Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Разнообразие веществ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobrazie_veschestv.doc30.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3

Тема урока: «Разнообразие веществ»

Цель урока: знакомство с веществами и их свойствами.

Задачи урока:

  1. Ознакомить учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал.
  2. Развивать кругозор, память, мышление, совершенствовать навыки  самооценки и самоконтроля.
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Формирование УУД:

Личностные действия:

1. Способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные действия:

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные действия:

1. Понимать информацию, изложенную в текстах.
2. Делать обобщения, выводы.

 Коммуникативные действия:

1. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
2. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Организационный момент (1-2 мин)

- Здравствуйте дети, садитесь.

Приветствуют учителя. Садятся за парты.

2. Актуализация знаний (4-5 мин)

- У вас на столах лежат  листочки со словами. В паре прочитайте их и подчеркните красным карандашом твердые вещества, синим – жидкие, зеленым – газообразные. А также приведите примеры естественных, искусственных и небесных тел.

- Какие слова вы подчеркнули красным карандашом?

- Какие синим?

- Какие зеленым?

- Какие примеры различных тел вы привели?

- Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.

- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.

- А из чего состоят вещества?

Ученики выполняют задание.

- Соль, железо, медь, серебро.

- Молоко, вода.

- Углекислый газ, водород.

Ответы детей.

- Тело – это любой предмет или живое существо. Тела бывают искусственными, естественными и небесными. (Стол, цветок, звезда).

- Вещество – это то, из чего состоят тела. Вещества бывают твердыми, жидкими и газообразными. (Древесина, ртуть, углекислый газ).

- Из молекул и атомов.

3. Постановка учебной задачи (2-3 мин)

- Отгадайте загадки:

  1. Думал, что мел, потому что бел,

А в руки взял – он водой побежал.

  1. Не лес, а шумит.

Не конь, а бежит.

- Каким одним словом можно назвать эти понятия?

- Верно. И сегодня на уроке мы будем говорить с вами о веществах и научимся их описывать.

- Как вы думаете, как называется наука, которая изучает вещества.

- Снег.

- Вода.

- Вещества.

- Химия.

4. Работа по теме урока (7-8 мин)

- Давайте изучим свойства веществ, которые находятся у вас на столе.  Угадайте, о чем идет речь?

Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна

- Верно, и первое вещество, которое мы с вами рассмотрим – это поваренная соль. Что вы знаете о поваренной соли?

- В каких случаях мы используем соль?

- Соль также используют для погашения огня на плите. Если вдруг жир на плите начал гореть, можно посыпать конфорку солью, и огонь перестанет пылать.  А также, если добавить в воду соль, цветы, которые будут в ней стоять, будут дольше оставаться свежими.

- Давайте прочитаем статью о поваренной соли на странице 41.

- Как вы думаете, каким путем добывается соль из моря?

- В морской соли есть полезное минеральное вещество и это йод. Как вы думаете, полезна ли такая соль? Для кого?

- Соль не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ. Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому – все хорошо в меру.

- За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения. Какой вывод мы можем сделать?

- В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего? Конечно же, для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было. Какой вывод мы можем сделать?

- А вспомните, когда начинается зима, чем посыпают дороги и зачем? Какое свойство мы можем назвать? (Лед, который посыпали солью, растаял (вывод: свойства соли - растворяет).

- Действительно, соль растворяет лед. Поэтому в гололед улицы посыпают солью.

- Какие основные свойства соли можете назвать?

 

- Соль.

Ответы детей.

- При готовке. Зимой посыпают дорогу солью, чтобы не было скользко.

Читают статью.

- Выпариванием.

- Да. Для людей.

- Вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик.

- Вывод: свойства соли - убивает микробы, не дает портиться продуктам.

- Лед, который посыпали солью, растаял. Вывод: свойство соли - растворяет.

- Необходим для человека и животных, соленый вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии.

5. Физкультминутка (1-2 мин)

- А теперь давайте немного разомнемся. Проведем физкультминутку.

- Молодцы! Продолжаем работать.

Выполняют физкультминутку.

6. Продолжение работы по теме урока (12-13мин)

- А о чем эта загадка?

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас  чаёчек,

В каждой кухне проживает,

всем хозяйкам угождает.

- Да. С этим веществом мы знакомы всю жизнь. С раннего детства до глубокой старости человек испытывает потребность в сладостях. Кулинария и кондитерское производство выработали огромный, буквально неисчислимый ассортимент сладких блюд и изделий, причем в большинстве случаев — основу сладости составляет свекловичный или тростниковый сахар.

- Давно ли человек узнал о сахаре? Когда воины Александра Македонского вступили на индийскую землю, среди бесчисленных чудес древней Индии внимание их привлекло одно маленькое «чудо». Индийцы ели неведомый белый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом.

- Один из сподвижников Александра Македонского писал по этому поводу, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед. А в Китае, куда спустя некоторое время попал этот диковинный индийский продукт, его назвали каменным медом, в Египте — индийской солью. А было это ничем иным, как тростниковым сахаром.

- У нас, на Руси, тростниковый сахар был известен в 12 веке, а в 16 веке он появился на царском столе. Сахар считался тогда очень дорогим и недоступным лакомством. Его продавали в аптеках по рублю за 4 грамма.

- Давайте прочитаем сведения о сахаре на странице 42.

- Какие основные свойства сахара можете назвать?

- Давайте прочитаем статью до конца.

- О каком веществе вы еще узнали? (О крахмале)

- В чем его важность для человека?

- В чем содержится крахмал?

- Сахар.

Читают учебник.

- Необходим для человека, имеет сладкий  вкус, растворим, убивает болезнетворные бактерии.

Читают учебник.

- О крахмале.

- Одно из важнейших питательных веществ необходимых человеку.

- В продуктах животного происхождения.

7. Физминутка (1-2 мин.)

- А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам. Проведем физкультминутку для глаз.

Дети выполняют физминутку.

8. Рефлексия      деятельности (Итог урока 3-4 мин)

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Сегодня на уроке мы разобрали всего 3 вещества – это Поваренная соль, сахар и крахмал. Но в природе различных веществ очень много. Каждое вещество имеет свои свойства: вкус, цвет, растворимость, полезность и / или  опасность для организма человека

- Верно. Я вижу, вы хорошо усвоили тему. Чем вам понравилось наше занятие?

- Оцените свою работу на уроке:

Зелёный – я был активен и доволен своей работой.

Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.

Красный –  я работал не достаточно хорошо.

- Разнообразии веществ (Поваренная соль, сахар, крахмал).

Ответы детей.

Оценивают работу.

9. Домашнее задание (1-2 мин)

- А теперь запишем домашнее задание: с. 38 – 43 чит.; тетр. с. 16 – 17.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...

Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ".

Конспект урока по окружающему миру для  3 класса на тему "Разнообразие веществ"....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие веществ

Тема:  Разнообразие веществЦель: познакомить с веществами и их свойствами.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать ве­щества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить н...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество".

Конспект урока по окужающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество". Уок откытия нового знания с использованием технологии ИКТ, системно-деятельностного...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие веществ"

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии веществ и их свойствах.Планируемые результатыПредметные:знать: какие бывают вещества, их свойства и использования людьмиуметь:...