Статья.Проведение олимпиад в начальной школе.
статья (1 класс) по теме

Статья содержит рассказ о раоте с олимпидами в начальной школе и материалы различных олимпиад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_olimpiady.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Олимпиадные работы в начальной школе».

     Основные задачи, стоящие  перед учителями начальной школы - научить детей учиться, научить добывать знания из разных источников, воспитание добросовестного отношения к любой учёбе и работе вообще. В современном мире ежегодно совершенствуется учебный процесс, но его совершенствование невозможно без чёткой внеурочной работы.

     Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Это не отдельное мероприятие одноразового характера, а целая система подготовительной работы, упражнений, соревнований, итоговых работ, система поощрения каждого участника.

     Любая олимпиадная работа должна отвечать следующим требованиям:

  1. Подготовка к олимпиаде должна занимать значительный промежуток во времени. Почти учебный год.
  2. Олимпиада должна быть массовым явлением. В ней на школьном уровне может участвовать любой ученик. Зачастую олимпиада охватывает лишь пятёрку сильных учеников. Такого допускать нельзя.
  3. Любая олимпиада должна быть многоступенчатой: классный тур, школьный тур, районный и городской. Часто учителя первые два тура пропускают, и сразу подают сведения в район на сильных учеников. А остальные не у дел.
  4. В любой олимпиаде выигрывают не только победители, но и все участники.
  5. Должна быть разработана система поощрений для всех участников олимпиады. Необходимо разумное сочетание соревнования и мер поощрения для детей.  

       Олимпиада в начальной школе имеет огромное значение в развитии детей. Именно в начальной школе ребёнок делает первые самостоятельные научные открытия. Такие действия стимулируют интерес ребёнка к науке и к учёбе в дальнейшем. Олимпиады позволяют утвердиться в своих глазах, и среди окружающих.

         Учитель должен показать, что он верит в силы учеников, важно радоваться с ними любому их успеху, даже незначительному. Любые успехи в учёбе порождают веру ребенка в свои возможности. Учитель также должен разумно дозировать подобранные задания, как в качественном, так и в количественном отношениях.

     Основным материалом для олимпиад служат задания разного уровня сложности. Очень важно их тщательно подбирать для каждого тура. Обязательно должны быть задания в классных турах, с которыми справится любой ученик.

     Тексты заданий для туров печатаются заранее, составляется пояснительная записка к туру. Классный тур проводится в один день по параллелям. Школьный тур собирает победителей в один день. Ученики по параллелям объединяются в одном классном помещении и пишут олимпиаду, но не с учителями данной параллели. Проверяют работы школьного тура избранная комиссия учителей. Например, учителя первых классов проверяют работы вторых и т.д. это необходимо, чтобы сразу убрать вопрос с предвзятостью отношений к ученикам или завышением оценок ученикам своего класса.

     Предлагаю для рассмотрения различные варианты туров олимпиад по предметам, и туров олимпиад, которые объединяют несколько предметов.

Межпредметная   олимпиада  1  класс. (Классный  тур).

1 задание.            

Меня зовут Маша. У моего брата одна сестра. Как ее зовут?

2 задание.      

Вычисли:    7 – 2 – 1 – 1 + 5 – 3 + 2 – 1 =  ______________

3 задание.            

Катя нарисовала треугольник левее ромба, между ними круг, а квадрат справа от ромба. Нарисуй фигуры по порядку.

                                     

4 задание.            

Приведи по три примера живой и неживой природы:

ЖИВАЯ                                                                          НЕЖИВАЯ

5 задание.    

         

Человека часто сравнивают с  животными. Допиши пропущенные слова.

Неуклюжий, как ______________________ .

Упрямый, как ______________________ .

Хитрая, как ______________________ .

Голодный, как ______________________ .

6 задание.    

  1. Назови части растения.

                                                   

       

                                                                                                                                                                    2

 

                           

                                                                 

7 задание.  

 

Придумай слова, где есть « Ь ».

______________________Ь                     ___________Ь___________              

       

______________________Ь                     ____________Ь__________

8 задание.  

Подбери пару.

Например,  синий  ппппплатокппппппппппппп

                       синяя  _______________________

                       синее  _______________________

                       синие  _______________________

9 задание.  

 Начни предложение.          

__________________________________________ теплый ветерок.

__________________________________________ идут в лес.

__________________________________________ купили журнал.

  Межпредметная олимпиада 1 класс. (Школьный тур)

1 задание.         В пирамиде на большее кольцо кладётся меньшее.

