Конспект урока по окружающему миру "Нет в России семьи такой", УМК "Перспектива", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Михайленко Яна Викторовна

      Предметные:

  • Знать: какую роль играет семейная память- основа исторической памяти народа;
  • Уметь: находить аргументы и делать выводы.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.2020

Школа: МБОУ "Беловская сош"

Класс: 4

Кабинет:

                                ФИО учителя: Черных Н.Н.

                                 ФИ студента: Михайленко Яна

                                      ФИО методиста: Мухина И.Г.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: "Нет в России семьи такой… "

      Цели деятельности учителя: формирование представлений о значимости семейной памяти- основе исторической памяти народа.

Задачи по ВКР: формирование познавательных УУД через исследовательскую деятельность (работа со словарем, аргументация, анализ текста: поиск и выделение необходимой информации ).

      Предметные:

  • Знать: какую роль играет семейная память- основа исторической памяти народа;
  • Уметь: находить аргументы и делать выводы.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

      Тип урока: урок открытия нового знания.

      Оборудование: презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал, учебник по окружающему миру 4 класс 2 часть УМК "Перспектива"

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1 мин

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Ребята, сделайте свои руки лодочкой и возьмите с собой на урок все необходимые качества.

Я начну: «Я возьму с собой на урок внимательность». Продолжайте

-Хорошо. Возьмем все необходимые качества и можем начинать наш урок.

Здороваются

Садятся на места

Настраиваются на урок

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Практический: самостоятельная работа

Словесный: учебный диалог

Практический: работа у доски

Словесный: учебный диалог

5-7 мин

-Ребята, какую большую темы мы сейчас проходим?

-Предлагаю вам проверить ваши знания по уже изученным темам.

А1. Когда началась Великая Отечественная война?

  1. в 1939г. 3) в 1945г.
  2. в 1941г. 4) в 1922г.

А2.Какая страна напала на нашу страну в 1941г.?

  1. Германия 3) Япония
  2. Франция 4) Монголия

А3.Какой город находился в блокаде 900 дней?

  1. Москва 3) Курск
  2. Сталинград 4) Ленинград

А4.Когда мы празднуем День Победы?

  1. 22 июня 3) 23 февраля
  2. 9 мая 4) 12 июня

-Проверьте себя по эталону. Оцените свою деятельность.

-Мои помощники подготовили выразительное чтение стихотворения Эдуарда Асадова, давайте послушаем.

-Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне:

Приятели, книжки, московские споры –

Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…

Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудия, как стадо слонов,

И где-то по - мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры –

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поешь

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

-Скажите, что это за послание?

-Как вы думаете, от куда это письмо?

-Да ребята. Это письмо с фронта именно так и называется это стихотворение.

-Как вы думаете, кому оно адресовано?

-А в нашей стране много ли таких семей, в которых кто-то воевал или трудился в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.?

-Послушайте песню «Вечный огонь» и скажите, какие слова из песни стали названием темы нашего урока?

Мы изучаем Великую Отечественную войну

А1. - 2) 1941г. А3. – 4) Ленинград

А2. – 1) Германия А4. – 2) 9 мая

Оценивают свою деятельность

Два ученика читают стихотворение у доски

Письмо

С фронта

Высказывают свое мнение

Нет в России семьи такой…

Р: формировать умение выполнять учебное задание; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: работа с экраном

4 мин

 -Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели перед сбой поставим?

Нет в России семьи такой

-узнать о значимости семейной памяти- основе исторической памяти народа.

 Р: ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Практический: работа со словарем

Словесный: учебный диалог

Наглядный: работа с презентацией

Практический: работа с учебником

 15 мин

- Скажите, а у вас в семьях рассказывают о тех далеких и трудных временах?

-Может у вас в семье были, есть родственники, которые воевали или трудились во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г.?

-Это и будет вашим домашним заданием. Вам нужно подготовить сообщения о своих бабушках, дедушках, которые воевали или трудились во время Великой Отечественной войны, принести фотографии (портреты, наградные знаки, письма и т.д.)

-Вы обратили внимание, что я подготовила выставку ваших рисунков в память о тех годах. После урока ее можно будет рассмотреть подробнее.

-Для чего мы рисуем и храним фотографии о войне?

-Какими еще способами можно сохранить и передать нашу память и уважение к погибшим героям, ветеранам ВОВ?

(на экране слова- помощники)

-Значение всех ли слов вам понятно?

-Поделитесь на группы. Найдите значение этих слов в словаре Ожегова. На работу даю две минуты.

-Скажите, в нашем поселке есть памятник героям ВОВ?

-А как вы думаете, как общались между собой те, кто находился далеко от дома , и те кто ждал возвращения бойцов с фронта?

-Какую возможность общаться с близкими вы имеете в наше время?

