Технологическая карта урока "Природные зоны России. В жаркой пустыне."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Тарасова Татьяна Вениаминовна

Технологическая карта к уроку "Природные зоны России. В жаркой пустыни" поможет организовать урок по ФГОС, работающим по  УМК «Перспектива». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheska_karta_okruzhayushchiy_mir.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику
«Окружающий мир  4 класс».
Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива»

Тарасова Т.В.

Тема

Природные зоны России.  В жаркой пустыне.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель урока

Сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни.

Задачи урока

1.Актуализировать знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России.
2.Сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни.
3.Организовать работу в группах.
4.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира  от тепла и влаги.
5.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • Учебник  «Окружающий мир» 4 класс (авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая),
  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир»  4класс (авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая),
  • Электронное приложение к учебнику,
  • Аудиозапись песни «Учкудук».
  • Задания на карточках для индивидуального опроса.
  • Презентация.
  • Мультимедийный проектор.
  • Методическое пособие Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой  («Перспектива»).
  • Листы для самооценивания, гербарий, сигнальчики, справочная литература

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

 

Этап урока.

Цель этапа:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД.

1.Организационный момент.

Активизация учащихся. Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу.
 

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности. Контролирует готовность к уроку.

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Регулятивные:

контроль

 - Личностные:

самоопределение к деятельности. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.  Актуализация знаний.

Вспомнить изученный ранее материал о природных зонах.

Организует работу в группах.

Детям раздаются тексты с описанием природных зон.

Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и определение природной зоны. (вербальные средства)

1 группа - «Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники»; (Тундра)
2 группа - « Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона)
3 группа - «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники»; (Арктические пустыни)
4 группа-  «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» (Степи)

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: воспринимать основной смысл познавательных текстов, выделять существенную информацию;

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений.

Регулятивные: контроль

   

3.Самоопределение к деятельности.

Определение темы урока. Постановка цели  урока.

 Организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

Организует работу в группах, обеспечивает

контроль за выполнением

задания.

Игра «Что где растёт?»

В группе обсуждают и помещают карточки с изображением растений на той части доски, в какой зоне они произрастают. (наглядные средства)

Оценивают правильность выполнения заданий.

Выходят на тему урока:

-исследовать природную зону пустынь, растительный, животный мир.
-узнать особенности природной зоны пустынь.

Составляют план изучения природной зоны – пустыни. (наглядные средства)

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи. Постановка задач, планирование действий, осуществлять контроль.

Познавательные: анализировать, сравнивать, выдвигать предположения и обосновывать их, самостоятельно находить способы решения проблем.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме;  построение монологических высказываний.

4. Работа по теме урока. Первичное усвоение новых знаний.

Определить географическое положение, зависимость климатических условий от тепла и влаги.
Узнать особенности растительного и животного мира.

Демонстрирует аудиозапись песни «Учкудук».

Координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации.  Обеспечивает

контроль

за выполнением

задания.

Слушают песню.

Выделяют признаки пустыни.

(технические средства)

Работают в группах.

Находят необходимую информацию в различных источниках: учебнике, рабочей тетради, атласом, картами, словарем, энциклопедиями, (вербальные средства) гербариями (натуральные средства), своими знаниями.

Изучают природную зону по плану:

 1. Географическое положение.
2.Климат;
3.Растительность;
4.Животный мир;

Формулировать ответы на вопросы.

Личностные: выражать своё отношение к услышанному.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  выполнять учебное задание в соответствии с планом.
Осуществлять контроль.

Познавательные: поиск и преобразование информации, установление причинно-следственных связей, осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме;  сотрудничество в группе,  инициативное сотрудничество в поиске информации.

5. Закрепление изученного материала.

Учиться узнавать характерные признаки пустыни на основе самоконтроля.

Читает высказывания:

1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.
2.Зона пустынь сменяет зону степей.
3.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности.
4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды.
5.Корни верблюжьей на глубину почти 20 метров добывая влагу.

Обеспечивает

контроль

за выполнением

задания.

Учащиеся слушают задание и если согласны – поднимают зеленый сигнал, если слышат хоть небольшое несоответствие – поднимают красный сигнал.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6. Рефлексия деятельности.

Подведение итогов урока.

 Подвести итог проделанной работе на уроке.

Сделать вывод по уроку. Оценить свою активность на уроке.

Организует фронтальную работу. Задаёт вопрос: все ли учебные задания решены?

Отвечают на вопрос. Оценивают себя по критериям:
-я знаю особенности природной зоны пустыни;
- я знаю особенности природной зоны пустыни и могу объяснить причины;
-я знаю особенности природной зоны пустыни, могу объяснить причины и научить другого;

Делают вывод по теме урока.

Оценивают свою активность на уроке.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самооценка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка.

Разъясняет методику выполнения домашнего задания. Использование дифференцированного подхода к обучению учащимся.

Выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Прогностическая самооценка.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны России. Степи и пустыни»

Тема: «Природные зоны России. Степи и пустыни». Проектная деятельность на уроке....

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс "Пустыни"

Технологическая карта  "Пустыни" 4 класс...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Животные жарких стран».

Задачи:Коррекционно-образовательные:- расширять и закреплять знания о животных, живущих в жарких странах;- закреплять умение описывать животных, находить сходства и различия между ними;- закреплять на...

Технологическая карта урока изобразительное искусство "Города в пустыне" 4 класс, УМК "Неменский"

Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, создание условий для развития интереса к истокам искусства Востока. Дидактические:Развивать знания о красоте городов в пустыне;Позн...

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс Пустыни (Школа России)

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс по теме:  ПустыниУМК Школа России....