                             Красное кольцо меньше зелёного, но больше синего.

                             Жёлтое кольцо больше зелёного. Нарисуй эту пирамиду.

2 задание.    

Вставь пропущенные  « + » или «– »

3     2     1     4     1   =   9

6     3     2     1     8   =   10

3 задание.    

У Саши купюра в 100 рублей.

Он купил пирожок за 8 рублей и два сока по 12 рублей.

Сколько купюр по 10 рублей он может получить в сдаче?

4 задание.    

  1. Допиши.

Наша страна – это _____________________.

Её столица _________________________.

           Нарисуй флаг своей страны.

5 задание.    

  1.  Впиши слова.

У  _______________________  тело покрыто шерстью.

У  _______________________  тело покрыто перьями.

У  _______________________  шесть лап.

6 задание.    

Какая связь между аистами, лягушкой и мошкой ?

7 задание.

Придумай слова, где есть « Й »

______________________Й                     ___________Й___________            

       

______________________Й                     ___________Й___________      

             

8 задание.

      Из букв слова   ИГРОТЕКА   составь разные слова.

9 задание.

Запиши предложения на тему «Что из чего делают»:

сапоги,   пироги,   мука,   кожа,   платки,   пух

шьют,   пекут,   вяжут

   

Межпредметная олимпиада 2 класс (Классный тур).

1 задание.    

Приведи примеры живой природы и неживой природы. По 3 примера.

     

                  живая                                                                           неживая

2 задание.    

  1. Зачем рыбе жабры?

3 задание.    

У каких растений едят:

корень ___________________________________________

листья ___________________________________________

плоды ___________________________________________

4 задание.  

 

Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15?

5 задание.  

Сумма двух чисел равна 140. Одно число больше другого на 25. Назови эти числа.

6 задание.  

Вставь пропущенные знаки действий:

3    2   1   4   1 = 9                                4   5   1   5   3 = 2    

6   3   2   1   8 = 10                                10   3   4   1   5 = 1          

7 задание.  

  1. Первое слово каждого предложения начинается с буквы «с». Впиши слова в клетке.

С

С

С

С

С

цветёт весной

сделан из помидоров и огурцов

идёт зимой

сена стоял в поле

остался после драки

8 задание.  

  1. Запиши слова, противоположные по значению.

далёкий - ___________________                    тяжёлый - _____________________

высокий - ___________________                    твёрдый - _____________________

худой - ___________________                       добрый - _____________________

смешной - ___________________                храбрый - ____________________

9 задание.

  1.  Составь из букв слова « государство » не менее 7 слов

Межпредметная олимпиада 2 класс (Школьный тур).

1 задание.    

Напиши названия хищников и травоядных.

         Хищники                                                                Травоядные

2 задание.

    

Водоём – [о] [  ][  ][  ][о]

Главный враг леса – [  ][o][  ][   ][  ]

Утром на небе – [  ][o][  ][  ][  ][  ]

Модель земли – [  ][  ][o][  ][  ][  ]

Лучший певец в саду – [  ][o][  ][o][  ][  ][  ]

Лиственное дерево – [o][  ][  ][  ][  ]

3 задание.

Назови группу, одним словом

Каспийское, Чёрное, Охотское - _________________________

Лиса, волк, лев - __________________________

Ель, сосна, пихта - ___________________________

Страус, кура, ворона - ____________________________

4 задание.

Расставь знаки препинания.

Жили на опушке старик со старухой рядом жила добрая кошка она мышей ловила

немножко кошка любила сметану брать из чулана

5 задание.

Составь из букв слова « карамель » разные слова

6 задание.

ь

 

ь

ь

ь

ь

ь

  1. есть в лесу
  2. два родственника
  3. бывает зимой
  4. играют в театре
  5. певчие птички
  6. кукурузные

7 задание.

Реши задачу. В автобусе ехало 28 пассажиров. На каждой остановке выходило 4 человека, а выходило 6 человек. Сколько пассажиров оказалось в автобусе после трех остановок?

8 задание.

Расставь знаки действий: + или –

7   4   3 = 8        14   6   5 = 13              52   9   6 = 37

Олимпиадная работа по математике 1 класс (классный тур)

1 задание.            

Из-за кустов торчат восемь ушек, там спрятались зайчики. Сколько их там? 

