Конспект урока по предмету окружающий мир во 2 классе "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Фомина Татьяна Юрьевна

Конспект урока по предмету окружающий мир во 2 классе "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

Мобилизующий этап урока.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Личностные УУД.

Организация рабочего места.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнём сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймёшь всё обязательно.

- Все готовы? Молодцы!

Сегодняшний урок мы проведём под  девизом: «Люби природу – она добром ответит!»

- Как вы понимаете эту пословицу?

Проверка организации рабочего места.

Высказывания детей.

Регулятивные УУД:

 приобретение навыков организации рабочего места

Эмоциональный настрой на урок.

- Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, постарайтесь представить то, что услышите. (Игровой приём «Лес». Звуки леса…)

- Какие звуки услышали? Что вам эти звуки напомнили?

- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? (о лесе и лесных жителях) Поделитесь  догадками друг с другом.

- Кто догадался – проверьте своё предположение – отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём.    (Лес)

А приходя в гости в «зелёный дом», мы должны соблюдать определённые правила поведения.

Поистине волшебным является лесной мир. Каждое существо, каждый организм таит в себе непередаваемое очарование. Достаточно увидеть, какая тайна кроется в каждом объекте, чтобы подарить миру своё чудо. Сегодня мы любуемся природой, учимся у природы! 

Ответы детей.

Работа в парах.

Ответы детей.

Познавательные УУД:

работа над формированием логических умений.

Коммуникативные УУД:

развитие монологической речи.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД:

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения о красоте лесных пейзажей.

Актуализация знаний.

Совершим небольшой экскурс  на предыдущие уроки ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

- Что отличает планету Земля от других планет? (есть живые организмы)

- Какие условия необходимы всем живым организмам? (вода, тепло, свет, для дыхания – кислород)

- А что является поставщиком кислорода на нашей планете?

Рассмотрите иллюстрации и подберите к каждой из них соответствующий отрывок.

- Деревья – наши помощники, их листья – это органы, которые через мельчайшие устьица (мельчайшие поры в кожице листьев) – выделяют газообразный кислород. Поглощая углекислый газ и выделяя кислород, деревья поддерживают благоприятный состав воздуха. Поэтому леса называют лёгкими планеты. Получается, с помощью растений кислорода на нашей планете становится больше, а значит, человек  может  продолжать жить. А вместе с ним и животные, и растения.  Охраняя леса, мы помогаем себе, обеспечиваем всех свежим воздухом. Берегите лес!

Ответы детей.

Самостоятельная работа детей по карточкам.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД:

определение главной мысли в текстовом отрывке, соотношение иллюстрации и текста.

Демонстрация видеоролика.

- Полюбуйтесь красотой лесного мира и приготовьтесь разгадать загадки о его жителях.

Просмотр видео.

Личностные УУД.

Работа с загадками.

Загадки:

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.     Белка

В лесу у пня

Суетня, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.  Муравьи

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.

И горлана -  петуха

Унесла она в леса.

Кто это?       Лиса

Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост потеряет –

Другой вырастает.    Ящерица

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да все без копыт.  Жук

Ответы заранее подготовленных детей.

Изящная, быстрая, почти невесомая лесная путешественница. По стволам и веткам мчится – только хвост мелькает. Белка выбирает семечки из еловых и сосновых шишек, ест орехи, жёлуди, ягоды, муравьёв и их личинки. Дважды в год у белки появляются детки. Она кормит их, нежно вылизывает, держа в передних лапках, а при опасности переносит в другое гнездо. Бельчата постарше сами цепляются за её шею или скачут вместе по веткам. При необходимости белки могут даже переплыть реку. Хвосты при этом держат «трубой».

Муравьи всегда заняты делом. И каждый трудится не в одиночку, а сообща, вместе, помогая друг другу. Иногда можно увидеть, как целой гурьбой они тащат домой добычу: гусениц, жуков, клопов, а то и мертвую бабочку. Всё подбирают муравьи, отчего и называют их «санитарами леса». Особенно полезны рыжие лесные муравьи. За трудовой сезон (с апреля по октябрь) одна семья уничтожает до пяти миллионов вредных насекомых, их гусениц и яиц.