-А в то военное время единственной ниточкой, связывающей родных людей, были письма – треугольники, посмотрите на фотографию

http://img-fotki.yandex.ru/get/55/soviet.d/0_439e3_f7c1993b_L.jpghttp://malutka63.ru/wp-content/uploads/2011/05/pismo_1.jpg

-Представьте, как ждали эти треугольники люди, разлученные войной на четыре долгих года.

-Давайте, мысленно откроем один треугольник и прочитаем, что написал, в этом письме фронтовик своей семье. Откройте учебники на странице 90-91, давайте прочитаем вслух.

-Я вижу, что вы устали, давайте немного отдохнем

Видеофрагмент

Высказывают свое мнение

Записывают домашнее задание

Это наша память

Устанавливают памятники, обелиски, воздвигают монументы, мемориалы

Работают в группах, находят значения слов

1. Памятник - Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-чего-н.

Сохранившийся предмет культуры прошлого.

2. Обелиск-Памятник, сооружение в виде суживающегося кверху гранёного каменного столба.

3. Монумент -  сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц.

4. Мемориал -Мемориальное архитектурное сооружение, мемориальный комплекс

Да, мы ходим к нему 9 мая

Письмами

Телефон, интернет

Рассматривают фотографии

Читают по цепочке текст учебника

К: участвовать в обсуждениях

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тестовой форме

К: участвовать в обсуждениях

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

V. Первичное закрепление

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

7мин

-Давайте подумаем, только ли о своем личном благополучии заботились люди в войну? Почему фронтовик написал в письме к своим детям такую фразу: «Я рад, что мне приходится защищать тысячи вас…»? Сделайте вывод и приведите аргументы (доказательство)

-Хорошо. Что принесло фронтовику радость, о которой он пишет в ответном письме детям? Подтвердите это текстом.

 

Высказывают свое мнение

Он рад, что его дети находятся далеко от того, что значительно сильнее простуды, злее мороза. Рад, что ему приходится защищать тысячи вас…

К: участвовать в обсуждениях, работая в группе; стремиться договариваться, приходить к общему решению

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

 

4 мин

 -Сейчас вы поработаете самостоятельно. Вам нужно поработать с текстом учебника на странице 86-87 и ответить на вопросы:

1. Кого во время войны называли беженцами?

2.Почему эвакуированные дети были похожи на старичков?

-На работу даю 2 минуты.

-Итак, давайте проверим. Кто желает ответить на первый вопрос?

-Есть какие- то дополнения к ответу?

-Кто желает ответить на второй вопрос? Есть какие- то дополнения?

Читают текст самостоятельно, находят ответы на вопрос

1.Беженцы- люди, которые бежали от войны.

2.Они были похожи на старичков, потому что за свою короткую, уже недетскую жизнь успели так много повидать.

Отвечают на вопросы и дополняют друг друга

П: ориентироваться в своей системе знаний

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: оформление обложки для детских книг, работа в группах

5 мин

-Итак, мы подошли к нашему творческому заданию, которое будете выполнять в группах.

-Вы прочитали материал, в котором говорится, как Ирина Николаевна Алексеева рисовала книжки- малышки для детей, которые были похожи на старичков, рассмотрели картинки.

-Теперь я предлагаю вам выполнить такое задание: вам нужно на листах, которые лежат на партах, придумать и оформить обложку для книжки- малышки. Подумайте, что бы вы поместили в такую книжку (это могут быть картинки, смешные стишки и т.д.). На работу даю 3 минуты. Потом вы всей группой выступите у доски перед своими одноклассниками.

-Итак, я вижу, что вы закончили, давайте представим ваши работы. Первую группу попрошу выйти к доске и рассказать вашу идею. Все остальные внимательно слушают и могут задавать вопросы.

-Попрошу выйти к доске вторую группу и т.д.

Работают в группах

Придумывают оформление обложки для книжки- малышки

Представляют свои работы

П: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

 III. Рефлексия деятельности  

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с раздаточным материалом

 4 мин

-Наш урок подошел к концу, вы большие молодцы, мы сделали большую работу.

-Скажите, как звучала тема нашего урока?

-Какие цели перед собой ставили?

-Достигли поставленных целей?

-Я раздала вам мишени, на которых вы должны поставить себе баллы в соответствии с вашей деятельностью

-Сколько баллов вы себе поставили?

-Вам понравилось наше занятие?

-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этой работой. Спасибо за урок.

Нет в России семьи такой

-узнать о значимости семейной памяти- основе исторической памяти народа.

Да

Оценивают вою деятельность.

Высказывают свое мнение

Л: ориентация на понимание предложений и оценок учителем; понимания причин успеха в учёбе

Р: научиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы" 1 класс

Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Что такое экономика" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Что такое экономика" 2 класс...

Конспект урока по окружающего мира на тему "Кто такие птицы?" 1 класс

Конспект урока по окружающего мира на тему "Кто такие птицы?" для 1 класса по программе "Школа России" ....