Технологическая карта урока учительницы начальных классов по окружающему миру на муниципальном этапе конкурса в номинации "Педагогический дебют"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

ШМО учителей начальных классов  МБОУ "СОШ с.Урманаево"Азнакаевского муниципального района Республики

Технологическая карта урока по окружающему миру  на тему "Разнообразие животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon teh.karta_uroka.zip759.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Разнообразие животных»

Султанова Миляуша Яугатовна – учительница начальных классов МБОУ «СОШ с. Урманаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Номинация: УГ «Педагогический Дебют - 2019»

Класс: 3 класс

Предмет: Окружающий мир

Цель урока: 

Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием животных, показать их красоту и многообразие, значение для человека; показать приспособляемость разных птиц к среде обитания, выделить существенные и отличительные признаки. Формирование умения описывать существенные признаки животных, их оперения; выявление зерноядных, насекомоядных, хищных, водоплавающих птиц, сравнение их среды обитания и способа питания. 

Развивающая: Продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных; умение работать с разными источниками информации; умения моделировать.

Воспитательная: воспитывать доброе и бережное отношение к птицам, к животным, желание помогать им в зимнее время.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология: проблемного диалога

Используемое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, стикеры, таблицы.

Этапы урока 

Содержание деятельности

Формирование

УУД 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к учебной деятельности.

психологический настрой 

Цель осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке слайд 1, 2

Приветствие учителя:

Здравствуйте, ребята! Наш урок окружающего мира начинается прямо сейчас! И начнем мы его с упражнения «Звездопад». Закройте глаза, представьте звездное небо. Одна звездочка упала, загадайте желание, каким будет у нас урок. 

Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

Личностные Осознание себя как ученика.

Регулятивные Стремление выполнить работу

2.Актуализация знаний

слайд 3

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия; обобщение ЗУН; организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании

слайд 4

 Ну тогда подумайте, на какой урок я Вас приглашаю сегодня? Я прочту Вас строки, только внимательно слушайте и хорошо подумайте.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело

Итак, как Вы думаете, на какой урок я Вас приглашаю:

На урок контрольного, на урок повторения или на урок нового знания?  

Слушают стих

Работа в ПТ

Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия;

Познавательные: Организация условий, в ходе которых дети подходят к теме урока.

Коммуникативные: умение доказывать своё мнение.

3. Формулирование темы и целей урока (фронтально)

слайд 4, 5, 6,7,8

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Хорошо, а давайте вместе сформируем цель урока, раз урок нового знания, то какая у нас цель?

Хорошо, цель мы с вами поставили, осталось определить тему урока. Итак, для подсказки для вас я приготовила песню. Именно песня поможет нам определить тему, а после этого мы отправимся с вами в волшебных мир. (звучит песня «Песенка о звуках разных животных»).

Определение темы урока: «Разновидности животных»

Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим пополнять багаж наших знаний.

- Ребята, как вы думаете, для чего современному человеку нужна информация? Где мы можем ее найти? (ответы учеников)

Беседа

- С какой целью мы читаем информацию?

- Чтобы работа достигла хорошего результата, должен быть план.

План работы на сегодня оформлен в виде схемы. Давайте познакомимся с ним.

На доске:

  1. Найди информацию.
  2. Пойми (осознай) ее.
  3. Измени.
  4. Сохрани.

Формулируют тему и задачи урока.

Работа в парах,

 слушают песню, делают вывод

Познавательные анализ, синтез, обобщение; подведение под понятие Умение наблюдать с целью выделения существенных признаков.

Личностные Учет разных мнений и умений выразить свое.

Регулятивные Планирование учебного сотрудничества, целеполагание,

4. Построение проекта выхода из затруднения.

слайд 9-12

Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия, построение и фиксация нового знания

Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим пополнять багаж наших знаний.

- Ребята, как вы думаете, для чего современному человеку нужна информация? Где мы можем ее найти? (ответы учеников)

- С какой целью мы читаем информацию? (Чтобы узнать, найти что-то новое, уметь пользоваться этими сведениями в жизни.)

- Чтобы работа достигла хорошего результата, должен быть план.

План работы на сегодня оформлен в виде схемы. Давайте познакомимся с ним.

Игра «Узнай по описанию» (задания на карточках).

  1. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. Кожа толстая.
  2. Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек.
  3. Летает, весь коричневый. Такой важный!

- Получилось у вас узнать животных? (нет)

- Почему? (для этого недостаточно информации)

- Правильно. Тогда сделайте вывод, какой должна быть информация? (полной, понятной, доступной, грамотной)

- Верно. Тогда послушайте, что я вам добавлю к тем сведениям, что вы уже прочитали:

1. Эти животные любят валяться в жидкой болотной грязи. Грязь засыхает и покрывает кожу твердой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья, корка грязи отваливается вместе с различными насекомыми и жуками, которые мешают животному.

Он очень быстро бегает и переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. Кожа толстая и покрыта бурой щетиной. (Кабан)

2. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб и на время улетают. Самка этого только и ждет, чтоб подкинуть в чужое гнездо свое яйцо. Часто она выкидывает яйцо хозяев, чтоб те не заметили подмены. (Кукушка)

3. Кто – то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют. (Майский жук)

- Молодцы. Все же вы догадались кто это. (На доске висят фотографии отгаданных животных)

- Как в двух словах вы можете назвать группу этих существ? (Царство животных)

Беседа.