Хороша рыжая кумушка! Особенно зимой. Мех яркий, густой, пушистый. Как огонёк на снегу горит, когда лиса охотится в поле. Издали чует, где мышь затаилась. За полкилометра слышит её писк. А весной лиса копает нору или занимает старую барсучью и обзаводится детками. Сначала кормит их молоком, а потом с супругом лисом по очереди таскает лисятам мышей, ящериц, а то и зайца поймает или рябчика.

Одна из жительниц леса – ящерица. Питаются ящерицы в основном жуками, гусеницами, кузнечиками, червями, пауками и прочими мелкими беспозвоночными. Ящерицы любят принимать солнечные ванны на камнях. Солнце им необходимо для того, чтобы поддерживать определённую температуру тела.

Жук – олень  - один из самых больших наших жуков длиной до 5 см, а с верхними челюстями до 7,5 см. На голове у жука мощные верхние челюсти, похожие на рога. Его часто можно встретить в дубовых лесах. Это грозное с виду животное – сладкоежка: оно любит питаться соком, вытекающим из ранок на дубовых стволах.

Познавательные УУД:

работа над развитием логических умений.

Коммуникативные УУД:

развитие монологической речи, участие в диалоге на уроке.

Регулятивные УУД:

обучение умению слушать, выделять главное.

Динамическая пауза.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише-тише

Деревцо всё выше-выше.

Личностные УУД.

Организация исследовательской деятельности.

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … ?     Птица

- Кто такие птицы?

Дети слушают запись «Голоса птиц».

- В лесу слышно  кукование кукушки. Прилетают ласточки и стрижи. У грачей, ворон, галок, сорок, воробьёв появились птенцы. У белок, лисиц, волков и других зверей – детёныши. Лес звенит от певчих птиц, Всё живёт полной, радостной, шумной жизнью.

Работа с учебником стр. 48

- Что изобразил художник на стр. 48?

- Давайте попробуем оживить этот рисунок. Какие звуки можно услышать? (журчание ручейка, шелест листьев…)

- Как называется птичка, выводящая трели на ветке дерева? (соловей)

- Соловей – птичка невеличка, а заголосит, так лес дрожит.

- Давайте попробуем изобразить все звуки, которые мы можем услышать в лесу?

Учитель включает запись с пением соловья, синхронно с ней дети изображают звуки леса.

- Не совсем так, конечно, а более красиво звучит настоящий лесной концерт.

- А теперь представьте себе картину, которую увидел автор нашего учебника в лесу.

Проблемный вопрос. – Почему животные разбегаются?

Учитель включает запись с пением соловья, синхронно с ней дети топают ногами и хлопают в ладоши.

- Похожую ситуацию мы изобразили?

- Вся ситуация усложняется ещё тем, что мы свами  - в весеннем лесу. Что происходит весной в семьях животных?

- Грохот и шум перекрывают голоса леса, птицы и звери теряют связь друг с другом, потому что голоса животных – это их разговоры. Грохот и шум – это сигнал опасности!

- Потревоженная мать улетает из гнезда и потом может не вернуться. Некоторые насекомые – шмели, пчёлы, жуки – просто не могут летать из-за этого и садятся на землю…

- Поэтому мы с вами, приходя в «зелёный дом»,  должны помнить и соблюдать главное правило поведения в лесу.

- Какое это правило?

Работа с учебником на стр. 49

Дети читают вывод урока.

Ответы детей.

(Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.)

В конце весны в наши парки, сады и леса прилетают удивительные, всеми любимые певцы – соловьи. Сидя на ветках и опустив крылышки, эти скромо окрашенные птицы поют не смолкая: кто ночью, кто утром, кто днём. У каждого солиста – своя песня. Но, когда появляются птнецы, тут уж не до песен – нужно кормить ненасытных деток. И родители несут им насекомых, слизней, пауков, многоножек. Ещё не научившись летать, птенцы уходят из гнезда, ставшего для них тесным. Как мышата,  они ловко шныряют в траве, затаившись при малейшей угрозе. До самого отлёта в конце августа дети остаются с родителями.

