Статья _проведение исследования без опытов по ФГОС
статья по окружающему миру
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт исследовательского проекта
№ | Компоненты паспорта | Описание исследовательского проекта |
1 | ФИО участника | |
2 | Тема проекта | Изменение климата на Земле |
3 | Актуальность проекта | Жизнь существует на планете около четырех миллиардов лет. В течение этого времени колебания климата были радикальными: от ледникового периода, длившегося 10 000 лет, до эпохи стремительного потепления. Наблюдения показали, что климат на планете зависит от комбинации многих факторов, взаимодействующих по отдельности друг с другом и в комплексных путях, но они еще не до конца изучены. Сейчас многие эксперты считают, что человечество подвергает опасности мировую экологическую систему в связи с глобальным потеплением, вызванное так называемым парниковым эффектом. Но вместе с тем многие из них доказываю, что климат будет изменяться в сторону похолодания. На заседании научного общества учащихся 4 классов «Юные исследователи» было выдвинуто 2 предложения (на основе предварительного анкетирования): 40% учащихся определили возможное потепление климата; 60 % – похолодание в ближайшее 10 лет. Результаты предположительной оценки возможных вариантов изменения климата учащимися 4 классов отражены в диаграмме. |
4 | Проблема исследования | Какие факторы повлияют на изменение климата в ближайшие 10 лет? |
5 | Объект исследования | Климат |
6 | Цель проекта | Выявление факторов окружающей среды, влияющих на изменение климата. |
7 | Задачи проекта | –изучить учебную литературу о факторах, влияющих на климат окружающей среды; – определить различные точки зрения на исследуемую проблему; – разработать мини-доклады, представляющие различные точки зрения ученых по ключевым вопросам изменения климата на Земле; –представить разработанные продукты проектной деятельности учащихся 4 классов на итоговой конференции учебно-исследовательских работ. |
8 | Гипотеза исследования | Если провести анализ различных источников, показывающих возможные варианты изменения климата в окружающей среде, то это даст возможность обосновать факторы, отрицательно влияющие на данный процесс. |
9 | Методы исследования | Теоретические – анализ учебной литературы, систематизация ключевых теоретических положений. Эмпирические методы: анализ статических данных метеорологов (за последние десять лет; обобщение в соответствии с исследуемым аспектом факторов, влияющих на изменение климата на Земле
|
10 | Тип проекта (по продолжительности) | Среднесрочный (в течение месяца); групповой; межпредметный |
11 | Этапы реализации проекта, краткое их описание | Подготовительный этап: 1) провести отбор учебной литературы в соответствии с основными вопросами исследования; 2)выявить учебную проблему в совместной деятельности учащихся с учителем; Предполагаемый результат: готовность учащихся к проведению аналитической оценки возможных изменений климата на Земле. Поисково-информационный этап: 1) анализ учебной литературы; 2) первичное выявление мнений ученых-теоретиков о проблемах, возникающих в изменениях климата. Предполагаемый результат: наличие ключевых теоретических положений, влияющих на изменения климата на Земле. Основной этап: Форма работы индивидуальная и групповая: на исследование различных факторов, отрицательно влияющих на климат: 1) выявить причины возникновения погодных аномалий; 2) представить характеристику абсолютных температурных рекордов за определенный период метеонаблюдений, используя статистические данные; 3) обосновать влияние погодных условий на жизнедеятельность человека; 4) определить общие подходы в оценке возможных глобальных изменений климата на Земле. 5) провести сопоставительный анализ полученных результатов исследования для обоснования возможных изменений в климате в ближайшие 10 лет. Предполагаемый результат: обработанные материалы по различным аспектам исследуемой проблемы. Заключительный этап: 1) предварительное прослушивание мини-докладов по проблеме исследования на заседании научного общества учащихся 4 классов; 2) внесение изменений в прослушанные мини-доклады на основе предложений членов научного общества. Предполагаемый результат: наличие подготовленных мини-докладов для их представления как результатов проектной деятельности членов научного общества «Юный исследователь» для их представления на различных уровнях.