2 задание.            

Меня зовут Маша. У моего брата одна сестра. Как её зовут?

3 задание.            

Запиши все трёхзначные числа с помощью цифр   3 , 7 , 5

4 задание.      

Вычисли:    7 – 2 – 1 – 1 + 5 – 3 + 2 – 1 =  ______________

5 задание.            

Катя нарисовала треугольник левее ромба, между ними круг, а квадрат справа от ромба. Нарисуй фигуры по порядку.

                                     

6 задание.            

Продолжи ряд чисел.        2 , 4 , 6 , …… , …… , …… , …… , …… .

                                                  8 , 5 , 7 , 4 , 6 , …… , …… , …… , …… , …… .

                     

                     

                   

                     

                     

                   

                     

                     

 

                   

                   

                   

                     

                     

                     

                   

                     

7 задание.   Заполни пустые клетки таблицы

           

8 задание.  

Сделай из треугольников 3 разных рисунка. Дорисуй треугольники.          

        

Олимпиадная работа по математике 1 класс (школьный тур).

1 задание.            

Ведро со льдом внесли в дом в 5 утра, в 9 утра лёд растаял.

За сколько часов он растаял? ______________

2 задание.            

Запиши все трёхзначные числа при помощи цифр  1 , 2 , 9

3 задание.         В пирамиде на большее кольцо кладётся меньшее.

                             Красное кольцо меньше зелёного, но больше синего.

                             Жёлтое больше зелёного. Нарисуй эту пирамиду.

               

4 задание.      

Вычисли:

8 – 3 + 4 – 6 + 5 – 6 + 3 =  ______________

9 – 2 – 5 + 4 – 1 – 4 + 6 =  ______________

5 задание.           Вставь пропущенные  « + » или «– »

3     2     1     4     1   =   9

6     3     2     1     8   =   10

6 задание.    Соедини точки линиями так, чтобы получилось

                        два треугольника с общей вершиной.

                        Раскрась треугольники разными цветами:

         

7 задание.      У Саши купюра в 100 рублей.

                         Он купил пирожок за 8 рублей и два сока за 12 рублей.

                         Сколько купюр по 10 рублей он может получить в сдаче?

8 задание.   Сколько на рисунке:

Треугольников _________

Чётырёхугольников _________

 

9 задание.    

Заполни пустые клетки.


      к



      с


     ж



     ж



      з

Олимпиадная работа по окружающему миру (классный тур) 1 класс

  1. Приведи по три примера живой и неживой природы:

ЖИВАЯ                                                                          НЕЖИВАЯ

  1. Назови части растения.

                                                   1

                                                                                                                                                                     2

                   3        

                                                                  5

                     4

  1. ____________________________

  1. ____________________________

  1. ____________________________

  1. ____________________________

  1. ____________________________

  1. Нарисуй ветку берёзы зимой.

  1. Напиши по порядку названия  летних месяцев.

  1. Вычеркни лишнее слово в ряду.

комар  ,  пчела  ,  волк  ,  бабочка

лиса  ,  волк  ,  собака  ,  медведь

волнушка  ,  мухомор  ,  рыжик  ,  груздь

  1. Назови 5 предметов:

одежды  ______________________________

обуви  ______________________________

посуды  ______________________________

  1. Человека часто сравнивают со зверьми. Допиши пропущенные слова.

Неуклюжий, как ______________________ .

Упрямый, как ______________________ .

Хитрая, как ______________________ .

Голодный, как ______________________ .

Олимпиадная работа по окружающему миру  (школьный тур) 1 класс

  1. Назови по 3 представителя в группе.

             ЗВЕРИ                                        РЫБЫ                                         НАСЕКОМЫЕ

  1. Какая связь между аистами, лягушкой и мошкой ?

  1. Кто строит дом из хвоинок в лесу?

Бабочка, которая ест твою кофту в шкафу?

Стрекочет на лугу.

 

           Жалящее насекомое с яркими полосками.

  1. Назови деревья родного края.

          ХВОЙНЫЕ                                                    ЛИСТВЕННЫЕ

       

  1. Допиши.

Наша страна – это _____________________. Президент твоей страны-______________________________________________________________.

 Столица моей страны  _________________________.

           Нарисуй флаг своей страны.

  1. Впиши слова.( У кого?)

У  _______________________  тело покрыто шерстью.

У  _______________________  тело покрыто перьями.

