Развитие познавательного интереса младших школьников в рамках ФГОС (из опыта проведения исследований, создания экологических проектов)
методическая разработка (1 класс) на тему

Виноградова Татьяна Павловна

  Современное общество нуждается в активных и творческих личностях. Введение в учебный процесс новых педагогических технологий способствует развитию познавательного интереса обучающихся, формированию исследовательских качеств (наблюдательности, анализу, синтезу, обобщению, сравнению и др.). Дети учатся работать с различными источниками информации (литература, Интернет, опрос местного населения и т.д.). Создавая и оформляя работу развиваются творческие качества (художественные, эстетические, поэтические, навыки работы с ПК и др.). Достичь более высоких результатов по данному направлению помогает внеурочная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Развитие познавательного интереса младших школьников

                   (из опыта проведения исследований, создания проектов)

Автор: Виноградова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов,

   

                 МБОУ “Муромцевский лицей”

                 Муромцевского муниципального района

                 Омской области

  Современное общество нуждается в активных и творческих личностях. Введение в учебный процесс новых педагогических технологий способствует развитию познавательного интереса обучающихся, формированию исследовательских качеств (наблюдательности, анализу, синтезу, обобщению, сравнению и др.). Дети учатся работать с различными источниками информации (литература, Интернет, опрос местного населения и т.д.). Создавая и оформляя работу развиваются творческие качества (художественные, эстетические, поэтические, навыки работы с ПК и др.). Достичь более высоких результатов по данному направлению помогает внеурочная деятельность. Сотрудничество с учреждениями культуры нашего поселка и редакцией районной газеты «Знамя труда».

    В течение всего календарного года мы с обучающимися работаем по составленному плану        на год. В данный план работы включаются  классные, школьные, районные мероприятия разного направления (духовно-нравственного, экологического, познавательного и творческого). К работе присоединяются активные родители. Ребята с удовольствием выполняют такие поручения, задания, если правильно прошел общий (подготовительный) период работы в сотрудничестве. Сначала основную роль организатора, «растределителя», идейного вдохновителя выполняет педагог, который сам предлагает идеи, делит на группы, распределяет роли, демонстрирует образец и т.д.  А затем постепенно более высокую  активность начинают проявлять дети.

    В течение 2010-2013 годов нами проводилась разнообразная работа по изучению  природы родного края, ее особенностей, проблем. На  базе Центральной районной библиотеки имени М.А.Ульянова мы посещали экологический кружок «Лесовичок». С традициями  родного края мы знакомились в музее, в Школе ремесел п.Муромцево. Ежегодно участвовали в работе по программе дополнительного образования «Художественное слово» (составитель программы и руководитель: Виноградова Т.П.) и детской редакции юных журналистов «Пульс» (соавтор программы и руководитель: Виноградова Т.П.) на базе МКОУ «Муромцевский лицей».Продукты труда были представлены на школьном, районном и региональном уровне (участие в конкурсах и проектах). Работа проводится регулярно, доводится до конца, анализируется, определяется перспектива.

    В результате такой работы нами была организована группа  юных друзей природы  “СОЛНЫШАТА”    

Девиз группы:

“Пусть нам проблем глобальных

                не решить,

              Но все ж мы не привыкли отступать.

             Должны мы все усилья приложить,

             Чтоб наш поселок мог бы процветать!”

    Приведу несколько примеров проведенных нами экологических мероприятий, которые носили исследовательский характер и построены в форме проекта. Нами было проведено изучение по теме: «Экологические проблемы поселка Муромцево Омской области».

          Цель:

     Изучить экологическую обстановку в поселке Муромцево  и предложить план защиты поселка  от загрязнений.

       Выявить экологическую ситуацию и предложить конкретные решения в экологическом проекте по улучшению среды жизни людей своего села.

         Вопросы исследования:

     Каково состояние окружающей среды поселка Муромцево?

     Какие источники загрязнения нашего поселка?

     Какие проблемы волнуют жителей  поселка Муромцево?

     Как мы можем защитить наш поселок от   экологических угроз?

          Этапы исследовательской работы по изучению экологической ситуации в поселке Муромцево Омской области:

          Этап 1  Аналитический, наблюдение.

         Этап 2  Сбор информации для экологического мониторинга (опрос).

        Этап 3  Анализ, синтез, обобщение.