Общий вывод по проектной деятельности: проведены исследования различных аспектов как составных компонентов факторов, отрицательно влияющих на изменение климата в ближайшие 10 лет. Освоена учащимися 4 класса технология разработки мини-докладов по научной проблематике на основе сопоставительного анализа различных точек зрения ученых-теоретиков. |
12 | Оборудование для проведения исследования | Термометр, осадкомер (использовались для проведения предварительного наблюдения.) |
13 | Продукт проекта | Разработка мини-сообщений учащимися 4 классов, как членами научного общества «Юный исследователь» по различным аспектам исследования: – Оценка цикличности процессов изменения климата на Земле; – Что такое глобальное потепление? – Началось ли движение климатических поясов? – Почему в последние годы погода становится все более переменчивой? – Как изменится природные условия на Земле? Вышеуказанные мини-доклады войдут в школьный журнал «Наши первые научные исследования» для последующей их публикации на различных уровнях. Предполагается, что у каждого автора, как исследователя определенного аспекта проблемы изменения климата в ближайшие 10 лет будет определен научный руководитель. Такой подход будет способствовать проведению более углубленного исследования. |
14 | Перспектива проекта | Представление результатов итогового исследования проблемы изменения климата (после выступлений учащихся 4 классов «Природа и экология», «Экология. Природа. Человек». Использование материалов исследования во всероссийских экологических акциях «День Земли», «Земля в руках каждого из нас». |
15 | Используемые источники | Бобров, Владимир География мира. Интересные факты об изменении климата / Владимир Бобров. - М.: Феникс, 2015. - 160 c. Борисенков, Е. П. Климат и деятельность человека / Е.П. Борисенков. - М.: Наука, 2016. - 128 c. Бердышев С.Н. Популярный географический энциклопедический словарь. М., 2015. -365 с. |
Предварительный просмотр:
2. Разработать паспорт исследовательского проекта.
Объект исследования: человек
Возрастная категория: 4 класс
Предварительный просмотр:
1. Разработать паспорт исследовательского проекта.
Объект исследования: природные явления
Возрастная категория: 3 класс
№ | Этапы | Содержание | ||||||||||||||||
1 | Ф. И. О. участника | |||||||||||||||||
2 | Класс | 3 | ||||||||||||||||
3 | Тема проекта | Почему идет дождь? | ||||||||||||||||
4 | Объект | Природные явления | ||||||||||||||||
5 | Актуальность проекта | Каждый день мы наблюдаем различные природные явления: грозу, прилив воды, восход солнца, дождь и другие. Каждое из них по-своему прекрасен и интересен прекрасно и интересно. Если говорить о природных явлениях, связанных с водой, то дождь является самым распространенным. Исследования подтверждают, что каждый год на землю выпадает 519 000 миллиардов тонн дождей. Но как образуется дождь? Данный вопрос возник на уроке окружающего мира у учащихся 3 класса. | ||||||||||||||||
6 | Проблема исследования | Как образуется дождь? | ||||||||||||||||
7 | Цель исследования | Выявление факторов, влияющих на появление дождя в природных условиях; объяснение опытно-экспериментальным путем значимости дождя в круговороте воды в природе. | ||||||||||||||||
8 | Задачи |
| ||||||||||||||||
9 | Гипотеза | Если выявить на теоретическом уровне факторы, влияющие на образование дождя, дополнительно проанализировать процесс круговорота воды в природе и его смоделировать с помощью проведения опытов, то это даст возможность учащимся 3 класса проверить факторы, влияющие на происхождения дождя. | ||||||||||||||||
10 | Методы исследования | Теоретические методы: анализ учебной литературы (по вопросу образования природного явления – дождь, как дождь включен в круговорот воды в природе); – эмпирические методы: наблюдение, проведение и описание опытов (последовательность опытов имеющую сходность с круговоротом воды в природе); фиксирование результатов опытов в подготовленную с вопросами таблицу учащимися 3-го класса; анализ полученных результатов. | ||||||||||||||||
