Методическая разработка урока по окружающему миру "Природное явление- радуга"
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс)

Матвеева Марина Ивановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_issledovanie_raduga.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Природное явление – радуга»

Цель урока: создать условия для формирования представлений о природном явлении - радуга, условиях её появления.

Планируемые результаты

Личностные:

1. Интерес к изучению явлений природы

2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"

3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Метапредметные

Регулятивные:

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Познавательные:

1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация, и др.), проводить опыты.

3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Предметные:

1. Узнать, как образуется радуга.

2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

3. Запомнить последовательность цветов радуги.

Основные методы:

-проблемно-исследовательский;

-деятельностный.

Ход урока

1.Актуализация знаний, мотивация

- Сегодня у нас интересный и красивый урок. Нам предстоит сделать очень важное открытие.

- Кто готов заглянуть в глубины науки, открыть одну из её тайн?

– Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о чём идёт речь?

1) Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

 - О чём мы будем говорить на уроке! Да, ребята. Вы догадались мы сегодня с вами поговорим? (О радуге)

–– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Ответить на вопрос: «Что такое радуга?»)
Сегодня вы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется,  почему она разноцветная и кто является строителями радуги.

2. Исследование в малых группах № 1.

Каждой группе предлается текст:

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался радугой - одним из самых красивых явлений природы.

-Что же означает слово «РАДУГА»? Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.        

Это природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

«Строят» радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

-А почему радуга разноцветная?

 Солнечный свет кажется нам белым.  Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет проходит через капельки воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга. Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных  линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой  спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате  распада луча света, проходящего через капельки дождя. Другими словами можно сказать, что лучи солнца отражаются в капельках дождя. Так образуется радуга.

После прочтения дети должны ответить на вопросы:

-При каких условиях появляется радуга?

-Почему радуга разноцветная

3. Обмен информацией.

Каждая группа рассказывает, к каким выводам они пришли, ответив на поставленные в задании вопросы.

4. Исследование в группах № 2  

- А вы хотите увидеть радугу сейчас?

Следуя инструкциям, проделайте опыты.

         Опыт № 1. «Получение радуги в домашних условиях»

1.Поставьте стакан с гранями, наполненный водой, на белый лист бумаги, так чтобы луч солнца проходил через него.

2.Что видите на бумаге? Сделайте вывод, что заменил стакан?

        Опыт № 2. Сложение спектральных цветов.

1.Возьмите круг, нарисуйте на нем  все цвета радуги, насадите этот круг на ось (зубочистку) и начните быстро его вращать.

2.Что заметили? (Из разноцветного круг станет одноцветным, цвета при вращении смешались, слились). Сделайте вывод.

5. Обмен информацией.

Каждая группа рассказывает, что наблюдали и к каким выводам пришли.

6. Обобщение, рефлексия

-Ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы? К каким выводам пришли?

На доске появляется формула: радуга= капелька воды (призма)+луч солнца

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

1 -У радуги 7 цветов?

2 - В радуге есть коричневый цвет?

3- Строители радуги – тучи и дождь?

4 -Строители радуги – солнце и дождь?

5- Урок был полезен и понятен?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Побываем в гостях..." А.А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс.

На уроке третьеклассники знакомятся с видовым разнообразием жилищ, возводимыми народами России в разные времена....