        Этап 4  Направление работы по улучшению экологической ситуации  поселка Муромцево Омской области.

       Для  первичной визуальной оценки степени загрязнения территории поселка Муромцево нами был выбран метод  рейд по разным улицам п.Муромцево, где мы проживаем или проходим, возвращаясь из школы и  где мы любим играть.

      Во время проведения первичной  оценки экологической ситуации нами были выполнены снимки, проведен опрос жителей, проживающих на данном участке, данные обработаны и сделан первый вывод по актуальности темы.

       Результаты первичного обследования:

      1. На каждой из обследованных улиц поселка Муромцево (Мира, Дорожная, Ленина, Зеленая, Коммунальная, Партизанская, Лисина, 60лет Октября)

       были выявлены несанкционированные свалки разного объема.

      2. Опрос жителей (результаты опроса представлены в виде таблицы).

        Вывод: проблема засорения в п.Муромцево существует и частично решается. Причинами засорения могут являться отсутствие мусорных баков, нерегулярный вывоз мусора, невежество жителей.

       Актуальность: В поселке Муромцево Омской области существует экологическая проблема загрязнения бытовыми отходами.

      Мы провели анализ проведенных за последние два года мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в п.Муромцево, связанной с засорением бытовыми отходами.

   Из проведенной работы сделали вывод, что экологическая проблема засорения в п.Муромцево существует и решается, но необходимо продолжить и улучшить           эту работу.

              Предложили свои пути решения экологической  проблемы засорения бытовыми отходами:

 1.  Оповестить население о результатах исследований.

2.  Привлечь внимание населения к решению проблемы.

3.  Привлечь к решению проблемы администрацию села (организовать вывоз и установить мусорные баки).

4.  Провести мероприятия по уборке территории села, организовав вывоз мусора на организованную свалку.

5.  Администрации села провести конкурсы,

    направленные на благоустройство села силами жителей,

    без привлечения дополнительных средств.

    Итоги подвести на традиционном Дне села.

Информирование населения:

1.  Выпустили листовки с результатами наших исследований и фотоснимками и раздали населению.

2.  Готовим статью по данной проблеме совместно с детской лицейской редакцией “Пульс”.

3.  Выступили с сообщением перед  учащимися класса   «Мой вклад в решение экологической ситуации села».

4.  В мае предложили провести акцию «Посади дерево”.

5. Среди ровесников объявили конкурс “Лучший цветник”.

6. В апреле-мае после традиционных субботников по уборке территории школы и села провести повторный рейд.

Составить вторичный отчет о состоянии чистоты на территории п.Муромцево.

7. Регулярно проводить экологический рейд «Чистота-залог красоты и процветания»

        Создание логотипа группы «Солнышата».

Как мы создали наш логотип?
1. Проведенное нами исследование экологического состояния природы п.Муромцево и его окрестности показало, что существует проблема засорения бытовым мусором.
2. Решить такую проблему можно только всем вместе: каждый должен стать внимательнее и бережнее к природе.
3. Мы хотим объединить в одно движение всех, кто не может быть равнодушным сам и увлечет своим примером других.
4. Так и возник образ нашего логотипа:
- зеленый лист(лес, растения, природа)
- капелька голубой росы (чистая вода, здоровье)
- желтый ободок (защита солнцем, тепло, уют)
- надпись (призыв, необходимость помощи)
-оранжевый ободок (только вместе с нами природе будет хорошо, а значит и каждому из нас будет хорошо).

     ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРИРОДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ:
1. "Начни с себя" акция по очистке территории около дома, школы, игровой площадке.
2. "Если вместе мы возьмемся" субботник или день чистоты (можно привести в чистое состояние одно место, где требуется помощь природе в данный момент).
3. "Неделя добрых дел" оказание природе посильной помощи, посадки, подвязки, развешивание кормушек, сбор мусора...
4. "Лесовичок" посещение клуба любителей и знатоков природы. мы его посещаем уже третий год. Узнаем много нового, интересного, полезного.
5. "Пульс" детская редакция издает статьи, исследования, творческие работы о природе, фотоконкурсы, заостряет внимание на острых проблемах в природе для местного населения.
6. "Я вижу природу такой" конкурс рисунков по сезонам.
7. "Сделай первый шаг" акция, выйти на один участок и сделать полезное дело (поставить урны и собрать мусор в нее, сделать скамейку у ручья, посадить дерево...)