Между детьми распределяются роли.

 Два-три ученика с помощью воды, налитой в банки, будут имитировать журчание ручейка.

Несколько человек будут жужжать, как шмель и пчела.

Несколько человек – шуршать, как ящерица.

Остальные – изображают шелест деревьев.

Ответы детей.

Ответы детей.

Познавательные УУД:

формирование логических умений.

Коммуникативные УУД:

развитие диалоговой речи.

Динамическая пауза.

Игра

- Ребята, а все ли птицы умеют летать?

- Сейчас проверим, знаете ли вы, какие птицы умеют летать, а какие нет. Если птица умеет летать, вы машете руками, а если нет – приседаете.

(Снегирь, дятел, курица, воробей, пингвин, сорока, страус, ласточка.)

Творческая практическая деятельность в группах.

Работа в тетради стр.34

- Откройте рабочие тетради на стр. 34. Рассмотрите рисунок и объясните: от чего спасаются животные?

Муравей Вопросик изобразил правило поведения в лесу в виде запрещающего знака, как в правилах дорожного движения.

Какой знак можете придумать вы?

Нарисуйте его.

Критерии, которым должна соответствовать работа:

  1. Материал – белый лист А4.
  2. Техника изготовления – рисование.
  3. Сюжет – правила поведения в лесу.
  4. Цветовая гамма – яркая, не сливающаяся с фоном.

Работа в группах.

Коммуникативные УУД:

учатся способам взаимодействия, учебного сотрудничества.

Регулятивные УУД:

Учатся понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; определять план выполнения заданий на уроках, под руководством учителя.

Личностные УУД.

Проверка критериев выполнения.

Рефлексия деятельности.

Вы замечательно поработали.

Посмотрим, соответствует наша работа тем требованиям, которые мы предъявляли к работе?

  1. Материал – белый лист А4.
  2. Техника изготовления – рисование.
  3. Сюжет – правила поведения в лесу.
  4. Цветовая гамма – яркая, не сливающаяся с фоном.

 - Что вам запомнилось?

На уроках окружающего мира мы непременно больше узнаем о жизни лесных обитателей, но всегда будем помнить о том, что приходя в гости в «зелёный дом», мы будем соблюдать тишину.

Регулятивные УУД:

научатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать результат своих действий.

Личностные УУД:

первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельности; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к образовательному процессу.

Итог урока.

 Помните, чему учит нас народная мудрость?

Ответы детей: «Люби природу – она добром ответит!»

Личностные УУД.

                                     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №5

г. ЕЛЕЦ

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1 КЛАСС

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

ТЕМА УРОКА:

«ПОЧЕМУ В ЛЕСУ МЫ БУДЕМ СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ?»

Разработала:

Фомина Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ лицея №5

г. Ельца

2014 г.

Цель урока

Обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в весеннем лесу и его последствия.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД

Познавательные УУД: умение анализировать и находить решение по создавшейся проблеме в данной ситуации.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной коммуникативно – речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Личностные УУД: умение высказывать своё отношение к выполняемым действиям, выражать свои эмоции.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.

Межпредметные связи

Урок окружающего мира с интеграцией предмета литературное чтение, ИЗО.

Оборудование для обучающихся

Лист формата А4, цветные карандаши, картинки с деревьями, тексты, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 класс; рабочая тетрадь.

Оборудование для учителя

Технологическая карта, зрительные опоры, мультимедийный комплекс.

Образовательные ресурсы

Учебник к УМК «Школа России» Окружающий мир А.А. Плешаков, 1 класс; рабочая тетрадь к УМК «Школа России» Окружающий мир А.А. Плешаков, 1 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели"

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир" на тему "Предметы мебели" для обучающихся с ТМНР по АООП НОО (вариант 6.4)...

Конспект урока по предмету "Речевая практика " ." В гостях у леса".

Конспект урока по предмету "Речевая практика " ." В гостях у леса"....