- Животные… Кого вы представляете себе, когда слышите это слово? (мнение детей)

- Все это представители замечательного царства животных. А кто знает, как называется наука о животных? (зоология)

- Посмотрите на фотографии на доске (слайд). Назовите представителей животного царства. (лягушка, кабан, лось, белка)

- Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные)

- А вот эти? (слайд: петух, корова, лошадь, коза, кролик)

- Что это за группа? (Домашние животные)

Верно. Мы сейчас классифицировали животных по месту их обитания.

 называют признаки

Самооценка

слушают песню и высказывают своё мнение

Самооценка

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные Планирование учебного сотрудничества, прогнозирование,

Личностные: смыслообразование.

 5. Реализация построенного проекта.

слайд 11,12,13

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Возьмите карточку. Заполните таблицы. Напишите названия представителей царства животных каждого в свою группу.

Раздача звездочек.

работают в парах

сравнивают животных, делают выводы

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Анализ объекта с целью выделения признаков.

Личностные: самоопределение; смыслообразование

 

Регулятивные: контроль,  коррекция,  саморегуляция

6. Первичное закрепление

слайд 14

Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действие

-Посмотрите еще раз на рисунки, можно ли среди них выделить группы с похожими признаками? (Да. Звери, птицы, рыбы, насекомые.) Сейчас я вам раздам листочки, где есть информации. (Работа по лицу, по плечу)

- Назовите зверей.

- Чем похожи звери? Обсудите с соседом по парте. (Тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком.)

- Назовите птиц.

- Чем похожи птицы? Обсудите с соседом по парте. (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц.)

- Назовите рыб.

- Чем похожи рыбы? Обсудите с соседом по парте. (Тело покрыто чешуей.)

- Назовите насекомых.

- Чем похожи насекомые? Обсудите с соседом по парте. (У насекомых 6 ног.)

 (Рефлексия, раздача звездочек) 

 И так, вы проделали работу. Расскажите, глядя на доску, как вы работали в соответствии с планом?

  1. Найди информацию. (Где мы нашли информацию, ответы учеников)
  2. Пойми (осознай) ее. (Прочитали, мысленно представили представителей каждого класса)
  3. Измени. (Заполнили таблицу)
  4. Сохрани. А вот чтобы сохранить, вы попробуете сейчас рассказать о разнообразии животных. (По - желанию несколько человек. Можно каждую группу животных разным детям).

 называют признаки

 

работают

отвечают на?

определяют чем похожи животные

самооценка

 Личностные Умение доказать сою мысль, точно выражать свои мысли.

 Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: Установление причинно следственных связей, рефлексия способов и условий действия;

Регулятивные: Контроль и оценка результатов своей деятельности

7. Перенос новых знаний в новую ситуацию

слайд 14

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

А теперь небольшая игра для вас «Шифрограмма»

Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие? " А почему? 
Стихотворение "Все на свете нужны" 
Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми 
Все животные: и травоядные, и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц.

Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их.

Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей!  

находят слово.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что они знают о красной книге.

Личностные Умение   вступать в диалог, слушать своих товарищей, уважать их точку зрения. Умение слушать.

Познавательные: Установление причинно следственных связей, рефлексия способов и условий действия;

9.физкультминутка     слайд 15

Ребята, все мы сегодня устали. Давайте вместе выполним зарядку.

выполняют зарядку

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

слайд 16,17

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

– Назвать все группы животных. 
– Какой этап работы вам показался трудным? Почему? 
– Какой этап работы вам показался интересным? Почему? 
– Полезным был для вас урок или нет? 

А домашние задание, на будущие, берегите природу, не обижайте животных!

На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.

Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).

Ребята, а давайте вспомним, с какой упражнение мы начали свой урок. (Ответы учеников) А что связывает их связывает? Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

работа с кластером

отвечают на ?

самооценка

Регулятивные. Обобщение полученных на уроке сведений и определение своего эмоционального состояния. Контроль и оценка результатов своей деятельности

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету «Ознакомление с окружающим миром» во 2 классе "Кто как весну встречает" по ФГОС

Конспект урока окружающего мира во втором классе "Кто как весну встречает" представлен в технологической карте с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Память"

Технологическая карта содержит: УУД, основные этапы урока, дидактические развивающие игры, презентацию....

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру. Тема. О чём расскажет план.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема урока "О чём расскажет план"....

Технологическая карта урока в 1 классе по Окружающему миру "Как путешествует письмо?"

Открытый урок с использованием фронтальной, индивидуальной, парной и групповой форм работ. С большим количеством наглядного материала, с использованием мультимедийной презентации, включающей фрагменты...

Технологическая карта урока в 1 классе по окружающему миру тема "Кто такие рыбы?"

Данный урок предназначен для работы в первом классе. Технологическая карта урока....

Технологическая карта урока в 3 классе по окружающему миру на тему_ Чтобы путь был счастливым

Технологическая карта урока- проекта для учащихся 3 классов по программе "Школа России"Тип урока: открытие новых знанийМетод проектовНа уроке учащиеся выполняют проект - создание информацион...