8. "Самый-самый чистюля" конкурс команд, групп, классов, улиц...
9. "Звонкий ручей" акция весенняя, когда ручьи бегут к природной зоне, а на их пути свалка или препятствие... Пройти по пути ручья и очистить территорию.
10. "Хрупкая веточка" акция весенняя. собрать осыпавшиеся ветки, перевязать надломленные, посадить дерево.
11. "Светлая полянка" акция, проводится осенью, зимой по возможности, весной (собрать мусор, повесить скворечник или кормушку, провести конкурс о природных особенностях данного места, поиграть...)
12. "Настоящие друзья" доска почета для самых верных друзей природы, самый чистых уголков природы, двориков, парковых зон.
13. "SOS" оформление и распространение газет, вывесок, листовок, в которых рассказывается о проблеме в природе нашего поселка, отдельной улицы или зоны .

    Составление буклета «Природа и мусор- проблема или безразличие?»

«Как помочь природе?» 

         ПРОЕКТ      «ПРИРОДЕ НУЖЕН НАДЕЖНЫЙ ДРУГ!»

Весенняя «Неделя добра», проведенная на территории нашего лицея

                                        (май 2013г.) по плану мероприятий на 2012-2013 уч.год:

1. Конкурс рисунков и проектов  "Я вижу природу такой"

2. "SOS" оформление и распространение газет, вывесок, листовок.

Нам хочется, чтобы люди видели и ценили красоту природы!!!!

Пусть все помнят о том, что природе нужна наша помощь и защита!!!

3. Весенняя акция  "Хрупкая веточка".

Чтобы деревья и кустарники радовали нас своей зеленью, цветами и плодами, мы собрали сухие ветви, подвязали и перевязали надломленные веточки.

4. Весенняя акция  "Светлая полянка".

Пусть полянки будут только для прогулок и игры!!! Мы собрали мусор около территории лицея.

5. "Сделай первый шаг" акция: выйти на один участок и сделать полезное дело.

Мы высадили молодые кустики на очищенной нами полянке.

Маленькие растения – как дети!!! За ними нужен уход.

 Теперь каждый день мы будем проведывать

 наших зеленых питомцев!!!!

    6. "Если вместе мы возьмемся» субботник или день чистоты. Мы очень любим создавать из груды ненужного пластика творческие произведения (строим космические ракеты для участия в региональном проекте «Я-космический конструктор 2 и 3» апрель 2012 - апрель 2013 годов (диплом лауреатов 2012, 2013г.).У нас уже много друзей появилось в лицее и в других школах.  Мы рассказали об этом в районной газете.  

    7. "Начни с себя" акция по очистке территории около дома, школы, игровой площадке.

     8. "Лесовичок" посещение клуба любителей и знатоков природы.    Провели в марте 2013 года исследование по теме «Богатство природы Муромцевского района: почему наша природа привлекает к себе людей со всего мира?»          

      В апреле 2013 года мы приняли участие в экологическом региональном телекоммуникационном проекте о жизни белки «Забавное животное» (диплом 1 степени, команда 4 человека).

 Было несколько этапов заданий познавательной, творческой и исследовательской направленности. 9. "Настоящие друзья" доска почета.

      Данная работа нами представлена на региональном уровне в мае 2013 года (телекоммуникационный проект «Зеленый дом – природа»).  

          «Мы потрудились на славу!

      Не просим за это награду!»

 «Пусть правит миром доброта!

      Пусть правит миром красота!»

      Добрые и полезные дела пусть послужат примером другим!

А мы еще не раз совершим маленький шаг навстречу большому делу – сохранению природы родного края!

Присоединяйтесь!        

_________________________________________________________________----


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

проект «Предметная неделя как средство повышения мотивации и развития познавательных интересов младших школьников»

Данная предметная неделя даёт возможность для дальнейшего изучения космоса, вселенной. Тема вызывает интерес, способствует повышению мотивации и развитию познавательных интересов  младших школьни...

" Дидактические игры как способ развития познавательных интересов младших школьников" ( описание педагогического опыта)

Главная идея представляемого педагогического опыта состоит в том, что раскрытие социокультурного потенциала игровых технологий начального общего образования и системное их использование в учебно - вос...

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...

Выступление на ШМО учителей начальных классов. Развитие познавательных интересов младших школьников. Применение игровых технологий. (обобщение опыта)

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка.Это предполага...