Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с ОВЗ (вариант 7.2) .Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Жерикова Евгения Александровна

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_7.2_-_zherikova_e.a.docx65.52 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский язык»

(вариант 7.2)

обучающегося 3 класса

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Адаптированная рабочая программа  по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа (ПрАООП) начального общего образования детей с задержкой психического развития от 08.08.2014
5. Составлена в соответствии с требованиями примерной адаптированной основной образовательной программы и авторских программ В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» («Школа России».) Сборника рабочих программ 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2014 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. Части 1,2. Москва, Просвещение, 2018

Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР  -  обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

• принцип сотрудничества с семьей.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР

Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме.

Содержание программы  полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому изменения в программу не внесены.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи co всеми учебными предметами, особенно c литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается c обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет уровень овладения предметными результатами. Базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) – является обязательным для всех обучающихся с задержкой психического развития.

Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

  1. осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  6. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
  11. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  12. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  13. владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
  14. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты по русскому языку для учащихся с ОВЗ ( вариант 7.2) должны отражать:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
  3. овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
  1. овладение основами грамотного письма;
  2. овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
  3. формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

В результате изучения русского языка в 3 классе дети научатся:

  • понимать, что предложение — это основная единица речи;

• понимать термины «повествовательные предложению», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки)

• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

• различать словосочетание и предложение;

• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога; • называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова:

• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

• понимать влияние ударения на смысл слова;

• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Третьеклассники получат возможность научиться:

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (до 50 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
  • писать под диктовку текст не более 40-50 слов, писать изложение текста; словарные диктанты – 10 слов.

• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число.падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

• изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации; . вычленять в предложении основу и словосочетания;

• производить элементарный синтаксический разбор предложения;

• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

• определять тип текста;

• писать изложение и сочинение (до 50 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся начальной школы с ЗПР по русскому языку:

«5» - допущены 1 негрубая ошибка или 1-2 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно

«4» - допущены 1-2 орфографические ошибки, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно, но допущены 1-2 исправления

«3»- допущены 3-5 орфографических ошибок, 3-4 пунктуационных, 4-5 дисграфических. Допущены 1-2 исправления

«2»- допущено более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Классификация ошибок
Ошибкой в диктанте следует 
считать
-нарушение правил орфографии при написании слов; 
-пропуск и искажение букв в словах; 
-замену слов; 
-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

За ошибку в диктанте не считаются: 
- ошибки на те разделы, орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; 
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла. 
За одну ошибку в диктанте считаются: 
-два исправления; 
-две пунктуационные ошибки; 
-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды 
написано в конце «ы»). 
Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку; 
-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной 
орфографической ошибке. 
Негрубыми ошибками считается: 
-повторение одной и той же буквы в слове; 
-недописанное слово; 
-перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; 
-дважды записанное одно и то же слово в предложении; 
-3 негрубые ошибки = 1 ошибке. 
Однотипные ошибки: 
-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку; 
-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл. 
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с ЗПР с указанием вида речевого нарушения: 
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза: 
• пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка); 
• перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила); 
• недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); 
• наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); 
• искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька); 
• слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене); 
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо.знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»; 
• замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы); 
• нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю). 
2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта: 
• смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и- у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка). 
3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: 
• аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);

• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель».

3.МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучения предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использование разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.

3 КЛАСС (136 ч.)

Язык и речь (2 ч.)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (10 ч.)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи (16 ч.)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова (15 ч.)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (15ч.)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).

Имя существительное (27 ч.)

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное (16 ч.)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Местоимение (4 ч.)

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол (21 ч.)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение (12 ч.)

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

1.

Язык и речь

2

2.

Текст. Предложение. Словосочетание

10

к\списывание №1

3.

Слово в языке и речи

16

4.

Состав слова

15

к\диктант №1

5.

Правописание частей слова

15

к\диктант №2

6.

Имя существительное

27

к\списывание №2

7.

Имя прилагательное

16

к\диктант №3

8.

Местоимение

4

9.

Глагол

19

к\диктант №4

10.

Повторение

12

к\диктант №5

Итого:

136

7

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Сроки выполнения

Название разделов, тем уроков

Примечание

По плану

По

факту

Язык и речь. (2 ч.)

1.

Наша речь. Виды речи.

2.

Для чего нужен язык?

Текст. Предложение. Словосочетание (10 ч.)

3.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

4.

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

5.

Виды предложений по цели высказывания.

6.

Виды предложений по интонации.

7.

Главные и второстепенные члены предложения.

8.

Разбор предложения по членам

9.

Простое и сложное предложения.

10.

Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении.

11.

Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

12.

Контрольное списывание №1 по теме «Предложение»

Слово в языке и речи (16 ч.)

13

Слово и его лексическое значение.

14

Синонимы и антонимы.

15

Омонимы.

16

Слово и словосочетание.