11 | Тип проекта | Краткосрочный (в течение одной недели) | ||||||||||||||||
12 | Этапы проекта | 1.Подготовительный этап Форма работы: индивидуальная с переходом на групповую. Постановка учебной проблемы Проблемная ситуация Идет урок окружающего мира в 3 классе. Учитель задает учащимся вопрос: «Что вы знаете о дожде?» «Как он образуется?» Примерные варианты ответа: дождь – это природное явление в виде осадков воды, а также жидкое состояние воды; дождь образует скопление воды в виде маленьких капелек, которые попадают на землю, пролетев большое расстояние с небес до земли; Знакомство с литературой (самостоятельный подбор литературы во внеучебное время) Просмотр видеороликов по группам (для расширения имеющихся знаний о дожде, как он связан с круговоротом воды в природе) https://www.youtube.com/watch?v=DAFpAP_iQds&t=24s https://www.youtube.com/watch?v=tjJcZdu3aEY Предполагаемый результат 1 этапа: подобрана информация по теме исследования, определена последовательность работы по решению выявленной проблемы. | ||||||||||||||||
2.Поисково-информационный этап: – анализ учебной литературы для выявления новых элементов знаний по исследуемой проблеме; – подбор опытов. Предполагаемый результат 2 этапа: у учащихся 3 класса расширятся теоретические знания о природном явлении – дождь. В своих дальнейших исследованиях они будут использовать следующие ключевые понятия: Дождь – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 1 до 6—7 мм; – знают три агрегатных состояния воды и умеют приводить примеры (твердое состояние – снег, лёд; жидкое состояние – дождь, озеро и т.д.; газообразное состояние – пар, туман); – для того, чтобы вода смогла появиться, как атмосферные осадки в виде дождя, ему необходимо пройти долгий путь – круговорот воды в природе; – узнают понятия испарение (процесс превращения жидкости в пар) и конденсации (обратное понятие испарения, процесс превращения пара в жидкость). | ||||||||||||||||||
3.Опытно-экспериментальный этап Данные опыты представляют собой последовательность, имеющую сходство с круговоротом воды в природе. Опыт №1. Испарение Цель: выявление особенностей испарения воды Оборудование: лаб-диск (измерение температуры); пробирка с водой; спиртовка. Перед тем, как получить само природное явление – «дождь» в условиях класса, учащиеся предлагают провести эксперимент с испарением воды. Для ускорения испарения воды в пробирке учащиеся используют собственные знания. Летом вода испаряется быстрее всего в теплый солнечный день. Поднесем пробирку с водой к спиртовке и наблюдаем кипение воды. Измерим температуру воды с помощью Лаб-диска. Уже при 60-70 °С вода начинает испаряться и у самого горлышка виден столбик пара, также мы наблюдаем, что воды в пробирке становится меньше. Фиксирование результатов в таблицу:
Выводы: процесс испарения происходит достаточно долго, после некоторого времени и измерений мы замечаем уменьшение воды в пробирке; наблюдается проявление маленького столбика пара (испарение происходит при высокой температуре). Опыт №2. Конденсация Цель: выявление особенностей процесса конденсации воды. Оборудование: лаб-диск (измерение температуры); пробирка с водой; спиртовка; маленькое зеркало или стекло предметное. А как понять, что вода точно стала паром и сможем ли из него получить воду? Для этого мы используем предметно стекло или зеркало и дальше будем использовать понятие конденсация, которое узнали ранее. Измерим температуру стекла или зеркала. Примерно 15-16 °С, а это значит, что температура воды почти в 5 раз больше, чем стекла и зеркала. Можно предположить, что вода будет конденсироваться или превращаться в маленькие капельки воды. Поднеся стекло или зеркало к горлышку пробирки, мы замечаем, что появляются маленькие капли воды. Высоко в небе, где намного холоднее, чем у земли, конденсируются капли воды, образуя облака. В кабинете мы можем сказать, что облака это те маленькие капли воды на стекле или зеркале. Фиксирование результатов в таблицу:
