Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Разнообразие веществ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3
Тема урока: «Разнообразие веществ»
Цель урока: знакомство с веществами и их свойствами.
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал.
- Развивать кругозор, память, мышление, совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Формирование УУД:
Личностные действия:
1. Способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные действия:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные действия:
1. Понимать информацию, изложенную в текстах.
2. Делать обобщения, выводы.
Коммуникативные действия:
1. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
2. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1. Организационный момент (1-2 мин) | - Здравствуйте дети, садитесь. | Приветствуют учителя. Садятся за парты. | |
2. Актуализация знаний (4-5 мин) | - У вас на столах лежат листочки со словами. В паре прочитайте их и подчеркните красным карандашом твердые вещества, синим – жидкие, зеленым – газообразные. А также приведите примеры естественных, искусственных и небесных тел. - Какие слова вы подчеркнули красным карандашом? - Какие синим? - Какие зеленым? - Какие примеры различных тел вы привели? - Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры. - Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры. - А из чего состоят вещества? | Ученики выполняют задание. - Соль, железо, медь, серебро. - Молоко, вода. - Углекислый газ, водород. Ответы детей. - Тело – это любой предмет или живое существо. Тела бывают искусственными, естественными и небесными. (Стол, цветок, звезда). - Вещество – это то, из чего состоят тела. Вещества бывают твердыми, жидкими и газообразными. (Древесина, ртуть, углекислый газ). - Из молекул и атомов. | |
3. Постановка учебной задачи (2-3 мин) | - Отгадайте загадки:
А в руки взял – он водой побежал.
Не конь, а бежит. - Каким одним словом можно назвать эти понятия? - Верно. И сегодня на уроке мы будем говорить с вами о веществах и научимся их описывать. - Как вы думаете, как называется наука, которая изучает вещества. | - Снег. - Вода. - Вещества. - Химия. | |
4. Работа по теме урока (7-8 мин) | - Давайте изучим свойства веществ, которые находятся у вас на столе. Угадайте, о чем идет речь? Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна - Верно, и первое вещество, которое мы с вами рассмотрим – это поваренная соль. Что вы знаете о поваренной соли? - В каких случаях мы используем соль? - Соль также используют для погашения огня на плите. Если вдруг жир на плите начал гореть, можно посыпать конфорку солью, и огонь перестанет пылать. А также, если добавить в воду соль, цветы, которые будут в ней стоять, будут дольше оставаться свежими. - Давайте прочитаем статью о поваренной соли на странице 41. - Как вы думаете, каким путем добывается соль из моря? - В морской соли есть полезное минеральное вещество и это йод. Как вы думаете, полезна ли такая соль? Для кого? - Соль не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ. Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому – все хорошо в меру. - За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения. Какой вывод мы можем сделать? - В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего? Конечно же, для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было. Какой вывод мы можем сделать? - А вспомните, когда начинается зима, чем посыпают дороги и зачем? Какое свойство мы можем назвать? (Лед, который посыпали солью, растаял (вывод: свойства соли - растворяет). - Действительно, соль растворяет лед. Поэтому в гололед улицы посыпают солью. - Какие основные свойства соли можете назвать? |
- Соль. Ответы детей. - При готовке. Зимой посыпают дорогу солью, чтобы не было скользко. Читают статью. - Выпариванием. - Да. Для людей. - Вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик. - Вывод: свойства соли - убивает микробы, не дает портиться продуктам. - Лед, который посыпали солью, растаял. Вывод: свойство соли - растворяет. - Необходим для человека и животных, соленый вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии. | |
5. Физкультминутка (1-2 мин) | - А теперь давайте немного разомнемся. Проведем физкультминутку. - Молодцы! Продолжаем работать. | Выполняют физкультминутку. | |
6. Продолжение работы по теме урока (12-13мин) | - А о чем эта загадка? Что же это за песочек, Сладок с ним у нас чаёчек, В каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает. - Да. С этим веществом мы знакомы всю жизнь. С раннего детства до глубокой старости человек испытывает потребность в сладостях. Кулинария и кондитерское производство выработали огромный, буквально неисчислимый ассортимент сладких блюд и изделий, причем в большинстве случаев — основу сладости составляет свекловичный или тростниковый сахар. - Давно ли человек узнал о сахаре? Когда воины Александра Македонского вступили на индийскую землю, среди бесчисленных чудес древней Индии внимание их привлекло одно маленькое «чудо». Индийцы ели неведомый белый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом. - Один из сподвижников Александра Македонского писал по этому поводу, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед. А в Китае, куда спустя некоторое время попал этот диковинный индийский продукт, его назвали каменным медом, в Египте — индийской солью. А было это ничем иным, как тростниковым сахаром. - У нас, на Руси, тростниковый сахар был известен в 12 веке, а в 16 веке он появился на царском столе. Сахар считался тогда очень дорогим и недоступным лакомством. Его продавали в аптеках по рублю за 4 грамма. - Давайте прочитаем сведения о сахаре на странице 42. - Какие основные свойства сахара можете назвать? - Давайте прочитаем статью до конца. - О каком веществе вы еще узнали? (О крахмале) - В чем его важность для человека? - В чем содержится крахмал? | - Сахар. Читают учебник. - Необходим для человека, имеет сладкий вкус, растворим, убивает болезнетворные бактерии. Читают учебник. - О крахмале. - Одно из важнейших питательных веществ необходимых человеку. - В продуктах животного происхождения. | |
7. Физминутка (1-2 мин.) | - А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам. Проведем физкультминутку для глаз. | Дети выполняют физминутку. | |
8. Рефлексия деятельности (Итог урока 3-4 мин) | - О чем мы сегодня с вами говорили? - Сегодня на уроке мы разобрали всего 3 вещества – это Поваренная соль, сахар и крахмал. Но в природе различных веществ очень много. Каждое вещество имеет свои свойства: вкус, цвет, растворимость, полезность и / или опасность для организма человека - Верно. Я вижу, вы хорошо усвоили тему. Чем вам понравилось наше занятие? - Оцените свою работу на уроке: Зелёный – я был активен и доволен своей работой. Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось. Красный – я работал не достаточно хорошо. | - Разнообразии веществ (Поваренная соль, сахар, крахмал). Ответы детей. Оценивают работу. | |
9. Домашнее задание (1-2 мин) | - А теперь запишем домашнее задание: с. 38 – 43 чит.; тетр. с. 16 – 17. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс
работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...
Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс
работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ".
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ"....
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс "Самое главное вещество"
С применением мотивационных приёмов...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие веществ
Тема: Разнообразие веществЦель: познакомить с веществами и их свойствами.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить н...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество".
Конспект урока по окужающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество". Уок откытия нового знания с использованием технологии ИКТ, системно-деятельностного...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие веществ"
Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии веществ и их свойствах.Планируемые результатыПредметные:знать: какие бывают вещества, их свойства и использования людьмиуметь:...