17

Фразеологизмы.

18

Развитие речи. Обучающее изложение

19

Части речи.

20

Имя существительное. Местоимение. Предлог с именами существительными.

21

Имя прилагательное. Глагол.

22

Имя числительное.

23

Однокоренные слова

24

Звуки и буквы. Гласные звуки.

25

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу.

26

Правописание слов с парными согласными звуками

27

Разделительный мягкий знак (ь).

28

«Проверь себя» по теме «Слово в языке и речи

Состав слова (15 ч.)

29

Корень слова. Однокоренные слова

30

Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов.

31

Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

32

Формы слова. Окончание.

33

Нулевое окончание. Слова, которые не имеют окончания.

34

Контрольный диктант № 1 по теме «Состав слова».

35

Работа над ошибками. Приставка как значимая часть слова.

36

Слова с двумя приставками.

37

Суффикс как значимая часть слова.

38

Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.

39

Употребление в речи слов с суффиксами.

40

Основа слова. Разбор слова по составу.

41

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

42

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

43

«Проверь себя» по теме «Состав слова»

Правописание частей слова (15 ч.)

44

Правописание орфограмм в значимых частях слова.

45

Правописание слов с безударными гласными в корне.

46

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

47

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.

48

Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.

49

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

50

Правописание слов с парными по глухости—звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

51

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

52

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

53

Правописание слов с удвоенными согласными.

54

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.

55

Правописание суффиксов в словах.

Правописание суффикса -ок после шипящих.

56

Правописание приставок в словах.

57

Правописание приставок и предлогов в словах

58

Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание частей слова».

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (27 ч.)

59

Имя существительное.

60

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

61

Развитие речи. Работа с текстом В. Бочарникова «Мал да удал».

62

Собственные и нарицательные имена существительные.

63

Собственные и нарицательные имена существительные.

64

Проект «Тайна имени».

65

Число имён существительных

66

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

67

Род имён существительных

68

Определение рода имён существительных в начальной и других формах.

69

Имена существительные общего рода и иноязычного происхождения.

70

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

71

Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

72

Объяснительный диктант

73

Изменение имён существительных по падежам

74

Изменение имён существительных по падежам

75

Неизменяемые имена существительные

76

Именительный падеж имён существительных.

77

Родительный падеж имён существительных.

78

Дательный падеж имён существительных.

79

Винительный падеж имён существительных.

80

Именительный, родительный, винительный падежи. Сопоставление падежных форм.

81

Творительный падеж имён существительных.

82

Предложный падеж имён существительных

83

Развитие речи. Обучающее изложение текста повествовательного типа.

84

Все падежи. Начальная и косвенные формы имён существительных.

85

Контрольное списывание №2 по теме «Имя существительное»

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (16 ч.)

86

Имя прилагательное.

87

Связь имени прилагательного с именем существительным.

88

Роль имён прилагательных в тексте-описании.

89

Составление текста-описания в научном стиле.

90

Изменение имён прилагательных по родам

91

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

92

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

93

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

94

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

95

Число имён прилагательных. Сравнительное описание.

96

Падеж имён прилагательных

97

Начальная форма имени прилагательного.

98

Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор

99

Обучающее сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

100

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание родовых окончаний имени прилагательного»

101

Работа над ошибками. Повторение и обобщение

МЕСТОИМЕНИЕ (4 ч.)

102

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

103

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

104

Употребление личных местоимений

105

Развитие речи. Составление письма.

ГЛАГОЛ (19 ч.)

106

Глагол.

107

Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы-синонимы.

108

Значение и употребление глаголов в речи.

109

Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.

110

Начальная (неопределённая) форма глагола.

111

Неопределённая форма глагола.

112

Единственное и множественное число глаголов.

113

Изменение глаголов по числам.

114

Времена глаголов

115

Написание окончаний-ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

116

Изменение глаголов по временам.

117

Время и число глаголов.

118

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).

119

Род глаголов в прошедшем времени

120

Правописание частицыне с глаголами

121

Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов.

122-123

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

124

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание частицы не с глаголами»

ПОВТОРЕНИЕ (12ч.)

125

Работа над ошибками. Части речи.

126

Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «У Вечного огня».

127

Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное.

128

Имя числительное.

Имя существительное.

129

Предложение. Грамматический разбор предложения

130

Правописание слов с изученными орфограммами.

131

Однокоренные слова. Правописание имён собственных.

132

Развитие речи. Обучающее изложение

133

Повторение изученного материала

134

Повторение изученного материала.

135

Контрольный диктант № 5 по теме «Повторение»

136

Работа над ошибками. Повторение изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с ОВЗ (вариант 7.2) .Рабочая программа по литературному чтению

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с ОВЗ (вариант 7.2) .Рабочая программа по окружающему миру

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1). Рабочие программы по предметам составле...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (Интелектуальными нарушениями вариант 1)

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требовани...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования для обучающихся с умеренной,  тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и м...