Выводы: конденсация происходит с накоплением маленьких капель воды на стекле или зеркале; иначе говоря, вода охлаждается на определенном предмете, пар дойдя до определенной высоты в небе охлаждается и формируется в облака. Опыт №3. «Дождь» Цель: выявление условий, необходимых для образования капель воды. Оборудование: лаб-диск (измерение температуры); пробирка с водой; спиртовка; маленькое зеркало или стекло предметное. После наблюдения испарения и конденсации воды на предметном стекле или зеркале продолжаем наблюдение за конденсацией. Измерив температуру воды в пробирке, которая достигла 85-90 °С, отмечаем, что вода стала интенсивнее испарятся в пробирке. После некоторого времени мы можем наблюдать, что капельки воды стали заметно больше. У некоторых групп учеников случилось следующее: после скопления капель воды на стекле или зеркале, большие, крупные начали «капать» на парту –подобие капли дождя. Фиксирование результатов в таблицу:
Выводы: получение «дождя» в условиях кабинета – это последний опыт; капли дождя получаются за счет скопление малых капель воды; когда вода уже не могла удержаться на стекле или зеркале, она отсоединялась от поверхности и «капала» на стол; эту же воду можно снова собрать и повторить все эксперименты по-новому (по кругу). Общий вывод: результаты опытов доказывают, что вода проделывает долгий путь; испаряясь из водоёма, проходит через разные агрегатные состояния и попадает на землю в виде осадков дождя; происходит круговорот воды, в котором природное явление – дождь играет немаловажную роль, для природы. Заключительный этап:
| ||||||||||||||||||
13 | Оборудование | Лаб-диск (измерение температуры); пробирка с водой; спиртовка; маленькое зеркало или стекло предметное. | ||||||||||||||||
14 | Продукт проекта | В ходе исследовательской деятельности учащиеся совместно с учителем создают мини-справочник по теме: «Какова взаимосвязь дождя и круговорота воды в природе?». Особенность данного вида справочника в том, что учащиеся заносят выявленные теоретические и практические знания в краткой схематичной форме, используя приемы инфографики. На первой странице этого мини-сборника расположена графическая модель круговорота воды в природе и выделено природное явление – дождь, которое учащиеся изучали в ходе проекта. На второй странице представлена в краткой форме информация о том, что такое дождь, какие этапы проходит вода, чтобы дойти до природного явления; раскрываются понятия испарение и конденсация. На третьей странице указаны опыты, которые можно провести дома самостоятельно. | ||||||||||||||||
15 | Перспектива проекта | Перспектива дальнейшего исследования: учащиеся организуют проектную деятельность для поиска ответа на возникший у них вопрос: какой вид имеют молекулы воды, и какой вид молекулы воды приобретают в разных агрегатных состояниях. Учащиеся 3 класса могут представить теоретический материал и результаты опытов для учащихся 2-го класса в рамках темы «Природные явления». Представить свои результаты исследования перед родителями. Представление результатов на конкурсе исследовательских работ на разных уровнях. Выступление перед учителями начальных классов на тему: Проектная деятельность учащихся начальной школы»
| ||||||||||||||||
16 | Источники | Петрянов И.В. Детская энциклопедия: В 12 томах. Том 3. Вещество и энергия. – М.: Педагогика, 2016. Е. Качур «Увлекательная физика» ООО «Детское издательство Елена», 2015 – 6-12 с. Электронная версия книги Детская энциклопедия «Юному эрудиту обо всем», Издательство Махаон, 2016 г. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Ч 1. -М.: Просвещение, 2013.- 180 стр. |
Предварительный просмотр:
№ | Этапы | Содержание | ||||
1 | Ф. И. О. участника | |||||
2 | Класс | 3 | ||||
3 | Тема проекта | Человек в мире звуков | ||||
4 | Объект | Человек | ||||
5 | Актуальность проекта | В ходе урока, обсуждая тему за круглым столом и основываясь на статистику: «люди, живущие в мегаполисах и больших городах, страдают от шума на 36% больше, чем люди, которые живут в небольших населенных пунктах», учащиеся 3 класса поставили ключевые вопросы, которые могут быть раскрыты и уточнены в ходе предстоящего проектного исследования: «Почему же шум так негативно влияет на нас, ведь в процессе эволюции люди должны были к нему привыкнуть?», «Как же сохранять собственно здоровье, находясь среди большого количества шума?» | ||||
