Методическая разработка урока по окружающему миру с использованием технологии развития критического мышления
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Цель урока: создать условия для знакомства  с факторами, составляющими основу экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира

Проект урока

Учитель

Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

Класс

3

УМК

«Школа России»

Тема урока

Природные богатства и  труд людей – основа экономики.

Цель урока

Цель урока: создать условия для знакомства  с факторами, составляющими основу экономики.

Задачи

  • Познакомить учащихся с основными понятиями экономики: природные богатства, труд людей.
  • Способствовать развитию аналитического мышления;
  • Способствовать формированию культуры чтения и речи;
  • Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Актуализировать знания детей понятия «экономика»; познакомить обучающихся с  основными понятиями экономики: «природные богатства», «труд людей». Показать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объекта с его классификацию; выделять существенную информацию из текстов, анализировать, делать выводы, обобщать.

 Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации;  выделять из темы урока известные знания и умения, фиксировать в конце урока  удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке.

Коммуникативные УУД:

принимать участие в работе в паре, в группе;  слушать и слышать собеседника, проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

формирование личностного смысла учения; умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат; формирование уважительного отношения к природным богатствам, к труду людей.

Программное содержание

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Первичное усвоение новых знаний.
  4. Динамическая пауза.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Первичное закрепление.
  7. Итог урока. Рефлексия.

Тип урока

Изучение нового материала.

Технология

Технология развития критического мышления, прием ТРИЗ – технологии «Паспорт».

Оборудование урока

  1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2013.
  3. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты.  3 класс. – М. Просвещение, 2017.
  4. Раздаточный материал для работы в группе, паре; презентация.  

Домашнее задание

Читать страницы 42-44, ответить на вопросы «Проверь себя».

Рубрика «Обсудим» один вопрос на выбор. По желанию творческое задание: составить кроссворд.

ХОД УРОКА

Фазы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Вызов

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

Слушают стихотворение

(Л) Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Актуализация знаний. Целеполагание.

 - Все наши полученные знания, мы будем записывать в особую схему - кластер. Он находится у вас на столах, а у меня на доске.

- На прошлом уроке мы познакомились с понятием, с которым мы часто сталкиваемся в жизни, каким? (Помещаю в кластер)

Прием «Верные и неверные утверждения»

- Если вы согласны с утверждением, поставьте +, если нет, поставьте  -.

 *Экономика – это наука о том, как люди имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей  

*Экономика – это возможность заработать деньги .

*Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.

*Торговля дает нам одежду, мебель, обувь.

*Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

*Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей.

*Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.

*Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

Поменяйтесь листами, проверьте по ключу:

+ - - - + + + +

- Молодцы!

-  «Все во имя человека, все для блага человека».

- Как вы понимаете эту фразу?

- Ребята, внимательно рассмотрите  картинки. На какие две группы можно  их разделить?

 - Закончите фразу: Основа экономики – это ….

 - Назовите тему урока. (Помещаю в кластер)

 - Определите цель урока.

Отвечают на вопросы учителя

 

Отмечают верные, неверные  утверждения, осуществляют взаимопроверку.

Называют тему урока. Определяют цель урока.

(П) Строить речевые высказывания в устной форме.

 (Р ) Определять тему,  цель урока.

Осмысление

3. Первичное усвоение новых знаний.

-  Ребята, а где мы можем узнать  о роли природных богатств  в экономике?

-Обратимся к  нашему помощнику учебнику.

- Работаем в парах.

 - Внимательно прочитайте информацию на страницах 42 – 43, заполните часть  кластера «Природные богатства».

- Как нужно использовать природные богатства?

- Природные богатства сами по себе не обеспечат нас товарами и услугами. Нужно еще что – то очень и очень важное. Что?

- Для чего нужен труд людей? (Помещаю в кластер)

- Какие профессии необходимы в экономике?

-В экономике нужен труд людей самых разных профессий. И не только физический труд, но и умственный. Например, труд архитектора, инженера, работников банка, ученого. (Помещаю в кластер)

- Как вы думаете? От чего зависит успех труда людей?

(Помещаю в кластер)

- Что у нас получилось. Прочитаем.

Отвечают на вопрос. (Из учебника, из Интернета, из энциклопедии, справочника  и т. д.)

 Учащиеся читают текст, выделяют ключевые слова, обсуждают и записывают  информацию в кластер.   По цепочке представляют результаты работы. 

 (Помещаю в кластер)

Отвечают на вопросы учителя, заполняют кластер.

Систематизируют материал урока с помощью составленного кластера.

(П) Отбирать источники информации.  Осуществлять поиск необходимой информации  и  её понимать.

 (К) Создание условий для лучшего результата при работе в парах. Речевое общение и участие в диалоге.

 

4. Динамическая пауза.

5. Первичное закрепление

  - Ребята, у вас на партах лежат различные предметы: деревянная ложка, металлическая ложка, носовой платок, книга, глиняная посуда. Вам предстоит провести исследование, после которого вы сможете больше рассказать о предмете.  

Для работы мы разделимся на группы. Вспомним  правила работы в группе.

-Сделайте вывод: что использовалось для изготовления предмета?

Вспоминают правила работы в группе.

Работают с презентацией, текстом.  Находят нужную информацию. Из предложенных картинок выбирают те,  которые показывают «рождение» предмета. Оформляют паспорт предмета.

 

Затем группа рассказывает о своих наблюдениях по плану:

1) Назовите предмет.

2) Из какого основного материала он изготовлен?

3) В каком виде он встречается в природе?

4) Использовался ли труд людей для получения данного предмета? Назовите профессии.

5) Какой путь прошел природный материал до получения данного предмета?

