Интеллектуальная игра "Знатоки окружающего мира". 3-4 кл.
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс)
Игра способствует закреплению и обобщению знаний по окружающему миру, расширению кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_okruzhayushchego_mira.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра "Знатоки окружающего мира"
Цель: организация деятельности учащихся по применению ранее полученных знаний в ходе игры.
Задачи: предоставить возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал; содействовать развитию у детей умения общаться и работать коллективно; воспитывать любовь, гуманное отношение к природе.
Формируемые УУД:
познавательные УУД
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
регулятивные УУД
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- оценивать результаты деятельности;
личностные УУД
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Оборудование: плакаты, рисунки, карточки с заданиями, фонограмма музыки, презентация игры.
Ход игры:
- Оргмомент. Создание положительного эмоционального фона.
- Приветствие команд.
- I раунд «Дальше, дальше…»
(Команды по очереди отвечают на вопросы в течение 1 мин. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
- Животное, строящее на реке плотину. (Бобёр)
- Крупная река в Сибири, в названии которой три буквы, но 2 звука. (Обь)
- Сколько рек в России? (более 2 миллионов)
- Крупная река в Сибири с женским именем. (Лена)
- Где в природе содержится сахар? (В растениях)
- Что называют невидимым сокровищем? (Воздух)
- Верхний плодородный слой земли? (Почва)
- Их называют удивительными «поварами». (Растения)
- Часть океана, вдающаяся в сушу. (Море)
- Океан, разделяющий Африку и Австралию. (Индийский)
- Участок суши, окружённый со всех сторон водой. ( Остров)
- Что такое суховей? (Горячий, сухой ветер)
- На какой реке находится Санкт-Петербург? (Нева)
- На какой реке находится столица России? (Москва)
- Чем обогащают растения воздух? (кислородом)
- Самое солёное море на Земле. (Мёртвое)
- Эверест – самая высокая … в мире. (Гора)
- Какие горы нашей страны включены в Список Всемирного природного наследия? (Алтай)
- Какое животное среди грызунов рекордсмен по прыжкам? (тушканчик)
- Как называются валы из песка? (Барханы)
- II раунд «Кто быстрее»
(Команды получают 3 карточки с заданиями, в которых надо становить соответствие. Команда, справившаяся быстрее другой, получает 5 баллов.)
Карточка 1
- северный олень а) степная птица
- белый медведь б) грызун
- рысь в) обитает в Арктике
- саранча г) «корабль пустыни»
- кит д) питается ягелем
- верблюд е) насекомое
- снежный барс ж) на ушах кисточки
- дрофа з) живёт в горах
- суслик и) его детёныш весит 5 т
карточка 2
Соотнеси природную зону и природные явления, характерные для неё:
1. пустыня а) суховей
2. тундра б) метель
в) пурга
г) пылевая буря
д) северное сияние
е) мираж
карточка 3
Распредели растения и животные в природные сообщества:
а) луг б) болото
Комар, пчела, рогоз, камыш, кузнечик, лягушка, мох, ромашка, бабочка, клевер, цапля.
- III раунд «Лото» (На табло размещены названия секторов с номерами. Каждая команда по очереди выбирает сектор и номер задания.)
Самые, самые…(За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
- Самая высокая гора в России и в Европе? (Эльбрус)
- Какая самая большая страна мира? (Россия)
- Самое большое по площади озеро в мире? (Каспийское море)
- Самое глубокое озеро России (и всего мира) (Байкал)
- Какую птицу называют степным великаном? (дрофа)
- Самое большое по площади пресное озеро в Европе? (Ладожское)
- Самое маленькое из морей Северного Ледовитого океана. (Белое)
- Самые высокие горы России. (Кавказские)
- Самое мелкое на Земле море? (Азовское)
- Самый большой остров России. (Сахалин)
Почемучка (За каждый правильный ответ начисляется 2 балла)
- Почему в тундре летом образуется много болот и озёр? (Слой многолетней мерзлоты не пропускает дождевую и талую воду вглубь)
- Почему за стадом оленей следуют волки? (Они охотятся на больных, отбившихся от стада животных)
- Почему ковыль и типчак переносят даже самую сильную засуху? (У них очень узкие листья, которые испаряют мало влаги)
- Почему верблюжья колючка даже в самую сильную жару ярко-зелёная? ( Её корни проникают на 20 м глубину и оттуда добывают воду)
- Почему море Уэдделла называют «ледяным мешком»? (В нём всегда много айсбергов)
- Зачем изделия из глины обжигают в специальных печах? (Чтобы они стали твёрдыми)
- Почему М. И. Кутузов принял решение отдать Москву французам и отступить? (Чтобы спасти вторую половину армии, т. к. русская армия уже потеряла половину бойцов).
Общество (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
- Какой устойчивый признак отличает один народ от другого? (Родной язык)
- Сколько государств-соседей имеет наша страна? (18)
- Линия, которая определяет пределы государственной территории. (Граница)
- Какой важный документ получает каждый гражданин России в 14 лет? (паспорт)
- Основной закон нашей страны (Конституция РФ)
- С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? (18 лет)
- Кто является главой государственной власти в России? (Президент)
История России (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
- Какого князя пригласили править Древней Русью. (Рюрик)
- Какому событию посвящено стихотворение?
Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья. (Куликовская битва)
- Какому событию посвящено стихотворение?
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Битва на Чудском озере)
- Как назывался торговый путь через земли Древней Руси? (Путь «из варяг в греки»)
- Что называют живым голосом Древней Руси? (Берестяные грамоты)
- За что князя Ярослава прозвали Мудрым? (Он знал 5 иностранных языков)
- Кто собрал народное ополчение для освобождения Москвы от польских захватчиков? (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)
- Через какие горы совершила переход российская армия под командованием Суворова? (Через Альпы)
Галерея (За каждый правильный ответ начисляются 2 балла)
Команды должны назвать фамилию выдающегося деятеля, чей портрет им предложен)
- Великий князь, правнук Рюрика, своих 12 сыновей рассадил по городам Руси, крестил Русь. (Князь Владимир)
- Он отказался подписать грамоту польскому королю, не подчинился боярам-изменникам и за это его заключили в темницу и уморили голодом. (Патриарх Гермоген)
- Мудрый военачальник, был настоящим отцом своим солдатам, написал учебник под названием «Наука побеждать». (А. В. Суворов)
- Он не проиграл ни одного из 43 военных походов, в которых участвовал, и не потерял ни одного корабля. На греческом острове Корфу ему воздвигли памятник. (Ф. Ф. Ушаков)
- Его называли Великим. Это первый император России. При нем начал зарождаться русский флот, Россия получила выход в Балтийское море. (Пётр I)
- Великий российский учёный, призывал осваивать Сибирь, создал первую в России научную химическую лабораторию, стал инициатором основания Московского университета. (М. Ломоносов)
Полезные ископаемые (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
- Какое полезное ископаемое образовалось в недрах Земли из остатков древних растений? (Уголь)
- Главное свойство гранита? (Прочность)
- От чего надо оберегать залежи торфа? (От пожара)
- В какой республике России добывают золото и алмазы? (Республика Саха)
- В каких горах издавна добывали малахит? (Уральские горы)
Солнечная система (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
- Из чего состоят кольца вокруг Сатурна? (Из камней и глыб)
- Как называется спутник Земли. (Луна)
- Какое направление показывает Полярная звезда? (На север)
- Группа звёзд, занимающая определённый участок неба. (Созвездие)
- Самая ближайшая к нам звезда. (Солнце)
- Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
Природа
- Какому животному клыки помогают добывать себе пищу – морских моллюсков? (морж )
- Какого животного называют хозяином Арктической зоны? (Белый медведь)
- Какая удивительная способность есть у ящерицы-круглоголовки? (В момент опасности она почти мгновенно зарывается в песок)
- Какой ёж живёт в пустыне? (Ушастый еж)
- Какой жук питается улитками? (Жужелица кавказская)
- Кто строит каменные гнёзда? (Пчела-каменщица)
- Птица, выводящая птенцов зимой. (Клёст)
- Птица, помогающая сажать дубовые леса. (Сойка)
По родным просторам (За каждый правильный ответ начисляется 1 балл)
- Какие горы в старину называли каменным поясом земли Русской? (Уральские горы)
- Вулканы какого полуострова включены в Список Всемирного природного наследия? (Камчатка)
- Главная река Дальнего Востока (Амур)
- Какую республику России называют озёрным краем? (Карелия, где свыше 40000 озёр)
- В какой пустыне всегда холодно? (В Арктической пустыне)
- Какой остров называют «родильным домом» белых медведей? (о. Врангеля)
- Какую природную зону называют царством трав? (степь)
- В какой природной зоне берёзы по колено и толщиной с карандаш? (В тундре)
6. Рефлексия
- Подведение итогов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный марафон по окружающему миру
Интеллектуальный марафон по окружающему миру включает следующие мероприятия: Интеллектуальная игра «Три стихии», 3 класс КВН «Природа вокруг нас», 2 класс. КВН «Дом, в котором мы живём», 4 класс....
Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса
Разработка и презентация к интеллектуальной игре по окружающему мируЦель игры: формирование познавательного интереса к окружающему миру...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» окружающий мир для учащихся 2-4 классов
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»Предмет: окружающий мир Возраст: для учащихся 2-4 классовУМК: любойЦель:углубление и обобщение знаний детей о многообразии животного м...
Интеллектуальная игра по окружающему миру.
1-2 КЛАССЫЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ?(конкурсная программа)Цель: обобщить знания детей о животных, развивать внимание, речь, умение работать сообща, воспитывать дружеские отношения в колле...
Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру
Задания для интеллектуального марафона по русскому языку, литературе, математике,окружающему миру...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру. 1 класс Интеллектуальная игра "Самый умный"
Данное мероприятие проводится в 1 классе по темам уроков, изученных по окружающему миру. Автор А.А.Плешаков УМК "Школа России"...
Интеллектуальная игра по окружающему миру «Знатоки природы»
Интеллектуальная игра по окружающему миру ...