6 | Проблема исследования | Выявление учащимися 3 класса влияния звуков на организм человека, его жизнедеятельности. | ||||
7 | Цель исследования | Выявление положительных и отрицательных факторов звуков, влияющих на организм человека. | ||||
8 | Задачи |
| ||||
9 | Гипотеза | Если выявить на теоретическом уровне как влияет звуки и шумы на организм человека, то это даст возможность на практическом уровне сформировать представление о взаимосвязи звука со здоровьем человека. | ||||
10 | Методы исследования | – теоретические методы: анализ учебной литературы (по вопросу влияния звуков и шумов на человека, в каких единицах измеряется звук, виды звуков, какие звуки слышит человек); – эмпирические методы: наблюдение, проведение и описание опытов (влияние различных видов шумов и звуков на организм человека), проведения анкетирования учащихся 3 класса; анализ полученных результатов. | ||||
11 | Тип проекта | Краткосрочный (в течение одной недели) | ||||
12 | Этапы проекта | Подготовительный этап: – постановить учебную задачу совместно с учителем; – познакомиться и отобрать учебную литературу по заданной проблеме исследования; – продумать совместно с учащимися опыты. | ||||
Поисково–информационный этап: – анализ учебной литературы для выявления новых элементов знаний по анализируемой проблеме: – Звук – звуковые волны – это механические колебания, которые, распространяясь и взаимодействуя с органом слуха, воспринимаются человеком. – Специальная единица, в которой измеряется громкость звука, называется "децибел". – Человек обычно воспринимает звук громкостью от 1 до 140 децибел. 0 дб – предел чувствительности 10 дб – шорох листьев 20 дб – звуки тихого сада 40 дб – тихая музыка 60 дб – средний уровень разговорной речи 80 дб – шумная улица 90 дб – автомобильный гудок 100 дб – сирена 120 дб – двигатель реактивного самолета
– Виды звуков: ультразвук, инфразвук, гиперзвук, слышимые звуки. – подбор опытов. | ||||||
Опытно-экспериментальный этап: – Опыт №1 – неприятные звуки. – Оборудование: Лаб-диск (измерение дб, измерение пульса), компьютер (аудиозаписи), анкеты. – Один учащийся включает Лаб-диск (измерение дб звуков) и стоит рядом с учителем, остальным выдаются анкеты и сидят на своих местах. Учитель включает аудио ряд неприятных звуков: скрип, скрежет, шуршание. Учащиеся слушают данные аудио и после прослушивания заполняют анкету с вопросами.
Измерили с помощью Лаб-диска пульс у учащихся и отметили, что у большинства пульс повысился, что неблагоприятно организму. ВЫВОД: Предварительно у учащихся возникают негативные чувства к данным аудио записям, работоспособность снижается. После прослушивания, у некоторых учащихся отмечается ухудшения состояния: мурашки, головокружение, появление признаков раздражительности и др. Учащиеся хотели отдалиться от этих неприятных звуков и отвлечься. По показателям Лаб-диска, данные звуки больше 80дб. | ||||||
– Опыт №2 – приятные мелодии (звуки). – Оборудование: Лаб-диск (измерение дб, измерение пульса), компьютер (аудиозаписи), анкеты. – Один учащийся включает Лаб-диск и стоит рядом с учителем, остальным выдаются анкеты и сидят на своих местах. Учитель включает аудио ряд приятных мелодий и классической музыки. Учащиеся слушают данные аудио и после прослушивания заполняют анкету с вопросами:
Измерили с помощью Лаб-диска пульс, у большинства школьников пульс был ровный. ВЫВОД: У учащихся после прослушивания наблюдается поднятие настроения и повышение работоспособности, появилось желание подпевать и потанцевать. Замечено положительное эмоциональное состояние у большинства третьеклассников. По показателям Лаб-диска данные мелодии были от 20 до 80 дб. | ||||||