У  _______________________  шесть лап.

  1. Вычеркни лишнее слово.

овца,  ёж,  медведь, заяц

дождь,  снег,  солнце,  град

сердце,  мозг,  лёгкие,  дыхание.

  1. Какая рыба плавает вверх брюхом? ______________________

Олимпиадная работа по русскому языку 1 класс (классный тур).

1 задание.             Придумай слова, где есть « Ь »

___________Ь__________                     ______________________Ь              

       

___________Ь__________                     ______________________Ь            

         

2 задание.             В каком слове букв больше, чем звуков? Подчеркни его. Придумай такое же своё слово.

                                 корова,     шмель,    ельник

3 задание.             Как называют детёнышей животных

                                 у волка - _______________________

                             у кролика - _______________________

                              у лошади - _______________________

                                 у овцы - _______________________

4 задание.             Подбери пару.

Например,  синий  ппппплатокппппппппппппп

                       синяя  _______________________

                       синее  _______________________

                       синие  _______________________

5 задание.             Расставь ударение в словах:

ремонт,    тетрадь,    собачья,    сковорода,  начали, углубили

6 задание.             Подчеркни твёрдые согласные звуки.

                            Волчата  живут  в  чаще  леса.

7 задание.             Начни предложение.

__________________________________________ при сильном ветре.

__________________________________________ дороги в лесу.

__________________________________________ от покупки журнала.

Олимпиадная работа по русскому языку 1 класс (школьный тур)

1 задание.             Придумай слова, где есть « Й »

______________________Й                     ___________Й___________            

       

______________________Й                     ___________Й___________                    

2 задание.             Поставь ударение.

Магазин,  портфель, кинотеатр, посолил, нахлобучил, вымученные.

3 задание.             Из букв слова   ИГРОТЕКА   составь разные слова.

                                 

4 задание.             Напиши название предмета.

                       сладкая  _______________________

                       сладкий  _______________________

                       сладкое  _______________________

                       сладкие  _______________________

5 задание.             Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

                                 вр___чи             с___ды   _______________________________

         

                                 гл___за              д___ма   ________________________________

                                х___лмы            кр___ты  ________________________________

6 задание.            

Запиши имена, которые могут принадлежать и девочкам и мальчикам.

                         

7 задание.             Запиши предложения на тему «Что из чего делают»:

                                 сапоги,   пироги,   мука,   кожа,   платки,   пух

                                 шьют,   пекут,   вяжут

8 задание.            

В названии скольки месяцев в году есть буква « Р » ?  

Напиши названия этих месяцев.

 

     К олимпиадам можно успешно готовить детей, как во время уроков, так и на внеклассных занятиях, на самоподготовке. Обязательным условием успеха является систематичность и целенаправленность такой работы. На любом уроке можно найти несколько минут на решение нестандартных заданий, заданий на смекалку. Не надо добиваться решения данного задания прямо на уроке, можно предложить ученикам поразмыслить над решением во внеурочное время, дома. Но на следующий день к решению задачи надо ОБЯЗАТЕЛЬНО вернуться.

     На самостоятельной или контрольной работе тоже полезно давать нестандартные задания, в качестве дополнения, но оно не должно носить обязательный характер.

      Пусть работа над олимпиадами станет для вас традиционной.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение олимпиад в начальной школе. 25.02.2024

В данную работу включены советы по подготовке, проведению и о...

Олимпиады в начальной школе

Предлагаемый материал содержит олимпиадные задания для школьников 2- 4 классов по русскому языку,  математике, окружающему миру и может быть полезен как для учителей начальных классов так и...

Олимпиады в начальной школе

олимпиады по русскому языку, математике, чтению, ОБЖ для начальной школы...

Олимпиады для начальной школы по русскому языку и математике.

Здесь собраны олимпиады по русскому языку и математике для 4класса....

Олимпиады для начальной школы (3-4 класс).

В работе представлен материал, который можно использовать для отборочного тура олимпиады в классе....

Вестник олимпиад в начальной школе.

В данной работе предоставлен опыт проведения олимпиад в начальной школе. Кроме того предлагаю материалы  для проведения олимпиад....

Метапредметная олимпиада в начальной школе

В данной работе я рассуждаю о том, почему мы стали проводить метапредметные олимпиады. Ниже привожу содержание работы.Содержание:ВведениеПочему олимпиада в начальной школе метапредметная?Методические ...