Вывод: для изготовления  предмета использовались природные богатства и труд людей.

(К)Создание условий для лучшего результата при работе в парах.

(К) Речевое общение и участие в диалоге.

(П) Извлекать  нужную информацию   из презентации.

(К) Работать в группе, вырабатывать решения.

(Л) Уважительно относиться к иному мнению в разных ситуациях.

П) Представлять информацию в сжатом виде.

 (Л) Осознавать  причастность к успеху в учебной деятельности.

Рефлексия

6.Итог урока.  Рефлексия.  

- Откройте тетради, ответьте на вопросы  страницы  57-58  самостоятельно.   Проверьте себя и оцените. За 5 верных ответов – отметка «5», за 4 – отметка «4»; за 3 -  отметка «3»; если 2 и меньше ответов – отметка «2».  

Самостоятельное выполнение тестов. Самопроверка по ключу и самооценка.

(Р) Самооценка своей деятельности.

- Назовите тему урока.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Выполнена ли она?

- Что мы делали, чтобы достичь цели? Как пригодятся нам знания по этой теме в жизни?

- Предлагаю самостоятельно сочинить синквейн на тему «Экономика». В этом вам поможет кластер.

- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали: дружно и слаженно.

- А вам понравился урок?

-Закончите фразу:

Мне было легко…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Домашнее задание:  читать страницы 42-44, ответить на вопросы «Проверь себя». Рубрика «Обсудим» один вопрос на выбор. Желающие могут составить кроссворд по  теме «Экономика»

-Спасибо за работу.   Отличных успехов  в учебе!

Определяют эффективность своей работы.

Составляют синквейн.

(Р) Самооценка своей деятельности.

(К) Формулировать собственное мнение и позицию.

(Л) Формировать внутреннюю позицию. Проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

Используемая литература:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2013.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М. Просвещение, 2017.
  3. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты.  3 класс. – М. Просвещение, 2017.
  4. Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017

        

Приложения

Кластер

Тест

(Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.  Окружающий мир. Тесты.  3 класс. – М. Просвещение, 2017)

Безымянный.png

Рисунки

                

Паспорт



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающего мира

Урок по теме «Природные богатства и  труд людей – основа экономики» изучается в третьем классе, по УМК «Школа России», автор учебника «Окружающий мир» Плешаков А. А. Данный урок окружающего мира включен в раздел «Чему учит экономика».

Цель урока: создать условия  для знакомства с факторами, составляющими основу экономики.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями экономики: природные богатства, труд людей.
  • Способствовать развитию аналитического мышления;
  • Способствовать формированию культуры чтения и речи;
  • Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Предметные: актуализировать знания детей понятия «экономика»; познакомить обучающихся с  основными понятиями экономики: «природные богатства», «труд людей». Показать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные:

Познавательные - осуществлять анализ объекта с его классификацию; выделять существенную информацию из текстов, анализировать, делать выводы, обобщать.

 Регулятивные  - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации;  выделять из темы урока известные знания и умения, фиксировать в конце урока  удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке.

Коммуникативные  - принимать участие в работе в паре, в группе;  слушать и слышать собеседника, проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

Личностные: формирование личностного смысла учения; умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат; формирование уважительного отношения к природным богатствам, к труду людей.

 Урок построен  в соответствии с ФГОС, с применением технологии развития критического мышления.  

Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

С целью  положительно настроить учеников, организовать их внимание, повторить изученный материал,  было прочитано стихотворение и  проведена игра (прием «Верные, неверные утверждения»).    Выполнив задание, распределить на две группы рисунки, ребята  смогли самостоятельно сформулировать  тему и цель урока.  Также на этапе актуализации знаний  был  использован прием технологии критического мышления «Кластер». В течение урока в схему добавлялись новые знания, что способствовало систематизации и обобщению учебного материала.  

Вторая стадия — «осмысление». На этапе первичного закрепления знаний  ребята   в парах работали  с текстом, самостоятельно заполняя часть кластера.  Результаты работы  учащимися были представлены, учитель заполнял кластер на доске. Таким образом  произошла проверка  понимания учебного материала.

На этапе первичного закрепления  ученики работали в группе, была организована практическая деятельность на основе изучения дополнительной литературы.  Использован приём «Паспорт».  

Третья стадия — стадия «рефлексии».  На этом этапе   учащимся было предложено ответить на вопросы в рабочей тетради «Окружающий мир. Тесты.  3 класс». Прием «Тесты» использован для контроля усвоения знаний по новой теме.    Вопросы учителя помогли учащимся осмыслить виды работы, проанализировать свою деятельность и понять, как полученные знания могут пригодиться в жизни.  Прием «Синквейн» помог учителю выяснить и оценить понятийный багаж учащихся  по  данной теме.

С целью  оценить эффективность собственной работы на уроке использован прием «Незаконченное предложение». 

Домашнее задание было дифференцированным. Детям, проявляющим повышенный интерес к предмету, было предложено творческое задание: составить кроссворд. При подготовке задания из рубрики «Обсудим» учащиеся будут  использовать различные источники информации.

Своевременное проведение динамической паузы способствовало устранению утомляемости учащихся. Также перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим.

В течение всего  урока создавались условия и ситуации для  формирования   универсальных учебных действий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: «Как управляют движением?»

« Методическая разработка урока окружающего мира  с  использованием технологии критического мышления по теме:  ...

Методическая разработка по окружающему миру. Блок интерактивных уроков по разделу: История Древнего мира.

Уроки для интерактивной доски по разделу История древнего мира. Первобытное общество, Египет,Рим,Древняя Греция, Средние века, Новая иновейшая история....

Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».

Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором  необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность  в саморазвитии, самообразовании и...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....