– Опыт №3 – тишина. – Оборудование: Лаб-диск (измерение дб, измерение пульса), компьютер (аудиозаписи), анкеты. – Учитель вместе с учащимся сидели в кабинете ничего не делая и выключив все оборудование – в полной тишине. Измерив Лаб-диском уровень шума – 0 дб, сказали, что у обучающихся осталось тоже состояние, как и до опыта. Заполняют анкету с вопросами:
ВЫВОД: В тишине учащиеся отметили, что не произошло никаких изменений, в психологическом и физическом состоянии. Они оставались в спокойном, ровном эмоциональном состоянии. | ||||||
ВЫВОДЫ: Учащиеся делают выводы о двух видах звуков, которые приятно и неприятно слушать. Неприятные звуки мешают учащимся и снижается работоспособность, тяжело сосредоточиться. После прослушивания данных звуков (шумов) учащается пульс, что может в дальнейшем привести к нежелательным последствиям и ухудшения психологического здоровья. Приятные звуки и мелодии улучшают психологический комфорт учащихся и повышает работоспособность в учебной деятельности. Пульс остается ровным, отсюда следует, что не появляются опасные факторы для физического и психологического здоровья организма учащихся. В помещении без звуков (полной тишине) организм человека отдыхает, переходит в спокойное состояние: пульс спокойный, появляется психологический и физический комфорт. | ||||||
13 | Оборудование | Лаб-диск (измерение дб, измерение пульса), компьютер (аудиозаписи), анкеты. | ||||
14 | Продукт проекта | В ходе исследовательской деятельности учащиеся совместно с учителем создают справочник здоровья по теме «Как звуки влияют на организм человека?». Особенность данного справочника в том, что учащиеся заносят выявленные правила и способы заботы о собственном организме, учитывая специфику исследуемой проблемы. На первой странице расположена схема о факторах шумов и звуков, влияющих на организм человека. На второй странице представлена в краткой форме информация о том, как шумы и звуки влияют на организм человека. На третьей странице указаны правила и способы заботы об организме человека. | ||||
15 | Перспектива проекта | Данный справочник может быть рекомендован для профилактической работы в школьных и дошкольных учреждениях. Также данные справочники можно распространять по местам профессиональной деятельности родителей школьников (учащихся). Данный продукт будет разрабатываться и дополняться информацией о различных факторах, влияющие на организм человека. | ||||
16 | Источники | Геворгян Н. Г., Геворгян Н. Г., Михайлова К. Н., Потёмкина М. Д., Романьков А. А., Смольский Д. А. Влияние звуков и шумов на человека // Молодой ученый. — 2018. — №31. — С. 40-42. обращения: 26.12.2019). Скобенко Л. Д. Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние младших школьников // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Диагностическое исследование нравственной сферы младших школьников"
Статья содержит диагностики развития нравственной сферы младших школьников....
Статья.Проведение олимпиад в начальной школе.
Статья содержит рассказ о раоте с олимпидами в начальной школе и материалы различных олимпиад....
Развитие познавательного интереса младших школьников в рамках ФГОС (из опыта проведения исследований, создания экологических проектов)
Современное общество нуждается в активных и творческих личностях. Введение в учебный процесс новых педагогических технологий способствует развитию познавательного интереса обучающихся, формиров...
Статья. Проведение праздника «Встреча Весны» в МКДОУ детский сад №5 «Тополёк».
Статья.Проведение праздника «Встреча Весны»в МКДОУ детский сад №5 «Тополёк».Наступление весны ждали во все времена. После суровой холодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на...
МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ К БОЛЬШИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ (из опыта работы над проектом «Чесма. История морского сражения»)
Статья по итогам проекта...
Из опыта работы по проведению исследований
Под моим руководством проведена и защищена исследовательская работаучащегося Занданова Аюра по теме "Чем разлившаяся и окислённая вода опасны для водных обитателей", которая в республике заняла 3 мест...