лесу?
- Что полезного находит человек в лесу? (древесина, ягоды, грибы, лекарственные травы, орехи,…)
- Кто кроме человека пользуется лесными ресурсами (дарами леса)?
- Послушайте, что однажды произошло в лесу, когда его посетил дикарь.
«Дикарь в лесу»
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви.
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
-- Правильно ли вёл себя человек в лесу?
- Чего он не знал?
- Посмотрите на рисунок страница 49. (Слайд 8)
- Кто пришёл в лес?
- Чем они заняты?
- Что стало с животными, которые жили на этой поляне?
- Почему они убегают?
- Правильно ли ведут себя дети в лесу?
- Могут ли эти дети услышать те звуки, которые слышали мы в начале урока?
- Почему?
- Почему надо соблюдать тишину в лесу?
(Это дом растений и животных, а мы в нём только гости.)
- Прочитайте на странице 49
«Знаете ли вы, что…»
- Что вы узнали?
- Используя эту информацию…(с. 49) (Зная это, предположите, к каким последствиям может привести шум в лесу.)
(Парная работа.)
(Дети высказывают свою точку зрения и проверяют себя по учебнику.)
- Мне хочется вспомнить слова Н. Сладкова:
"Хочешь увидеть – стань... (невидим)
Хочешь услышать – стань...(неслышим)
Хочешь узнать – ..." (затаись).
– О каком правиле идет речь? (В лесу соблюдай тишину!)
(Слайд 9)
3. Работа с тетрадью.
- Теперь откройте рабочие тетрадки на странице 34.
- Выполним второе задание.
- Объясните знак. (Слайд 10)
4. Творческая работа.
- Поработаем в группах. Нарисуйте свой знак на листочках.
(Раздать листы и маркеры)
- Один из группы выходит к доске и объясняет свой знак.
(Что нарисовали? Почему?)
IV. Итог урока.
- Давайте ещё раз вспомним вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока.
- Так мы нашли на него ответ?
- Какой?
- Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод? (с. 49)
V. Рефлексия.
- Теперь возьмите смайлики и покажите, как вы поработали на уроке. Оцените свою работу.
(Дети показывают нужный смайлик и объясняют свой выбор.)
- Я тоже хочу оценить вашу работу.
(Раздаю фишки)
- В заключении мне хочется прочитать стихотворение:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
– ПОМНИТЕ об этом, ребята!
(Слайд 11)
- Давайте прочитаем, что написано на слайде.
(Вы сегодня все молодцы! Спасибо за урок!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс
Цель урока: познакомить с правилами поведения в лесу; дать представление о цветах и бабочках леса, их взаимосвязи; проанализировать поведение людей в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное...
Конспект урока по предмету окружающий мир во 2 классе "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"
Конспект урока по предмету окружающий мир во 2 классе "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"...
Урок окружающего мира 1 класс по теме: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"
Урок построен на основе жизненного опыта, где обучающиеся через решение проблемных ситуаций приобретают новые знания. Учатся правильно вести себя в природе не нанося ей вреда....
Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...
Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о звуках природы в лесу, о правилах поведения в лесу; расширение кругозора детей.Цель урока (по выпускной квалификационной работе): формирование э...
Конспект урока по окружающему миру "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правилах поведения в природе (лесу); умений определять лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса; воспитание бережного отношения...
Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота.Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения правил тишины...